Дипломная работа: Дебиторская и кредиторская задолженности предприятия: анализ и пути снижения (на примере ЗАО "БЕСТ")
Значительное увеличение расходов на рекламу на 26 721 млн.р.
связано с резким изменением стратегии работы компании, направленной на
увеличение клиентской базы, а также в связи с этим, обострением конкурентной
борьбы между основными конкурентами на телекоммуникационном рынке, ЗАО
"БеСТ" пришлось серьезно нарастить расходы по рекламе продукции.
Как видно из анализируемых выше данных, себестоимость реализации
представлена в виде группировки по статьям калькуляции. Асбтрогируясь от данной
группировки условно себестоимость реализации можно разбить на две группы
затрат, а именно:
– переменные затраты;
– постоянные затраты.
Касаемо
первой группы затрат, они характеризуются следующим: при увеличении темпов
роста абонентской базы и активности абонентов переменные затраты возрастают
(комиссия дилерам, дилерские вознаграждения, расход сим-карт и т.д.). Cумма же постоянных
расходов, при увеличении объема реализации, не изменяется, в результате
снижается себестоимость изделий. Все вышесказанное можно представить математической
линейной функцией вида:
y = ax + b, (2.8)
где у –
результирующий показатель;
a – показатель зависящий
от изменения переменной х;
b – независимый показатель
функции.
Введем
следующие условные обозначения:
1) Cеб.0, Cеб. 1 – показатель себестоимости реализованной продукции
соответственно плановый за 2010 и фактический за 2009 гг. ;
2) Nаб. 0, Nаб. 1 – количество абонентов соответственно плановый за 2010 и
фактический за 2009 гг. ;
3) Пер. 0, Пер. 1 – уровень переменных затрат на единицу оказываемых
услуг в структуре себестоимости соответственно плановый за 2010 и фактический
за 2009 гг. ;
4) Пост.0, Пост.1 – уровень постоянных затрат в структуре
себестоимости соответственно плановый за 2010 и фактический за 2009 гг.
Используя данные Бизнес плана развития ЗАО «БеСТ» на 2010 год,
составим таблицу для факторного анализа себестоимости. Следовательно:
Таблица 7 – Исходные
данные для факторного анализа себестоимости реализации, млн.р.
Показатель |
2009 г. (факт) |
2010 г. (план) |
Абсолютное
отклонение |
Себестоимость, в т.ч. |
171 894,0 |
358 082,0 |
186 188,0 |
Переменные затраты, на
ед. |
27,3 |
32,5 |
5,0 |
Постоянные затраты |
139 116,0 |
289 800,0 |
150 684,0 |
Кол-во абонентов |
1 200,0 |
2 100,0 |
900,0 |
При анализе структуры себестоимости продукции будем использовать
метод цепных подстановок. Используя вышеназванные условные обозначения и данные
таблицы 7, запишем нашу факторную модель. Она будет иметь следующий вид:
1) исходная факторная модель себестоимости реализации:
Cеб.=Пер.• Nаб +Пост., (2.9)
Запишем
значение результирующего показателя Cеб. по факту за 2009 г. Следовательно:
2) фактическое значение себестоимости реализации:
Cеб. 1 =Пер. 1• Nаб. 1+ Пост. 1, (2.10)
Cеб. 1 = 27,3 • 1200 +139 116 = 171 894 млн. р.
Аналогичным образом рассчитаем значение планового показателя
себестоимости на 2010 год, согласно БП.
3) плановое значение себестоимости реализации:
Cеб. 0 = Пер. 0 • Nаб. 0+ Пост. 0, (2.11)
Cеб. 0 = 32,5 • 2 100 + 289 800 = 358 082 млн. р.
4) cледующей стадией анализа является расчет фактического показателя с
использованием планового показателя по переменным затратам на ед.:
Cеб. 1’ = Пер. 0 •Nаб. 1 + Пост. 1, (2.12)
Cеб. 1’ = 32,5 • 1200 +139 116 = 178 134 млн.р.
Как видно из
расчета фактическая себестоимость при использовании планового показателя по
переменным издержкам увеличилась на 6 240 млн. р.
