рефераты скачать

МЕНЮ


Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

|ХИКС (Hicks), Джон |

|8 апреля 1904 г. – 20 мая 1989 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1972 г.совместно с Кеннетом Эрроу |

|Английский экономист Джон Ричард Хикс родился в Уорике, неподалеку от Бирмингема. Его |

|отец, Эдвард Хикс, был журналистом местной газеты. Получая математические стипендии, X.|

|с 1917 по 1922 г. учился в Клифтон-колледже, а с 1922 по 1926 г. – в Бейллиол-колледже,|

|в Оксфорде. После изучения в течение одного года математики в Оксфорде интересы X. |

|переместились в область политики, философии и особенно экономики. Его академические |

|характеристики мало говорили о его будущих достижениях, и, как позднее признавался сам |

|X., он «окончил учебу с второразрядной степенью и без достаточных знаний в каких-либо |

|из изучаемых предметов». |

|К счастью, спрос на экономистов превышал их предложение, и в 1926 г. X. без промедления|

|получил временный лекционный курс в Лондонской школе экономики (ЛШЭ). Сначала |

|специализируясь по экономике труда, он скоро переключился на экономическую теорию, в |

|которой его математические способности оказались весьма эффективным инструментом. |

|Вскоре он подпал под влияние французского экономиста XIX в. Леона Вальраса, создателя |

|теории всеобщего равновесия, и итальянского экономиста XIX в. Вильфредо Парето, |

|родоначальника экономики благосостояния. Работы Фридриха фон Ханека, поступившего на |

|работу в ЛШЭ в 1931 г., и Лайонела Роббинса познакомили Хлкса с проблемами |

|макроэкономики. Он оставался в ЛШЭ до 1935 г., когда был включен в штат |

|Гонвилл-энд-Киз-колледжа в Кембридже. В том же году он женился на Урсуле Вебб, которая |

|тоже была экономистом; в течение многих лет супруги много и творчески работали вместе, |

|главным образом над проблемами экономической политики. |

|Первая книга X. «Теория заработной платы» ("The Theory of Wages", 1932), внесла два |

|фундаментальных нововведения в экономический анализ. Во-первых, она определила |

|«эластичность субституции» – показатель, измеряющий относительную легкость замены |

|одного фактора производства другим. Если эластичность равна нулю, никакая замена |

|невозможна. Если она выражалась бесконечностью, оба фактора были полностью |

|взаимозаменямыми. Во-вторых, она показала, что этот фактор эластичности имеет прямое |

|отношение к вопросу о распределении дохода и экономического роста. Марксисты, например,|

|обычно исходили из того, что трудосберегающий технический прогресс, характерный для |

|современного индустриального хозяйства, будет приводить к снижению доли труда в |

|национальном доходе. Но это предположение будет верным лишь тогда, когда эластичность |

|субституции труда и капитала будет меньше единицы. В действительности же доля труда на |

|протяжении последнего столетия была более или менее постоянной (так называемый закон |

|Боули), что соответствует долговременному значению эластичности субституции, равному |

|единице. |

|Между 1935 и 1938 гг. X. написал свою наиболее значительную работу «Стоимость и |

|капитал» ("Value and Capital"), которая помогла разрешить основной конфликт между |

|теорией экономического цикла и теорией всеобщего равновесия. Опубликованная в 1939 г., |

|она часто считается более ранней британской версией «Основ экономического анализа» |

|("Foundations of Economic Analysis") Пола Сэмюэлсона. В начальных главах книги |

|выдвигается то, что сейчас называется ортодоксальной теорией поведения потребителей и |

|производителей и его последствий. X. утверждал, что изменения в цене товаров оказывают |

|«субституционный» эффект, который всегда негативен, и «доходный» эффект, который может |

|быть как негативным, так и позитивным. |

|Книга также заложила основу для последующих исследований «компенсационного принципа» в |

|анализе соотношения издержек и результатов. Политика свободной торговли, например, |

|может принести выгоды американским покупателям японских автомобилей, но нанести ущерб |

