рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего

состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной

динамики бытия Соловьев вводит такое активное неачало как мировая душа.,

которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию

которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно,

она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею

всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется

София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир –

это не только творение бога. Основой мира является “душа мира” – София –

связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию

богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является

Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и

является целью развития всего исторического процесса. На этой цели

базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического

процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом,

воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству

является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал

условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению

Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет

весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к

торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет

воплощенный в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию

цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех

разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование

абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений,

рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через

непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

49. Русский космизм.

Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной

необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость -

общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия -

гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный,

религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор

астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода

человека в космос, открытие ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в

колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем?

Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь

на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение

животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные

потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы.

Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции

фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество,

как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается

живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но

все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность

эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя

есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне

движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на

окружающий мир. Человек - участник геологического процесса (поворачивание

рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не

справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала,

необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и

появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с

природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна

увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы

космоса.

Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание

(как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в

космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста

численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д.

Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не

знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь.

Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

Умов. Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы

Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец

развития). Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития

природы. Вечность и уникальность жизни. О человеческой смерти.

Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека.

Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие

через культуру - внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою

биологическую необходимость - необходимо устранить смерть. Вирусы и

одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает

из-за влияния извне. Смерть как результат сбоя в генетическом механизме. С

21 года начинается старение. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном

уровне (или это болезнь, или сбой). Проблема нервных клеток. Мозг

используется не на сто процентов (биология - возможно, что это не так). Еще

неизвестно, отчего происходит сбой. Можно продлить жизнь. Биотехнологии.

Жизнь и смерть - космические проблемы. Соприкасаются с нравственно-

этическими проблемами. Погоня за наслаждениями.

Религиозное направление космизма. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский,

Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными

причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача не только выбросить смерть, но и

воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с

Христа-страдальца, а надо не страдать а воскрешать. Воскрешение по цепочке

от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это

безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Соловьев.

1. Идея всеединства человечества, 2. идея софийности, 3. идея обожествления

мира. Богочеловечество. Творчество (и творение) не заканчивается созданием

мира. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира. Спастись

могут все, то что предсказано в Апокалипсисе это прогноз, предупреждение.

Надо что-то менять сейчас, чтобы не прийти к этому. У человечества есть

шанс прийти к Суду во всеоружии - встать вместе с Богом в гармонизации

мира. Бог вместе с человеком - богочеловек. Обожествление мира. Человеку

помогает София. Единство различных областей позитивной науки (религия,

искусство, философия). Всеединая духовная деятельность. Всеединое

культурное духовное развитие. Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь

все по-другому.

50.Марксистская философия в России.

Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал гносеологические и

социологические аспекты материального понимания истории в познании

общественной жизни. Диалектический метод в виде Энгельсовской (его

интерпритации Маркса были ближе) схематизации - “Диалектич. материализм” -

его слова в раб. “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”,

ставшей программой рус. марксизма. Утверждение о “недостаточном фил.

обосновании марксизма” разделялось П.Струве, С.Булгаковым – и Туган-

Барановский “Легальные марксисты”, здесь речь о прямых попытках соединения

марксизма с фил.критицизмом и об отрицании диалектики как в понимании формы

движения, так и в качестве метода познания. Луначарский – “Материя не

существует, существуют лишь явления”, “мир суть явления, происходящие в

нашем сознании”. Т.О. в основном была критика. Ленин (1870-1924) считал,

что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую

актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе

(Л) рассм. вопросы теории познания, связывает

их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует

видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает

любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого

начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла

канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом

отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право

единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против

идеализма была возведена в ранг гос. политики.

51. Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании. Субъект

и объект познания. Познание как отражение действительности.

Гносеология – фил учение о чел-м познании. Человек и общество в своем бытии

изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это

практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва.

Особенности чел-ого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден

целе направлено изменять окр мир. Чтобы изменение было рациональным

человечество выработало познание. Задача Г – выяснение природы

человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей

челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной

деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства

знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов

познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается дать

образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с психологией,

лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории

познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и

объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно

менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное

бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая

деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных

конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное

образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт

деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии

С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой

состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть

рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала

объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер,

была практической. С – носитель материального целе направленного действия,

связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества С отличающие его от О. Исходная хар-ка С –

активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное

порождение материальной и духовной энергии. О же это предмет приложения

активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно,

она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность

есть высшее проявление активности. Т о С – это активное, самодеятельное

существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. О

– это сфера приложения активности С.

Различия м/у О и С относительны. С и О – это функциональные категории,

которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях

деятельност. Индивид, если активно воздействует то С, а если на него

воздействуют др, то он превращается в О. С т зр марксизма, чел-к

становиться С поз-ия лишь в той мере, в какой он включен в соц-ую

деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что поз-ие

никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким

С, который включен в коллективную практическую деят-ть. О – часть

объективной реальности, с которой С вступил в практическое и позновательное

взаимодействие. Т о марксизм считает, что подленным гносеологически

субъектом является человечество, общество.

Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие

двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся

в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической фил-ии

свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом

уровне развития материи она обладает своими специфическими

характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном

процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный

мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом

этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками,

копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно

воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение

особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в

соответствии с особенностями , отражающей системы, т е сознания. А это

значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны

по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.

52. Чувственное познание и его элементы (формы). Оценка сенсуализма.

Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания

определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц,

кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач

чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники

эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником

знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане:

разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид

деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является

начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат

объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут

сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств,

нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат

объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств

познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от

непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых, целостность

чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельые,

функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания.

Установлено , что с точки зрения “информ способности” на первом месте стоят

зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным,

идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм

через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ

не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел

организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и

фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально

включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.

Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в

процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность

оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,

запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,

превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря

восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной

форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно

благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество

субъективного образа объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.

Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого

активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с

другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств

данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ

только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и

те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многокр работе

механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать

целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания -

представление.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др

формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения

реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект

отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-

истор характер. Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств

взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить

в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в совершенно

обособл, так сказать чистом виде. - вне общения с др людьми, вне влияния

того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств восприятия очень

сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к

этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или

вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки

или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется

“Красота”. “справедлдивость”, Прогрессивность” и многие др понятия,

связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения,

восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее

невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли.

Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир

лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными

людьми, развив в себе способности познания и рац мышления говорят о

внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями -

практически теряют способность к познанию. Это означает, что челов

чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.