Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)
|эффективно использовать все фактические данные, имеющиеся в распоряжении, и определить |
|перспективные направления дальнейших теоретических исследований и эмпирических |
|поисков». |
|Л. был удостоен Премии памяти Нобеля по экономике в 1973 г. «за развитие метода |
|«затраты – выпуск» и за его применение к важным экономическим проблемам». Будучи одним |
|из первых экономистов. озабоченных воздействием экономической активности на качество |
|окружающей среды, Л. привел в своей Нобелевской лекции простую модель «затраты – |
|выпуск», относящуюся к мировой экологии, в которой загрязнение среды отчетливо |
|фигурировало как самостоятельный сектор. «В менее развитых странах, – заключил он, – |
|внедрение смягчающей деятельности строгих стандартов против загрязнения среды... |
|вызовет увеличение занятости, хотя и потребует некоторых жертв в сфере потребления». |
|Исследование Л. воздействия различных экономических стратегий на окружающую среду и на |
|развитие мировой экономики продолжалось и в дальнейшем. Промежуточные итоги |
|исследований Л. в этой области были опубликованы в 1977 г. в виде книги «Будущее |
|мировой экономики» ("The Future of the World Economy"). |
|Его работа над проблемами мировой экономики, особенно над межотраслевыми отношениями, |
|продолжается под эгидой Организации Объединенных Наций и Института экономического |
|анализа при Нью-Йоркском университете. Анализ по методу «затраты – выпуск» признан |
|классическим инструментом в экономике, и Л. наравне с Кейнсом считается ученым, внесшим|
|крупнейший вклад в экономическую науку XX в. Л. является американским гражданином. |
|Помимо Нобелевской премии, он был возведен в звание офицера Почетного легиона Франции. |
|Он – член американской Национальной академии наук, Американской академии наук и |
|искусств. Британской академии и Королевского статистического общества в Лондоне. Он |
|занимал пост президента Эконометрического общества в 1954 г. и Американской |
|экономической ассоциации в 1970 г. Среди прочих ему присвоены почетные докторские |
|степени университетов Брюсселя, Йорка, Лувена, Парижа. |
|Источник информации: |
|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. |
|© The H.W. Wilson Company, 1987 |
|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |
|Дата публикации: |
|9 февраля 1999 года |
|ЛЬЮИС (Lewis), У. Артур |
|род. 23 января 1915 г. |
|Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с Теодором Шульцем |
|Вест-индский экономист Уильям Артур Льюис родился на острове Сент-Люсия, в Британской |
|Вест-Индии, в семье Иды Луизы (в девичестве Бартон) и Джорджа Фердинанда Льюиса, |
|школьного учителя, иммигранта из Антигуа. Отец умер, когда Л. было 7 лет, оставив |
|воспитание пяти сыновей на долю матери. Л. отзывался о своей матери как о «в высшей |
|степени дисциплинированном и трудолюбивом человеке, превосходящем в этом отношении |
|всех, кого я когда-либо знал. И она передала эти качества своим детям». |
|Когда в 1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. |
|Будучи слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным |
|чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить правительственную |
|стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в 1933 г.|
|Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но позднее вспоминал: «Это казалось |
|безрассудным, так как ни правительство, ни частная фирма не наняла бы на работу |
|чернокожего инженера». Поэтому он выбрал более практичное направление учебы, которая |
|включала бухгалтерский учет, коммерческое право и курс хозяйственного управления. |
|В 1937 г. он получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. |
|Несмотря на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему |
|была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности |
|«экономика промышленности». В следующем году ему предложили годичный контракт для |
|преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен ассистентом лектора.|
|В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948 г. оставался в Лондонском |
|университете, после чего стал профессором политэкономии в Манчестерском университете. |
|Академическая деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики|
|и экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы |
|слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще оставался в ЛШЭ. |
|Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего руководителя экономического |
|факультета, он начал читать лекции по истории экономики в период между первой и второй |
|мировыми войнами, когда цикл экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот|
|курс лекций позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов |
|«Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"), опубликованный в|
|1949 г. Свою новаторскую работу в области экономики промышленности Л. обобщил в книге |
|«Накладные расходы: очерки по экономическому анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in |
|Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал сосредоточиваться во |
|все большей степени на экономических проблемах так называемого «третьего мира». |
|Окончание второй мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями |
|европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в странах |
|«третьего мира», которые экономисты прозвали «Югом», в отличие от развитых |
|капиталистических стран, названных «Севером». В то время большинство |
|экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль|
|от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с тем, чтобы обеспечить |
|быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного |
|проведения «плана Маршалла» (названного по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с|
|которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического |
|оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы. |
|В процессе своей исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он |
|подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит |
|и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. «Третий мир», как |
|правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными,|
|эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и |
|обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках. Полученные таким |
|образом прибыли сформируют те сбережения и тот капитал, в котором так сильно нуждаются |
|страны «третьего мира» для своего экономического промышленного прогресса. |
|По мнению Л., «третьему миру» требуется нечто иное, отличное от «плана Маршалла». |
|Внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса.|
|Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение |
|прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных |
|инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Первый подход Л. к этой|
|его модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций |
|«Экономическое развитие в странах с низким доходом» ("Economic Development in |
|Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор Шульц. |
|К 1955 г., когда Л. опубликовал «Теорию экономического роста» ("Theory of Economic |
|Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он допустил, что |
|мировое экономическое производство состоит из «стали» (готового промышленного продукта |
|развитого мира), «кофе» (экспортной монокультуры, базирующейся на природных ресурсах |
|«третьего мира») и «продовольствия» (производимого и там, и там). Он не мог |
|воспользоваться моделью Хекшера – Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) |
|для условий мировой торговли, потому что «кофе» не может производиться в развитых |
|странах «Севера». Ключевым товаром было принято «продовольствие», которое производится |
|с высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью на «Юге», что и |
|определяет неблагоприятные для последнего условия торговли. Основным путем улучшения |
|торгового баланса и обеспечения развития «третьего мира» поэтому было признано |
|повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в |
|расширяющийся промышленный сектор на «Юге». |
|Центральным пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за |
|короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4 или 5% их|
|национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс главным образом |
|состоял в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. |
|Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных |
|условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля (как это было в 50-е и |
|60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг |
|друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и |
|экономическое, и социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал |
|трудности централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и|
|под руководством демократических правительств. Он был одним из первых экономистов, |
|поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен экономический рост, и |
|выступивших в пользу эволюции мировой экономики как единого целого. |
|Теории Л. вызревали в ходе его практической работы в странах «третьего мира». С 1957 по|
|1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при премьер-министре Ганы, |
|был заместителем исполнительного директора Специального фонда Организации Объединенных |
|Наций и вице-президентом Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в|
|дворянское звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и |
|международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в качестве |
|профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил дополнительную |
|должность профессора кафедры политической экономии Принстонского университета. В 1970 |
|г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что стал основателем и президентом |
|Карибского банка развития на Барбадосе. |
|Л. также проявил интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, |
|которое он считал схожим с положением населения «третьего мира». Он поднял вопрос о |
|введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку |
|придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит дорогой к|
|прогрессу. |
|Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом |
|Теодором Шульцем «за новаторские исследования экономического развития... в приложении к|
|проблемам развивающихся стран». В своей Нобелевской лекции «Замедление механизма роста»|
|("The Slowing Down of the Engine of Growth") Л. соединил свои теории относительно |
|природы мировой торговли и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые |
|страны не должны больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых |
|стран. |
|Расширением региональной торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое|
|собственное развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он |
|также обвинил развитые страны в «недостатке осознания» ими «взаимной зависимости» обоих|
|типов экономики. |
|В 1938 г. Л. женился на Глэдис Изабе ле Джекобс с острова Гренада, которая тогда |
|работала школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у |
|них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное время любит |
|слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки. |
