рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

присутствует “Другой”, с которым он вступает в контакт. Механизмы

психического взаимодействия м/у различными инстанциями в личности находят

свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он,

постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений

цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека.

Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные

инструменты, регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и

государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие

культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой

агрессии. Противоречие м/у культурой и внутренними устремлениями человека

ведут к нервозам.

Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 - 1961 гг). Юнг считал, что Фрейд

неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически

унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическую природу. В

связи с этим он ввел понятие “архетипы” – формальные образцы поведения или

символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные

содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам

сознательной деятельности человека. Понятие “архетипы” Юнг разъясняет на

основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое

разделение м/у индивидуальным и коллективным бессознательным.

Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека

и состоит из переживаний , которые когда то были сознательными, но утратили

свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное

бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и

народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого

прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходит у

современных людей на поверхность через сновидения.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое

внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что

для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, “бессознательный

жизненный план”, при помощи которого он старается преодолеть напряжение

жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуя свое

физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет

концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает

сверхкомпенсацию (например Наполеон).

43. Экзистенциальная философия.

(Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это

гуманизм”). Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая

фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир

войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации

и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о

выборе и личной ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый

- это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как

таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и

невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”,

ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем

он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он

свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

44. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АФ - направление западной фил-и, кот. сводит фил-ю к анализу

употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный

источник постановки фил. проблем. Этот анализ в АФ рассматривается как

единственный правомерный метод фил-го исследования и направлен на то, чтобы

выявить действительность ситуации употребления языковых ср-в, порождающих

философские проблемы. Его цель - показать, что не существует реальных фил.

проблем, а фил. проблема явл. либо псевдопроблемой, либо носит

логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное исследование.

АФ сформировалась в США, Великобритании.

В АФ 2 направления: 1. логический анализ фил-и, кот. в кач-ве ср-ва

анализа применяет аппарат совр. математ. логики; 2. лингвистическая фил-я,

отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается

исследованием типов употребления выражений в естесств., обыденном языке, в

т.ч. когда он прим. при формулировке фил. понятий. Эти направления

выражают различные умонастроения: в то время, как фил-я логич анализа

считаес себя фил-ей науки, сторонники фил-и лингвистич. анализа выступают

против к-л культа научного знания и отстаивают естесств. отношения к миру,

выраженное в обыденном языке.

Родонач. лингвистич. фил-и Райл, Уисдом, Стросон, Блек. Родонач. логич.

анализа фил-и - Витингштейн, Куайн, Гудман, Поппер.

Понятие анализа, принятое в аналит. фил-и, появилось в фил-и ХХ в. у

Рассела как определенный метод разработки фил. проблематики.

Понятие АФ получает распространение после второй мровой войны, охватывая

различные течения совр. фил-и, предметом анализа кот. были языковые

средства науки, обыденного языка и сомой фил-и. Распространение термина АФ,

вытесняющего термин “неопозитивизм”, связано с неудачами реализации

программы неопозитивизма. Для АФ характерна тенденция, сохранив идею

анализа как “антиметафизики”, максимально освободиться от к-л

содержательных предпосылок.

45. Я. ЧААДАЕВ О РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИСОФИИ.

П.Я. Чаадаев - один из тех мыслителей, жизнь и творчество которого

представляют интерес не только для историков, но и для современников. На

просветительские воззрения Чаадаева во все периоды его творчества оказывали

воздействме религиозные представления. Он изучал библейские тексты,

увлекался теологической литературой.

Основным трудом жизни Чаадаева явл-ся “Философские письма”. Именно это

сочинение определило его влияние и значение в русской общественно-

философской мысли. В сочинении Чаадаева доминируют две темы: 1) Россия - ее

прошлое, настоящее и будущее; 2) философия как философия истории. Россия -

первостепенная тема для Чаадаева, в связи с которой он рассматривал и

многие другие интересующие вопросы. Как складывалось прошлое России, по

каким путям идет осознание ее настоящего, как уяснитьее будущее - эти

проблемы не уходят из поля зрения философа. Его видение России сводится к

тому, что Россия - страна аномальная, ее прошлое и действит-ть

образовываются вопреки и в противоречии с законами развития и существования

народов. В последующем он высказывает предположение, что Россия не только

преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет

Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным

образом преобразована во всех отношениях.

Как было отмечено, социально-политические воззрения Чаадаева наибольшее

завершение получили в его философии истории. Однако и другие философские

области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием.

В основе онтологических представлений чаадаева лежат принципы объективности

и единства. Их взаимодействие порождает “логику причин и следствий”.

Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления.

Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение

бытия осуществляется с помощью естественных средств - опытности и

рассуждения. К этому добавляется интуиция.

46. РАЗРАБОТКА ИДЕОЛОГИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является

славянофильство ( Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на

“самобытников”, на православно-русское направление в общественной мысли

России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли

русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже,

исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении

решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению

Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот

“русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.

Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими

религиями. Для ответа на этот вопрос Хомяков проводит исследования, в кот.

оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на

две основные группы: иранскую и кушитскую. Различие между этими двумя

группами религий, по его мышлению, опред-ся соотношением в них свободы и

необходимости. Кушинство строится на началах необходимости, обрекая его

последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей

чуждой им воли. Иранство - это религия свободы, она обращается к

внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между

добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению Хомякова,

христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления:

католицизм, православие и протестантизм. В различных направлениях

христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному.

Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы.

Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой

свободы, индивидуального начала, кот. разрушает церковность. Только

православие, считает Хомяков, гармонически сочетает свободу и

необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и

церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом

для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений -

понятия соборности. Определябщим признаком соборности служит принцип

“единства и множественности”. Соборность проявляется во всех сферах

жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между

государствами и т.д.

Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного

сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и

светской философии. Славянофилы подвергали резкой критике распространенный

в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия

между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей

рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной

русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского

народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением.

Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку,

поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же

случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное

сознание подменяется рассудочным.

Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России

от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное

начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению

соборное начало. А это в свою очередь породило недостатки европейской

культуры. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим

особым путем, кот. должен привести ее к мировому лидерству.

Православие породило специфическую социальную организацию - сельскую

общину. Общинное устройство русской жизни явл-ся важным признаком русского

народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. Славянофилы

верили, что по мере распространения “общинного принципа” в российском

обществе будет все более укрепляться “дух соборности”.

47. ГЕРЦЕН И ЧЕРНЫШЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФЫ

Материалисты А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889),

Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,

движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:

возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового

со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел

и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В

ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты.

Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви.

“Царство божие внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога.

Всякая власть - насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то

упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и

гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он

пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в

кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с

усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот

хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

48. Философия всеединства В.С. Соловьева.

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы

русской религиозной философии. Он пытался создать целостную

мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и

социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно

стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за

объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и

протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в

христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и

философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее

есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны,

т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает

в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает

божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и,

главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”.

Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С “космический разум”,

“ особая организующая сила, действующая в мире”.

Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание,

непосредственно исходящее из воли одного божественного художника.

Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество

элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в

основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он

называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный

мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые

элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой,

что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.