рефераты скачать

МЕНЮ


История философии (часть I)

является понятие - "жизни". В отличие от Дильтея, она отнюдь не сводится к

духовной жизни, но включает, как и у Бергсона, сильнейшую биологическую

тенденцию. Шпенглер принимает это некое творческое жизненное начало,

сходное с жизненным порывом Бергсона, но без присущего тому религиозного

оттенка. В этом начале он видит наиболее глубокую основу и исток всей

культурной жизни человечества. Согласно Шпенглеру, наука, логика убивают

жизнь. В полном согласии с Бергсоном и Ницше Шпенглер говорит, что наука

нужна вовсе не для понимания действительности, а для ее приспособления.

Интеллект и опирающаяся на него наука имеют практическое, техническое

значение. Со времени своего возникновения наука, по Шпенглеру, стала

"служанкой технической воли к власти". Это - прямое заимствование у Ницше,

который также утверждал, что познание работает как орудие "воли к власти" и

никакого другого значения не имеет.

Продолжая линию критики разума, Шпенглер в духе своих предшественников

противопоставляет природу истории. Он упрекает историков в том, что они

пытались применять к истории естественнонаучный подход. На историю смотрели

как на природу, как смотрит на свой объект физик, и действовали

соответствующим образом.

Для Шпенглера история - это вовсе не наука. Наука, говорит он, всегда

есть естествознание. История же - это вообще не знание, а переживание.

История, по Шпенглеру, это само живое бытие. Жизнь есть первое и последнее;

жизнь лишена системы, программы, разума.

Шпенглер, противопоставлял природу и историю не по их объектам, а по их

методам познания. Природа, по Шпенглеру, есть результат деятельности

интеллекта, результат познания. История же есть результат созерцания,

интуиции.

Две идеи вызывают особое возражение Шпенглера:

. идея исторической закономерности

. идея общественного прогресса.

Первую он заменяет идеей круговорота, а вторую - идеей судьбы.

"Судьба, - пишет Шпенглер, - слово, содержание которого надо чувствовать".

Кто не в состоянии этого сделать, пусть не занимается историей, потому что

"познанию природы можно научиться, но знатоком истории можно только

родиться".

В такой позиции отчетливо проявляется элитарный характер методологии

философии жизни. Рациональное мышление в принципе доступно каждому и

демократично. Интуиция, инстинктивное схватывание - это уже привилегия. Для

Шпенглера является аксиомой, что понять исторический процесс, усвоить уроки

истории могут лишь избранный, а всей остальной массе остается только

воспринимать их откровения.

Вопрос№2

Философия Позитивизма. Огюст Конт

О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-философской эволюции

общественной мысли. В своей работе «Дух позитивной философии» (1910), Конт

рассматривает "закон трех стадий" развития интеллектуального сознания и

человеческого духа:

1 стадия - религиозная. На данной стадии человеческий ум пытается

объяснить окружающие его явления - и природные, и социальные - воздействием

сверхъестественных сил.

2 стадия – философская Она оперирует метафизическими абстракциями,

вытесняя с их помощью сверхъестественные факторы в объяснении законов

окружающего мира, но ничего конкретного взамен не предлагая. Таким образом,

задача этой стадии - критическая.

3 стадия – научная, опирающаяся на позитивное знание. Свое название она

берет от базовой парадигмы, на которую О.Конт последовательно опирается в

своем научном творчестве: positive в переводе с французского означает

"положительный". Логика и суть этого метода научного познания, состоит в

том, чтобы применить к изучению социальных явлений приемы и методы,

разработанные и зарекомендовавшие себя в точных (или естественных) науках..

Конт при этом исходит из того, что всякое предложение, которое недоступно

точному превращению в достаточно ясное и простое объяснение частного или

общего явления, не может представлять реального и понятного смысла. Мы не

можем устанавливать законы развития природы и общества, утверждает Конт. Мы

можем действительно постичь лишь различные взаимосвязи явлений и фактов,

никогда не будучи в состоянии до конца проникнуть в подлинные причины их

возникновения.

Поэтому философия, если она хочет иметь хоть какое-то отношение к

научному познанию, должна отказаться от исследования происхождения и

назначения существующего мира и познания внутренних причин и явлений и

стремится, правильно комбинируя рассуждения - наблюдать, регистрировать и

систематизировать факты и на основе этой систематизации выявлять

определенные закономерности. Конт отнимает у философии сам ее предмет:

философия, согласно его мысли, — только обобщающая сводка всех частных

результатов, добытых специальными науками, иначе — обобщенная классификация

всех наук.

Этим взглядом на науку как на деятельность, коренящуюся в практических

потребностях обусловлено отрицательное отношение Конта как к эмпиризму,

так и к мистике. В «Системе позитивной политики» Конт прямо противопоставил

науку «эмпиризму»: «эмпиризм» не идет и не способен идти дальше простой

констатации факта; даже самое обильное накопление фактов лишено

теоретического значения, и даже простое наблюдение невозможно без

предшествующей ему теории.

