рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по экономической теории

каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения

от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как

внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается

как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство

и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

Разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И.

Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) диалектический метод был материалистически

переосмыслен и впервые успешно применен в политической экономии К. Марксом.

В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к

конкретному и принцип единства исторического и логического (рис. 1.8).

[pic]

Рис. 1.8. Основные методы диалектической логики

Восхождение от абстрактного к конкретному. От конкретного, данного в

представлении, ко все более тощим абстракциям и от них вновь к конкретному,

но уже духовно конкретному, единству многообразного — таков, по Марксу,

путь познания вообще и политической экономии в частности.

Движение от конкретного к абстрактному характерно для первых ступеней

познания любого объекта, характерно оно и для экономической теории.

Экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (населения,

государства), пришли к простейшим, абстрактным определениям

производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая

стоимость и т. п.).

Важно подчеркнуть и другое. В отличие от классиков политической

экономии К. Маркс использует метод диалектического восхождения от

абстрактного к конкретному, т. е. прежде всего стремится раскрыть

внутренние противоречия объекта исследования и отразить закономерности их

развития в системе категорий и законов.

Единство исторического и логического. При сравнении исторического и

логического методов исследования прежде всего заметна непосредственная их

идентичность.

Исторический метод исследования представляется логическим методом,

только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим логику развития

предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод —

историческим, взятым в необходимости (т. е. освобожденным от случайной

исторической формы).

Историческое и логическое, включая предшествующие методы, точнее,

черты единого диалектического метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с

чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической

реализации этого необходимо предварительно построить более конкретные

экономические модели и проверить их в ходе экономических экспериментов.

1.2.3. Экономические модели и эксперименты

Развитие системных методов исследования. Системный метод исследования

— детище XX в. Однако предпосылки его возникновения складывались еще в XIX

в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в

этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и Э. Шредер —

первую систему математической логики.

В начале XX в. А. А. Богданов (1873—1928) попытался создать всеобщую

организационную науку — тектологию, которая, по мысли ее творца, как и

математика, отвлекается от конкретного характера элементов системы, изучая

их с точки зрения организованности или дезорганизованности. Это позволяет

объединить на основе общего строения социально-экономические,

энергетические и биологические процессы. В основе такого объединения лежит

идея равновесия: статического и динамического. В соответствии с этим

подходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и

неуравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделирования стали

теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (ГОЭЛРО,

межотраслевой баланс 1923—1925 гг., модели экономического роста Г. А.

Фельдмана и др.). В 1939 г. Л. В. Канторович создал метод линейного

программирования. Развитие технических наук (теории машин и механизмов,

теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической

логики, теории вероятностей, математического программирования), а также

биологии и физиологии (исследование систем регулирования в живых

организмах, учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и т. д.)

способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики.

"Отцом" новой науки стал американский исследователь Н. Винер.

Кибернетика возникла как наука об управлении сложными динамическими

системами (независимо от того, является ли такая система механической

конструкцией или живым организмом). Применение кибернетических принципов к

экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической кибернетики

(В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский, С. Бир и др.).

Экономико-математическое рождение кибернетики моделирование.

Распространение системных методов исследования сопровождались бурным

развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель — это формализованное описание экономического

процесса или явления, структура которого определяется как его объективными

свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с

одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным

воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со

сформулированными целями (см. рис. 1.9).

Реальный мир Модель

Рис. 1.9. Соотношение модели и реального мира

Простейшим видом экономико-математического моделирования является

моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков.

Отрицательный наклон Положительный наклон

[pic][pic]

Рис. 1.10. Графическое изображение простейших

(линейных) зависимостей

Положительный наклон Y1

[pic]

Отрицательный наклон Y1

[pic]

Положительный наклон

Y

[pic]

Отрицательный наклон

Y

Отрицательный наклон

[pic]

Положительный наклон

Рис. 1.11. Определение наклона кривых

[pic]

Рис. 1.12. Виды моделей

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая

депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей

системы.

Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному

для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования

народного хозяйства как единого целого (макроэкономика).

