рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

нем, и наоборот, чем больше объем тем уже содержание.

Понятие отличается от форм чувственного познания: в представлении дается

усредненный объект чувственного познания, а понятие может отражать и

чувственно не воспринимаемое (скорость света, леший ...).

Виды понятий: 1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя

королева Англии) б) общие в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2)

по характеру признаков а) положительные, если выражает наличие у предмета

какого-то признака б) отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии

предметов а) абстрактные понятия б) конкретные (студент, атом).

Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые

(электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые –

признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам

(спортсмен и аспирант) б) несовместимые – если пересечение их объемов

является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).

Виды совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний),

2 понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и

учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).

Виды несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки,

наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом

исчерпывается этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3

соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих

признаков, треугольник и квадрат).

Операции с понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а)

пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и

только те предметы, которые входят как в первый так и во второй классы; 2

объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс

элементами которого являются те и только те предметы, которые входят по

крайней мере в один из исходных классов; 3 дополнением к классу называется

операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с

чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области

значений переменной х, который не входят в класс WxA(x). 4 Разность классов

называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется

класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят

во второй класс.

Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание

содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.

57. Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений.

Суждение в процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует

в логической форме уждения.

Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента:

субъект, предикат, связку (“есть” или “не есть”).Субъект и предикат в

суждении могут быть выражены несколькими словами, например: “Некоторые

осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” -

первые четыре слова - субъект, вторые два слова - предикат, “не содержатся”

- связка.

Найти кол-во суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается)

предикат относительно всего объема или только относительно части объема

субъекта.

Признаки суждений: общеутвердительных - слова “каж-дый”, “ всякий”,

“любой”, стоящее перед субъектом; общеотрицательных - “ни один”, стоящее

или подразумевающееся перед субъектом; частное - “некоторые”, “часть”,

“обычно” и т.п. Т.О. чтобы найти количество суждения, необходимо: 1.найти

субъект и предикат; 2. исследовать его путем прибавления к нему слов

(“каждый”),если суждение утвердительное, (или “ни один”) если оно

отрицательное.

Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить

связку суждения, отражающую характер связи субъекта и предиката.

Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о

предмете действительности и которая объективно является либо истинной, либо

ложной и при этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая

действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В

языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и

риторического вопроса.

Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть,

т.е. не совпадающую с целым, а в свою очередь являющуюся суждением. среди

простых суждений выделяют атрибутивные (категоричные) суждения, суждения об

отношениях и суждения существования.

Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Предикат - понятие о

признаке предмета, рассматриваемом в суждении.

Атрибутивные суждения делятся по качеству на утвердительные и

отрицательные, по количеству на единичные, частные и общие.

Термин называется распределительным, если его объем полностью входит в

объем др. термина или полностью искл. из него, т.е. в суждении говорится о

всех предметах, охватываемых д. термином.

Суждения существования отражают факт существования или несуществования

предметов. (“Существует город Москва”). В данных суждениях субъектом явл.

понятие о предмете суждения, объективное существование которого

утверждается или отрицается Предикатом явл. мысль о существовании или

несуществовании предмета.

Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в

суждении об отношениях. (“Мораль возникла раньше религии”)

Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части,

являющиеся суждениями.

Осн. виды сложныз суждений:

1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких

простых суждений логическим союзом “и”;

2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких

простых суждений логическим союзом “или”.

3. условные - сложные суждения, образованные при пом. логического союза

“если ... то”.

4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи

двух или более суждений логическим союзом “если и только если ..., то”,

“тогда и только тогда ..., когда...”

5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается

отсутствие некоторой ситуации (“неверно, что...)

В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только

о предмете данного суждения.

В единичном выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному

определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор

романа“Анна Каренина”).

В частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым

предметам известного класса.

В общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету

к-л класса.

Исключающие суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не

обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса.

(“Всякое об-во, за искл. первобытного, явл. классовым”).

58. Умозаключение как логическая операция, его структура, основные

разновидности и роль в научном познании.

Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения,

выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за

истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и

получаемого суждения с использованием или без использования особых

методологических средств, а также на основе мысленного оперирования

предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а

получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1)

непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в

качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку.

Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату,

умозаключение модальности, умозаключение превращения, -“- обращения, -“-

противопоставления предикату.

Умозакл по лог кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе

исключенного третьего, согласно которому если утверждение чего либо

истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот; 2. Умозакл противоположности

происходит на базе закона противоречия. Заключением такого умоз-я является

ложное суждение (напр из истин сужд-я “ни один человек не является машиной”

можно установить ложность суждения “все люди – машины”) 3. Умозакл-е

субконтрарности дает возможность получить истинные частноутвердительные или

частноотрицательные суждения (из истенности суждения “некоторые философы

были материалисты” можно получить истинное суждение “некоторые философы не

были материалистами”); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные

частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность

сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе

ложности соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно

“некоторые люди растения”, то ложно “все люди растения”).