|членам профсоюза автомобильной промышленности. Коль скоро выгоды покупателей превышают |

|потери рабочих, то потребители могут компенсировать рабочих (то есть передать им часть |

|своих доходов), тем самым распространив выгоды на всех. Долларовые выгоды измерялись |

|«потребительским излишком» (разницей между тем, что потребитель готов заплатить за |

|товар, и тем, что он фактически должен заплатить). Но X. признавал, что здесь имеется |

|определенная двусмысленность. Хотя взгляды X. на компенсационный принцип позднее |

|подверглись критике со стороны Сэмюэлсона и других экономистов за то, что он не обращал|

|внимания на проблемы распределения, полезность этого принципа как инструмента для |

|анализа соотношения «издержки – результат» была общепризнанной. |

|Другим нововведением, внесенным книгой «Стоимость и капитал» в экономическую теорию, |

|было новое отношение к динамической стабильности в моделях всеобщего равновесия. В этой|

|области X. стремился выяснить условия, при которых несбалансированная экономическая |

|система может вернуться в сбалансированное состояние. Хотя эти условия, как позднее |

|показал Сэмюэлсон, не были ни достаточными, ни необходимыми для динамической |

|стабильности, их ценность была впоследствии доказана исследованиями Джерарда Дебре и |

|Кеннета Эрроу. Одно из ключевых понятий динамической концепции X. – «временное |

|равновесие» – сейчас широко используется в теоретической макроэкономике. В общем, |

|влияние X. в большей степени связано с его методами анализа, например с использованием |

|сравнительной статистики и применением динамического анализа к изучению экономического |

|роста и торгового цикла, чем с его результатами. |

|В конце 30-х гг. было положено начало кейнсианской революции, и, увлеченный ею, как и |

|многие другие экономисты, X. написал две рецензии на книгу Кейнса «Общая теория |

|занятости, процента и денег» ("The General Theory of Employment, Interest, and Money").|

|Одна рецензия теперь уже почти забыта, а другая – «Г-н Кейнс и классики» ("Mr. Keynes |

|and the Classics"), – опубликованная в 1937 г. в журнале «Эконометрика» |

|("Econometrica"), оставила значительный след. В ней X. представил свою знаменитую |

|диаграмму «сбережения для капиталовложений – денежный рынок (СК – ДР)", включенную |

|впоследствии практически во все учебники по макроэкономике. Кривая ДР выражает все |

|комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации |

|равенства между спросом на деньги и предложением денег. Кривая СК показывает все |

|комбинации национального дохода и процентной ставки, которые соответствуют ситуации |

|равенства сбережений капиталовложениям. Пересечение двух кривых указывает на точку, в |

|которой процентная ставка и национальный доход находятся в состоянии равновесия. |

|Теория X. о деньгах и отклонении от кривой ДР предвосхитила современные теории спроса |

|на деньги, определяемого портфелем ценных бумаг и сделками, которые позднее были |

|разработаны Джеймсом Тобином. X. также показал, что самостоятельное увеличение |

|правительственных расходов передвинет кривую СК вправо, что означает увеличение |

|национального дохода. Также возрастет процентная ставка, кроме тех случаев, когда |

|кривая ДР оказывается плоской (эти случаи известны как кейнсианская «ловушка |

|ликвидности»). Считая, что «ловушкой ликвидности» характеризовалось состояние денежных |

|рынков во времена Великой депресси 30-х гг., многие кейнсианцы настаивали на том, чтобы|

|для стимулирования совокупного спроса была использована фискальная политика. |

|Не будет преувеличением сказать, что многое в кейнсианской макроэкономике в 50-е и 60-е|

|гг. было всего лишь варьированием идей X. В эти десятилетия споры в области |

|экономической политики, в которых противопоставлялась эффективность монетарных средств |

|фискальным, часто велись в рамках диаграммы СК – ДР. В начале 70-х гг., однако, |

|диаграмма X. оказалась предметом нападок со стороны ряда кейнсианцев, включая Роберта |