Это достигается, во-первых, в анализе таких категорий, как

национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей

между ними;

во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и

совершенствования экономико-математических методов их обработки (развитие

эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются

функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и

макроэкономики.

Экономические эксперименты. Изучение естественного хода явлений и

процессов экономической жизни ставит на повестку дня проведение

экспериментов.

Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение

экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее

благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне,

как в условиях рыночной экономики, так и вне ее (см. рис. 1.13).

[pic]

Рис. 1.13. Виды экспериментов

11. Литература

1. Базовый учебник

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,

1999. Гл. 1.

2. Основные учебники и учебные пособия

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. – М.:

Прогресс,1965.

Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица и И. Н.

Никулиной. - М.: Высшая школа. 1994.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика. -

СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб., 1992.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.:

Республика, 1992.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. -М.: Прогресс,

1976. Т.2.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: экономика, 1992.

Самуэльсон П. Экономика.- М.: Прогресс, 1964.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993.

Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.:

Финансы и статистика, 1992.

Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М. БЕК, 1997.

3. Сборники задач и тестов

Зейдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело,1993.

Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по

экономической теории. – М.: Владос, 1998.

Микро-, макроэкономика. Практикум. / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб.:

«Литера плюс», 1994.

Морган М. Дж. Руководство к изучению учебника Фишера С., Дорнбуша Р.,

Шмалензи Р. «Экономика». – М.: Дело, 1997.

Сборник задач по экономике.: Учебное пособие / Отв. ред. Ю. Е.

Власьевич. – М.: БЕК, 1996.

Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и

макроэкономика. Киров, 1994.

Тесты и задачи по микроэкономике и макроэкономике / Под ред. А. В.

Сидоровича и Ю. В. Таранухи. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Специальная литература

Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. М.:

Наука,1993.

Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. Т. 2. Вып. 4,

1994. С. 11—19.

Барр Р. Политическая экономия. М.: Международные отношения, 1994. Т. 1.

С. 8—55.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд., 1994.

Гл.17. С. 647—661.

Всемирная история экономической мысли в шести томах. Т. 1. М.: Мысль,

1987. С. 28—35, 158—166, 354—361; Т. 2, 1988. С. 20—24, 43—47, 320—324; Т.

3, 1989. С. 104—110, 407—416; Т. 4, 1990. С. 418— 430; Т. 5, 1994. С.

508—522; Т. 9, книга II, 1997. С. 168—191.

Кобринский Н. Е., Майминас Е. 3., Смирнов А. Д. Экономическая

кибернетика. М., 1982. Гл. 1, 2. С. 11—45.

Малахов В. П. Логика предпринимательства. М.: ТОО "Классика", 1993.

Маркс К. Капитал. Предисловие к 1-му и Послесловие ко 2-му изданию //

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 5—22.

Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 гг. Введение. Ч. 1., П. 3.

Метод политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч.

1. С. 36—45.

Маршалл А. Принципы экономической науки'. Т. 1. Кн. 1. Гл. 2. М.:

Прогресс, 1993. С. 69—84.

Нуреев Р. М. Предмет политической экономии и основные черты ее метода.

М.: МГУ, 1986.

Нуреев Р. М. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и

гносеология // Вопросы экономики. 1993. № 4. С. 121—144.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. Т. 1. Ч. 1. Гл. 1.

М.: Прогресс, 1976. С. 65—93.

Петти В., Кенэ Ф., Смит А. и Рикардо Д. о методе политической экономии

(выдержки из произведений) // Развитие метода политической экономии. М.:

Экономика, 1986. С. 36—40, 41—42, 57—54, 75—77.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 1. С.

10—23.

Современная экономическая мысль / Под ред. С. Вайтпрауба. М.: Прогресс.

1981. Гл. 23. С. 661—682.

Суслов И. П. Методология экономического исследования. 2-е изд. М.:

Экономика, 1983.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. Т. 2.

Вып. 4. 1994. С. 20—52.

Хаусман Д. Экономическая методология в двух словах // МЭиМО, 1994. № 2.

С. 105—113; № 3. С. 105—113.

