Шпоры по философии
содержание. Очень часто определению предшествуют приемы: Остенсивное опр-е
– это разъяснение слов или словосочетаний путем непосредственного указания
предметов, действий или ситуаций, обозначаемых словами или словосоч-ми.
Описание – применяется на эмпирическом уровне познания, когда выявляются
свойства предметов, изучаемых наукой (сво-ва м б отличит и не отличит,
сущест и несущест, но различие при описании не проводится). Характеристика
– раскрываются все стороны предмета, важные в какомто отношении, но не
обязательно отличающие предмет от других. Сравнение (напр злость сходна с
кратковременным помешательством).
Виды определений: (1) Номинальные опре-я – это соглашения относительно
смысла вновь вводимых языковых выражений, а также соглашение о том, в каком
из различных имеющихся смыслов следует употреблять выражение в данном
контексте. (2) Реальные опре-я в которых придается точный смысл выражениям,
значения которых с большей или меньшей степенью определенности уже
известны. Посредством реальных определений вводятся понятия о предметах,
обозначаемых термином, т е решается задача выделения системы признаков,
общей и отличительной для этих предметов. Номинальные опре-ия нельзя
оценивать как истинные или ложные. Реальные определения – это суждения,
поэтому онимогут быть истинными или ложными. Определения делятся на
номинальные и реальные по той функции, которую они выполняют в познании.
Можно также подразделить определения на два вида по форме: (1) явные –
имеют структуру “А есть В” или “А, если и только если В”, где А –
определяемое выражение, а В – определяющее; (2) неявные определения такой
формы не имеют.
Явные определения предполагают выделение определений через род и видовое
отличие.То множество предметов, среди которых необходимо выделить
интересующие нас предметы, называется родом. Та система признаков, с
помощью которых выделяются определяемые предметы среди других предметов
рода, носит название видового отличия. Рассмотрим такие определения: (1) в
атрибутивно-реляционных определениях видовым отличием являются свойства и
качества. Качество – это нечто, принадлежащее предмету самому по себе.
Свойство есть проявление качества во взаимодействии с другими предметами.
Наличие свободных электронов у металлов – это их качество. Проводимость
электричества – это свойство, представляющее собой проявление указанного
качества во взаимодействии с электрическим полем. (2) в генетических
определениях в качестве видового отличия выступает способ происхождения,
образования, конструирования предметов (пример, круг есть фигура,
получаюшаяся в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его
концов в плоскости). (3) операциональными являются определения, в которых
предметы выделяются посредством указания операций, с помощью которых эти
предметы можно распознать (пример, кислота – это жидкость при погружении в
которую лакмусовой бумажки последняя окрашивается в красный цвет).
Неявные определения. (1) Определения через отношение к противоположному. В
них определяются сразу два термина путем указания отношения предметов,
обозначаемых одним из этих терминов, к предметам, обозначаемым другим из
этих терминов (например: причина – это явление, которое при определенных
условиях обязательно вызывает другое явление, называемое следствием). (2)
Контекстуальные определения. В них выясняется смысл контекста, в который
входит определяемый термин (например, предположение “р” истинно, если и
только если р).
Правила определений. Формально-логические правила определения. Правило
1.Определение должно быть соразмерным, т е значения (объемы) определяемого
и определяющего выражений должны совпадать. Возможные ошибки: (а) слишком
широкое определение – определяющее шире определяемого по объему (человек –
двуногое бесперое животное),(б) слишком узкое определение – объем
определяющего меньше объема определяемого (пр, смерть – естественный конец
всякого живого существа ( а не естественный?), (в)перекрещивающееся
определение – объемы определяющего и определяемого находятся в отношении
перекрещивания (пр, философ – это человек, разрабатывающий научную
методологию), (г) определить “как попало” (пример про француза когда
давалось энциклопедическое определение рака). Правило 2. Определение не
должно заключать в себе круга. Возникает ошибка “круг в себе” –
определяемое определяется посредством определяющего, а последнее
определяется непосредственно или опосредованно первым (пр, Логика – наука о
правильном мышлении; Правильное мышление – логическое мышление.
