История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)
О.К.)[134]».
Гегель сделал принцип противоречия главным движущим принципом своего
учения и положил его в основание своей «системы наук». Познание возможно
только благодаря различию, ибо «дух», как мы помним, «достигает своей
истины только обретая себя самого в абсолютной разорванности»[135]. Субъект
есть центр различия между номинальным и наличным бытием, он есть центр
различия и есть как это раз-личие. Характер существования этого центра
различия как принципа субъективности таков, что центр существует только
пока различает: он идентичен, пока различает, и непрерывен, пока прерывает.
Но как случилось это раз-личие? В чем суть дела? Суть дела в делении
сути; в делении этого простого ЕСТЬ, чье бытие растраивается на простое
полагание, опосредствующую связь и заключающееся в единстве тождество.
В заключении несколько слов о современых рецепциях Гегеля, которые
присутствуя во всех новейших теориях субъективности, претерпели влияние со
стороны французского неогегельянства (Ж. Ипполит, А. Кожев (Кожевников)).
А. Кожев в своей интерпретации философии Гегеля выстраивает схему -
Идентичность, Негативность, Тотальность[136]. Идентичность, соответствуя
«неопределенной непосредственности» бытия, есть обозначение горизонта
наличного существования, «как всего того, что есть». Негативность как
«второй конституирующий элемент» выступает в функции определения
периферийных идентичных различенностей через отрицание в централизирующую
всеобщность, остающейся пока только абстрактной. Тотальность снимает
противоречие между Идентичностью и Негативностью.
Другим важным аспектом кожевской интерпретации философии Гегеля
является признание диалектичности только для реальности человеческой
истории и отказ в ней природному бытию.[137] Дело в том, что диалектическая
«пружина» присуща исключительно истории, но не природе, потому что
«включение Негативности в идентичное бытие (Sein) подразумевает присутствие
Человека в Реальности», а под Негативностью Кожев понимает реальность
человеческой смерти, которая обретает в процессе истории свою тотальность.
Так понимаемая субъективность осуществляет себя вынесением вовне формы
человеческой смерти, которая выступает в качестве источника двух функций:
негативной идентификации с идеальным, освоение которого идет обладающим
«чудесной мощью» Негативного знаком, составленого из костей мертвого Бога;
и позитивной идентификации посредством объективации и покорения «бессильной
красоты» природы. Все-таки не «бессильная красота» ненавидит рассудок как
сущностную функцию субъективности, а именно страшащийся красоты бытия
рассудок производит ту разрушительную деятельность, в которой смыкается
cogito и libido.Снятие «предметной негативной» Красоты идет за счет
вытягивания Слова через «игольное ушко» субъективности в дискурс оправдания
преступления, находясь на основании этим преступлением созданным.
ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ОТ КОНСТРУКЦИИ СУБЪЕКТИВНОСТИ К ЕЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ
В двух великих системах классической философии –Канта и Гегеля -теория
субъективности достигает своей тотальности: субъект окончательно
высвобождает себя в истине самосознания и осознает себя в автономной идее
свободы. Отныне субъективность в преодоление традиционных идентификаций и
габитусов экстраполирует себя далеко за пределы чисто теоретической
деятельности во все практики человеческой деятельности какой бы отрасли
претворения и реализации это не касалось, будь то- политика, экономика,
общественная жизнь, искусство и т.д. Очевидно, что факты такого претворения
субъективности не могут быть обойдены философским вниманием. Этим
объясняется интерес теории субъективности, который, отвлекаясь от
традиционных тем философии, обращается к тем сферам человеческой
деятельности, что начинают вовлекаться в орбиту, все более центрируемой
вокруг субъективности как инстанции, беспрецедентной по своему
рациональному ресурсу. Такими сферами, например, для К. Маркса является
политэкономия и вся совокупность политических отношений, для Ф. Ницше-
современная ему политическая ситуация в Ев
II.1.Шопенгауэр:субъект как корреляция воли и представления.
В том смысле, в каком Шопенгауэр возводит принцип воли в
космологический принцип, он следует кантовскому учению о «вещи-в-себе» и о
практическом разуме, чье существо – свобода – выступает как
«сверхчувственная причина чувственного мира». По сути, Шопенгауэр
значительно утрирует и искажает всю кантовскую диалектику воли и закона
тем, что онтологизирует волю, но видимо сам Кант повинен в создании
возможности такой волюнтаристской интерпретации своего учения.
