Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)
|© The H.W. Wilson Company, 1987 |
|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |
|Дата публикации: |
|4 ноября 1999 года |
|ХИКС (Hicks), Джон |
|8 апреля 1904 г. – 20 мая 1989 г. |
|Премия памяти Нобеля по экономике, 1972 г.совместно с Кеннетом Эрроу |
|Английский экономист Джон Ричард Хикс родился в Уорике, неподалеку от Бирмингема. Его |
|отец, Эдвард Хикс, был журналистом местной газеты. Получая математические стипендии, X.|
|с 1917 по 1922 г. учился в Клифтон-колледже, а с 1922 по 1926 г. – в Бейллиол-колледже,|
|в Оксфорде. После изучения в течение одного года математики в Оксфорде интересы X. |
|переместились в область политики, философии и особенно экономики. Его академические |
|характеристики мало говорили о его будущих достижениях, и, как позднее признавался сам |
|X., он «окончил учебу с второразрядной степенью и без достаточных знаний в каких-либо |
|из изучаемых предметов». |
|К счастью, спрос на экономистов превышал их предложение, и в 1926 г. X. без промедления|
|получил временный лекционный курс в Лондонской школе экономики (ЛШЭ). Сначала |
|специализируясь по экономике труда, он скоро переключился на экономическую теорию, в |
|которой его математические способности оказались весьма эффективным инструментом. |
|Вскоре он подпал под влияние французского экономиста XIX в. Леона Вальраса, создателя |
|теории всеобщего равновесия, и итальянского экономиста XIX в. Вильфредо Парето, |
|родоначальника экономики благосостояния. Работы Фридриха фон Ханека, поступившего на |
|работу в ЛШЭ в 1931 г., и Лайонела Роббинса познакомили Хлкса с проблемами |
|макроэкономики. Он оставался в ЛШЭ до 1935 г., когда был включен в штат |
|Гонвилл-энд-Киз-колледжа в Кембридже. В том же году он женился на Урсуле Вебб, которая |
|тоже была экономистом; в течение многих лет супруги много и творчески работали вместе, |
|главным образом над проблемами экономической политики. |
|Первая книга X. «Теория заработной платы» ("The Theory of Wages", 1932), внесла два |
|фундаментальных нововведения в экономический анализ. Во-первых, она определила |
|«эластичность субституции» – показатель, измеряющий относительную легкость замены |
|одного фактора производства другим. Если эластичность равна нулю, никакая замена |
|невозможна. Если она выражалась бесконечностью, оба фактора были полностью |
|взаимозаменямыми. Во-вторых, она показала, что этот фактор эластичности имеет прямое |
|отношение к вопросу о распределении дохода и экономического роста. Марксисты, например,|
|обычно исходили из того, что трудосберегающий технический прогресс, характерный для |
|современного индустриального хозяйства, будет приводить к снижению доли труда в |
|национальном доходе. Но это предположение будет верным лишь тогда, когда эластичность |
|субституции труда и капитала будет меньше единицы. В действительности же доля труда на |
|протяжении последнего столетия была более или менее постоянной (так называемый закон |
|Боули), что соответствует долговременному значению эластичности субституции, равному |
|единице. |
|Между 1935 и 1938 гг. X. написал свою наиболее значительную работу «Стоимость и |
|капитал» ("Value and Capital"), которая помогла разрешить основной конфликт между |
|теорией экономического цикла и теорией всеобщего равновесия. Опубликованная в 1939 г., |
|она часто считается более ранней британской версией «Основ экономического анализа» |
|("Foundations of Economic Analysis") Пола Сэмюэлсона. В начальных главах книги |
|выдвигается то, что сейчас называется ортодоксальной теорией поведения потребителей и |
|производителей и его последствий. X. утверждал, что изменения в цене товаров оказывают |
|«субституционный» эффект, который всегда негативен, и «доходный» эффект, который может |
|быть как негативным, так и позитивным. |
|Книга также заложила основу для последующих исследований «компенсационного принципа» в |
|анализе соотношения издержек и результатов. Политика свободной торговли, например, |
|может принести выгоды американским покупателям японских автомобилей, но нанести ущерб |
|членам профсоюза автомобильной промышленности. Коль скоро выгоды покупателей превышают |
|потери рабочих, то потребители могут компенсировать рабочих (то есть передать им часть |
|своих доходов), тем самым распространив выгоды на всех. Долларовые выгоды измерялись |