Разновидность этой ошибки – тавтология – когда определяющее повторяет
определяемое но, может быть, другими словами (напр, Математика – это то,
чем занимаются математики). Правило 3. Определение д б ясным, т е д б
известны смыслы и значения терминов входящих в определяющее (напр, красота
есть индивидуально-неповторимое выражение родового). Правило 4. Нельзя
принимать номинальные определения за реальные (напр, пусть имеется
номинальное опре-ие: “бог – это совершенное существо”, другое номин
определение “совершенное существо – то, которое обладает всеми свойствами
объективно существующего предмета, а также свойствами всеведения,
всемогущества и т.д.” Можно ли приняв эти определения за посылки, сделать
вывод о том что бог существует? Если эти посылки окажутся истинными
суждениями, то и заключение будет истинным. Но поскольку определения
являются номинальными, их нельзя считать ни истинными, ни ложными и нельзя
сделать указанного вывода).
Осуществляя определения, важно руководствоваться так же требованием
раскрывать лишь основное содержание определяемого термина.
69. Классификация как метод научного познания. Естественные и искусственные
классификации.
Классификация (от лат classis – разряд, класс facio – делаю, раскладываю),
разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по
определенным признакам. В научной К свойства объекта поставлены в
функциональную связь с его положением в определ системе. Различают
искусственную и естеств К: в отличии от искусственной (в ее основе, как
правило, лежат не существенные сходства и различия объекта, для
систематизации предметов, алфав.каталог), в естеств К по максим количеству
существенных признаков объекта, определяется его положение в системе (напр,
естеств система организмов, периодическая система элементов Менделеева).
Развитие науки связано с переходом от дискриптивных К (упорядочивающих в
удобной форме накопленные эмпирич результаты) к структурным (сущностным) К
(позволяющим раскрыть сущность классифицируемых объектов).
К всегда устанавливает определенный порядок в исследуемой области,
разбивает ее на группы, чтобы упорядочить область и обозримо ее
рассмотреть. Логическая основа классификации – логическая операция деления
объема понятия. Понятие – это форма мысли, которая является результатом
мысленного выделения однотипых предметов некоторого множества по общим и
существенным признакам. Понятия выражаются отдельными словами и
словосочетаниями. Каждое понятие имеет объем и содержание. Объем понятия –
это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность
признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у
содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения:
чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов фигурирующих в нем,
и наоборот чем больше объем, тем уже содержание. Деление объема понятия –
это разделение объема понятия на подклассы, представляющие подвиды
предметов мысленных понятий. Эта операция включает: (1) основание деления
понятия – это признак по которому производится разбиение, это варьируемый
признак, (2) делимое понятие – это объем который необходимо разбить на
подклассы, (3) результат деления. Различают правильное и неправильное
деление и чтобы деление было правильным необходимо соблюдать правила: 1)
деление должно вестись только по одному основанию; 2) явление д б
соразмерным или исчерпывающим, т е совокупность объемов деления д.б. равной
исходному объему деления; 3) недопустимо деление с излишним членом; 4)
члены деления должны взаимно исключать друг друга; 5) деление д.б.
непрерывным, т е нельзя делать скачков в делении. Выделяют два вида
деления: (1) По виду изменения некоторого признака. (2) Дихометрическое
деление – это деление в котором в качестве основания деления служит наличие
или отсутствие заданного признака.
Классификация – это и есть операция деления объема понятия. Это либо
отдельное деление или совокупность делений. Классификацию понимают как
многоуровневую и разветвленную систему. Классификацией обычно называют
деление объектов, которые являются объектами изучения той или иной науки. К
обычно не применяет диахометрическое деление (иначе говоря, объем делимого
понятия делится на два противоречащих друг другу понятия: А и не-А; далее
возможно что А делится на В и не-В и т.д.). Пример классической К – это
таблица Менделеева.
Порою классификацию и деление путают, их рассматривают как синонимы. Они во
многом похожи, однако надо видеть и различия.
Приведенные виды деления действительно могут быть охарактеризованы как виды
так называемой таксономической классификации. Однако все большее
распространение получают мериологические классификации. В отличие от
таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов
некоторого рода, в мериологическом делении выделяются части предмета.
Например. Автомат состоит из приклада, казенной части, ствола и других
частей. Можно считать, что таксономическое и мериологическое деления
взаимосвязаны и имеют взаимные переходы. Но следует также сказать что
логические процедуры деления понятий и классификации являются окончательно
разработанными.
