Шпоры по философии
нем, и наоборот, чем больше объем тем уже содержание.
Понятие отличается от форм чувственного познания: в представлении дается
усредненный объект чувственного познания, а понятие может отражать и
чувственно не воспринимаемое (скорость света, леший ...).
Виды понятий: 1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя
королева Англии) б) общие в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2)
по характеру признаков а) положительные, если выражает наличие у предмета
какого-то признака б) отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии
предметов а) абстрактные понятия б) конкретные (студент, атом).
Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые
(электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые –
признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам
(спортсмен и аспирант) б) несовместимые – если пересечение их объемов
является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).
Виды совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний),
2 понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и
учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).
Виды несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки,
наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом
исчерпывается этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3
соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих
признаков, треугольник и квадрат).
Операции с понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а)
пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и
только те предметы, которые входят как в первый так и во второй классы; 2
объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс
элементами которого являются те и только те предметы, которые входят по
крайней мере в один из исходных классов; 3 дополнением к классу называется
операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с
чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области
значений переменной х, который не входят в класс WxA(x). 4 Разность классов
называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется
класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят
во второй класс.
Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание
содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.
57. Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений.
Суждение в процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует
в логической форме уждения.
Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента:
субъект, предикат, связку (“есть” или “не есть”).Субъект и предикат в
суждении могут быть выражены несколькими словами, например: “Некоторые
осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” -
первые четыре слова - субъект, вторые два слова - предикат, “не содержатся”
- связка.
Найти кол-во суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается)
предикат относительно всего объема или только относительно части объема
субъекта.
Признаки суждений: общеутвердительных - слова “каж-дый”, “ всякий”,
“любой”, стоящее перед субъектом; общеотрицательных - “ни один”, стоящее
или подразумевающееся перед субъектом; частное - “некоторые”, “часть”,
“обычно” и т.п. Т.О. чтобы найти количество суждения, необходимо: 1.найти
субъект и предикат; 2. исследовать его путем прибавления к нему слов
(“каждый”),если суждение утвердительное, (или “ни один”) если оно
отрицательное.
Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить
связку суждения, отражающую характер связи субъекта и предиката.
Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о
предмете действительности и которая объективно является либо истинной, либо
ложной и при этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая
действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В
языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и
риторического вопроса.
Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть,
т.е. не совпадающую с целым, а в свою очередь являющуюся суждением. среди
простых суждений выделяют атрибутивные (категоричные) суждения, суждения об
отношениях и суждения существования.
Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Предикат - понятие о
признаке предмета, рассматриваемом в суждении.
Атрибутивные суждения делятся по качеству на утвердительные и
отрицательные, по количеству на единичные, частные и общие.
Термин называется распределительным, если его объем полностью входит в
объем др. термина или полностью искл. из него, т.е. в суждении говорится о
всех предметах, охватываемых д. термином.
Суждения существования отражают факт существования или несуществования
предметов. (“Существует город Москва”). В данных суждениях субъектом явл.
понятие о предмете суждения, объективное существование которого
утверждается или отрицается Предикатом явл. мысль о существовании или
несуществовании предмета.
Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в
суждении об отношениях. (“Мораль возникла раньше религии”)
Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части,
являющиеся суждениями.
Осн. виды сложныз суждений:
1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких
простых суждений логическим союзом “и”;
2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких
простых суждений логическим союзом “или”.
3. условные - сложные суждения, образованные при пом. логического союза
“если ... то”.
4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи
двух или более суждений логическим союзом “если и только если ..., то”,
“тогда и только тогда ..., когда...”
5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается
отсутствие некоторой ситуации (“неверно, что...)
В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только
о предмете данного суждения.
В единичном выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному
определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор
романа“Анна Каренина”).
В частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым
предметам известного класса.
В общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету
к-л класса.
Исключающие суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не
обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса.
(“Всякое об-во, за искл. первобытного, явл. классовым”).
58. Умозаключение как логическая операция, его структура, основные
разновидности и роль в научном познании.
Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения,
выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за
истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и
получаемого суждения с использованием или без использования особых
методологических средств, а также на основе мысленного оперирования
предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а
получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1)
непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в
качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку.
Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату,
умозаключение модальности, умозаключение превращения, -“- обращения, -“-
противопоставления предикату.
Умозакл по лог кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе
исключенного третьего, согласно которому если утверждение чего либо
истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот; 2. Умозакл противоположности
происходит на базе закона противоречия. Заключением такого умоз-я является
ложное суждение (напр из истин сужд-я “ни один человек не является машиной”
можно установить ложность суждения “все люди – машины”) 3. Умозакл-е
субконтрарности дает возможность получить истинные частноутвердительные или
частноотрицательные суждения (из истенности суждения “некоторые философы
были материалисты” можно получить истинное суждение “некоторые философы не
были материалистами”); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные
частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность
сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе
ложности соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно
“некоторые люди растения”, то ложно “все люди растения”).
