рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека

двойственной. Это раздвоение человека Августин называл “болезнью души”,

неподчинение ее себе самой, т е высшему началу. Согласно христ

мировозрению, человек сам своими силами, не способен преодолеть своих

греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь,

действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати является

центральной темой христианской антропологии.

Провиденциализм и эсхатологизм. В основе христ концепции истории лежит

представление о постоянной и необходимой связи человека с богом. Человек

трактуется как бытие, сотворенное богом, спасенное Христом и

предназначенное к сверхестественной судьбе. Ист-й процесс при таком подходе

представляет раскрытие как бого-человеческого отношения,

характеризующегося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным

грехопадением и отчуждением человека от бога, а с другой стороны

восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как

спасительная, испытательная, и назидательная. При таком подходе

исторический процесс получает как бы два измерения: горизонтальное и

вертикальное. Горизонтальное характеризует исторический процесс с т зр его

внутреннего развития: деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение

благосостояния и т д. Вертикальное – характеризует влияние на исторический

процесс действия Бога, его вмешательство в ход исторического развития.

Христианское мир-е в своей основе провиденциально. Мир развивается не сам

по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировоз-ю, промысел Бога

распространяется на весь окружающий мир и придает всем природным и

общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В фил-и

истории провиденционализм утверждает, что божественный замысел

предопределяет историю людей. На долю людей остается либо содействовать

осуществлению этого плана, и, т о работать на спасение мира и человека,

либо противодействовать ему, за что бог подвергнет людей наказаниям.

Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией – учением о конце мира.

История в христ-м мировоз-и изображается как целесообразный процесс

направляемый богом к заранее предопределяемой цели – царству Эсхатона

(царству Божию). Христианские мыслители изображают царство Божие как мир

истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек будет находиться в

полном единении с богом. Достижение царства Божьего – это конечная цель и

смысл человеческого существования. Это положение является основой

христианского мировоз-я и признается всеми направлениями христианской

философии и теологии.

Фома Аквинский – пытается построить и объяснить религию на основе

разумного, а не веры, наука должна подтверждать религию.

7. Рационалистическая метафизика

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее

разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного

развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя =

протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный

телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные живые автоматы. Бог

сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и неболее того. Главная задача

чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного

знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности 2) знание подчинено

единому универсальному методу познания. Спиноза развил матер-ую сторону

учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое

воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой

субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал идеи объективного

идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей

диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад -

духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью,

находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и

сознанию. Рене Декарт. (1596 - 1650г) В границах его физики материя

представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и

познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д.

- идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о

сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии

он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над

ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц.

познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог

цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для

ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому

непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество

сравнительно с рассужд. дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае

если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать

в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо,

не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую

сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить

от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких

пропусков в ог. звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Основная цель фил.

- завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы.

Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной

самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. -

природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что

тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ.

сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым

обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных,

преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной

субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому

бытие бога (или субст) может быть доказано, т. е существование бога м.б.

выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субст. одновременно и

необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст

к действию, кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст

как из своей ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной

вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это

то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность

исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся

к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы

постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен.

Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как

протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть

существо, кот. модус протяжения - тело, соотв модус мышления - душа. В

любом случае человек - часть природы.

Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о

субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из

протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их

движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в

субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в

сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно.

Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная

единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной

сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность -

производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность,

самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного

самодвижения. Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело

обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно

действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять

только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу

и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы

друг от друга. Однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь

мировой строй, вся совок. монад. Т.к. действия м. - это телесные акты, то

они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через

“действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся

монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи

целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие

есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни

происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов

непрерывности в развитии. Движ сила развития. В мон. происх непрер.

изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов,

раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь

идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, леж. в основе развития всех

монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется

с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания

- апперцепци - человеку. Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л.

делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома,

но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”. В теор развития Л

дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл.

ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей

ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает

представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным

представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высш. ступень

- отчетливое представление.

Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о бескон малых

разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое

настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено всем ее

прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять

только в последов. развертывании ее нач. состояния.

8. ЭВОЛЮЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА

БЭКОН. Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу

разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон

(1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств

опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник

всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион.

метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение,

эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - “Новый

Органон”. В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание

науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение

непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а

познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь

средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе

знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и

доказательства. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов

обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от

заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры,

рынка , театра.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности

умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б.

фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают

доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев,

кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные

инстанции.

