рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

содержание. Очень часто определению предшествуют приемы: Остенсивное опр-е

– это разъяснение слов или словосочетаний путем непосредственного указания

предметов, действий или ситуаций, обозначаемых словами или словосоч-ми.

Описание – применяется на эмпирическом уровне познания, когда выявляются

свойства предметов, изучаемых наукой (сво-ва м б отличит и не отличит,

сущест и несущест, но различие при описании не проводится). Характеристика

– раскрываются все стороны предмета, важные в какомто отношении, но не

обязательно отличающие предмет от других. Сравнение (напр злость сходна с

кратковременным помешательством).

Виды определений: (1) Номинальные опре-я – это соглашения относительно

смысла вновь вводимых языковых выражений, а также соглашение о том, в каком

из различных имеющихся смыслов следует употреблять выражение в данном

контексте. (2) Реальные опре-я в которых придается точный смысл выражениям,

значения которых с большей или меньшей степенью определенности уже

известны. Посредством реальных определений вводятся понятия о предметах,

обозначаемых термином, т е решается задача выделения системы признаков,

общей и отличительной для этих предметов. Номинальные опре-ия нельзя

оценивать как истинные или ложные. Реальные определения – это суждения,

поэтому онимогут быть истинными или ложными. Определения делятся на

номинальные и реальные по той функции, которую они выполняют в познании.

Можно также подразделить определения на два вида по форме: (1) явные –

имеют структуру “А есть В” или “А, если и только если В”, где А –

определяемое выражение, а В – определяющее; (2) неявные определения такой

формы не имеют.

Явные определения предполагают выделение определений через род и видовое

отличие.То множество предметов, среди которых необходимо выделить

интересующие нас предметы, называется родом. Та система признаков, с

помощью которых выделяются определяемые предметы среди других предметов

рода, носит название видового отличия. Рассмотрим такие определения: (1) в

атрибутивно-реляционных определениях видовым отличием являются свойства и

качества. Качество – это нечто, принадлежащее предмету самому по себе.

Свойство есть проявление качества во взаимодействии с другими предметами.

Наличие свободных электронов у металлов – это их качество. Проводимость

электричества – это свойство, представляющее собой проявление указанного

качества во взаимодействии с электрическим полем. (2) в генетических

определениях в качестве видового отличия выступает способ происхождения,

образования, конструирования предметов (пример, круг есть фигура,

получаюшаяся в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его

концов в плоскости). (3) операциональными являются определения, в которых

предметы выделяются посредством указания операций, с помощью которых эти

предметы можно распознать (пример, кислота – это жидкость при погружении в

которую лакмусовой бумажки последняя окрашивается в красный цвет).

Неявные определения. (1) Определения через отношение к противоположному. В

них определяются сразу два термина путем указания отношения предметов,

обозначаемых одним из этих терминов, к предметам, обозначаемым другим из

этих терминов (например: причина – это явление, которое при определенных

условиях обязательно вызывает другое явление, называемое следствием). (2)

Контекстуальные определения. В них выясняется смысл контекста, в который

входит определяемый термин (например, предположение “р” истинно, если и

только если р).

Правила определений. Формально-логические правила определения. Правило

1.Определение должно быть соразмерным, т е значения (объемы) определяемого

и определяющего выражений должны совпадать. Возможные ошибки: (а) слишком

широкое определение – определяющее шире определяемого по объему (человек –

двуногое бесперое животное),(б) слишком узкое определение – объем

определяющего меньше объема определяемого (пр, смерть – естественный конец

всякого живого существа ( а не естественный?), (в)перекрещивающееся

определение – объемы определяющего и определяемого находятся в отношении

перекрещивания (пр, философ – это человек, разрабатывающий научную

методологию), (г) определить “как попало” (пример про француза когда

давалось энциклопедическое определение рака). Правило 2. Определение не

должно заключать в себе круга. Возникает ошибка “круг в себе” –

определяемое определяется посредством определяющего, а последнее

определяется непосредственно или опосредованно первым (пр, Логика – наука о

правильном мышлении; Правильное мышление – логическое мышление.

