рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовое планирование в организации

Таким образом, процесс финансового планирования проходит ряд этапов, начиная от определения финансовой стратегии и моделирования возможных ситуаций, с которыми может столкнуться организация, и достигая все большей и большей конкретизации показателей финансирования мероприятий по достижению поставленных организацией долгосрочных целей финансовой деятельности. Планирование является непрерывным, т.е. процесс циклически повторяется из года в год (приложение 1).

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. На каждом этапе процесса используются специфические методы финансового планирования.


2.2 Методы расчета показателей финансового плана

Существует достаточно обширный перечень методов финансового планирования, которые целесообразно разделить на две группы. Первая группа — методы расчета финансовых показателей. В практике финансового планирования применяются следующие методы [9, c. 205-206]:

1. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия, обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению. Этот метод применяется на первом этапе процесса финансового планирования и имеет следующие разновидности:

·  горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

·  вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

·  трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет;

·  факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

2. Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей. Данный метод может применяться как при текущем, так и при перспективном и оперативном планировании.

3. Метод балансовых расчетов используется для определения будущей потребности в финансовых средствах на основании прогноза поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе, позволяет увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них.

4. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

5. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. В некоторых источниках этот метод называют разработкой сценариев. Чаще всего этот метод используется на втором этапе процесса финансового планирования при составлении перспективных финансовых планов.

6. Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими. Моделирование — создание условного, упрощенного образа реального объекта, процесса исследования или управления, адекватно отображающего существенные для целей исследования свойства реального объекта. В данном случае модель записывается математическими символами и выражает функциональную взаимосвязь между значением финансового показателя и значением воздействующих на него факторов.

Однако на практике чаще всего применяется такой метод планирования как бюджетирование – производственно-финансовое планирование деятельности путём составления общего годового бюджета организации, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения их финансовых затрат и результатов.

Строго говоря, бюджетирование является комплексной управленческой технологией, финансового планирования, учёта, контроля доходов и расходов, тогда как предыдущие методы представляют собой в основном методы расчета показателей финансового плана. В мировой практике бюджетирование – это элемент менеджмента, ориентированный на управление организацией. Наличие процедуры бюджетирования является нормой для зарубежных компаний и в последние годы уже становится нормой в России.

Вышеперечисленные методы в зависимости от поставленных целей и имеющейся информации применяются на различных этапах процесса финансового планирования и позволяют количественно охарактеризовать величину и источники финансовых ресурсов, направления их расходования на плановый период.

В зависимости от периода осуществления планирования и поставленных целей выделяют перспективные, текущие и оперативные финансовые планы.


Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией

 

3.1 Перспективный финансовый план

Перспективное (стратегическое) планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы развития предприятия. Иногда данный вид планирования называют прогнозированием финансовой деятельности [15], однако это название полностью не отражает сущности перспективного планирования, которое помимо прогнозирования включает в себя разработку финансовой стратегии предприятия. Финансовая стратегия дает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика организации по конкретным направлениям финансовой деятельности. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Перспективное планирование охватывает период времени от одного года до трех лет.

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогнозов отчета о прибылях и убытках; бухгалтерского баланса; движения денежных средств, основная цель которых — оценка финансового состояния предприятия в перспективе.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. Для этого используются следующие методы [9, c. 216-217]:

Эвристические — основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка. Этот метод дает точную информацию о нуждах потребителей, однако не учитывает вероятность изменения рыночной конъюнктуры.

Анализ временных рядов — используется для учета временных колебаний объема продаж продукции. Включает метод экстраполяции — продлении существующей тенденции на будущие периоды, анализ сезонности — зависимость потребления продукции от времени года, анализ цикличности.

Эконометрические модели — с помощью этих моделей определяется степень влияния изменений внешней среды предприятия на размер продаж.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Также, при проведении прогнозного анализа прибыли широко применяется метод «издержки — объем — прибыль» или CVP-анализ. Иногда этот вид анализа называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении объема производства, при котором прибыль равна нулю, или, иначе, «точки безубыточности (самоокупаемости)». Объем производства можно найти по формуле [9, c. 218]:

, где

К — объем производства, при котором достигается безубыточность

FC — постоянные издержки

Р — цена продукции

VC — переменные издержки.

Пример статей, которые могут содержаться в прогнозном отчете о прибылях и убытках, приведен в приложении 2.