Мир в понимании Шопенгауэра предстает с одной стороны, как воля, с
другой, - как представление. Воля и представление соотносятся друг с другом
как сущность и явление. Воля напрочь лишена какой бы то ни было разумности,
она полностью иррациональна и бессознательна. Поскольку воля проницает
собой весь мир, то она необходимо пронизывает все существо человека. Полной
противоположностью миру как воле выступает мир представления. Воля
Шопенгауэра полностью соответствует кантовской "вещи-в-себе", и потому
остается принципиально непознаваемой, но, тем не менее, она представляется.
То есть, мир представления есть мир явления воли, причем как мир
интеллектуального представления и мир чувственного представления.
Инстанцией представляющего опосредования выступает закон достаточного
основания как некий высший принцип в котором связаны время, пространство и
причинность; он есть «регулятор проявлений»[138]. В сущности, Шопенгауэр не
оригинален в том, что конституирует вещь как «нераздельное и неслиянное»
единство сущности (воля) и явления (представление). На констатации этого
единства этого различия строится всякое понимание мира.
Заслуга Шопенгауэра состоит в выдвижении на космологический уровень
чисто субъективной характеристики, такой как воля. Если для Канта воля –
«трансцендентное» содержание «имманентной» формы, то Шопенгауэр лишает мир
каких-либо метафизических оснований, делая их исключительно имманентными
миру, правда только иррациональными. Более того, мир лишаясь
сверхчувственности замыкается на субъекте и «центр тяжести существования
возвращается в субъект»[139]. Наблюдается сходство позиции двух великих
неокантианцев, Гегеля и Шопенгауэра; если первый замкнул мир на имманентном
человеческому существу понятии, то второй - на непознаваемой, но также
интериоризирующей человека воле.
Для исследования субъективности значимость феномена Шопенгауэра в том,
что он представил субъект как корреляцию воли и тела. Тело – это симптом,
аффект, проекция воли, причем как чувственная проекция воли. И как первая
по происхождению для человеческого сознания, она, телесная проекция воли,
есть форма процедуры представления. Шопенгауэр отказывает понятийному и
образному выражению в их адекватности воле на основании их
опосредствованности законом достаточного основания (чья инстанция каким-то
странным образом встроена в человеческую телесность). Но все-таки
возможность приведения к применению воли и представления имеется. И имеется
она благодаря идеям: «Лишь когда познающий индивидуум … возвышается к
чистому субъекту познания и тем самым возвышает рассматриваемый объект к
идее, лишь тогда мир как представление выступает во всей своей чистоте, и
совершается полная объективация воли, ибо только идея представляет собой
ее, воли, адекватную объективность. Последняя заключает в себе объект и
субъект, потому что они – ее единственная форма; но в ней оба впоне
сохраняют равновесие: как объект здесь – только представление субъекта, так
субъект, вполне растворяясь в созерцаемом предмете, сам делается этим
предметом, ибо все сознание уже не что иное, как совершенно ясный образ
последнего». Значит, Шопенгауэр понимает волю как единство, совпадение
субъекта и объекта, их равновесие, и воля, опосредуясь законом достаточного
основания, распадается на два типа представления – субъективное и
объективное.
Помимо созерцательного единства субъекта и объекта, существует
эстетическое единство, характеризуемое известным кантовским принципом
«целесообразности без цели», в котором наиболее точно выражается главная
функция воли – функция синхронизации.
Сравнивая два способа «рассмотрения» вещей Шопенгауэр указывает на
геометрический принцип оппозиции искусства и теоретического познания, будь
это «наука» или «опыт»: «Мы можем поэтому прямо определить искусство, как
способ созерцания вещей независимо от закона основания – в
противоположность такому рассмотрению вещей, которое держится последнего и
которое составляет путь опыта и науки. Второй из названных способов
рассмотрения подобен бесконечной горизонтально бегущей линии, а первый –
пересекающий ее в каждом любом пункте перпендикулярной линии. Следующий
Закону основания – это разумный способ созерцания, который один имеет
значение и силу как в практической жизни, так и в науке; тот же, который
отклоняется от содержания названного закона, - это гениальный способ
созерцания, один имеющий значение и силу в искусстве»[140]. Здесь мы опять
встречаемся с вертикально-горизонтальной схемой, которую можно описать в
адекватных словарю Шопенгауэра терминах так: горизонту «представления»
перпендикулярна вертикаль «воли», чьи проекции пересекают горизонт, как
сказано, в любом пункте. Проекции вертикали воли синхронизируют объект в
его единичности, тогда как линия горизонта представления есть
диахроническое единство поля объектов. Шопенгауэр прямо использует
геометрическую метафору для описания топологии сознания: "Если мы
сопоставим все высказанное Кантом, то найдем, что под синтетическим
единством апперцепции он подразумевает нечто вроде непротяженного центра
сферы всех наших представлений, радиусы которой как бы конвергируют в этой
точке. Это то, что я называю субъектом познания, коррелятом всех
представлений…», и что есть «тот фокус, в котором конвергируют лучи
мозговой деятельности»[141].