Разновидность этой ошибки – тавтология – когда определяющее повторяет

определяемое но, может быть, другими словами (напр, Математика – это то,

чем занимаются математики). Правило 3. Определение д б ясным, т е д б

известны смыслы и значения терминов входящих в определяющее (напр, красота

есть индивидуально-неповторимое выражение родового). Правило 4. Нельзя

принимать номинальные определения за реальные (напр, пусть имеется

номинальное опре-ие: “бог – это совершенное существо”, другое номин

определение “совершенное существо – то, которое обладает всеми свойствами

объективно существующего предмета, а также свойствами всеведения,

всемогущества и т.д.” Можно ли приняв эти определения за посылки, сделать

вывод о том что бог существует? Если эти посылки окажутся истинными

суждениями, то и заключение будет истинным. Но поскольку определения

являются номинальными, их нельзя считать ни истинными, ни ложными и нельзя

сделать указанного вывода).

Осуществляя определения, важно руководствоваться так же требованием

раскрывать лишь основное содержание определяемого термина.

69. Классификация как метод научного познания. Естественные и искусственные

классификации.

Классификация (от лат classis – разряд, класс facio – делаю, раскладываю),

разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по

определенным признакам. В научной К свойства объекта поставлены в

функциональную связь с его положением в определ системе. Различают

искусственную и естеств К: в отличии от искусственной (в ее основе, как

правило, лежат не существенные сходства и различия объекта, для

систематизации предметов, алфав.каталог), в естеств К по максим количеству

существенных признаков объекта, определяется его положение в системе (напр,

естеств система организмов, периодическая система элементов Менделеева).

Развитие науки связано с переходом от дискриптивных К (упорядочивающих в

удобной форме накопленные эмпирич результаты) к структурным (сущностным) К

(позволяющим раскрыть сущность классифицируемых объектов).

К всегда устанавливает определенный порядок в исследуемой области,

разбивает ее на группы, чтобы упорядочить область и обозримо ее

рассмотреть. Логическая основа классификации – логическая операция деления

объема понятия. Понятие – это форма мысли, которая является результатом

мысленного выделения однотипых предметов некоторого множества по общим и

существенным признакам. Понятия выражаются отдельными словами и

словосочетаниями. Каждое понятие имеет объем и содержание. Объем понятия –

это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность

признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у

содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения:

чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов фигурирующих в нем,

и наоборот чем больше объем, тем уже содержание. Деление объема понятия –

это разделение объема понятия на подклассы, представляющие подвиды

предметов мысленных понятий. Эта операция включает: (1) основание деления

понятия – это признак по которому производится разбиение, это варьируемый

признак, (2) делимое понятие – это объем который необходимо разбить на

подклассы, (3) результат деления. Различают правильное и неправильное

деление и чтобы деление было правильным необходимо соблюдать правила: 1)

деление должно вестись только по одному основанию; 2) явление д б

соразмерным или исчерпывающим, т е совокупность объемов деления д.б. равной

исходному объему деления; 3) недопустимо деление с излишним членом; 4)

члены деления должны взаимно исключать друг друга; 5) деление д.б.

непрерывным, т е нельзя делать скачков в делении. Выделяют два вида

деления: (1) По виду изменения некоторого признака. (2) Дихометрическое

деление – это деление в котором в качестве основания деления служит наличие

или отсутствие заданного признака.

Классификация – это и есть операция деления объема понятия. Это либо

отдельное деление или совокупность делений. Классификацию понимают как

многоуровневую и разветвленную систему. Классификацией обычно называют

деление объектов, которые являются объектами изучения той или иной науки. К

обычно не применяет диахометрическое деление (иначе говоря, объем делимого

понятия делится на два противоречащих друг другу понятия: А и не-А; далее

возможно что А делится на В и не-В и т.д.). Пример классической К – это

таблица Менделеева.

Порою классификацию и деление путают, их рассматривают как синонимы. Они во

многом похожи, однако надо видеть и различия.

Приведенные виды деления действительно могут быть охарактеризованы как виды

так называемой таксономической классификации. Однако все большее

распространение получают мериологические классификации. В отличие от

таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов

некоторого рода, в мериологическом делении выделяются части предмета.

Например. Автомат состоит из приклада, казенной части, ствола и других

частей. Можно считать, что таксономическое и мериологическое деления

взаимосвязаны и имеют взаимные переходы. Но следует также сказать что

логические процедуры деления понятий и классификации являются окончательно

разработанными.

