рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по экономической теории

уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), (3.1)

где QD — спрос;

Р— цена;

I— доход;

Z— вкусы;

W— ожидания (waiting);

Psub - цена на товары-субституты;

Pcom – цена на комплементарные товары;

N — количество покупателей;

В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см.

рис. 3.4).

[pic]

Рис. 3.4. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии

инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2.

При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в

зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда

других свойств, которые будут выяснены позже.

Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением

низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары

лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть

кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом, данного товара,

повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики

может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие

чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что

если два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между

ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен

на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо

сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению

объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение

спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов

снизить их цены.

Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то

между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные

крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей.

Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и

Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 3.5а).

Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса Андреева

и Борисова (см. рис. 3.5б).

[pic] [pic]

а) Индивидуальный спрос б) Совокупный спрос

Рис. 3.5. Индивидуальный и совокупный спрос

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей,

чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер

семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние

порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор

может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные

группы населения.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение

величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях)

величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см.

рис. 3.3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса:

оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис.

3.4).

Кривая предложения. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на

рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины

предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара

(при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене

20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене

30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X.

В общем виде: Qs = f(P),

где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена (price)

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта

называется законом предложения.

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть

изображена графически.

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество

экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный

момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную

(цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси

(см. рис. 3.6).

[pic]

0 Q

Рис. 3.6. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и

объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января

2000 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании

производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме

цены, на предложение влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения. Функция предложения определяет предложение в

зависимости от влияющих на него различных факторов.

Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в

данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой

предложения (см. рис. 3.7).

[pic]

Рис. 3.7. Кривая предложения (изменение величины предложения)

В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага,

но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2)

технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4)

размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина

предложения является функцией всех этих факторов:

Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В), (3.2.)

где Pr — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение

предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае

понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения,

что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 3.8).

[pic]

Рис. 3.8. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оценки, причем

такие оценки, которые отражают ценность данных факторов производства при их

наилучшем альтернативном использовании (подробнее см. тему 01). Поэтому

функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых

производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого

сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других

товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение

величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях)

величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина

предложения (см. рис. 3.7). Сдвиг кривой предложения влево или вправо

отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов,

определяющих функцию предложения (см. рис. 3.8).

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор

времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и

долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все

факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье,

рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы

переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.

д.).

[pic]

Рис. 3.9. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а),

короткий (б) и длительный (в) периоды

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса

приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине

предложения (см. рис. 3.9а).

В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только

рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают

изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис.

3.9б).

В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к

значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном

повышении цен (см. рис. 3.9в).

3.3. Равновесие спроса и предложения.

Эластичность

Равновесная цена. В условиях рыночной экономики конкурентные силы

способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к

равенству объемов спроса и объемов предложения.

[pic]

Рис. 3.10. Цена предложения превышает цену спроса (РS > РD)

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может

значительно превышать цену спроса (рис. 3.10), а объем предложения не

соответствовать объему спроса (рис. 3.11).

[pic]

Рис. 3.11. Объем предложения превышает объем спроса

(QS > QD)

В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный

товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены,

которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного

товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы

предъявить на него спрос.

Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого

объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям

невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления

продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые

способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия

обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной

экономики (см. рис. 3.12). Точка равновесия обозначается Е (от латинского

Equilibrium).

[pic]

Рис. 3.12. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия

PE = PS = PD

где

PE — равновесная цена;

PS — цена предложения;

РS — цена спроса.

Это означает, что

qE = Qs = qD

где QE — равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в

результате действия конкурентных сил.

Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного

количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое

взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и

объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и

потребители, и производители.

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой

потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически

можно изобразить через площадь Pmax EPE (см. рис. 3.13). В свою очередь,

равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить

наиболее передовые фирмы.

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются

товары, равна РE, а объем проданного товара равен QE (см. рис. 3.13).

Следовательно, совокупная (общая) выручка равна TR = PE x QE. Совокупные

издержки (затраты) производителей равны площади фигуры 0Рmin EQE .

[pic]

Излишек производителя

Рис. 3.13. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Разница между общей выручкой PE x QE (площадью прямоугольника 0PEEQE)

и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек (выигрыш)

производителя (площадь РEЕРmin).

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие

отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда

уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества

продаваемых товаров.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной

цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является

разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 –

Q1 при цене Р1 (см. рис. 3.14а), то в результате конкуренции покупателей

происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае

избытка предложения (при цене Р2 ) конкуренция продавцов приводит к

исчезновению избытка.

[pic]

Рис. 3.14а. Концепция формирования равновесной цены

по Л. Вальрасу

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 — Р2 Маршалл

исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены

спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для

роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту

разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис.

3.14б).

[pic]

Рис. 3.14б. Концепция формирования равновесной цены

по А. Маршаллу

Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный

— моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных

цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение

цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в

пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.

Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая

к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению

общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает

издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она

способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим,

повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

Дефицит и излишки. Тем не менее потребители далеко не всегда

полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство

общественной структуры производства на поверхности выступает как

несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими

равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного

вмешательства в рыночное ценообразование.

На практике это выливается в установление максимальных или минимальных

цен. Если установленная государством максимальная цена (потолок цены)

находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство

устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая

субсидируемая цена), то образуется излишек (см. рис. 3.12). Фиксация цен

означает отключение механизма рыночной координации.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не

ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя

добавляются неденежные (см. рис. 3.15).

Законодательный потолок цен

[pic]

Рис. 3.15. Затраты потребителя в условиях законодательно установленного

потолка цен

Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все

они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат

расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере

распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально

производит.

Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает

стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки

производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает.

Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар,

заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится

источником их доходов (потому что увеличивает размеры неденежных затрат —

см. рис. 3.15). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное

регулирование цен под различными "благовидными" предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает

необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и

увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной

ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает

функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Устойчивость равновесия. Устойчивое равновесие достигается тогда,

когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются,

стремясь к равновесной цене PE , a объем предложения приспосабливается к

объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения

(РD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS).

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и

глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и

относительным. Отложим на оси абсцисс время — Т, а на оси ординат — цену.

Когда отклонения от равновесной цены (например, Р1, Р2,) постепенно

выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие.

Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной

цены (см. рис. 3.16а), относительное — при небольших отклонениях от нее

(см. рис. 3.16б).

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания

цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом (рис. 3.17а)

устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3.

[pic]

Рис. 3.17а. Локальная устойчивость равновесия

Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от

равновесной цены (см. рис. 3.17б), то устойчивость носит глобальный

характер.

[pic]

Рис. 3.17б. Глобальная устойчивость равновесия

Установление равновесия может происходить в результате циклических

колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие

устанавливается по истечении времени TE (см. рис. 3.18а). Если колебания

носят равномерный или взрывной характер (см. рис. 3.18б, в), то цена

равновесия не формируется.

[pic] [pic][pic]

Рис. 3.18. Колебания: затухающие (а), равномерные (б) и взрывные (в)

Паутинообразная модель. Простейшей динамической моделью, показывающей

затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие, является

паутинообразная модель (см. рис. 3.19).

[pic]

Рис. 3.19. Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной

модели и регулярные колебания (б) вокруг него

Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом

производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв

решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен,

уже не могут изменить его объем:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.