Этими положениями определяется и отношение Конта к роли гипотез в

aилософии. По Конту, знание никогда не сложилось бы в положительную науку,

если бы развивающаяся наука была лишена гипотез. Контовская защита

необходимости гипотез в противовес индуктивизму и эмпиризму, сыграла

положительную роль в развитии естествознания. Однако теоретическую задачу

науки, и в частности гипотезы, он свел к одному лишь выяснению

неизменных законов сосуществования явлений и неизменных законов.

Будучи чуждым диалектике Конт высказывает суждения об относительности

научного знания. Он пишет что, учение о познании, которое соединяло бы в

себе черты позитивной науки и вместе с тем черты полной реальности, может

быть выведено или добыто только из истории человеческого ума. Наука всегда

находится в движении, развитии. Наука — не «состояние», а «процесс» и даже

«прогресс». В этом «процессе» положения и понятия, ложные с современной

точки зрения, некогда были ступенькой, по которой наука, заблуждаясь,

поднималась к истине. Именно поэтому, утверждал Конт, любая научная истина

и даже любой закон относительны.

Идею научно познаваемой закономерности и всех явлений в своей трактовке

Конт перенес с процессов природы также и на процессы общественной жизни.

Подчеркнем, что Конт здесь претендует на открытие универсального

теоретического закона двойной эволюции. "Двойной" прежде всего в том

смысле, что эта эволюция относится одновременно и к социальному, и к

интеллектуальному развитию общества. Но также двойной и в том смысле, что

такого рода эволюцию претерпевает и процесс развития отдельно взятого

индивида (онтогенез), и человечества в целом или отдельных коллективностей

(филогенез). Наука об обществе характеризуется Контом как «социальная

физика» т. е. как наука, обнаруживающая в жизни общества законы столь же

необходимые и естественные, сколь необходимы и естественны законы

физических явлений.

Вопрос №2.1

Философия позитивизма. Герберт Спенсер

Философа и ученого Герберта Спенсера справедливо считают одним из

основоположников позитивизма.

Спенсер был не первым, кто сосредоточил свое внимание на проблемах

социальной эволюции. Эволюционистские воззрения вообще занимали, можно

сказать, одно из центральных мест в изучении общества в девятнадцатом веке.

Некоторые философы вообще склонны были рассматривать любое изменение в

качестве эволюционного.

Г. Спенсер в своей теории отображал нелинейную концепцию эволюционных

стадий. Шкалой, при помощи которой он намеревался измерять прогресс, была

степень сложности общества. Общей тенденцией развития человеческих обществ,

по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным

гетерогенным образованиям, где части целого становились все более

специализированными, оставаясь в то же время интегрированными.

Г. Спенсер подходит к проблеме раскрытия сущности эволюции,

рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному

и прежде всего противопоставляя эволюцию процессу разложения, распада, и

делает это весьма обстоятельно. Первым делом, будучи последовательным

позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм

материи - от косной, неживой до социальной. Общая же суть перемен,

происходящих с материей во всех ее разновидностях и формах, заключается, по

Спенсеру, в следующем:

Различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых

процессах - интеграция (то есть объединение, слияние) и движение. При этом

необходимо учитывать, что: (1) потеря (точнее, связывание) движения ведет к

интеграции; (2) в свою очередь, при распаде единого тела - дезинтеграции -

входившие ранее в состав его и теперь разъединяющиеся материальные частицы

вновь приходят в движение. Именно эти два процесса, находящихся в

антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер называет (1) эволюция

и (2) разложение. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение

движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою

процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.

Эти процессы эволюции и дезинтеграции Спенсер иллюстрирует

многочисленными примерами в своих "Основных началах".

В то же время, эволюция, будучи изменением простого в сложное,

представляет собою, кроме того, еще и процесс перехода из неопределенного

состояния в определенное. В ходе эволюции совершается перераспределение

движения.

Важнейшим проявлением усиления разнородности выступает дифференциация

частей единого целого и выполняемых ими в этих рамках функций.

Попробуем подвести некоторые итоги сказанному и изобразить эволюционную

шкалу графически:

[pic]

Спенсер был последовательным сторонником - органической аналогии при

рассмотрении тех или иных процессов. Вообще это неизбежно следовало из его

позитивистских позиций. Он исходит из того, что окружающие нас явления -

как в неживой, так и в живой и в социальной природе - подчиняются каким-то

объективным, независимым от воли и сознания людей законам. Людям не дано

вмешиваться в действие этих законов, изменять или переделывать их. Правда,

следует отметить, что вовсе это не означает фатального бессилия людей перед

действием законов. Наблюдая за природными социальными явлениями,

регистрируя и анализируя их последовательности и взаимосвязи, они могут шаг

за шагом открывать и понимать закономерности, а значит, в конечном счете

постепенно постигать смысл и механизмы действия этих законов. Такое

понимание позволяет во все большей степени приспосабливать свои поступки и

всю жизнь к действию этих законов, то есть вести себя более осмысленно и

целенаправленно.

Приложение:

Позитивизм.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широко разветвленное

течение в философии. Все его разновидности выступают с претензией подняться

«выше» материализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии.

Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении

столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и

др.), надуманными, бессмысленными. По их мнению, философия не должна

выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытных

данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна

сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями,

выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие

их изменением, развитием.

