рефераты скачать

МЕНЮ


История философии (часть I)

проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни

вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам

утоления этой жажды. Государство так же создается не ради того, чтобы жить

вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а

совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При

этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая

идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством

общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей,

должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных

граждан, должен создать совершенное государство.

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает

рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в

силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к

подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы — ему

подчинены все одушевленные существа.

Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу

интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель,

анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и

вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в

политическую экономию.

Он выделял такие формы государственного правления, как:

Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии —

олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений

лежит имущественное неравенство.

По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть

в государстве на том, что имущественное благосостояние — удел немногих, а

свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих

классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель

подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми — отношение не просто

различия, а противоположности.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через

посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду

«средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший

строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет

большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. При всякого

рода государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни

одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою

политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за

правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в

источник личного обогащения.

3. Философия возрождения

Вопрос №1

Общая характеристика Гуманизма и антропоцентризма 1 периода философии

возрождения.

В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода:

. Первый (14 в.) — период размежевания со средневековой философией и

рождения гуманизма.

. Второй период (15 — нач. 16 вв.) — это этап созревания альтернативных

мировозренческих моделей, вынужденных до определенного времени

сосуществовать вместе и искать компромисса.

. Третий, последний период философии Возрождения (16- нач. 17 вв.)

знаменуется началом общеевропейской религиозной революции –

Реформации, которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для

европейской философии последствиями.

Итак, подробнее остановимся на первом этапе философии возрождения. В этот

исторический период меняется общая ориентация философии и сам стиль

философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая

гуманистическую направленность развития философской мысли.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи.

Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского

humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в

ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной

премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и

самосовершенствование.

Гуманизм связан с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо

Балла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения

догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа

античности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте

Алигьери и Франческо Петрарка.

Как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах

мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к

официальной религии и ее представителям, а главное они — постулируют новое

отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире.

Эти взгляды становятся в оппозицию к религии и университетам,

придерживающимся схоластических традиций.

Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец

самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Это, в

свою очередь, приводит к изменению морально-этических построений, которыми

должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех людей,

а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются

антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и

наслаждения человека.

Господство антропологизма, т.е. философской концепции, усматривающей в

понятии человек основную категорию и исходящее из нее в объяснении природы,

общества и мышления, сказывается и в искусстве. Именно здесь человек

уподобляется Богу и творит. Т.о. в центре возрожденческого восприятия

оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а человек.

Проблема духовного творчества, которая, охватывая все сферы бытия,

бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым

богом» или «как бы богом». Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и

житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-

итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть»). Натуроподобно

отражая эти идеалы, Возрождение придает воспитательным чаяниям эпохи

убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие),

Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и

Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре

своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного

диалога.

Вопрос №2

Философия Николая Кузанского (Платонизм и Неоплатонизм).

Для характеристики тех изменений, которые происходили в философии,

можно в качестве примера рассмотреть творчество одного из наиболее

последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского

(1401—1464), с именем которого связывают переход от средневекового к

ренессансному стилю мышления.

Николай Кузанский (наст. имя и фам. Николай Кребс) являлся философом,

теологом, ученым, а также церковно-политическим деятелем. В 1440 выходит

его первая и самая известная философская книга «Об ученом незнании». Нужно

отметить, что Кузанский являлся автором множества философских трудов, среди

которых особенно выделяются сочинения: «Об искании бога», «О даре Отца

светов», «О становлении»; «Книги простеца»: «Простец о мудрости», «Простец

об уме» и др. В них он синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма,

интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения.

Главные проблемы философии Кузанского это:

. Отношение Бога к миру,

. Место и роль человека в мире,

. Природа познания.

Как диалектик, Николай Кузанский разработал важнейший методологический

принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его

к антитеологической трактовке Бога. Кузанский сблизил бесконечного Бога и

конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его

творением.

Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», мир — это проявление Бога,

«ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная

бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой

ничтожной вещи. Соответственно этому понятие бесконечного становится мерой

всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его

находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя

мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут.

Принцип о том, когда единое становится всем, Кузанский развил в

оригинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит,

тождественно беспредельному и бесконечному.

Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосмос -

своеобразное подобие природы и Бога. Человек – существо, соединяющее в себе

божественное и земное, он воспроизводит в себе окружающий мир, подобен ему.

Особенно примечательны гносеологические принципы философа. Познание

осуществляется, по Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств,

рассудка и разума.

Чувственное познание, которым обладают и животные, является ограниченной

способностью ума.

Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие,

абстрактные понятия. Он самоуверенно и догматически исходит из нерушимости

своих установлений.

На самой высокой ступени познания расположен разум, который преодолевает

ограниченность чувственного познания и рассудка. Именно разум (интеллект) —

является главным отличием человека от животных.

Николай Кузанский диалектично подходил к истине, видя ее неотделимо

связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого

незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к

истине. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий

схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация

разума.

Вопрос №3

Натурфилософия эпохи Возрождения. Философия Д. Бруно.

Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая

философская область - философия природы (Натурфилософия) Ее приход был

подготовлен всем предшествующим развитием гуманистической философии и

культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые

горизонты, приходит к убеждению своего прочного, творческого и свободного

закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный

характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства

человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и

новая философия природы.

Натурфилософия Ренессанса исходила из античного наследия - платонизма,

стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к

неортодоксальным традициям средневекового философского мышления,

аверроистским и неоплатонистским направлениям. Характерным для философии

природы в период Ренессанса является прежде всего отвращение к

схоластике. Схоластическое учение о природе в сущности никогда не

переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность этому

философы Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы

в целостности, умозрительное ее истолкование.

Новые тенденции в натурфилософии получили отражение в творчестве ее

наиболее знаменитого представителя - Джордано Бруно(1548-1600). Он еще

более углубил тенденцию, характерную для Николая Кузанского мыслить

высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и

бесконечного).

Бруно создал последовательно пантеистическое учение, враждебное

средневековому теизму. Он опирался не только на Николая Кузанского, но и

на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает

важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с

ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что

Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной

бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению

с размерами Вселенной очень малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и

бесконечный космос.

Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и

традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому

активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала

беспредельного, а потому пассивного, с другой.

Таким образом, Бруно не только передает самой природе то, что в средние

века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс, он

идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало

жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось

присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

Взгляды Бруно прокладывали путь к материалистическому пониманию природы.

Неудивительно, что его учение было осуждено церковью как еретическое.

Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения.

Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на

костре.

Новое соотношение между материей и формой, новое понимание

материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание,

существенно отличное от античного.

Если для древнегреческого философа предел выше

беспредельного, завершенное и целое прекраснее

незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность

богаче актуальности; движение и становление предпочтительнее

неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо

притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной

бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского

и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII

века, как Галилей и Кавальери.

4. Философия Нового времени

Вопрос №1

Эмпиризм Нового Времени, Ф. Бэкон

Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626).

В разработке своей философии он опирался на достижения прежней

натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие

между схоластикой и методологическим основанием развивающегося

естествознания.

Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в

качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился

родоначальником другого направления, а именно эмпиризма[2], требующего

исходить из опыта. Чтобы получить истинное знание о природе, необходимо, по

мнению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования.

Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Ф. Бэкон выдвигал

на передний план индуктивный метод научного познания, от изучения единичных

фактов к общим положениям с опорой на результаты эксперимента.

Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная

индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается

присущее им свойство.

Пытаясь сделать метод индукции по возможности более строгим и тем самым

создать "истинную индукцию", Бэкон считает необходимым искать не только

факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

По мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают

заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Он называл "идолами" -

различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено

сознание человека. Существуют, по Бэкону, «идолы» четырех родов:

. идолы рода - они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и

особенно в разуме человека, и освободиться от них всего труднее. Бэкон

уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого

искажает все то, что отражается в нем. Примером такой "изогнутости"

Бэкон считает стремление человека истолковывать природу по аналогии с

самим собой, откуда рождается самое скверное из заблуждений.

. идолы пещеры, - обусловлены индивидуальным жизненным опытом узостью

(«пещерностью») этого опыта; В этом смысле каждый человек смотрит на

мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению

картины мира.

. идолы площади- возникают в результате принятия слов «толпой», при

«взаимной связанности» людей, когда слова либо имеют разный смысл,

либо обозначают несуществующие вещи; включаясь в язык исследователя,

они мешают достижению истины.

. идолы театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без

предубеждения самим исследовать природу. Это — те или иные философские

творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук; они созданы

как бы для театрального представления.

Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их. Построение

понятий «через истинную индукцию, - утверждал Ф. Бэкон, -есть, несомненно,

подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы» .

Предметом философии, по Бэкону, являются:

. бог

. природа

. человек.

Философия - концентрирует внимание на природе (богословие, с его точки

зрения, остается за пределами науки); задача «естественной философии»

—познать единство природы, дать «копию Вселенной».

Философы делятся на три группы:

Одних можно сравнить с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из

индивидуального сознания; их представления и утверждения не подтверждаются

опытом.

Вторые могут быть уподоблены муравьям, они собирают в свой философский

муравейник все, что встречается им на пути; это грубые эмпирики.

Истинный философ подобен пчеле, которая облетает цветы, собирает различные

соки и перерабатывает их в мед; иначе говоря, подлинный философ должен

перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным

обобщениям.

Однако при всем влиянии Бэкона нельзя не отметить, что английский философ

сделал несколько односторонний акцент на эмпирических методах исследования,

недооценив при этом роль рационального начала в познании и прежде всего -

математики. Поэтому развитие нового естествознания в XVII в. пошло не

совсем по тому пути, какой ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как

бы тщательно он ни был отработан, все же не мог дать всеобщего и

необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя бэконовский призыв

обратиться к опыту был услышан и поддержан, экспериментально-математическое

естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который

мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.

Вопрос №2

Рационализм Философии Просвещения

XVII и XVIII столетия характеризуются широкой разработкой

методологической стороны философии и наук о природе. Это направление

научной и философской мысли представлено основателем новейшего рационализма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.