70. Дедукция и индукция как методы научного познания.

Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания

обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего

понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а

под дедукцией – движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том

числе к утверждениям об отдельных предметах. Часто эти методы

противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве от других средств

познания. Так Ф Бэкон считал основным методом познания индукцию, а Р Декарт

– дедукцию вместе с интуицией. Однако в эпоху Нового времени эти крайние

точки зрения начали преодолеваться. Так, Галилей, Ньютон, Лейбниц,

признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании,

отмечали в месте с тем, что процесс движения от фактов к законам не

является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они

отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и

отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не

сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть

противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое

время не удавалось. В совр науч познании противопоставление индукции и

дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не

рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют

другие методы, а также приемы, принципы и формы (напр абстрагирование,

идеализакция, проблема, гипотеза и т.д.).

Индукция представляет собой умозаключение в котором заключение не вытекает

логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность

заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение.

Общая индукция – это индукция в которой переходят от знания о нескольких

предметах к знаниям о их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая

индукция дает нам общее знание. Общая индукция м.б. представлена двумя

видами: (1) полная индукция – это умозаключение от знания об отдельных

предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее

исследование каждого предмета этого класса: А1 имеет признак В, А2 имеет

признак В,..., Аn имеет признак В, множество А1,..., Аn это весь класс А =>

вероятно что все объекты типа А имеют признак В; (2) Умозаключение от

знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса

называют неполной индукцией.

Статистическая не полная индукция. Делается выборка Аn +n из совокупности

предметов А, в этой выборке элементы А1,..., Аn обладают признаком В, а

элементы Аn+1,..., Аn+n не имеют признака В, из этого следует вывод, что

объекты А могут иметь свойство В с вероятностью n/(n+n) – общее число

наблюдений.

В отличии от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль,

посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других

мыслей. Дедуктивные умозаключения: условнокатегорические, разделительно-

категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.

71. Эмпирическое знание: данные наблюдения, эмпирические факты,

эмпирические законы. Методы научно-эмпирического исследования.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и

можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических

фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем

непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в

особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта

наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы

наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,

даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений

наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт

субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.

Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются

достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории

являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда

достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей

м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к

фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные

операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них

устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо

сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с

погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование

выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого

истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В

формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от

теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,

которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в

формировании новейших фактов, и т.п.

Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение – целенаправленное

восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы

получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых

объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание действительности – это

особая деятельность, включающая наблюдателя, объект наблюдения и средства

наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является его целенаправленный

характер, которая обусловлена наличием предварительных идей, гипотез,

которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с описанием, которое

закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью определенных знаковых

средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами естественного или

искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание

подразделяется на два вида – качественное и количественное. Количественное

описание осуществляется с применением языка математики и предполагает

проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно

рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает

также нахождение эмпирических зависимостей м/у результатами измерений. Лишь

с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В

основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким либо сходным

свойствам или сторонам ( рассказать самостоятельно). Наблюдение и сравнение

могут проводится как относительно самостоятельно, так и в тесной

взаимосвязи с экспериментом. В отличии от обычного наблюдения в

эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого

процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление

наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что

позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий.

72. Научно-эмпирические методы установления причинных связей м/д явлениями.

Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить причины

фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне

эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.

Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое

явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое

причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не

существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина

заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)

взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в

данном предмете в результате этого взаимодействия. В методах под причиной

понимается обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам

вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование

предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и

т.д. Есть группа явлений без которых следствие может не наступить – это

релевантносопутствующие обстоятельства. Это не необходимые события но

влияют на силу действия причин на событие.

Принципы причинности: 1) причинно-следственная связь является объективной;

2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях

обязательно вызывает определенное следствие; 3) эта связь является

всеобщей: в природе нет беспричинных явлений; 4) причина предшествует

следствию во времени.

Метод единственного сходства. Рассматриваются различные случаи, когда

наблюдается явление а. Во всех случаях явлению а предшествуют группы

обстоятельств, сходные только в отношении обстоятельства А. Отсюда делается

вывод о том, что обстоятельство А является причиной явления а. В социальном

познании метод единственного сходства дает выводы высокой степени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.