Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)
Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)
|БЬЮКЕНЕН (Buchanan), Джеймс М. |
|род. 2 октября 1919 г. |
|Премия памяти Нобеля по экономике, 1986 г. |
|Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился в г. Мерарисборо (штат |
|Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Б. получил имя, был фермером, а мать. Лила|
|(в девичестве Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Б. |
|активно участвовали в местной политической жизни. Дед Б. Джон П. Бьюкенен занимал в |
|течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность |
|от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали Б. повторить путь, |
|пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы Б. изучать право в |
|Вандербильтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический |
|колледж Среднего Теннесси в Мерфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой |
|коров. |
|Закончив колледж лучшим учеником в своей группе со специализацией в области математики,|
|английской литературы и общественных наук, Б. получил право на стипендию для |
|продолжения образования на экономическом факультете Университета Теннесси, который он |
|закончил в 1941 г. со степенью магистра. В августе того же года Б. был призван на |
|военную службу и прошел курс подготовки на звание военно-морского офицера в Нью-Йорке, |
|а затем в течение некоторого времени обучался в военно-морском колледже. После |
|вступления США во вторую мировую войну он получил назначение в оперативный штаб |
|адмирала Честера У. Нимица, который в то время командовал Тихоокеанским флотом США. Во |
|время войны Б. служил в штабе флота в Перл-Харборе, а затем на Гуаме. |
|После войны Б. продолжил образование в Чикагском университете, где попал под влияние |
|Франка X. Найта – одного из профессоров экономики. Несмотря на то что Б. приехал в |
|Чикаго, по его собственному выражению, «социалистом либерального толка», он позже взял |
|свои слова обратно: «Через шесть недель после начала посещения курса Фрэнка Найта по |
|теории цен я превратился в ревностного адвоката рыночной экономики». Другое главное |
|воздействие на последующую работу Б. оказала диссертация Кнута Викселля по |
|налогообложению 1896 г., которую он случайно обнаружил на библиотечной полке, а затем |
|перевел с немецкого языка на английский. Шведский экономист Викселль рассматривал |
|политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, |
|которые они создают для организации общества. Викселль также утверждал, что реформа |
|экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют |
|политические деятели. Концепции Найта и Викселля оказали главное воздействие на |
|разработку Б. теорий общественного выбора и конституциональной экономики. |
|В 1948 г., после получения в Чикагском университете докторской степени по экономике, Б.|
|поступил на должность адъюнкт-профессора в Университет Теннесси, а с 1950 г. стал |
|полным (действительным) профессором того же университета. На следующий год он перешел |
|на работу во Флоридский университет и там в 1954 г. был назначен деканом экономического|
|факультета. Благодаря получению стипендии Фулбрайта Б. провел учебный 1955/56 г. в Риме|
|и Перудже, изучая классические работы итальянских экономистов в области теории |
|общественных финансов и развивая свои собственные идеи отношений между политическими |
|структурами и экономической политикой. |
|Возвратившись в США, Б. получил должность профессора и декана экономического факультета|
|в Виргинском университете в г. Шарлотсвилле. В 1957 г. вместе с американским |
|экономистом Дж. Уорреном Наттером он основал Центр исследований в области политической |
|экономии им. Томаса Джефферсона. По словам Б., они стремились учредить «сообщество |
|ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной |
|свободе», а также «воспрепятствовать росту технической специализации в экономике». Б. |
|выполнял обязанности директора Центра с 1957 по 1969 г. В 1963 г. Б. и Гордон Таллок, |
|который проходил в Центре постдокторскую стажировку вскоре после его основания, создали|
|Комитет по принятию нерыночных решений, предшественник Центра изучения общественного |
|выбора. |
|После окончания учебного 1968/69 г., когда Б. работал в качестве приглашенного |
|профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, он перешел в Виргинский |
|политехнический институт и Государственный университет Блэксбурга в качестве ведущего |
|профессора. Там к нему присоединился Таллок, с которым он основал Центр изучения |
|общественного выбора, генеральным директором которого стал Б. Новый Центр был создан с |
|целью приложения экономических методов и способов мышления к изучению политических |
|процессов. Когда в 1983 г. Б. был назначен профессором в Университете Джорджа Мейсона, |
|местоположение Центра было перенесено в университетский кампус г. Фэрфакс (штат |
|Виргиния). |
|В итоге научных исследований, проведенных на протяжении последних 40 лет, Б. получил |
|международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется|
|теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, |
|традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие|
|органические единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) |
|лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. |
|Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в |
|их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в |
|политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов |
|или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического |
|сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение |
|индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей |
|или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на |