Иначе говоря, горизонт представления есть круг, периферию которого
составляют объекты представления коррелируемые с субъектом как центром
этого круга не чем иным, если уж философия Шопенгауэра, по его же словам
придерживается «имманентности»[142], как лучами, говоря буквально –
«радиусами», мозговой деятельности, которые конвергируют в субъекте.
Субъект предстает как источник и центр всего горизонта представления и
основание его единства. Но остается совершенно неясной связь этого субъекта
представления и чистой воли, даже указывая на то, что познание инициировано
волей, Шопенгауэр нигде прямо не говорит о совпадении источника воли и
центра представления. Мир как системная иерархия последовательно
оформляемой в представлении воли не достигнет своей окончательной вершины.
Пожалуй, только музыка является для Шопенгауэра непосредственным языком
безосновной воли. Познание в его диахронической дискурсивности безнадежно
дискредитировано для Шопенгауэра его опосредованностью законом достаточного
основания. Геометрическая оформленность мира, включая эстетику в ее
пластическом аспекте, заангажировано формой человеческой телесности. Да и
любая психическая мотивация в своем волевом содержании конституируется на
«полюсе гениталий» как на «своем фокусе»[143].
Как можно понять, воля, проецируясь в непрерывной череде всевозможных
представлений, оказывается в постоянно сужающемся зазоре различия между
объектом и субъектом. Практическим аспектом представления воли является
закон, который, будучи основан на страхе как отраженном от объекта и, таким
образом, возвращенном субъекту желанием описывает линию, которая
результирует в себе точки компромиссов между единичными волями; таким
образом, эта линия описывает волю всеобщую: «Разум понял, что как для
уменьшения тяготеющего над всеми страданиями, так и для возможно
равномерного его распределения, лучшее и единственное средство – это
оградить всех от боли перенесения справедливости и оградить тем, чтобы все
отказались и от удовольствия принять несправедливость. И вот это средство,
легко придуманное эгоизмом, который, благодаря разуму, действует
методически и покидает свою одностороннюю точку зрения, - это средство,
постоянно усовершенствоваемое, и есть государственный договор или
закон»[144].
Шопенгауэр вообще лишен заангажированности «идеальным» в
метафизическом смысле: если содержанием воли Канта является трансцендентная
идея свободы, для Гегеля воля – есть принципиально «знающая воля» или
«дух», то шопенгауэровская воля – это бессмысленный поток энергии.
Шопенгауэр в пику своему современному антагонисту Гегелю совершенно
игнорирует сферу понятий, а с ней – всю сферу языковых знаков; все это он
абсолютно утрирует, редуцируя ее к закону достаточного основания, тогда как
все идеальное содержание достается воле.
Обобщая схему субъективности Шопенгауэра, неизбежно напрашивается
следующий вопрос: если "все" есть упорядоченная система проявлений воли,
опосредованная законом достаточного основания, то проявлением чего является
последний? Не иначе, что он сущностно встроен в волю, является ее
интериорным ядром и центром. И если воля есть напряжение между субъектом и
объектом, то центрирует, и тем самым инициирует это различие закон
достаточного основания. Воля есть только центрированное различие, а
децентрированность ее центра относительно самого себя делает эту волю до
конца не выразимой. Значит, схема субъективности, по Шопенгауэру, имеет
такой вид: вертикаль воли перпендикулярно пересекается с горизонтом
представления; проекции воли поперечны продольной линии представления;
источник воли и центр округи представления совпадают в том, что Шопенгауэр
называет законом достаточного основания.
Воля, наполнив "идеальным" содержанием имманентную форму
субъективности и выступив в качестве трансцендентной инстанции примирения
субъективного и объективного в философии Канта, стала в системе Гегеля
"знающей волей" и "духом", который приобрел в ней чисто человеческие черты;
затем воля перестала зависеть от трансцендентного, коли уж она
"свободная"[145], чтобы стать "волей к власти" в метафизике воли Ницше и
шагнуть далее в перспективе утвердившейся традиции новоевропейской
субъективности к libido Фрейда, в его нерасторжимости с cogito.