Шумпетер И. А. История экономического анализа. Ч. 1. Гл. 1. П. 2, 3; Гл.

2, 3; Гл. 4. П. 1 // В кн.: Истоки: вопросы истории народного хозяйства и

экономической мысли. Вып. 1. М.: Экономика, 19892, С. 248—284.

Краткое изложение истории развития предмета экономической теории можно

найти в статье Р. М. Нуреева, более развернутое — в книгах Р. Барра, А.

Пезенти, а также в монографии В. С. Автономова. Глубокий анализ схоластики

как первого опыта систематизации категорий дан в "Истории экономического

анализа" И. Шумпетера. Собственное представление о политической экономии

можно приобрести из хрестоматии "Метод политической экономии".

Классификация основных течений Экономикса дана в работе Б. Кларка. Хотя

задач на вводную тему почти нет, некоторые упражнения можно найти в

"Практикуме микро-, макроэкономики" и в "Сборнике задач по экономической

теории".

Общую панораму развития методологии экономической науки можно найти в

хрестоматии "Метод политической экономии", в работе М. Блауга (гл. 17), а

также в обзорной статье Д. Хаусмана. Взаимоотношения экономической теории с

другими общественными науками раскрываются И. Шумпетером. Развернутая

характеристика формальной логики представлена в монографии И. П. Суслова,

некоторые формально-логические ошибки упомянуты в учебнике К. Макконнелла и

С. Брю, более подробно типичные формально-логические ошибки, встречающиеся

в хозяйственной практике, разобраны в задачнике В. П. Малахова "Логика

предпринимательства". Метод материалистической диалектики охарактеризован

во Введении к "Экономическим рукописям 1857—1858 гг." К. Маркса.

Методологические проблемы современного Экономикса раскрыты в статьях М.

Алле и М. Фридмена.

Тема 2. Основы экономического анализа.

Учебные цели

1. Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая

экономическая система, независимо от ее социальных характеристик и

политической ориентации.

2. Показать механизм решения этих проблем в различных экономических

системах.

3. Выяснить, что такое производственные ресурсы и каковы принципы их

классификации.

4. Уяснить, что такое представляет собой модель и кривая

производственных возможностей, каковы их основые функции в

экономическом анализе.

5. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность

альтернативных издержек и закона убывающей производительности

факторов производства.

6. Выяснить основные ступени развития экономических систем.

7. Уяснить соддержание характеристики современных экономических

систем.

План

2.1. Потребности, ресурсы, выбор.

2.2. Экономический кругооборот.

2.3. Экономические системы: основные ступени развития.

2.4. Современные экономические системы.

2.1. Потребности, ресурсы, выбор

Экономическая наука прежде всего изучает экономические потребности и

способы их удовлетворения.

Экономические потребности. В зависимости от того, являетесь ли вы

пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений

экономических потребностей.

С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями (economic

needs) обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания

жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Оптимисты предпочитают определять экономические потребности как

внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель

активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные,

удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.),

и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например,

потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не

могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономических

потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение

между ними с развитием общества изменяется.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается

доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного

пользования.

Экономические блага. Средства, удовлетворяющие потребности, называются

благами (goods).

Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например,

воздух), другие — в ограниченном размере. Последние называются

экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие

многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы

и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления

(хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые

(субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся

не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и

услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино —

театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и

стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут

быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные

(производственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага

определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда,

совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и

средней интенсивности труда.

Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их

редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ,

способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что

любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое

экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных

потребностей.

Если q1,q2...,qn — совокупность определенных количеств каждого из n

благ, а р1,р2...,рn — их цены, то стоимость совокупного набора благ может

быть записана как (рiqi , где i = 1,...n.

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны

косвенные экономические блага — ресурсы.

Экономические ресурсы. Экономические ресурсы (или факторы

производства) (economic resources) — это элементы, используемые для

производства экономических благ.

К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд,

капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и

информация.

Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид

человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно

использовать все другие факторы производства.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных

возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.