Умозакл-я модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то

действительно; 2 что необходимо, товозможно; 3 что действительно, то

возможно; 4 что невозможно, то недействительно; 5 что невозможно, то не

необходимо; 6 что недействительно, то не необходимо.(если невозможно что

2*2=5, то нет такого положения дел, в котором 2*2=5.

Умозак-е превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S

не есть не Р, 2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S

не есть Р, 4 если S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения “эта выставка

не интересна” легко получить суждение “эта выставка не относится к

интересным”).

Умозакл-я обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением

субъекта к предивату и предиката к субъекту, т е то что было субъектом

становиться предикатом, а то что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл

обращения таковы: 1 если все S ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один

S не есть Р, то ни один Р не есть S, 3 Если некоторые S есть Р, то

некоторые Р есть S. (напр, из суждения “некоторые библейские пророки были

долгожителями” следует “некоторые долгожители были пророками”).

Противопоставлением предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате

которого в выводном суждении субъектом становиться понятие, противоречащее

предикату сходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения.

Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не

есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то

некоторые не Р есть S.

Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в

силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая

высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной

посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из

многих – полисиллогизм).

Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные,

сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и

условно-разделительные силлогизмы.

Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют

собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр “все планеты имеют

форму шара”, “земля – планета” следовательно Земля имеет форму шара).Схема

М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из

посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она

имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается

относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается

относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2,

Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит

признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег

сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному

или частному на основании установления связи данного единичного или

частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре

фигуры силлогизма (см рис).

Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или

заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример

“Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию” . При

анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных

силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы

соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д

следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д,

все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют

объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все

законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики –

физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют

объективное содержание.

Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема:

Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С.

Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка

разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод

представляют собою разделительные или категорические суждения.

В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным

суждением, а вторая – разделительным . В зависимости от количества

альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он

называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в

практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и

деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если

С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В;

Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А,

то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог

последней, но к В и Д добавляется частица “не”.

59. Наука в техногенном мире.

В современной цивилизации наука играет особую роль . Технологический

прогресс 20 века , приведший в развитых странах Запада и Востока к новому

качеству жизни , основан на применении научных достижений.. Наука не

только революционизирует сферу производства , но и оказывает влияние на

многие другие сферы человеческой деятельности , начиная регулировать их,

перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной

цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций

развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и

антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из

высших ценностей цвилизации и культуры.

Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой

истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных

обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе сформировался особый тип

развития, связанный с появлением техногенных обществ , их последующей

экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных

обществ. В традиционном обществе выражен замедленный темп социальных

изменений, виды деятельности, их средства могут столетиями существовать в

качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре этих обществ

приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков

, канонизированным стилям мышления , инновационная деятельность не

воспринимается как высшая ценность.

Техногенная цивилизация это особый тип социального развития и особый

вид цивилизации, определяющие признаки которой в извесной степени

противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает

особый вид автономии личности : человек может менять свои корпоративные

связи, он жестко к ним не привязан , может и способен очень гибко строить

свои отношения с людьми. Развитие техногенной цивилизации начинается с

момента эпохи Ренесанса. Она проходит три стадии: прединдустиальную,

индустриальную и постиндустриалную. Важнейшей основой ее жизнедеятеяльности

становится развитие техники, технологии не только путем стихийно

протекающей иновации в сфере самого производства , но и за счет

регенерации всех новых научных знаний, их внедрения в технико -

технологическкие процессы.. Так возникает тип развития , основанный на

ускоряющемся изменении природной Среды. Изменение этого мира приводит к

активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации

НТП постоянно меняет типы общения , формы комуникации людей , типы

личностей и облаз жизни. В результате возникает отчетливо выраженная

направленность прогресса с ориентацией на будущее. Человек понимается как

активное существо , которое находится в деятельном отношении к миру .

Деятельность человека должна быть направленна на преобразование и

переделку внешнего мира. В свою очередь внешний мир расматривается как

арена деятельности человека.

Второй важный аспект, который характерен для техногенного общества -

понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля , в

котором разумное существо , познавшее законы природы, способно осуществить

свою власть над внешними процессами и объектами , поставить их под свой

контроль., а в традиционном обществе природа понимается как живой организм

, в который органично всторен человек , само понятие закона природы

,отличного от законов , которые регулируют социальную жизнь , было здесь

чуждо.

Власть и господство в техногенной цив-и предпологает владение и

присвоение товаров.. Сама преобразующая деятельность расценивается как

процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над

внешними обстоятельствами . которые человек призван подчинить себе..

Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы (

производительные силы и т.п.) выражала установку на приобретение человеком

все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей

деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе

ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического

взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования.

Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы

и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в

соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в

последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает

своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое

условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее

активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком

жизни техногенных обществ.

60. Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.

Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее

развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в

социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его

возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо

остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к

критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного

роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.