Прогноз баланса представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники формирования имущества (пассив) и имущество по составу и размещению (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций организации, прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса предприятия (Приложение 3, Приложение 4), так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. Соответственно, активы должны быть равны пассивам.

Прогноз движения денежных средств отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Представляет собой таблицу, которая делится на две части — источники денежных средств и использование денежных средств (Приложение 5). Части не обязательно должны быть равны между собой. Прогноз движения денежных средств позволяет дать оценку использованию организацией денежных средств и определить их источники, охарактеризовать будущие денежные потоки и, соответственно, определить финансовые потребности организации. Также, можно определить, сколько финансовых ресурсов необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств.

Таким образом, путем составления перспективных финансовых планов можно получить представление о финансовом состоянии организации в будущем, охарактеризовать структуру активов и пассивов, источники денежных средств и их расходование, определить прибыльность деятельности организации. Кроме всего прочего, применение перспективного финансового планирования помогает оценить риски, вовремя выявить сильные и слабые стороны организации и, используя преимущества, добиться господствующего положения на рынке.

Количественные и качественные характеристики целей и задач, выявленных и поставленных на этапе перспективного финансового планирования, уточняются путем составления текущих финансовых планов.


3.2 Текущий финансовый план

Текущее финансовое планирование является составной частью перспективного финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование обычно осуществляется на период в один год с разбивкой по кварталам.

В настоящее время текущее финансовое планирование осуществляется в рамках бюджетирования. «Бюджетирование — это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением» [9, c. 221-222]. Также, бюджетирование, как элемент менеджмента, представляет собой «распределенную систему согласованного управления деятельностью подразделений предприятия» [6, c. 8]. Бюджетирование, как управленческая технология, включает три составные части (приложение 6): «технологию бюджетирования, организацию процесса бюджетирования, использование информационных технологий» [9, c. 223]. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.

«Бюджет — это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана организации на определенный период» [9, c. 224]. Сводный бюджет объединяет два составные части: операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет, в зависимости от сферы деятельности организации, может содержать бюджеты продаж, производственный, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, производственных запасов, коммерческих расходов, управленческих расходов, доходов и расходов. Финансовый бюджет включает бюджеты: инвестиционный (капитальных вложений), бюджет движения денежных средств (кассовый), прогноз баланса (балансовый отчет). Сводный бюджет содержит основные бюджеты, составление которых обязательно для каждой организации, использующей бюджетирование, независимо от организационной формы и сферы деятельности. Основные бюджеты — это консолидированные бюджеты, имеющие стандартные форматы. К ним относятся прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. «При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджетов более высокого уровня» [3, c. 479].

Существует дискуссия по поводу соотношения понятий «план» и «бюджет». В западной экономической литературе, особенно англоязычной, наблюдается четкое разграничение этих понятий [13, c. 69]. Подобного мнения придерживаются и некоторые отечественные авторы [6, c. 9]. Однако в отечественной практике различие между финансовым планом и бюджетом несущественно, можно даже сказать, что эти понятия идентичны, поскольку по структуре и содержанию вышеперечисленные основные бюджеты идентичны планам прибылей и убытков, движения денежных средств и плановому балансу [10, c. 268-279], которые составлялись на практике в недавнем прошлом.

Бюджеты могут быть классифицированы по разным основаниям.

По реакции на изменения различают жесткие бюджеты, цифровые показатели которых не изменяются в течение года, и гибкие бюджеты, в которых плановые документы могут периодически корректироваться для отражения оперативных результатов. По степени непрерывности выделяют дискретные и скользящие бюджеты, по целевой ориентации — стратегические и тактические.

Различают два основных метода бюджетирования. Традиционный метод — планирование производится от достигнутого уровня, т.е. на базе предшествующих бюджетов. Нулевой метод — применяется для нового предприятия или при реинжиниринге деятельности действующего.

Существует два основных способа построения бюджета:

1. Бюджетирование «снизу вверх» (build up) начинается с бюджета продаж. Исходя из суммы продаж и соответствующих затрат получают финансовые показатели деятельности предприятия, которые затем сводятся в общий бюджет организации.

2. Бюджетирование «сверху вниз» (break-down) начинается с определения руководством организации целей и задач, плановых показателей, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений.

Рассмотрим основные бюджеты.

