рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по экономической теории

Qst =S(Pt-1),

где Qst — объем предложения в период времени t;

Рt-1,— фактическая цена экономического блага в период времени,

предшествующий периоду t.

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний

урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений, типичных для

сельскохозяйственного производства. Другим упрощением является предпосылка

об отсутствии запасов и резервов и их возможной реализации в условиях

изменяющейся конъюнктуры рынка.

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой

спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой

предложения S круче кривой спроса D (см. рис. 3.19а). Движение к общему

равновесию проходит ряд циклов.

Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в результате

возникает избыток спроса (CF), который поднимает вверх (FG). Это приводит к

новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не

устанавливается равновесие в точке Е. Колебания носят затухающий характер.

Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона

кривой спроса D круче угла наклона кривой предложения S (см. рис. 3.19в). В

этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

Возможен, наконец, и такой вариант (см. рис. 3.19б), когда цена

совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия.

Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения

равны.

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых

спроса и предложения имеют существенное значение для понимания механизма

рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке

покупателей и продавцов. Чтобы глубже разобраться в законах

функционирования и развития рыночной экономики, введем понятие

эластичности.

3.4. Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны

экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение

объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а

относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс"

поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение

цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины

спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим для

покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса

дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:

EPD = ( (Q/Q : (P/P ( = ((Q в %/ (P в %(, (3.3)

где EPD - эластичность спроса по цене;

(Q/Q — относительное изменение спроса;

(P/P — относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и (Q < 0.

Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

EPD = - (Q/Q : (P/P или модуль EPD = ( (Q/Q : (P/P (

Спрос называют эластичным, когда ЕPD>1 (это означает, что спрос растет

или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда ЕPD 1, а в правом

нижнем углу ЕPD< 1.

Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупная выручка.

Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки

показана на рис. 3.23.

[pic]

Рис. 3.23. Эластичность и общая выручка

Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции

на ее цену:

TR = Р х Q, (3.5)

где TR (total revenue) — совокупная (общая) выручка (доход);

Р (price) — цена;

Q (quantity) — количество.

Если спрос по цене эластичный (EPD ( l), то снижение цены вызывает

рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то

рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация

складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции

мало, а процентное изменение цены — велико.

Если спрос по цене неэластичен (EPD < 1), то снижение цены приведет к

падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то

рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную

выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл. 3/1.

Таблица 3.1

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка

|Величина |Влияние изменения цены на |

|эластичности |совокупную выручку (TR) |

|спроса | |

|по цене |Увеличение цены |Уменьшение цены |

|EPD ( 1 |TR( |TR( |

|EPD = 1 |TR = const |

|EPD ( 1 |TR( |TR( |

Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение для фирм-

ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит

максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая

дискриминация и др.).

Факторы, влияющие на эластичность. Факторами, влияющими на эластичность

являются:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем

эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует

учитывать, насколько узко определены границы данного

экономического блага.

Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную

замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого

помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с

успехом может использоваться для засолки продуктов.

Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-

заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти

гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в

разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный

вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. 3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на

такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос

на большинство из которых неэластичен).

Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие

результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой

необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем

хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как

автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

3. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

4. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление

электроэнергии неэластично (ЕpD =0,13), то в долгосрочном — довольно

эластично и равно 1,89.

Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде

вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников

и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за

электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов

будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы

на более экономные.

Перекрестная эластичность. Эластичность спроса на одно благо

относительно иен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

EDx,y = dQx/Qx :dPy/Py = dQx/dPy x Py/Qx (3.6)

Если EDx,y > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты),

если EDx,y < 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень

заменяемости благ (в крайнем случае, когда EDx,y = + (, перед нами

совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше

взаимодополняемость (если EDx,y = - (, то мы имеем пример

жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и

взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых

изменениях.

Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет

повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на

другие товары, в том числе и на мебель. Тогда EDx,y < 0 для хлеба и мебели,

что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.

При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной

эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ

(выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса

можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и

замещения (уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности).

Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической

науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода

EiD = (Q/Q : (I/I

(3.7)

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является

отрицательным (EiD < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на

данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным.

Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его

другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление

маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля,

заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен

(EiD > 0), благо является нормальным.

Если 0 < EiD< 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что

типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).

При EiD > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения

(предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода

по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага

могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы,

так и равные единице или больше нее (например, мебель).

Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу,

меньшей единицы (0 < EiD < 1), должно существовать благо с EiD > 1 для

конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Рассмотрим теперь эластичность предложения.

Эластичность предложения. Эластичность предложения по цене показывает

относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на

один процент.

EPS = (S/S : (P/P

(3.8)

Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное

значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно

неэластично (EPS == 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к

повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см.

рис. 3.9а).

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это

выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но

и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые

факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3.9б).

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично,

поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при

постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3.9в).

[pic]

Рис. 3.9. Изменение цен и объема предложения в

кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

Практическое значение теории эластичности. Теория эластичности имеет

важное значение для определения экономической политики фирм и значение

теории правительства. Это наглядно видно на примере эластичности

налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную

(фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению

кривой предложения S вверх до S' (см. рис. 3.24).

