История философии (часть I)
созерцания.
Вопрос №1.1
Идея всеединства в русской философии.
Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней
формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы
такого множества тождественны между собою и тождественны целому , но в то
же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство , а образуют
особый полифонический строй . Но это описание , включающее формально
противоречивый тезис о тождестве части целому , не есть законченная
дефинизация . Более того , такой дефинизации и не может быть , поскольку
всеединство - категория особого рода , не допускающая исчерпывающего
дискуссионного выражения , а имеющая скорей характер интуитивно -
символического указания на некий специфический способ или строй бытия ,
который никогда не удается раскрыть до конца в понятиях.
Истоки подобного статуса всеединства кроются в том, что его философское
продумывание с необходимостью выходит в сферу коренных проблем онтологии,
связанных с апориями единого, бытия и иного, Вследствие этого, философский
вопрос: “как возможно всеединство “ не может иметь одного исчерпывающего
ответа, Заключенная в нем проблема дескрипции внутреннего механизма
всеединства допускает лишь, собственно, не ответ, а только все новые
переформулировки и переосмысливания, которые всякий раз по-новому
демонстрируют апорийность, присущую природе всеединства, однако отнюдь не
дают законченной экспликации этой природы. В итоге, в каждую эпоху жизни
философской традиции постижение всеединства заново оказывается проблемой -
так что всеединство выступает как некий топос философского мышления,
одновременно - предмет философствования и неиссякающее побуждение к нему,
один из вечных источников философского “удивления”.
Русские “ системы всеединства ” далеко не единообразны и вовсе не
составляют одной узкой школы. Но они самым тесным образом связаны с
предшествующей метафизикой всеединства на Западе и , как правило , для
каждой из них несложно увидеть , к какому конкретно учению - или иному
корню - восходит принятое в ней понимание всеединства.
Итак, русская метафизика всеединства включает в себя философские учения ,
где концепция всеединства опирается на
- мифологему Софии Премудрости Божией : Вл. Соловьев, П.А.Флоренский (
раннее учение ) , С.Н. Булгаков , Е.Н. Трубецкой ;
- учение Н.Кузанского : С.Л.Франк , Л.П.Карсавин ;
- монадологию Лейбница : Н.О. Лосский , отчасти Л.П. Карсавин ;
-идеи античного символизма : П.А. Флоренский (позднее учение ) , А.Ф. Лосев
.
С первых же шагов философского становления Соловьева , всеединство - его
девиз , его формула Высшего Начала .Уже в своем произведении “
Мифологический процесс в древнем язычестве” (1873) , он пишет о том , что
языческие боги “ лишь разнообразные выражения всеединого - to pan ” . А
вскоре , всеединство для него уже главное орудие построения всеохватной
философской системы, универсальный, конструктивный принцип . Подобная роль
всеединства , как и в целом его трактовка в философии Соловьева, тесно
связаны с основным рабочим методом этой философии - методом “ критики
отвлеченных начал”.
В частности, по Соловьеву, и бытие, когда оно отождествляется с
Абсолютным, выступает как отвлеченное начало ; его должный статус -
предикат сущего, ибо “ бытие есть отношение между сущим как таким и его
сущностью” . Абсолютное , Бог - это не бытие , а сущее ; а так как
Абсолютное является всеединыем , то истинное его имя - Всеединое Сущее .
Всеединство же как таковое - это Его сущность , которая сверхбытийна .
Когда же всеединство трактуется как бытийный принцип , оно также
становится отвлеченным началом ; в этом случае оно есть “ отрицательное
всеединство” или же “ чистое бытие , равному ничто ... принцип , с которым
нельзя ничего начать и из которого ничего нельзя вывести” . По Соловьеву ,
именно это бесплодное всеединство - исходное начало гегелевской логики , “
принцип Гегеля ” .
Философия Соловьева словно разрушила какой-то барьер. долгое время
мешавший самовыражению русской мысли в развернутой философской форме. Она
положила начало активнейшему философскому движению, в русле которого за
короткий срок возникает обширный ряд религиозно-философских систем .