Таким образом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на

научность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом

преодоления односторонностей и материализма, и идеализма позитивизм на

самом деле в скрытом виде протаскивает субъективный идеализм, в духе

идеализма объясняет достижения науки. Идеалистический характер взглядов

позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опыта. В опыте,

утверждают позитивисты, человек не может установить объективный характер

предметов, явлений, проникнуть в их сущность, ибо он имеет дело только со

своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприятий,

переживаний. В рамки субъективного опыта человека позитивизм стремится

заключить все научное познание.

Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт

(Франция). Большую роль в разработке позитивистских взглядов в этот период

сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Дальнейшее развитие позитивизма

связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями

эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма

объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для

эмпириокритиков (махистов) материя — лишь связь ощущений. Третьим этапом в

истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20—30-е гг. 20 в.

Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к.

объектом философии он объявляет логическую структуру науки, ее язык.

7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопрос№1

Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс)

Экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философское

течение ХХ века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность

человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в.

Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего

бытия человека в мире. Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой

"неподлинное существование", обретение экзистенции предполагает решающий

"экзистенциальный выбор", посредством которого человек переходит от

созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами

среды, к единственному и неповторимому "самому себе".

В ХХ в. экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на

технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых

войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета

экзистенциализма. В своей основе экзистенциализм - это нонконформизм,

призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих

ценностей.

Экзистенциализм - это не академическая философия. Это скорее способ

фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в

обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие

в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности. Они

существенно отличаются от категорий, с которыми обычно приходится иметь

дело при анализе готовых форм идеологии. Экзистенциализм не утруждает себя

применением научных орудий анализа и обычно выражает свои взгляды в

символически обобщенных образах человека - индивидуального субъекта

общественной жизни, в метафорическом пересказе его исторических и

социальных судеб.

Один из постулатов экзистенциалистской теории гласит: "Существование

предшествует сущности". Это означает, что у нас нет врожденной той

метафизической "сущности", или "эго", которая приписывается человеку в

большинстве философий. Прежде всего мы существуем и вынуждены делать свой

выбор. Пытаясь понять или описать наш экзистенциальный выбор, люди

приписывают нам те или иные "сущности", но эти "сущности" остаются не более

чем словами-ярлыками.

Таким образом, Экзистенциализм - это интеллектуальная реакция на кризис

гуманизма и острые социальные проблемы ХХ века. Позитивное значение этой

философии состоит в том, что она утверждает веру в силы и возможности

человека, в его способность устроить социальный мир "по-человечески".

Экзистенциализм - это гуманизм, философия доверия к человеку, философия

надежды на него. Основным в этом течении является идея ответственности

человека за мир, в котором он существует, страдает и борется. "Быть в пути"

- в этом и состоит подлинное, хотя и нелёгкое его призвание. Ни боль, ни

страх, ни отчаяние не должны увести человека от ответственности перед

Миром. Он может, а значит, и должен устроить свою жизнь разумно.

Хотя ныне положения экзистенциализма востребованы в основном в

художественных произведениях и трудах православных богословов, это не

умаляет глубокого влияния, которое он оказал на современные западные

цивилизации, на их политическую и культурную жизнь. Экзистенциализм обратил

внимание на человека, одинокого в мире тиранов и оружия массового

уничтожения.

Итак, Классиками экзистенциальной философии ХХ столетия принято считать

немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, а также французского

писателя Ж.П. Сартра.

Философия Хайдеггера

Философия М.Хайдеггера занимает особое место в экзистенциализме.

Идеи Хайдеггера самым серьезным образом повлияли на развитие философии II

половины ХХ века, на всю совокупность гуманитарного знания в целом. Ему

удалось нащупать "пульс времени" ХХ века, который обозначил центральные

проблемы философии - проблемы Духа и духовности, пропущенные сквозь призму

проблем бытия, культуры, цивилизации, мышления, истины, творчества,

личности.

Хайдеггера можно считать классиком экзистенциальной философии и философской

герменевтики, серьезный вклад он внес в учение феноменологии, даже

философского мистицизма,- на этой основе можно выделить четыре этапа его

творчества. И все-таки, прежде всего, Хайдеггер экзистенциалист. Он

исследует человека и его бытие.

Вслед за представителями "философии жизни", он развивает идею о

принципиальной недоступности для мысли, заключенной в традиционный

понятийный каркас, истинного бытия человека - экзистенции, а потому

отказывается от традиционного категориального аппарата философии, который

складывался со времен Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Учение о сущности человека и понятие экзистенции

Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом

экзистенции... Только человек экзистирует". Скала, дерево, лошадь, ангел,

бог существуют, но они не экзистируют. Это не значит, продолжает Хайдеггер,

что человек - действительно сущее, а все остальное - недействительно.

Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет

представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном". Причем

специфика сознания человека состоит в том, что оно предполагает экзистенцию

в качестве сущности человека. Сущность человека понимается Хайдеггером как

"то, в качестве чего человек существует, пока он человек".

Человек - это редкое существо, если посмотреть его процентное соотношение с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.