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а

также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными

издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность

при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть

налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.

[pic]

0 Количество

Рис. 3.24. Распределение налогового бремени

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается

производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним

разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис.

3.25).

[pic] [pic]

а) Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос

Рис. 3.25. Эластичность спроса и распределение налога с продаж S'

Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса

потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить

свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет

сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на

потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 3.26).

Это и понятно.

[pic]

а) Налоги и эластичное б) Налоги и неэластичное

предложение предложение

Рис. 3.26. Эластичность предложения и распределение налога с продаж

Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут

переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или

услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов

происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога

пострадают производители.

11. Литература

6. Базовый учебник

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,

1999. Гл. 3.

Изложение вопроса в рамках стандартного вводного курса можно найти в

учебниках К. Макконнелла и С. Брю (гл. 4, 5), П. Самуэльсона (гл. 4, 20),

Н. М. Розановой и А. Е. Шаститко (Теория спроса и предложения); упрощенное,

но довольно глубокое изложение — в книге П. Хейне (гл. 2—4). Российскому

читателю полезно начинать изучение с работы Милтона и Роуз Фридмен, лекций

А. Я. Лившица и публикации "Экономической школы" (в последней содержится

детальная характеристика проблемы устойчивости равновесия). С

первоначальным вариантом концепции равновесия на индивидуальных товарных

рынках следует знакомиться по книге А. Маршалла. Более строгое изложение

вопросов (с использованием математического аппарата) можно найти в

произведениях Р. Аллена, У. Баумоля (гл. 8 § 1—4), Р. Пиндайка и Д.

Рубинфельда (гл. 1—2), А. Н. Чеканского и Н. Л. Фроловой (гл. 6), а также

Н. М. Розановой и А. Е. Шаститко (Основы экономического выбора). Большое

количество интересных примеров и ситуаций читатель найдет у Д. Хаймана (гл.

1—2).

Аллен Р. Математическая экономия. М., 1963. Гл. 1. С. 21—46.

Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. Гл. 1. С. 4—32.

Маршалл А. Принципы... Т. 1. Кн. III. Гл. 1—5. С. 145—207. Т. 2. Кн. V.

Гл. 7. С. 83—91.

Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Теория спроса и предложения, М.:

Анкил,1995.

Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Основы экономического выбора. М.: ТЕИС,

1996

Фридмен М., Фридмен Р. Хозяева своей судьбы. Гл. 1 // Фридмен и Хайек о

свободе. Минск, 1990. С. 26—58.

Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12. С.

6—14.

Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Теория поведения потребителей и рыночный

спрос. М.: ТЕИС, 1996. Гл. 6. С. 102—123.

Тема 04. Институциональные аспекты рыночного

хозяйства

Учебные цели

1. Уяснить правовые предпосылки рыночного хозяйства.

2. Уяснить сущность и рассмотреть формы трансакционных издержек.

3. Уяснить содержание внешних эффектов и меры воздействия на них со

стороны государства.

4. Уяснить сущность теоремы Р. Коуза.

5. Охарактеризовать общественные товары.

6. Выявить причины, формы и объективные границы вмешательства

государства в развитие рыночной экономики.

"Никого нельзя заставить быть богатым или здоровым вопреки его воле",

— заметил однажды Джон Локк.

1. Конспект лекции

План

4.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства

4.2. Внешние эффекты. Теорема Коуза

4.3. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике.

4.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства

Права собственности и их структура. В современной экономической теории

под правами собственности понимаются санкционированные поведенческие нормы.

Права собственности (property rights) — это совокупность властных

прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между

людьми по поводу использования ими экономических благ.

Существующий ныне набор прав формировался исторически в течение

длительного времени. В римском праве ведущую роль играли права владения,

пользования, управления и перехода вещи по наследству (или завещанию).

Со становлением капитализма к ним добавились такие существенные

характеристики, как, с одной стороны, право на основу или "капитальную

стоимость" вещи, а с другой — право на доход, возникающий в результате

использования или управления объектом собственности. Национализации,

имевшие место в ряде стран в течение XX в., остро поставили вопрос о

временных границах использования вещи (бессрочное или с ограниченным

сроком) и особенно о праве на безопасность (гарантирующую от экспроприации

под тем или иным благовидным предлогом). Защита от отрицательных

последствий использования вещи (отрицательных внешних эффектов, возникающих

от пользования вещью) стала особенно актуальной с обострением экологических

проблем. Она обусловила необходимость запрещения вредного использования

вещи. Эти и другие правомочия (например, ответственность в виде взыскания

вещи в уплату долга, так называемый остаточный характер неучтенных

правомочий) составляют сейчас полное определение права собственности'. В

реальной действительности возможны их самые различные сочетания.

Англосаксонская правовая традиция (в отличие от правовых систем

континентальной Европы) рассматривает право собственности как определенную

совокупность частичных правомочий, которая может укрепляться путем

добавления к ней (спецификации — specification) все новых и новых прав или

ослабляться путем отделения от нее некоторых правомочий — размывания

(attennation) прав собственности. Процесс спецификации/размывания прав

собственности связан с трансакционными издержками.

Формы трансакционных издержек.

Трансакционные или операционные издержки (transaction costs) – это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.