Ядро учения Трубецкого - концепция Абсолютного (Всеединого) Сознания
-формируется как сочетание , скрещивание соловьевской концепции Абсолютного
как всеединства с неокантианским подходом , утверждающим примат
гносеологических установок и категорий над онтологическими .
Абсолютное Сознание у Трубецкого - собрание всех истин , относящихся ко
всему сущему в мире , а также к Абсолютному как таковому .Истина же
трактуется им гносеологически - как определение содержания знания ,
познающего предмет , истинное суждение о предмете. Наконец , концепции
всеединства и софийного первообраза отчасти конкретизируются и раскрываются
у Трубецкого с помощью идеи преображения , одной из коренных идей русского
религиозного сознания. Замысел Божий о вещи - не отвлеченное понятие , но
сама эта вещь по преображении своей эмпирической природы ; и он является не
чуждым чувственному облику вещи , но преображенно чувственным , духовно-
чувственным .Поэтому “ чувственное не исключено из Абсолютного Сознания , а
наоборот , в нем положено и насквозь пронизано мыслью . Оно не есть ни
только мысль , ни только чувственность , но абсолютный синтез того и
другого ”.
Много внимания уделяет всеединству Флоренский . Правда , относясь
критически к мысли Вл. Соловьева , своего прямого предшественника. Но
,вопреки всем его расхождениям с Соловьевым , в истоке философствования у
них обоих лежала одна и та же глубинная интуиция о бытии , и этою
интуицией было именно всеединство . Ядром всей метафизики “ Столпа и
утверждения Истины” служит тщательное продумывание всеединства в его
существе, как принципа внутренней формы совершенного бытия . Здесь налицо
отличие от Соловьева - основной образ , модель всеединства подчерпывается
из христианских представлений о Церкви . Этот образ всеединства есть
собрание, сообщество личностей, связуемых любовью и силою этой связи
образующих также единою личность - которая и есть София . Раннее учение
Флоренского строится , таким образом , как единство и тождество софиологии
, экклезиологии и метафизики любви . Любовь здесь выступает как закон ,
внутренний принцип всеединства , как сила , созидающая и скрепляющая его .
Утверждаемая Флоренским - и, несомненно, вполне отвечающая духу
новозаветного умозрения - связь всеединства с метафизикой любви, с идеями
самоотдачи, жертвы, была подхвачена в философии Карсавина. Отметим лишь
вкратце то новое , что приносит эта теория . Существенна , прежде всего ,
ее прочная принадлежность руслу христианского “ геоцентрического
персонализма”. В отличие от других систем всеединства, Карсавин прямо
связывает свою онтологию с догматом троичности, вводя онтологическую
структуру триединства - триаду “первоединство-саморазьединение -
самовоссоединение ”, и принимая постулат о тождестве трех начал: Бог-
Триединство-Личность .Всеединство появляется в этой схеме как принцип,
подчиненный, интегрированный в Триединство. Последнее описывает бытийный
процесс, субъектом которого служит Единство ; всеединство же - принцип
статический, а не динамический, принцип структуры, формы, организации, но
не принцип движения процесса. Поэтому у Карсавина всеединство - статический
аспект триединства , “ покой и остановка ” его , принцип строения ,
внутренней организации разъединяющегося-воссоединяющегося Единства .
Интуитивизм, или идеал - реализм, Лосского - другая из систем
всеединства , обладающих гносеологическим уклоном . Но интуитивистская
гносеология носит особый характер , принадлежа к разряду учений , которые
часто именуют “онологической гносеологией” : в них анализ акта познания
направлен , прежде всего , к тому , чтобы установить зависимость
гносеологии от онтологии , открыв онтологические предпосылки познания .
Первый очерк своей системы Лосский дал в небольшой книге “ Мир как
органическое целое ” . Здесь всеединство возникает в рамках онтологии ,
которая представляет бытие как мир “ субстанциальных деятелей ” ,
суверенных конкретно - идеальных сущностей. Сообщество субстанциальных
деятелей образует иерархический мир, между деятелями “ обеспечивается
возможность интуиции, любви , симпатии ” , устанавливается их единодушие ,
а все собрание их приобретает сходство с Софией по описанию “ Столпа и
утверждения Истины ” .