Умозакл-я модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то
действительно; 2 что необходимо, товозможно; 3 что действительно, то
возможно; 4 что невозможно, то недействительно; 5 что невозможно, то не
необходимо; 6 что недействительно, то не необходимо.(если невозможно что
2*2=5, то нет такого положения дел, в котором 2*2=5.
Умозак-е превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S
не есть не Р, 2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S
не есть Р, 4 если S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения “эта выставка
не интересна” легко получить суждение “эта выставка не относится к
интересным”).
Умозакл-я обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением
субъекта к предивату и предиката к субъекту, т е то что было субъектом
становиться предикатом, а то что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл
обращения таковы: 1 если все S ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один
S не есть Р, то ни один Р не есть S, 3 Если некоторые S есть Р, то
некоторые Р есть S. (напр, из суждения “некоторые библейские пророки были
долгожителями” следует “некоторые долгожители были пророками”).
Противопоставлением предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате
которого в выводном суждении субъектом становиться понятие, противоречащее
предикату сходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения.
Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не
есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то
некоторые не Р есть S.
Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в
силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая
высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной
посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из
многих – полисиллогизм).
Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные,
сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и
условно-разделительные силлогизмы.
Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют
собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр “все планеты имеют
форму шара”, “земля – планета” следовательно Земля имеет форму шара).Схема
М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из
посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она
имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается
относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается
относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2,
Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит
признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег
сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному
или частному на основании установления связи данного единичного или
частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре
фигуры силлогизма (см рис).
Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или
заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример
“Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию” . При
анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных
силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы
соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д
следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д,
все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют
объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все
законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики –
физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют
объективное содержание.
Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема:
Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С.
Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка
разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод
представляют собою разделительные или категорические суждения.
В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным
суждением, а вторая – разделительным . В зависимости от количества
альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он
называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в
практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и
деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если
С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В;
Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А,
то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог
последней, но к В и Д добавляется частица “не”.
59. Наука в техногенном мире.
В современной цивилизации наука играет особую роль . Технологический
прогресс 20 века , приведший в развитых странах Запада и Востока к новому
качеству жизни , основан на применении научных достижений.. Наука не
только революционизирует сферу производства , но и оказывает влияние на
многие другие сферы человеческой деятельности , начиная регулировать их,
перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной
цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций
развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и
антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из
высших ценностей цвилизации и культуры.
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой
истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных
обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе сформировался особый тип
развития, связанный с появлением техногенных обществ , их последующей
экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных
обществ. В традиционном обществе выражен замедленный темп социальных
изменений, виды деятельности, их средства могут столетиями существовать в
качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре этих обществ
приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков
, канонизированным стилям мышления , инновационная деятельность не
воспринимается как высшая ценность.
Техногенная цивилизация это особый тип социального развития и особый
вид цивилизации, определяющие признаки которой в извесной степени
противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает
особый вид автономии личности : человек может менять свои корпоративные
связи, он жестко к ним не привязан , может и способен очень гибко строить
свои отношения с людьми. Развитие техногенной цивилизации начинается с
момента эпохи Ренесанса. Она проходит три стадии: прединдустиальную,
индустриальную и постиндустриалную. Важнейшей основой ее жизнедеятеяльности
становится развитие техники, технологии не только путем стихийно
протекающей иновации в сфере самого производства , но и за счет
регенерации всех новых научных знаний, их внедрения в технико -
технологическкие процессы.. Так возникает тип развития , основанный на
ускоряющемся изменении природной Среды. Изменение этого мира приводит к
активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации
НТП постоянно меняет типы общения , формы комуникации людей , типы
личностей и облаз жизни. В результате возникает отчетливо выраженная
направленность прогресса с ориентацией на будущее. Человек понимается как
активное существо , которое находится в деятельном отношении к миру .
Деятельность человека должна быть направленна на преобразование и
переделку внешнего мира. В свою очередь внешний мир расматривается как
арена деятельности человека.
Второй важный аспект, который характерен для техногенного общества -
понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля , в
котором разумное существо , познавшее законы природы, способно осуществить
свою власть над внешними процессами и объектами , поставить их под свой
контроль., а в традиционном обществе природа понимается как живой организм
, в который органично всторен человек , само понятие закона природы
,отличного от законов , которые регулируют социальную жизнь , было здесь
чуждо.
Власть и господство в техногенной цив-и предпологает владение и
присвоение товаров.. Сама преобразующая деятельность расценивается как
процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над
внешними обстоятельствами . которые человек призван подчинить себе..
Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы (
производительные силы и т.п.) выражала установку на приобретение человеком
все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей
деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе
ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического
взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования.
Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы
и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в
соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в
последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает
своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое
условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее
активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком
жизни техногенных обществ.
60. Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.
Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее
развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в
социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его
возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо
остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к
критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного
роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|