|Клоуэра, одного из бывших студентов X. Оппоненты X. утверждали, что кривые СК – ДР |

|искажали, по существу, динамичную и лишенную равновесия природу теории Кейнса своим |

|статичным и сбалансированным характером. |

|На деле же, однако, X. показал в своей теории торгового цикла 1950 г. динамичную |

|природу краткосрочного развития, особенно в отношении к определению размеров |

|инвестиции. Диаграмма СК – ДР, если она применяется правильно, остается надежным |

|инструментом. Историк развития хозяйства Питер Темин, например, использовал ее, чтобы |

|показать, что монетаристское объяснение причин Великой депрессии в Соединенных Штатах –|

|резкое падение предложения денег – опровергается эмпирическими свидетельствами – |

|данными о процентных ставках и о национальном доходе. |

|С 1939 по 1946 г. X. был профессором экономики в Манчестерском университете. В 1946 г. |

|он был назначен сотрудником Наффилд-колледжа в Оксфорде, а в 1952 г. стал профессором |

|политической экономии в Оксфорде, и на этой должности он оставался до выхода в отставку|

|в 1965 г. |

|На протяжении 50-х и 60-х гг. X. мало участвовал в дискуссиях относительно его вклада в|

|теорию всеобщего равновесия и благосостояния. Вместо этого он и его жена «стали служить|

|прикладной экономике». Продолжая работу, начатую во время второй мировой войны, они |

|выполняли функции советников британского правительства по вопросам налоговой политики. |

|Они также оказывали помощь официальным кругам некоторых бывших членов Британского |

|содружества наций, например Индии и Ямайке, в урегулировании экономических проблем, |

|возникших в связи с приобретением независимости. |

|X. продолжал интенсивно содействовать развитию экономической теории, хотя многое из |

|того, что он сделал после его «Стоимости и капитала», еще предстоит полностью включить |

|в основной поток экономической мысли. В его книге 1965 г. «Капитал и рост» ("Capital |

|and Growth") использовалось понятие сравнительной динамики для изучения стабильного и |

|оптимального пути развития. В этой книге он ввел концепцию рынков «фиксированной цены» |

|и «гибкой цены», различие между которыми оказалось продуктивным в макроэкономике. |

|X. разделил Премию памяти Нобеля за 1972 г. по экономике с Кеннетом Эрроу «за |

|новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». В своей речи при |

|презентации лауреатов Рагнар Бентцель, член Шведской королевской академии наук, заявил,|

|что книга «Стоимость и капитал» «вдохнула свежую жизнь в теорию всеобщего равновесия». |

|Более того, сказал Бентцель, модель равновесия X. «придала более конкретный характер |

|уравнениям, включенным в систему, и сделала возможным изучение эффектов, возникающих |

|внутри системы под воздействием импульсов, поступающих извне». |

|В «Теории экономической истории» ("A Theory of Economic History", 1969) X. применил |

|свои теории к анализу экономической истории, предлагая тем самым новый взгляд на |

|экономическую действительность. Например, он обратил внимание на последовательность |

|событий, благодаря которым распространение новой технологии вело к экономическому |

|росту. Он развил эту идею в книге «Капитал и время» ("Capital and Time", 1973). В книге|

|«Причинность в экономике» ("Causality in Economics", 1979) он исследовал динамику |

|последовательности экономических процессов, различие между экономическими запасами и |

|потоками и проблему выявления причинной зависимости между экономическими переменами. |

|После выхода в 1965 г. в отставку X. был почетным профессором Ол-Соулз-колледжа в |

|Оксфорде. Помимо Нобелевской премии, он получил много почетных званий и наград. X. |

|являлся членом Британской академии наук, Шведской королевской академии наук, |

|Национальной академии наук Италии и членом Американской академии наук и искусств. Ему |

|были присуждены многие почетные ученые степени. С 1960 по 1962 г. он был президентом |

|Королевского экономического общества, а в 1964 г. был возведен в дворянское звание. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