|уровне экономики в целом. |
|Изучая политический обмен, Б. выделяет два концептуально разных уровня общественного |
|выбора – начальный конституционный уровень выбора (до принятия конституции) и |
|постконституционный уровень. Исследование первого уровня предполагает разработку |
|экономической теории конституции, в то время как второй осуществляет разработку |
|экономической теории политических учреждений. Разница между двумя уровнями выбора может|
|быть выявлена как аналогия выбору, который люди делают во время игры. Сначала |
|выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих |
|правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения |
|политической игры. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры|
|в рамках конституционных правил. |
|Как показал Б., использование этой аналогии может привести к пониманию ряда серьезных |
|процессов. Подобно тому как правила игры формируют ее вероятный исход, конституционные |
|правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, |
|улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или |
|управленческих решений требует изменений или реформы конституции. В основе поиска |
|лучших правил любой игры лежит анализ того, в каком вероятном направлении пойдет игра |
|при различных правилах. Аналогичным образом подход к реформе конституции должен |
|определяться позитивным предсказуемым анализом вероятной работы альтернативной политики|
|и процессов. |
|Разница между конституционным и постконституционным выбором впервые была представлена в|
|монографии «Исчисление согласия» ("The Calculus of Consent", 1962), написанной Б. |
|совместно с Гордоном Таллоком. Развивая взгляд Викселля на политику как на процесс |
|сложного взаимовыгодного обмена, Б. и Таллок задались вопросом, как эти обмены могут |
|быть организованы таким образом, чтобы все участники могли рассчитывать на получение |
|чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора, в особенности какие |
|политические правила и процедуры должны руководить выбором коллективной или |
|правительственной политики? |
|Они рассматривали этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед |
|выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти |
|индивидуальные члены общества будут вынуждены принимать решения в рамках этих правил и |
|процедур. Исследовались самые различные правила принятия решений и процедур, включая, |
|кроме всего прочего, правило единодушия, правило квалифицированного большинства, |
|правило простого большинства, правило взаимных услуг, базу репрезентативности, |
|двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Б. исследовал различные применения |
|этих правил в работах «Общественные финансы и демократический процесс» ("Public Finance|
|in Democratic Process", 1967), «Спрос и предложение общественных товаров» ("Demand and |
|Supply of Public Goods", 1968). |
|В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» ("The Limits to Liberty: |
|Between Anarchy and Leviathan", 1975) Б. провел разграничение между защитительным |
|государством и производительным государством. С его точки зрения, конституционный |
|договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая |
|организация) ведет к установлению защитительного государства. Эта устанавливаемая в |
|законодательном порядке структура определяет права собственности и контроля |
|индивидуальных лиц над ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть |
|государства. Возникновение защитительного государства представляет собой прыжок от |
|анархии к политической организации. В рамках этой организационной структуры |
|организованная торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами |
|может способствовать взаимной выгоде участников этого процесса. |
|С точки зрения Б., в идеале производительное государство стимулирует |
|постконституционный контракт между гражданами в отношении их спроса на совместно |
|потребляемые товары и услуги. Однако поведение индивидуальных лиц, предписываемое им их|
|деятельностью в политической структуре в качестве политиков, управляющих или |
|бюрократов, способствует усилению государства в постконституционной стадии. Это |
|обусловливает угрозу Левиафана – знаменитого политического символа Томаса Гоббса, |
|которым он обозначал автократическое государство. Для Б. выход состоит в том, чтобы |
|использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования |
|институтов и правил, которые могли бы ограничить самопроизвольно и специально |
|заинтересованное политическое поведение. |
|В своих более поздних работах Б. проанализировал и развил далее необходимость |
|конституционной реформы. В работе «Демократия в дефиците» ("Democracy in Deficit, |
|1977), написанной совместно с Ричардом Е. Вагнером, конституционное требование |
|сбалансированного бюджета обосновывается при помощи анализа модели постконституционного|
|поведения, при котором финансовый дефицит помогает политикам получать политическую |
|поддержку от большого числа политических сегментов путем увеличения государственных |
|расходов на специальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы |
|покрыть эти расходы. В работе «Власть облагать налогом» ("The Power to Tax", 1980), |
|написанной совместно с Джеффри Бреннаном, конституционные ограничения на полномочия |
|правительства в области налогообложения обосновываются, исходя из модели |
|постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, |
|стремящийся к максимизации прибыли. Б. поддерживал прямо и косвенно различные |
|предложения конституционных поправок, требующих сбалансированного федерального бюджета.|
| |
|Б. была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике за 1986 г. «за исследование |
|договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических |
|решений». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Б. состоит|
|в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и |
|применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной|
|выгоды». |
|В 1945 г. Б. женился на Анне Бакке, с которой познакомился во время войны. Бьюкенены, у|
|которых нет детей, живут как в собственном доме в Фэрфаксе, так и на своей ферме в |
|юго-западной Виргинии. Б. на всю жизнь сохранил интерес к изучению языков и перевел |
|немало важных экономических работ с немецкого и итальянского языков. |
|Кроме Нобелевской премии, Б. был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая|
|почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета |
|Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского |
|(Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической |
|ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента |
|Экономической ассоциации Юга (1963) и вице-президента Американской экономической |
|ассоциации (1971), вице-президента (1981...1982) и президента (1983...1984) |
|Экономической ассоциации Запада, вице-президента (1982...1984)и президента |
|(1984...1986) Общества Ледериновых гор. |
|ДЕБРЕ (Debreu), Джерард |
|род. 4 июля 1921 г. |
|Премия памяти Нобеля по экономике, 1983 г. |
|Франко-американский экономист Джерард Дебре родился в Кале, его родителями были Камиль|
|и Фернанда (в девичестве Дешарн) Дебре. Оба его деда и отец были владельцами |
|небольшого предприятия по производству кружев, расположенного в тех же краях. |
|Д. учился в колледже в городе Кале и получил степень бакалавра в 1939 г. Собирался |
|изучать математические науки в Париже, но вместо этого из-за вспыхнувшей второй |
|мировой войны он посещает две импровизированные подготовительные школы, одну в Амбере,|
|другую в Гренобле, находящиеся в Свободной зоне, установленной после немецкой |
|оккупации Франции. Летом 1941 г. он поступает в Эколь нормаль сюперьер в Париже, где |
|попадает в «чрезвычайно накаленную интеллектуальную атмосферу», подогреваемую «мрачным|
|внешним видом Парижа под немецкой оккупацией». Он остается там до освобождения Парижа |
|в 1944 г., затем поступает на службу во французскую армию, проходит обучение в |
|офицерской школе в Алжире и служит в Германии в рядах французской армии до лета 1945 |
|г. |
|По возвращении в Эколь нормаль сюперьер он в 1946 г. проходит конкурс и получает |
|квалификацию преподавателя математики. Поскольку его интерес к экономике углубляется, |
|он устраивается младшим сотрудником по экономике в Национальный центр научных |
|исследований. Летом 1948 г. он обучается в Австрии, в Зальцбургском семинаре |
|американских исследовании под руководством экономиста Василия Леонтьева. Следующие |
|полтора года он в качестве стипендиата Рокфеллеровского фонда посещает экономические |
|факультеты некоторых ведущих университетов США и Скандинавии. |
|Осенью 1949г. Д. занял пост ассистент-исследователя в Комиссии Коулса по экономическим|
|исследованиям, находившейся в то время в Чикагском университете. Он оставался в |
|Комиссии 11 лет, за исключением шести месяцев работы в Службе электричества Франции в |
|Париже. В 1956 г. Парижский университет присвоил ему степень доктора. В 1962 г. он |
|приезжает в Калифорнийский университет в Беркли как профессор экономики, а в 1975 г. |
|также назначается профессором математики. |
|Работа Д. связана с главным предметом разногласий в экономике – теорией общего |
|равновесия, темой, основы которой заложены в произведениях Адама Смита, шотландского |
|экономиста, жившего в XVIII в. Взаимозависимость рыночной экономики и связанных с ней |
|законов спроса и предложения стала впоследствии основным предметом исследований Леона |
|Вальраса, французского математика, которому приписывается создание в 1840 г. теории |
|общего равновесия. |
|Впервые Д. столкнулся с проблемой общего равновесия в Эколь нормаль сюперьер в работах|
|Мориса Алле, который в 1943 г. заново сформулировал эту теорию в своей книге «В |
|поисках экономической дисциплины» ("A la recherche d'une discipline economique"). В |
|1952 г., работая в Комиссии Коулса, Д. публикует свою первую статью на эту тему. Двумя|
|годами позже он совместно с Кеннетом Эрроу выступает со ставшей классической статьей, |
|названной «Существование равновесия для конкурентной экономики» ("Existence of an |
|Equilibrium for a Competitive Economy"), в которой они доказывают существование |
|не-негативных равновесных цен при условиях, не оказывающих относительно |
|ограничительного действия. В своей книге «Теория стоимости: аксиоматический анализ |
|экономического равновесия» ("The Theory of Value: An Axiomatic Analysis of Economic |
|Equilibrium", 1959) Д. распространяет свои «доказательства существования» равновесия |
|на более общие случаи, рассматривая многие решения, при которых равновесие возможно. |
|«Теория стоимости», в которой содержится сделанный Д. математический анализ общего |
|равновесия, стала классической работой XX в. по экономической теории, вершиной |
|традиции, восходящей к Адаму Смиту. Эта книга, которую отличают непревзойденные |
|изящество изложения и математическая строгость, а также многие другие работы Д. |
|свидетельствуют о том, насколько велик его вклад в различные области экономики, такие,|
|как теория благосостояния, теория полезности, производные функции спроса. Д. |
|использовал математические инструменты для изучения такой «практической» проблемы, |
|как, например, снижение уровня благосостояния в результате политики налогообложения. |
|Кроме того, он рассматривал проблемы экономической неопределенности, в том числе |
|проблему будущих товарных рынков, а также исследовал условия, при которых цены в |
|системе стремятся к своим равновесным стоимостям. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|