рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только

человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств

глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты

из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен

результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием

средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей

стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное

значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи

слов.

Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат

аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово - уже

обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов

функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует

несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как

совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности

человека.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека,

совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и

вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ

ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие

предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы

частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно

воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может

припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает

представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде

совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных

этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами

чувств познания.

53. Рациональное познание и его основные формы.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания

понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.

Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от

понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта

зав не явл односторонней.

Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ

понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от

непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия

многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.

Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и

взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности:

1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на

создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как

особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц

познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения

предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,

то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать

каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств

понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,

выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и

целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты

абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений

в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из

объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к

другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее

единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о

активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого

типа познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание.

Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как

устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует

объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный

набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы

используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих

знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.

Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания,

кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут

выступать как зак так и отдельные факты.

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы

постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ

такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации

смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и

значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и

значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы;

конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное

преобразование.

Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур,

обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.

Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми

или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных

преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях

разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство,

инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей,

подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)

Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и

необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть

выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума

либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ

только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из

проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно

действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной

действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает

обобщ-е знание. Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это

целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека

существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в

трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие,

существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и

представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и

опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный

образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение

– это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или

отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде

рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых

посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением.

Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х – вновь открыта элем част,

вытекает вывод Х – имеет массу. Логическая деятельность мышления

осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и

синтез, индукция и дедукция, т.д.

54. Язык и мышление. Основные аспекты и функции языка. Естественные и

искусственные языки.

Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что оно

неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный

предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением

другого предмета. Виды знаков: 1) знаки индексы (высокая температура тела);

2) связаны с представляемыми ими предметами некоторым причинным образом; 3)

знаки символы ни как не связаны физически с обозначаемыми предметами и не

имеют структурного сходства, связь устанавливается стихийно или по

соглашению.

Аспекты языка: Синтаксический аспект составляет многообразие отношений

знаков к др знакам, а также правила образования одних знаков из других при

полном отвлечении от того что они обозначают. Сематический аспект

составляет совокупность отношений знаков к объектам неязыковой

действительности (каково значение и смысл слова?). Прагматический аспект

включает в себя эмоционально психологические факторы в процессе

употребления языка как средства общения. Два знака имеющие одинаковую

сематику могут иметь разную прогматику (дурак и не умный). Знаки

характеризуются выделением смысла и прдметного значения. Предметное

значение знака – это любой объект мысли, это не сам знак, а то что он

обозначает. Смысловое содержание знаков это такая характеристика связанная

с обозначаемым объектом знаком, которая позволяет выделить объект из

множества других. В случае наличия у одного знака разных значений –

называется омонимония. Разные знаки с одним значением – это синонимия.

Естественные и искусственные языки. Искус языки создаются не просто для

замены естественных. У них разные цели. Естественные языки складываются в

процессе коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи

информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность,

многоплановость, многозначность и гибкость. И я ориентированны на строго

ограниченные и специальные задачи исследования. Они заключаются в

построении выводимого знания из уже известных исходных предпосылок. И я

можно рассма-ть как фрагменты, модели определенных аспектов естественных

языков. Символические языки математики и др точных наук преследуют не

только цель сокращения записи. Это можно делать и при помощи стенографии.

Главное в том, что над формулами И Я можно проводить операции, получать из

них новые формулы и соотношения. Язык формул И Я становиться инструментом

познания. Введение И Я-в позволяет науке достигнуть тех абстрактных

положений, изучение закономерностей которых делает научное знание

универсальным.

Попытки построить универсальный искус яз, к-ый, во-первых, максимально

адекватно отражал бы в себе все свойства реальности, и во-вторых, был бы

максимально подходящим фрагментам естественного языка обречены на

следующее. Любой самый богатый по своим возможностям искус яз не способен

отразить в себе противоречивую сущность реальности и быть во всех

отношениях адекватным заменителем естественного языка. Индикаторами этого

служат так называемые парадоксы. В первые на них обратил внимание др греч

философ Зенон (V в д н э). Его творчеству принадлежат априории (а –

отрицание, порос – путь) Далее пример о бегуне Ахиллесе который не мог

бежать потому что каждый раз ему предстояло пробегать половину пути, что

предпологало бесконечное деление отрезка.

55. Философское учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и

относительная. Проблема критериев истины.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная

информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или

интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки

зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее

информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности.

Истина есть свойствознания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную

идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако

замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм

истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим

субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,

вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно

организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда

односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом

вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной

свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к

реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но

их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь

- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то

в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное

сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное

мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений,

убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в

ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел

стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и

доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством

свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень

познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания

поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и

вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект

не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть

ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,

кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно

подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она

объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле

любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание

моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн

с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а

дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и

глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,

взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его

развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б.

установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они

сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится

ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды

при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В

силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет

абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас

механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит

истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны.

Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в

опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв

мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а

остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо

работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего

подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего

опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они

истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать

истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н

мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать,

применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в

термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание

соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую

меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность.

Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле

практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум

дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и

всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или

опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” -

так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит

молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически

ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается,

совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его

объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

56. Понятие как форма мысли, его роль в научном мышлении. Основные операции

с понятиями.

Понятие – есть результат обобщения предметов некоторого вида по опред-й

совокупности общих для них и совокупности отличительных для них признаков.

Переход от чувственного понятия мышления, к абстрактному мышлению есть

переход от отражения мира в формах ощущения к отражению его в понятиях.

Мышление представляет собой механизм оперирования понятиями. Пон выражается

словами или словосочетаниями. Понятие не есть языковое выражение, но

выражается с помощью языковых выражений (снег, snow ...).

Понятие есть форма мысли, которая является результатом мысленного выделения

однотипных предметов некоторого множества по общим и существенным

признакам. Каждое понятие имеет содержание и объем. Объем понятия – это

совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность

признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у

содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения:

чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов функционирующих в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.