|«потребительским излишком» (разницей между тем, что потребитель готов заплатить за |
|товар, и тем, что он фактически должен заплатить). Но X. признавал, что здесь имеется |
|определенная двусмысленность. Хотя взгляды X. на компенсационный принцип позднее |
|подверглись критике со стороны Сэмюэлсона и других экономистов за то, что он не обращал|
|внимания на проблемы распределения, полезность этого принципа как инструмента для |
|анализа соотношения «издержки – результат» была общепризнанной. |
|Другим нововведением, внесенным книгой «Стоимость и капитал» в экономическую теорию, |
|было новое отношение к динамической стабильности в моделях всеобщего равновесия. В этой|
|области X. стремился выяснить условия, при которых несбалансированная экономическая |
|система может вернуться в сбалансированное состояние. Хотя эти условия, как позднее |
|показал Сэмюэлсон, не были ни достаточными, ни необходимыми для динамической |
|стабильности, их ценность была впоследствии доказана исследованиями Джерарда Дебре и |
|Кеннета Эрроу. Одно из ключевых понятий динамической концепции X. – «временное |
|равновесие» – сейчас широко используется в теоретической макроэкономике. В общем, |
|влияние X. в большей степени связано с его методами анализа, например с использованием |
|сравнительной статистики и применением динамического анализа к изучению экономического |
|роста и торгового цикла, чем с его результатами. |
|В конце 30-х гг. было положено начало кейнсианской революции, и, увлеченный ею, как и |
|многие другие экономисты, X. написал две рецензии на книгу Кейнса «Общая теория |
|занятости, процента и денег» ("The General Theory of Employment, Interest, and Money").|
|Одна рецензия теперь уже почти забыта, а другая – «Г-н Кейнс и классики» ("Mr. Keynes |
|and the Classics"), – опубликованная в 1937 г. в журнале «Эконометрика» |
|("Econometrica"), оставила значительный след. В ней X. представил свою знаменитую |
|диаграмму «сбережения для капиталовложений – денежный рынок (СК – ДР)", включенную |
|впоследствии практически во все учебники по макроэкономике. Кривая ДР выражает все |
|комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации |
|равенства между спросом на деньги и предложением денег. Кривая СК показывает все |
|комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации |
|равенства сбережений капиталовложениям. Пересечение двух кривых указывает на точку, в |
|которой процентная ставка и национальный доход находятся в состоянии равновесия. |
|Теория X. о деньгах и отклонении от кривой ДР предвосхитила современные теории спроса |
|на деньги, определяемого портфелем ценных бумаг и сделками, которые позднее были |
|разработаны Джеймсом Тобином. X. также показал, что самостоятельное увеличение |
|правительственных расходов передвинет кривую СК вправо, что означает увеличение |
|национального дохода. Также возрастет процентная ставка, кроме тех случаев, когда |
|кривая ДР оказывается плоской (эти случаи известны как кейнсианская «ловушка |
|ликвидности»). Считая, что «ловушкой ликвидности» характеризовалось состояние денежных |
|рынков во времена Великой депресси 30-х гг., многие кейнсианцы настаивали на том, чтобы|
|для стимулирования совокупного спроса была использована фискальная политика. |
|Не будет преувеличением сказать, что многое в кейнсианской макроэкономике в 50-е и 60-е|
|гг. было всего лишь варьированием идей X. В эти десятилетия споры в области |
|экономической политики, в которых противопоставлялась эффективность монетарных средств |
|фискальным, часто велись в рамках диаграммы СК – ДР. В начале 70-х гг., однако, |
|диаграмма X. оказалась предметом нападок со стороны ряда кейнсианцев, включая Роберта |
|Клоуэра, одного из бывших студентов X. Оппоненты X. утверждали, что кривые СК – ДР |
|искажали, по существу, динамичную и лишенную равновесия природу теории Кейнса своим |
|статичным и сбалансированным характером. |
|На деле же, однако, X. показал в своей теории торгового цикла 1950 г. динамичную |
|природу краткосрочного развития, особенно в отношении к определению размеров |
|инвестиции. Диаграмма СК – ДР, если она применяется правильно, остается надежным |
|инструментом. Историк развития хозяйства Питер Темин, например, использовал ее, чтобы |
|показать, что монетаристское объяснение причин Великой депрессии в Соединенных Штатах –|
|резкое падение предложения денег – опровергается эмпирическими свидетельствами – |
