рефераты скачать

МЕНЮ


Основы законодательства о нотариате

во внесудебном порядке не представилось возможным; при составлении акта

была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и

исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным.

10. Заявление об установлении факта смерти лица в определенное время и

при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующие

статьи ГПК других союзных республик) принимается к производству суда и

рассматривается при представлении заявителем документа об отказе органа

записи актов гражданского состояния в регистрации события смерти. Заявитель

обязан обосновать свое заявление об установлении указанного факта ссылкой

на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в

определенное время и при определенных обстоятельствах.

11. Заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия

наследства (п. 9 ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других

союзных республик) может быть рассмотрено судом в порядке особого

производства, если орган, совершающий нотариальные действия, не вправе

выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по мотиву отсутствия

или недостаточности соответствующих документов, необходимых для

подтверждения в нотариальном порядке факта вступления во владение

наследственным имуществом. Если надлежащие документы представлены, но в

выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо

вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия

наследства и места открытия наследства, а с жалобой на отказ в совершении

нотариального действия (ст. 271 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК

других союзных республик).

При вынесении решения об установлении факта принятия наследства и места

открытия наследства следует руководствоваться указаниями, содержащимися в

ст. ст. 529, 546 ГК РСФСР и соответствующих статьях ГК других союзных

республик. Признается, что наследник принял наследство, если он фактически

вступил во владение наследственным имуществом или в установленный срок

подал заявление о принятии наследства в орган, совершающий нотариальные

действия. Местом открытия наследства считается последнее постоянное место

жительства наследодателя, а если оно неизвестно — место нахождения

имущества или его основной части.

12. При принятии заявления об установлении факта, имеющего юридическое

значение, судья обязан проверить, подведомственно ли установление данного

факта суду, имеет ли заявитель право обратиться в суд с таким заявлением,

выяснить, для какой цели необходимо установление этого факта, потребовать

от заявителя письменные доказательства, свидетельствующие о невозможности

получения или восстановления документа, удостоверяющего данный факт, а

также доказательства, подтверждающие факт.

13. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, могут быть

возбуждены в суде по заявлениям как непосредственно заинтересованных в этом

лиц, так и иных граждан и организаций, когда по закону они вправе

обратиться в суд в защиту интересов других лиц (ст. 6 Основ гражданского

судопроизводства). Например, с заявлением об установлении факта признания

отцовства или факта отцовства могут обратиться в суд не только мать ребенка

и сам ребенок по достижении совершеннолетия, но и его опекун (попечитель),

а также другие лица, которым законодательством союзных республик

предоставлено право подать в суд такое заявление (ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 26

Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье). В

силу п. 2 ст. 6 Основ гражданского судопроизводства дело об установлении

факта, имеющего юридическое значение, может быть возбуждено также по

заявлению прокурора.

Если заявителем поданы в суд заявления об установлении нескольких фактов,

имеющих юридическое значение, все эти заявления согласно ст. 128 ГПК РСФСР

и соответствующим статьям ГПК других союзных республик могут быть

объединены и рассмотрены в одном производстве. Другие требования в этом же

производстве рассматриваться не могут.

14. В ходе подготовки к судебному разбирательству дела, возбужденного в

порядке особого производства, судья обязан выяснять, какие лица и

организации могут быть заинтересованы в разрешении данного дела и подлежат

вызову в судебное заседание; при необходимости требовать представления

дополнительных доказательств и совершать другие действия по подготовке

дела.

Если заявление об установлении факта в силу закона не подлежит

рассмотрению в суде, судья мотивированным определением отказывает в его

принятии, а если дело уже возбуждено, то производство по нему прекращается

определением суда (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 41 Основ гражданского

судопроизводства).

15. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны

рассматриваться судом в порядке, предусмотренном ст. ст. 246—251 ГПК РСФСР

и соответствующими статьями ГПК других союзных республик, с участием

заявителя и заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих

организаций (органов социального обеспечения, финансовых органов,

военкоматов и т. д.). Например, к участию в рассмотрении дела об

установлении факта принадлежности страхового свидетельства страхователю или

распоряжения страхователя на случай смерти лицу, в пользу которого заключен

договор страхования, должен быть привлечен соответствующий орган Госстраха.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица вправе представлять

доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности

рассматриваемого судом заявления об установлении факта, участвовать в

исследовании обстоятельств дела, обжаловать вынесенное решение и совершать

другие процессуальные действия, указанные в ст. 30 ГПК РСФСР и

соответствующих статьях ГПК других союзных республик.

16. Если при рассмотрении дела об установлении факта заинтересованными

гражданами или организацией будет заявлен спор о праве, подведомственный

суду, или сам суд придет к выводу, что в данном деле установление факта

связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве,

поданное заявление оставляется без рассмотрения. В этом случае заявителю и

другим заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъявить в суд

иск на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК РСФСР и соответствующие статьи

ГПК других союзных республик).