5) затем в формулу Cеб.1’ наряду с плановым показателем по переменным
затратам будем использовать плановый показатель по количеству абонентов:
Cеб. 1’’=Пер. 0 • Nаб. 0 + Пост. 1, (2.13)
Cеб. 1’’= 32, 5 • 2 100 + 139 116 = 207 397 млн. р.
На основании имеющихся данных используя метод цепных подстановок выявим
какой из факторов оказывает наибольшее влияние на себестоимость оказываемых
услуг.
Cеб. пер.. = Cеб. 1’ - Cеб. 1, (2.14)
6) Cеб. пер..= 178 134 - 171 894 = 6 240 млн. р.
Cеб. Nаб. = Cеб. 1’’ - Cеб. 1’, (2.15)
7) Cеб. Nаб. = 207 397 - 178 134 = 29 263 млн. р.
Cеб. пост. = Cеб. 0 - Cеб. 1’’, (2.16)
8) Cеб. пост.= 358 082 - 207 397 = 150 684 млн. р.
∑Cеб.= Cеб. пер.+ Cеб. Nаб + Cеб. пост, (2.17)
9) Проверка: ∑ Cеб.= 6 240 + 29 263 + 150 684 = 186 188 млн. р.
Вследствие
того, что сумма отклонений анализируемых показателей равна сумме абсолютного
отклонения результирующего показателя, в свою очередь свидетельствует о
правильности проведенного анализа. Таким образом, в результате анализа, можно
сделать следующие выводы, что себестоимость предоставляемых услуг
прямо-пропорционально зависит от изменения количественного показателя по
абонентам. Кроме того на себестоимость оказывают влияние и постоянные издержки.
Значительное увеличение которых связано с активным строительством сети в 2010 г.,
которое повлечет за собой рост затрат на ее содержание и эксплуатацию, что
значительно увеличит материальные затраты, амортизационные начисления и прочие
затраты. Превышение уровня затрат на производство услуг над выручкой от
реализации услуг ведет к убыточной деятельности предприятия. Влияние
вышеперечисленных показателей на себестоимость услуг, видно на диаграмме.
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
Прибыль
компании – это результат деловой активности и основной показатель успешности
реализации бизнес - стратегии предприятия.
Рентабельность
– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность
комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых
и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности
рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли,
которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.
Рассмотрим
таблицу 8 в которой отражены основные показатели финансово- хозяйственной
деятельности.
Таблица 8 – Результаты
финансово- хозяйственной деятельности общества
Показатели |
Январь-декабрь, млн. р. |
Отклонение |
2008 г. |
2009 г. |
млн. р. |
% |
Выручка от реализации (брутто) |
2 972 |
51 943 |
48 971 |
1 748 |
Налоги из выручки |
396 |
4 323 |
3 927 |
1 092 |
Выручка от реализации (нетто) |
2 576 |
47 620 |
45 044 |
1 849 |
Себестоимость реализованных услуг |
31 921 |
171 894 |
139 973 |
538 |
Прибыль от реализации |
-29 345 |
-124 274 |
-94 929 |
423 |
Рентабельность (убыточность) по чистой прибыли,
% |
-92% |
-72% |
20 %. |
78 |
Прибыль (убыток) к налогообложению |
- 40 417 |
-142 015 |
-101 598 |
351 |
Налоги из прибыли |
104 |
368 |
264 |
354 |
Чистая прибыль (убыток) |
- 40 522 |
-142 383 |
-101 861 |
351 |
Анализируя
данные диаграммы видно, что результат деятельности компании, характеризуется
убытком от реализации по всем приведенным периодам функционирования
предприятия. Однако, снижение убытка от реализации начиная с 2008 года
объясняется достаточно высокими темпами развития инфраструктуры сети,
проведением различных маркетинговых мероприятий, которые требуют значительных
затрат оборотных ресурсов предприятия.
Рассмотрим
уровень рентабельности (убыточности) по чистой прибыли. В сравнении с 2008
годом уровень рентабельности увеличился на 20%, с -92% в 2008 г., до – 72 % в
2009 г.. Данный показатель характеризуется отношением прибыли от реализации к
себестоимости от реализации. Как видно из таблицы 8 выручка от реализации
увеличилась на 48 971 млн. р., что в значительной мере оказало
положительное влияние на показатель рентабельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|