|ШУЛЬЦ (Schultz), Теодор |

|род. 30 апреля 1902 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с У. Артуром Льюисом |

|Американский экономист Теодор Уильям Шульц, сын Анны Элизабет (в девичестве Вейсс) |

|Шульц и Генри Эдварда Шульца, родился и получил воспитание на ферме недалеко от |

|Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочей силы во время первой |

|мировой войны он в основном работал на семейной ферме, а не посещал школу, но в 1921 г.|

|поступил на краткосрочные агрокультурные курсы при колледже штата Южная Дакота. Во |

|время начавшейся в 1920 г. экономической депрессии резко упали цены на |

|сельскохозяйственные продукты, обанкротились банки и многие фермеры оказались под |

|угрозой закрытия своих ферм. В надежде разобраться в глубинных причинах этих |

|экономических потрясений, Ш. в 1924 г. вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, |

|получив степень бакалавра наук. Продолжая учебу в Висконсинском университете в качестве|

|аспиранта, он получил степень магистра в 1928 г. и доктора наук по специальности |

|экономика сельского хозяйства в 1930 г. |

|Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим |

|факультетом, но и своей межфакультетской организацией исследований социальных проблем. |

|Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали |

|проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии 30-х гг., |

|легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда признавал свой |

|«большой интеллектуальный долг» перед университетскими профессорами. |

|В 1930 г. Шульц начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова |

|(ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее чем четырех лет он был |

|назначен руководителем новой по замыслу кафедры экономической социологии. В ее учебный |

|план входили курсы общей политэкономии, экономики сельского хозяйства и сельской |

|социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами|

|и специалистами в области статистики, в изучении программ развития фермерского |

|хозяйства в русле Нового курса. |

|С началом второй мировой войны эти ученые приступили к проведению серии исследовании, |

|получившей название «Серии продовольственной и сельскохозяйственной политики военного |

|времени», перед которой, согласно традициям Висконсинского университета, была |

|поставлена задача определить, каким образом правительственная политика может повлиять |

|на сельскохозяйственное производство в национальных интересах. В 1943 г., однако, |

|администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой доклад, который |

|вызвал негодование представителей молочной промышленности штата Айова из-за |

|рекомендаций заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста |

|Ш. и несколько его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на должность |

|профессора экономической кафедры Чикагского университета. В 1946 г. он там же стал |

|заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. стал |

|почетным профессором. |

|В начальный период своей работы в Чикаго Ш. увлекся общемировыми сельскохозяйственными |

|проблемами. «Продовольствие для мира» ("Food for the World", 1945) – сборник |

|материалов, представленных для организованной им конференции, – обратил внимание на |

|факторы снабжения продуктами питания, сельскохозяйственную рабочую силу, технологию, |

|квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После второй мировой |

|войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития. Его |

|интерес к этим проблемам был вызван промышленным возвышением Западной Германии в |

|результате получения ею финансовой и материальной помощи по «плану Маршалла» |

|(названного по имени Джорджа Маршалла). |

|В 50-е гг., когда Ш. руководил «Технической помощью Латинской Америке» – проектом, |

|охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство и |

|другие отрасли экономики, – он начал исследовать то, что он называл «человеческим |

|капиталом». Согласно этой концепции, образовательный уровень населения определяет его |

|способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для |

|структурной перестройки. Несмотря на то что стоимость земли и оборудования |

|рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности |

|человеческого капитала. |

|В статье «Создание капитала образованием» ("Capital Formation by Education"), |

|опубликованной в «Джорнэл оф политикал экономи» ("Journal of Political Economy", 1960),|

|Ш. представил оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как |

|и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость, хорошо |

|знакомая фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут |

|пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте, игнорировалась |

|экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена |

|ими спорной. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а |

|сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его |

|концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что |

|капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) |

|являются решающим фактором. По сути дела, Ш. приобрел славу отца революции вложений в |

|человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкий смысл: к ним относились |

|вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.