70. Дедукция и индукция как методы научного познания.
Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания
обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего
понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а
под дедукцией – движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том
числе к утверждениям об отдельных предметах. Часто эти методы
противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве от других средств
познания. Так Ф Бэкон считал основным методом познания индукцию, а Р Декарт
– дедукцию вместе с интуицией. Однако в эпоху Нового времени эти крайние
точки зрения начали преодолеваться. Так, Галилей, Ньютон, Лейбниц,
признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании,
отмечали в месте с тем, что процесс движения от фактов к законам не
является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они
отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и
отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не
сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть
противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое
время не удавалось. В совр науч познании противопоставление индукции и
дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не
рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют
другие методы, а также приемы, принципы и формы (напр абстрагирование,
идеализакция, проблема, гипотеза и т.д.).
Индукция представляет собой умозаключение в котором заключение не вытекает
логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность
заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение.
Общая индукция – это индукция в которой переходят от знания о нескольких
предметах к знаниям о их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая
индукция дает нам общее знание. Общая индукция м.б. представлена двумя
видами: (1) полная индукция – это умозаключение от знания об отдельных
предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее
исследование каждого предмета этого класса: А1 имеет признак В, А2 имеет
признак В,..., Аn имеет признак В, множество А1,..., Аn это весь класс А =>
вероятно что все объекты типа А имеют признак В; (2) Умозаключение от
знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса
называют неполной индукцией.
Статистическая не полная индукция. Делается выборка Аn +n из совокупности
предметов А, в этой выборке элементы А1,..., Аn обладают признаком В, а
элементы Аn+1,..., Аn+n не имеют признака В, из этого следует вывод, что
объекты А могут иметь свойство В с вероятностью n/(n+n) – общее число
наблюдений.
В отличии от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль,
посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других
мыслей. Дедуктивные умозаключения: условнокатегорические, разделительно-
категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.
71. Эмпирическое знание: данные наблюдения, эмпирические факты,
эмпирические законы. Методы научно-эмпирического исследования.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то
же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и
можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических
фактов.
Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем
непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в
особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта
наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы
наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.
В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,
даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений
наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт
субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.
Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются
достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории
являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда
достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей
м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к
фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные
операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них
устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо
сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с
погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование
выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого
истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В
формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от
теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,
которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в
формировании новейших фактов, и т.п.
Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение – целенаправленное
восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы
получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых
объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание действительности – это
особая деятельность, включающая наблюдателя, объект наблюдения и средства
наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является его целенаправленный
характер, которая обусловлена наличием предварительных идей, гипотез,
которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с описанием, которое
закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью определенных знаковых
средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами естественного или
искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание
подразделяется на два вида – качественное и количественное. Количественное
описание осуществляется с применением языка математики и предполагает
проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно
рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает
также нахождение эмпирических зависимостей м/у результатами измерений. Лишь
с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В
основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким либо сходным
свойствам или сторонам ( рассказать самостоятельно). Наблюдение и сравнение
могут проводится как относительно самостоятельно, так и в тесной
взаимосвязи с экспериментом. В отличии от обычного наблюдения в
эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого
процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление
наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что
позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий.
72. Научно-эмпирические методы установления причинных связей м/д явлениями.
Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить причины
фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне
эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.
Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое
явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое
причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не
существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина
заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)
взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в
данном предмете в результате этого взаимодействия. В методах под причиной
понимается обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам
вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование
предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и
т.д. Есть группа явлений без которых следствие может не наступить – это
релевантносопутствующие обстоятельства. Это не необходимые события но
влияют на силу действия причин на событие.
Принципы причинности: 1) причинно-следственная связь является объективной;
2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях
обязательно вызывает определенное следствие; 3) эта связь является
всеобщей: в природе нет беспричинных явлений; 4) причина предшествует
следствию во времени.
Метод единственного сходства. Рассматриваются различные случаи, когда
наблюдается явление а. Во всех случаях явлению а предшествуют группы
обстоятельств, сходные только в отношении обстоятельства А. Отсюда делается
вывод о том, что обстоятельство А является причиной явления а. В социальном
познании метод единственного сходства дает выводы высокой степени
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|