|данными о процентных ставках и о национальном доходе. |
|С 1939 по 1946 г. X. был профессором экономики в Манчестерском университете. В 1946 г. |
|он был назначен сотрудником Наффилд-колледжа в Оксфорде, а в 1952 г. стал профессором |
|политической экономии в Оксфорде, и на этой должности он оставался до выхода в отставку|
|в 1965 г. |
|На протяжении 50-х и 60-х гг. X. мало участвовал в дискуссиях относительно его вклада в|
|теорию всеобщего равновесия и благосостояния. Вместо этого он и его жена «стали служить|
|прикладной экономике». Продолжая работу, начатую во время второй мировой войны, они |
|выполняли функции советников британского правительства по вопросам налоговой политики. |
|Они также оказывали помощь официальным кругам некоторых бывших членов Британского |
|содружества наций, например Индии и Ямайке, в урегулировании экономических проблем, |
|возникших в связи с приобретением независимости. |
|X. продолжал интенсивно содействовать развитию экономической теории, хотя многое из |
|того, что он сделал после его «Стоимости и капитала», еще предстоит полностью включить |
|в основной поток экономической мысли. В его книге 1965 г. «Капитал и рост» ("Capital |
|and Growth") использовалось понятие сравнительной динамики для изучения стабильного и |
|оптимального пути развития. В этой книге он ввел концепцию рынков «фиксированной цены» |
|и «гибкой цены», различие между которыми оказалось продуктивным в макроэкономике. |
|X. разделил Премию памяти Нобеля за 1972 г. по экономике с Кеннетом Эрроу «за |
|новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». В своей речи при |
|презентации лауреатов Рагнар Бентцель, член Шведской королевской академии наук, заявил,|
|что книга «Стоимость и капитал» «вдохнула свежую жизнь в теорию всеобщего равновесия». |
|Более того, сказал Бентцель, модель равновесия X. «придала более конкретный характер |
|уравнениям, включенным в систему, и сделала возможным изучение эффектов, возникающих |
|внутри системы под воздействием импульсов, поступающих извне». |
|В «Теории экономической истории» ("A Theory of Economic History", 1969) X. применил |
|свои теории к анализу экономической истории, предлагая тем самым новый взгляд на |
|экономическую действительность. Например, он обратил внимание на последовательность |
|событий, благодаря которым распространение новой технологии вело к экономическому |
|росту. Он развил эту идею в книге «Капитал и время» ("Capital and Time", 1973). В книге|
|«Причинность в экономике» ("Causality in Economics", 1979) он исследовал динамику |
|последовательности экономических процессов, различие между экономическими запасами и |
|потоками и проблему выявления причинной зависимости между экономическими переменами. |
|После выхода в 1965 г. в отставку X. был почетным профессором Ол-Соулз-колледжа в |
|Оксфорде. Помимо Нобелевской премии, он получил много почетных званий и наград. X. |
|являлся членом Британской академии наук, Шведской королевской академии наук, |
|Национальной академии наук Италии и членом Американской академии наук и искусств. Ему |
|были присуждены многие почетные ученые степени. С 1960 по 1962 г. он был президентом |
|Королевского экономического общества, а в 1964 г. был возведен в дворянское звание. |
|Источник информации: |
|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |
|© The H.W. Wilson Company, 1987 |
|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |
|Дата публикации: |
|4 ноября 1999 года |
|ШУЛЬЦ (Schultz), Теодор |
|род. 30 апреля 1902 г. |
|Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с У. Артуром Льюисом |
|Американский экономист Теодор Уильям Шульц, сын Анны Элизабет (в девичестве Вейсс) |
|Шульц и Генри Эдварда Шульца, родился и получил воспитание на ферме недалеко от |
|Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочей силы во время первой |
|мировой войны он в основном работал на семейной ферме, а не посещал школу, но в 1921 г.|
|поступил на краткосрочные агрокультурные курсы при колледже штата Южная Дакота. Во |
|время начавшейся в 1920 г. экономической депрессии резко упали цены на |
|сельскохозяйственные продукты, обанкротились банки и многие фермеры оказались под |
|угрозой закрытия своих ферм. В надежде разобраться в глубинных причинах этих |
|экономических потрясений, Ш. в 1924 г. вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, |