Бюджет доходов и расходов — показывает, какой доход заработало предприятие за плановый период, какие затраты были понесены, отражает прогнозируемый размер прибыли. Большая часть исходных данных берется из операционных бюджетов. Бюджет доходов и расходов для упрощения процесса планирования может разрабатываться по форме, идентичной прогнозному отчету о прибылях и убытках (Приложение 2) или форме №2 бухгалтерской отчетности [2]. Показатели отображаются с разбивкой по кварталам. Дополнительно, на последней строке можно отобразить нераспределенную прибыль нарастающим итогом.

Бюджет движения денежных средств — охватывает совокупность денежных потоков, представляющих собой непрерывный процесс движения денежных средств. Денежные потоки могут быть классифицированы:

по масштабам обслуживания хозяйственного процесса — по предприятию в целом, по видам хозяйственной деятельности, по структурным подразделениям, по хозяйственным операциям;

по направлению движения денежного потока — положительный, который означает приток денежных средств, и отрицательный — отток денежных средств в связи с выплатами. Если разница между притоком и оттоком положительна, то ее называют чистым притоком денежных средств, если наоборот, разница отрицательна, то ее называют чистым оттоком.

по видам хозяйственной деятельности денежные потоки оцениваются по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Текущей деятельностью считается деятельность, связанная с производством промышленной, сельскохозяйственной продукции и оказанием услуг. Деятельность организации характеризуется положительно, если основной приток денежных средств связан с операционной деятельностью. Инвестиционной считается деятельность, связанная с приобретением и продажей недвижимости, осуществлением строительства и прочих капитальных вложений. Инвестиционная деятельность обычно дает отток денежных средств. В результате финансовой деятельности изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств.

Бюджет движения денежных средств отражает предполагаемые в течение года притоки и оттоки денежных средств по трем видам деятельности. Бюджет считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Денежным потоки также могут планироваться не только по организации в целом, но и по отдельным подразделениям.

Завершается процесс бюджетирования составлением прогноза баланса. Прогноз баланса также должен состоять из двух, равных между собой разделов — актива и пассива. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений, для определения которых используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств.

В дополнение иногда разрабатывается бюджет по налогам, который отражает плановый уровень и сроки погашения налогов и иных обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды. Бюджет по налогам всегда рассчитывается только по организации в целом.

В связи с динамичностью рыночной среды возникает потребность в приспособлении текущих финансовых планов к изменениям, возникающим в течение года. Эта задача решается путем составления оперативных финансовых планов.

 

3.3 Оперативный финансовый план

финансовый бизнес план

«Оперативное финансовое планирование — разработка краткосрочных плановых заданий (оперативных мер) по обеспечению денежными средствами предусмотренных затрат» [5, c. 277]. Составление оперативных финансовых планов необходимо для реализации стратегических и тактических решений и обеспечения стабильности работы всех служб организации. Оперативные планы составляются на период от нескольких дней до нескольких месяцев.

В процессе оперативного финансового планирования производится:

конкретизация установленного бюджетного задания по более узким показателям, структурным подразделениям (центрам финансовой ответственности) на короткое время для обеспечения его выполнения.

контроль исполнения бюджетов организации, который включает в себя определение круга лиц-контролеров, перечня контрольных показателей, сбор информации, сравнение плановых и фактических показателей, определение и анализ отклонений, выявление их причин, принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.

увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей — определяется оптимальных уровень товарно-материальных запасов.

эффективное управление оборотными активами — обеспечение ликвидности организации, сведение к минимуму расходов на самофинансирование, соблюдение графика производства, обеспечение сбыта.

Результатом оперативного финансового планирования является составление «платежного календаря (кассового плана (бюджета), оперативного бюджета денежных средств) — на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням» [9, c. 246].

«Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы на определенный период времени» [9, c. 246]. Платежный календарь позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность организации.

Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:

1. Занесение плановых выплат и поступлений по операционной деятельности;

2. Занесение данных на оплату и поступлений по инвестиционной деятельности;

3. Занесение плановых выплат и поступлений по финансовой деятельности;

4. Формирование промежуточного сальдо движения денежных средств;

5. Определение необходимости дополнительного финансирования или возможности краткосрочного инвестирования;

6. Формирование итогового сальдо денежных средств.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации, составными элементами которой являются такие документальные источники, как договоры, счета-фактуры, платежные поручения, графики отгрузки продукции и выплаты зарплаты, законодательно установленные сроки платежей по финансовым обязательствам перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами и др.

На основании входящих первичных документов заполняется календарь очередности платежей и поступлений, запланированный по датам обычно в течение месяца. Этот календарь может заполняться как вручную, так и автоматически при помощи пакетов прикладных программ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.