рефераты скачать

МЕНЮ


История философии (часть I)

рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на

грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в

темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о

том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает

еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать.

Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь,

судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней

различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-

волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть

души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же

чувственности есть добродетель благоразумия.

Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила,

способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным

началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено

способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне

противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное,

как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Гармоничное

сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию

справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал

роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия

обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и

заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций

диалектики Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» -

искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит - спорить,

оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем диалектика —

это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая

всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений,

убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого,

тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы

Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику

понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет»,

непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению,

Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в

суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны

не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия являются

результатом особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной

души»: они не приложимы к отдельным вещам. Общие определения в виде понятий

относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому:

они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к определенным

множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной

мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и

состоит суть его объективного идеализма.

О категориях. Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий

рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем категории

приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне.

Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее,

движение, покой, тождество, различие.

Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические

категории (тождество и развитие). Платон трактовал категории как

последовательно вытекающие друг из друга.

Воззрения на общество и государство. Свои взгляды на происхождение

общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не

способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д.

В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную

им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом

земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания

жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей,

которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое

«идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии,

допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному

управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только

аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и

ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу,

и им не место в органах государственного управления. Охранять государство

должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не

должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других

граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону,

должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в |гражданах

благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна

преследовать и вся система воспитания и образования.

Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона о

государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм

государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть

социально-философских взглядов гениального мыслителя.

Платон выделял:

а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу - аристократия, в

том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;

б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял

тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания — наихудшая форма государственного устройства,

а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы

государства — результат «порчи» идеального государства. Тимократия (тоже

худшее) — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже,

например, аристократической монархии.

Этические взгляды. Философия Платона почти вся пронизана этическими

проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа

высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни

общества. Нравственное миросозерцание мыслителя развивалось от «наивного

эвдемонизма»1 (Протагор) — оно согласуется со взглядами Сократа: «благо»

как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и

приятного. Затем Платон переходит к идее абсолютной морали (диалог

«Горгий»). Именно во имя этих идей Платон обличает весь нравственный строй

афинского общества, осудившего себя в смерти Сократа. Идеал абсолютной

объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека:

доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и

счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит

Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от

плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте.

В таких диалогах, как «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика», этика

Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души,

отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей

светской жизни. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше

всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности

находится в сверхчувственном мире. Ведь душа, как уже говорилось, получила

свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она

обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир

несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы

возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу,

который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет"); в том, чтобы освободить

душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире

умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Именно таким

путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и

вернуться к исходному, обнаженному состоянию1.

Этой тенденцией не исчерпывается этическое учение Платона; наряду с ней

излагается примиряющая эвдемоническая позиция, которая позднее все более

сказывается в его диалогах (например, "Филеб» и «Законы»), хотя она

проявляется и раньше: в самой чувственности Платон высвечивает эрос,

стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Вопрос №2

Философия Аристотеля

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях

Аристотеля (384—322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически

вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную

систему конкретно-научного и собственно философского знания в его

удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество

училось, учится и будет учиться в веках у него философской культуре.

Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он

расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская

теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности.

Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина

дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром

чувственных вещей и миром идей.

Онтология Аристотеля

Материя и форма (эйдос).

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель

считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть

из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться и своем количестве.

Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит

лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как,

скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность

превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму.

Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря

которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина

становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего

рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим

гончар - бог (или ум-перводвигатель).

Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в

возможности уже содержится в материи и путем естественного развития

получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в

связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Т.о. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они

представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает

как возможность и как своего рода субстрат сущего. Основным двигателем

мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина

мироздания.

Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы),

выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель

усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное

объяснение. Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением

философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия

его уровней — от материи как возможности к образованию единичных форм бытия

и далее — от неорганических образований к миру растений, живых существ,

разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у

Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически

связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как

«место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых

событий и состояний.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой

основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее

признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем

признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все

его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого

двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о

первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия

божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле:

ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала

всякого движения. Этим началом является божество как общемировая

сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества

усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество

служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все

знание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая

сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог.

Опускаясь в своих философских размышлениях из бездны Космоса к миру

одушевленных существ, Аристотель считал, что душа, обладающая

целеустремленностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип,

источник и способ регуляции его объективно наблюдаемого поведения. Поэтому

правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама

она имматериальна, нетелесна. Она скорее есть некий смысл и форма, а не

материя или субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его

упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение актуальной

действительности всемирного и вечного Ума.

Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода

от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению;

от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания

- к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени

проводит в ошибках». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для

ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Гносеология Аристотеля

Теория познания и логика. Познание у Аристотеля имеет своим предметом

бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание

начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно

воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в

единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и

восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами

истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд

по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он

разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и

т.д. Аристотель является основоположником логики. Анализируя категории и

оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и

операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он

сформулировал логические законы:

. закон тождества (понятие должно употребляться в одном в том же

значении в ходе рассуждений),

. закон противоречия («не противоречить сам себе»)

. закон исключенного третьего («Л или не А истинно, третьего не

дано»).

Аристотель разработал учение (о силлогизмах), в котором рассматриваются

всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Особо следует

подчеркнуть разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи

Сократа.

Этические взгляды Аристотеля.

Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных

добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские

права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам

общества, что укрепляет социальный порядок.

Аристотель разделял добродетели на:

. интеллектуальные

. волевые (добродетели характера).

Говоря о характере решающее значение имеют интеллектуальные добродетели:

мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя

как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем

усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной

деятельности.

Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно

завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом

мышления».

Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут

возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать

добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в

деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя

умеренно — он становится умеренным; поступая мужественно — мужественным.

Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности.

Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти

среднюю линию поведения.

Исключительное место в этом учении занимает идея справедливости:

справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в

свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Социальная философия Аристотеля

Об обществе и государстве. При исследовании социально-политической

жизни Аристотель исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ

теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования

предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к

совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю человек — политическое существо, т.е. социальное, и он

несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству»

(Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека

отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только

человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло,

справедливость и несправедливость.

Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и

жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению

семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с

государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов

государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера

деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот

критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля,

бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметральна

противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или

иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного

строя».

Аристотель выделил три главных слоя граждан:

. очень зажиточных,

. крайне неимущих

. средних, стоящих (между теми и другими).

Философ враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считает,

что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит

противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.