ЛОКК.. Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных

этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания

определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц,

кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач

чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники

эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником

знаний(Гоббс, Локк).

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др -

человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы

чувств и вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно

сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие

предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы

частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно

воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может

припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает

представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде

совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных

этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами

чувств познания.

Юм (1711---1776). Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм

структурирует опыт восприятия ощущений. Из чего состоит опыт? В нашем

сознании мы имеем восприятия, что за ними---неизвестно, восприятиями чего

являются наши восприятия? Мы не можем выскочить за наше восприятие. Могут

быть впечатления, а могут быть идеи (в этом Юм следует Локку: простые и

сложные идеи; простые---восприятие качеств). Бывает большая или меньшая

степень ясности у впечатлений; в прошлом и настоящем разная красочность. За

временной дистанцией идеи (бывшие свежие идеи). Оперирует внеидеями и

идеями. Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств,

происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за

впечатлениями, или они возникают сами в сознании (хоть некоторые). Принцип

ассоциации---механизм комбинирования ассоциациями и идеями. Три механизма:

по смежности в пространстве (Эйфелева Башня и Париж), по сходству и

контрастности (портрет может напоминать живой объект; на этом принципе

работают жесты), ассоциации по времении. Мы не имеем права говорить о

субстанциях и причинности. Пример: играем в биллиард. Попадая мы говорим,

что хороший удар стал причиной попадания шара в лузу. Имеем

пространственную смежность, видим последовательность событий, движение

другого шара. Солнце всходит на Востоке, и мы верим, что и завтра оно

встанет так же, верим в однородность событий. Мы сделали это заключение на

основе принципа индукции, но это очень недостоверный способ получения

информации. Это психическая привычка. Юм полностью проблематизирует эту

сторону нашего опыта. Также он смотрел на субъект познания. На основе чего

мы знаем о своем сознании? Наше сознание также неуловимо как и материя. Это

тоже агрекат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек

переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует.

Где тот кто спрашивает: кто такой Я? Вы постоянно себя отодвигаете дальше.

Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть

вообще в целом обьяснить самому себе не дано. Впечатления о себе

нанизываются как на штангу и дают некое представление. Тупик познания и во

внутреннем мире и во внешнем. Физически невозможно узнать. Есть впечатления

и идеи. Беркли и Юм критиковали теорию общественного договора. Беркли

оворит о сакральности власти (вредна теория, где говорится что власть от

Бога). Юм стремился показать утопизм этой теории, он считал что власть это

результат насилия одной группы людей над другими. Юм отказывается признать

исходную данность религии. Произведение: "Естественная история религии".

Эволюция религиозного сознания: идолопоклонство, фетишизм, политеизм,

монотеизм. Причина возникновения религии в страхе и надежделюдей.

Человеческое сознание должно развиться, чтобы создать монотеистическую

идею.

9. Социальная Ф. Французского просвещения.

(Вольтер, Руссо, Гольбах)

Наиболее глуб след в распространении идей просвещения оставили Вольтер,

Руссо и французские матер-ты. В течение многих десятилетий Вольтер был

мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он

настаивал чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был

атеистом но говорил, что бог все сделал и жизнь людей определяется их

деянием. Они должны бороться с теми кто распространяет ложь, суеверие. Он

говорил “раздавите эту гадину”, имея в виду католическую церковь. Он

говорил, если бы не было бога, его надо было бы выдумать.

Ж.Ж. Руссо тоже просветитель но он полагал, что искусство и наука, как и

вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо

говорил что в прошлм существовал естественный человек, который отличался

своим умом.

Гоббс говорил, что человек добр, что он живет сердцем и это путь к богу.

Разумом бога не понять. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил что

он сердцем чувствует бога. Это позиция не разума, они не принимают док-тва

и рассуж-я, говорят что нет “за” и “против” бога, это вне разума, это

религия сердца. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила

цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо

прозвучал клич “Назад к первобытному обществу”. Вольтер заявил, что

прочитав Руссо ему захотелось встать на четвереньки и убежать в лес. Р. не

так прост как его представлял В, Р не требовал полного возврата к старому,

он видел в частной собственности главного врага добродетели. Р заявляет “от

скольких бы бедствий спас разумный человек общество, выбросивший колья

частной собственности”.Р видел становление частной собственности как

закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он

говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы

земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Еще Ф

Бэккон употребил выражение по поводу частной собственности на землю:

“Крупная частная собственность на землю приносит огромый вред: если на

одном месте вывалить навоз – это вред, а если равномерно разбросать то

будет польза, так и земля – если перейдет в част собст одного латифундиста

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.