Сфера всеединства отождествляется здесь с Царствием Божиим ; предикат
сверхвременности субстанциальных деятелей приводит к концепции
перевоплощения ; а иерархизм монад , дополненный персоналистской трактовкой
субстанциальных деятелей , рождает идею о личном бытии , присущем
микрочастям мира в их нисходящей иерархии , вплоть до электрона . в
большинстве своем , эти идеи также близки лейбницевой монадологии , хотя и
были в ней не столь акцентированы .
Историю всеединства в России заключают два учения, созданные почти
одновременно, уже после Октябрьского переворота - Опыты философского
символизма Флоренского и Лосева . Они обладают заметным внутренним родством
- как между собой , так и со всем руслом московского православного
умозрения Серебряного Века , неся отпечаток атмосферы , тем и идей , что
жили и развивались в кругах Религиозно-философского общества .
Для Лосева всеединство - тема , сопровождавшая его всю жизнь . Как в
теме музыкальной , тут была сложность , было сплетение противоположных
мотивов . Он не стал строить собственной философии как метафизики
всеединства , еще одной в только что нами рассмотренном ряду .
Ограниченность этого русла , иссякание его плодоносности достаточно рано
ощутились ему . Но в тоже время , отказ следовать в этом русле не был
разочарованием во всеединстве и его отбрасыванием . Ибо для Лосева оно с
самого начала было чем-то иным и большим , нежели чисто теоретическим
предметом , идеей , философемой . Будучи не просто “ философом” , но
глубоко философскою натурой , будучи историком философии , историком мысли
,- если угодно ,художником мысли - он явственно обладал неким
художественным чувством , художественным и эмоциональным переживанием
всеединства . Оно было для него символом , знаменованием непостижимого ,
апорийного бытийного идеала , а мысль о нем , тяготение и устремление к
нему , эрос и пафос всеединства , были неким особым философским чувством ,
жизненным нервом философствования .
Вопрос №1.2
Философия русского космизма.
Космизм - это совокупность течений философской и религиозной мысли,
ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства
всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие
русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого
философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский
смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр
воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском
творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры
динамичной цивилизации.
Основные течения в философии русского космизма
Русский космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции
"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и
человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде
"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.
Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты
личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И
мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут
рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир
биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его
хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом
заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство). Такой
дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней
действительность одухотворяется, освящается, обоживается". "Обоживание"
является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека,
которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет
конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства". У
Флоренского картина бытия - статична: динамические процессы, эволюция,
история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся
история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,
растягивающийся в века". Т.о. философия Флоренского - это космизм без
эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных
очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека).
Христианский космос В.С.Соловьёва
Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате
"Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для
разума является действительность окружающего мира. "Эта задача ...
сводится к выведению условного из безусловного, ... случайной реальности из
абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. ...
связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек
совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к
одной великой противоположности между безусловным и условным, между
абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью.
Человек есть вместе и божество, и ничтожество". Следовательно, для человека
необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.
Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или
производящее, единство божественного творчества Слова (Логоса), и единство
произведённое, осуществленное..., - единство органического тела" . Иначе
говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое
единство, София) - "начало человечества, ... идеальный или нормальный
человек.
Вечность Бога как Логоса предполагает вечность человечества, но не
природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека
умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе
всех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и
действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке".
Он - всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира, София.
Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном
целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой
свободы и человеческого бессмертия.
Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической
жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен
всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является
отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого,
разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа
зла. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает
возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя,
а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное
всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение
божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а
второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его
материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения.
"В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом
в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает
саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Воспринимая
и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по
фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с
природой внешнего мира, человек является естественным посредником между
Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала
в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной" .
Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и
причастны к нему лишь подчинением внешнему естественному закону.
Таким образом можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего
мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала
бытие - это хаос).
. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека)
божественной природе (человек являясь посредником между Богом и
материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную
множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы
(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых
моментов его эволюции и бытия.
. Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как
гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое
мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем
самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало,
подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического
созерцания.
Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова
В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного
выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для
Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод
военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то
катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней
"эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы
виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,
которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|