II.2. Маркс: субъект труда и феноменология экономического
символа
Маркс начинает с того, что выделяет один из аспектов самопознания духа
в режиме труда, представленного в "Феноменологии духа". Дух познал себя в
потреблении вещи как различии Я и вещи, выливающиеся в различие Я и
вожделения. Вторым моментом заимствования гегелевской феноменологии
является проблематика отношений господина и раба.
В целом и общем Маркс оттолкнулся от Гегеля и представил процесс
исторического формообразования социальных форм или "формаций" в качестве
движения конфликта труда как основного модуса человеческого бытия и
стоимости или капитала, т.е. как движение спора бытия и экономического
символа. Маркс выясняет судьбу самого бытия (так он понимает труд как
специфическое выражение человеческой жизни) в перипетиях социальных
отношений. А судьба бытия в том, что ему предназначено быть снятым в формах
спекулятивных схем и в символах экономического означивания. Бытие как труд
лишается своей самостоятельности, суверенности и исключительности,
превращаясь в процессе опосредования в лишь "деятельность для
заработка"[146].
Маркс открывает дисбаланс между вертикалью потребности и горизонтом
удовлетворения, чье несовпадение, в отличие от натуральных хозяйств, где
круг потребностей строго замкнут, обусловлено символическо-денежной схемой
опосредования труда, которая провоцирует раздор между все уточняющейся,
заостряющейся вертикалью потребности и непрерывно расширяющегося горизонта
удовлетворения. Если для Гегеля функция отчуждения - это необходимый этап
познания духа в полагании себя в ином, из которого дух возвращается в себя,
но уже опосредствованным, и, значит, более содержательным, то для чуждого
духу романтизма Марксу отчуждение есть абсолютно негативная функция, и сам
дух Маркс рассматривает как что-то чуждое, причем чуждое настолько,
насколько ему чужд капитал. Маркс, конечно, производит подмену, когда
говорит об экономическом отчуждении, и в то же время не говорит ни слова о
логико-семантическом отчуждении, которым занята наука; наоборот, весь
марксизм распирает от просциентистского пафоса. Но все-таки аналитика
отчуждающего характера символа стала существенным моментом в критике
классической субъективности.
Основа конфликта в изначальном несоответствии между трудом и его
стоимостным выражением, т.е. капиталом. Этот конфликт является базовым для
таких явлений, как разделение труда и конкуренция. Труд в символическом
опосредовании, становясь товаром, имеющим стоимость, отчуждается,
раздваиваясь на себя и свое символическое выражение. Труд, по Марксу,
который заимствует терминологию и метод Гегеля, есть "бытие-в-себе", а его
стоимость - "бытие-для-нас". Причем это капиталистическое "бытие-для-нас" -
крайне неустойчиво. Одну стоимость имеет труд для того, кто его производит,
другую - для того, кто его покупает; стоимость труда изначально лишена
объективной однозначности, но достигает ее в "рыночной стоимости" как
результате "конкуренции". Рыночная стоимость результируется вектором,
называемом "курсом", чья функция призвана устанавливать баланс и
стабилизировать отношение между вертикалью спроса и горизонтом предложения.
Дисбаланс между первым и вторым выливается либо в инфляцию, либо в кризис
перепроизводства. Не спрос рождает предложение, но оба порождаются центром
их мнимого "рыночного" равновесия, символичность которого обуславливается в
произвольном договоре, который детерминирован не извне, но изнутри.
Маркс произвел глубокий анализ инстанции экономического символа, но,
правда, только в его экономической ипостаси как стоимости, и установил роль
функции экономического означивания как роль негативную: капитализация есть
снятие (Aufhebung) вещи в пользу ее значения, т.е. понятия, чьи
аподиктичность и систематичность снимают вещь интенсивнее, чем стоимость.
Стоимость - это экономическое выражение Понятия. Вот главный пункт
марксовой критики гегелевской философии духа, "деньгами" которой является
"логика"[147]. Экономическая феноменология Маркса произвела деструкцию
гегелевской феноменологии, установив отчуждающий характер означающего, но
на этом она остановилась. Маркс создал своеобразную экономию времени: если
капитал - это "определенное количество накопленного и отложенного про запас
труда», то капиталист, имея снятым труд, а труд это бытие, жизнь рабочего,
имеет снятым время как время труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|