|получив степень бакалавра наук. Продолжая учебу в Висконсинском университете в качестве|
|аспиранта, он получил степень магистра в 1928 г. и доктора наук по специальности |
|экономика сельского хозяйства в 1930 г. |
|Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим |
|факультетом, но и своей межфакультетской организацией исследований социальных проблем. |
|Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали |
|проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии 30-х гг., |
|легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда признавал свой |
|«большой интеллектуальный долг» перед университетскими профессорами. |
|В 1930 г. Шульц начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова |
|(ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее чем четырех лет он был |
|назначен руководителем новой по замыслу кафедры экономической социологии. В ее учебный |
|план входили курсы общей политэкономии, экономики сельского хозяйства и сельской |
|социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами|
|и специалистами в области статистики, в изучении программ развития фермерского |
|хозяйства в русле Нового курса. |
|С началом второй мировой войны эти ученые приступили к проведению серии исследовании, |
|получившей название «Серии продовольственной и сельскохозяйственной политики военного |
|времени», перед которой, согласно традициям Висконсинского университета, была |
|поставлена задача определить, каким образом правительственная политика может повлиять |
|на сельскохозяйственное производство в национальных интересах. В 1943 г., однако, |
|администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой доклад, который |
|вызвал негодование представителей молочной промышленности штата Айова из-за |
|рекомендаций заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста |
|Ш. и несколько его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на должность |
|профессора экономической кафедры Чикагского университета. В 1946 г. он там же стал |
|заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. стал |
|почетным профессором. |
|В начальный период своей работы в Чикаго Ш. увлекся общемировыми сельскохозяйственными |
|проблемами. «Продовольствие для мира» ("Food for the World", 1945) – сборник |
|материалов, представленных для организованной им конференции, – обратил внимание на |
|факторы снабжения продуктами питания, сельскохозяйственную рабочую силу, технологию, |
|квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После второй мировой |
|войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития. Его |
|интерес к этим проблемам был вызван промышленным возвышением Западной Германии в |
|результате получения ею финансовой и материальной помощи по «плану Маршалла» |
|(названного по имени Джорджа Маршалла). |
|В 50-е гг., когда Ш. руководил «Технической помощью Латинской Америке» – проектом, |
|охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство и |
|другие отрасли экономики, – он начал исследовать то, что он называл «человеческим |
|капиталом». Согласно этой концепции, образовательный уровень населения определяет его |
|способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для |
|структурной перестройки. Несмотря на то что стоимость земли и оборудования |
|рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности |
|человеческого капитала. |
|В статье «Создание капитала образованием» ("Capital Formation by Education"), |
|опубликованной в «Джорнэл оф политикал экономи» ("Journal of Political Economy", 1960),|
|Ш. представил оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как |
|и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость, хорошо |
|знакомая фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут |
|пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте, игнорировалась |
|экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена |
|ими спорной. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а |
|сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его |
|концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что |
|капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) |
|являются решающим фактором. По сути дела, Ш. приобрел славу отца революции вложений в |
|человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкий смысл: к ним относились |
|вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|