|Л. удостоен почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая|
|Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, |
|Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы экономики и |
|член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост члена совета Королевского |
|экономического общества, президента Экономического общества Ганы и члена Экономического|
|консультативного комитета Национальной ассоциации поддержки цветного населения. |
|Источник информации: |
|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W.|
|Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс»,|
|1992 |
|Дата публикации: |
|4 ноября 1999 года |
|МИД (Meade), Джеймс |
|род. 23 июня 1907 г. |
|Премия памяти Нобеля по экономике, 1977 г.совместно с Бертилем Улином |
|Английский экономист Джеймс Эдуард Мид родился в Суонидже, графство Дорсет, в семье |
|Чарлза Хиппсли Мида и Кэтлин (в девичестве Коттон-Стейплтон) Мид. Основными предметами |
|в Лэмбрук-скул и Мальверн-колледже, где он учился соответственно с 1917 по 1921 г. и с |
|1921 по 1926 г., были латинский и греческий языки, равно как и в Ориэл-колледже, в |
|Оксфорде. Только в 1928 г., когда М. перешел во вновь созданную в Ориэл-колледже Школу |
|философии, политики и экономики, он начал изучать экономические науки. |
|Его интерес к этим наукам был вызван «нелепым и зловредным», как он это называл, |
|уровнем безработицы в Британии в период между войнами, а также влиянием его «горячо |
|любимой, но несколько эксцентричной тетки, старой девы». Она была последовательницей |
|майора Дугласа, английского экономиста, который развивал теорию, утверждавшую, что |
|болезнь современного хозяйства вызвана недостаточной покупательной способностью. |
|Предлагаемое им решение проблемы состояло в увеличении покупательной способности через |
|контроль над ценами и распределение «социального кредита» среди потребителей. Хотя |
|занятия М. экономикой быстро ослабили его веру в идеи Дугласа, они не подорвали его |
|интереса к разработке политики, направленной на улучшение экономического |
|благосостояния. |
|После получения в 1930 г. степени магистра М. Был избран членом Хертфорд-колледжа |
|Оксфордского университета, что дало ему возможность продолжать учебу еще в течение |
|года. Получив от Денниса Робертсона приглашение учиться в Тринити-колледже |
|Кембриджского университета в течение дополнительного года, М. не преминул |
|воспользоваться возможностью включиться в группу экономистов, прозванную «цирком». В |
|эту группу входили Робертсон, Ричард Кан, Пьеро Сраффа, Джоан и Остин Робинсон. Эта |
|группа часто всречалась с Джоном Мейнардом Кейнсом, и в ней обсуждались идеи, которые в|
|конечном счете вызвали появление книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и |
|денег» ("The General Theory oy Employment, Interest, and Money", 1936). Это |
|«интеллектуальное пиршество, – вспоминал позднее М., – явилось самым впечатляющим годом|
|моей жизни». |
|Вернувшись в 1931 г. в Хертфорд-колледж в качестве члена его штата и лектора по |
|экономическим проблемам, М. продолжал поддерживать связи с кейнсианскими |
|революционерами в макроэкономической теории. В 1936 г. он опубликовал книгу «Введение в|
|экономический анализ и экономическую политику» ("An Introduction to Economic Analysis |
|and Policy"), ставшую одним из первых учебников, в которых содержалась попытка дать |
|систематизированное изложение теории Кейнса. Его сохраняющийся интерес к проблемам |
|безработицы в сочетании с интересом к международным проблемам позволил ему принять в |
|1937 г. предложение поступить на работу в Секретариат Лиги Наций в Женеве. Там в |
|качестве редактора «Мирового экономического обзора» ("World Economic Survey") он |
|продолжил выполнение исследовательской программы, начатой Бертилем Улином. Над этой |
|программой работала внушительная группа экономистов, среди которых были Ян Тинберген и |
|Тьяллинг Купманс. |
|После начала второй мировой войны М. вернулся в Англию в 1940 г. для работы в |
|экономическом отделе британского правительственного кабинета. Вместе с Ричардом Стоуном|
|он подготовил первую официальную оценку счетов национального дохода Соединенного |
|Королевства. Там же, в правительстве, М. принимал участие в разработке послевоенного |
|экономического и внешнеполитического курса Великобритании. Он помогал подготовить |
|правительственную Белую книгу 1944 г. по политике занятости, в которой объявлялось |
|обязательство принять меры к поддержанию после войны низкого уровня безработицы. Он |
|работал также в составе группы Кейнса над проблемами перестройки международной |
|финансовой и торговой системы путем создания Международного валютного фонда. |
|Международного банка реконструкции и развития и особенно Генерального соглашения по |
|тарифам и торговле. |
|В 1946 г., через год после прихода к власти лейбористской партии, М. был назначен |
|директором экономического отдела и занимал этот пост до 1947 г. После этого он вернулся|
|к академическим занятиям, став профессором в Лондонской школе экономики на следующие |
|десять лет. В этот период он написал труд «Теория международной экономической политики»|
|("The Theory of International Economic Policy"), но даже два объемистых тома из этого |
|труда – «Платежный баланс» ("The Balance of Payments", 1951) и «Торговля и |
|благосостояние» ("Trade and Welfare", 1955) – «не исчерпали всего разнообразия проблем |
|международных отношений», как говорил он позднее, убедившись, что его «первоначальный |
|замысел был чересчур амбициозным». |
|Впервые разрабатывая теории международной торговли, М. в этой работе соединил свои |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|