17. Обратить внимание судов на то, что заявление об установлении

неправильности записи акта гражданского состояния рассматривается не в

порядке установления факта, имеющего юридическое значение, а по правилам

ст. ст. 268— 270 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных

республик, определяющих порядок установления неправильностей записей актов

гражданского состояния в случае, когда при отсутствии спора о праве органы

загса отказались внести исправления в произведенную запись. Необходимо

иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством заключение

органа загса об отказе во внесении изменений, дополнений и исправлений в

запись акта гражданского состояния подлежит утверждению распоряжением

исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов.

18. Решение, вынесенное по делу об установлении факта, имеющего

юридическое значение, должно удовлетворять всем требованиям,

предусмотренным ст. 37 Основ гражданского судопроизводства, ст. 197 ГПК

РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик. В решении

должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об

обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае

удовлетворения заявления — четко изложен установленный факт.

В силу ст. 15 Основ гражданского судопроизводства вступившее в законную

силу решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение,

обязательно для органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права,

которые возникают в связи с установленным судом фактом. При установлении в

судебном порядке факта регистрации акта гражданского состояния орган загса

регистрирует запись акта гражданского состояния на основании решения суда.

Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в органах

загса или в других органах, не заменяет собой документов, выдаваемых этими

органами, а служит лишь основанием для их получения.

19. Судам следует, руководствуясь ст. 38 Основ гражданского

судопроизводства, активизировать свою деятельность по вынесению частных

определений в связи с установленными при рассмотрении этих дел нарушениями

прав граждан на получение пенсии и пособия, права личной собственности,

наследственных прав, других прав и охраняемых законом интересов. Частные

определения должны направляться соответствующим организациям и должностным

лицам для принятия необходимых мер по устранению недостатков.

20. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик,

краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и автономных

округов, усилить надзор за рассмотрением судами дел об установлении фактов,

имеющих юридическое значение. Периодически обобщать практику применения

законодательства при рассмотрении таких дел, принимать меры, обеспечивающие

вынесение законных и обоснованных решений по каждому делу.

21. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу

постановление Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 25 февраля 1966 г. "О

судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое

значение".

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ И СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И

ОРГАНИЗАЦИЯМИ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ПРАВ ГРАЖДАН

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить, что государственные и общественные предприятия, учреждения

и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от

этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для

решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним

граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и

организаций.

В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать

копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий,

учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих

документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были

исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты

бланков.

Предприятия, учреждения и организации высылают также копии имеющихся у

них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций,

если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся

прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.

Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или

уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается

дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в

данном предприятии, учреждении, организации.

2. Предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать

верность копий документов, необходимых для представления гражданами в эти

предприятия, учреждения, организации, если законодательством не

предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в

нотариальном порядке.

3. Запрещается свидетельствование верности копий паспорта, заменяющих его

документов, партийного, профсоюзного, комсомольского, военного билетов,

депутатского удостоверения, служебных удостоверений, а также других

документов, снятие копий с которых не допускается.

Не подлежат свидетельствованию копии с документов, имеющих неясный текст,

подчистки, приписки и иные неоговоренные исправления.

4. Заявления о выдаче копий документов и свидетельствовании верности

копий документов рассматриваются предприятиями, учреждениями и

организациями в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от

12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб

граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 г., № 17, ст. 144; 1980

г., № 11, ст. 192).

5. Выписки из документов, касающихся прав и законных интересов граждан,

выдаются в порядке, установленном настоящим Указом.

6. Признать утратившим силу Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1937

года "Об упорядочении засвидетельствования копии с документа, касающегося

личных прав и интересов гражданина" (СЗ СССР, 1937 г., № 37, ст. 149).

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

Ю. АНДРОПОВ

Москва, Кремль Секретарь

Президиума

4 августа 1983 г. Верховного

Совета СССР

№ 9779 — X Т. МЕНТЕШАШВИЛИ

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июня 1994 г. № 09-12/75-94

Направляются для использования в практической деятельности положений: о

порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у

нотариуса, занимающегося частной практикой; о квалификационной комиссии по

приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной

деятельностью; об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения

квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право

заниматься нотариальной деятельностью; о порядке проведения конкурса на

замещение должностей нотариусов.

Приложение на 12 листах.

УТВЕРЖДЕНО

Министром юстиции

Российской Федерации

7 июня 1994 г

Президентом Федеральной

нотариальной палаты

6 июня 1994 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке прохождения стажировки в государственной

нотариальной конторе или у нотариуса,

занимающегося частной практикой

1. В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о

нотариате на должность нотариуса может быть назначен гражданин Российской

Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку

сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у

нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный

экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности

не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и

нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести

месяцев.

Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его

отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа

юстиции и нотариальной палаты.

2. Назначение на должность стажера в государственной нотариальной конторе

осуществляется органом юстиции.

Стажеры для прохождения стажировки могут назначаться на вакантную

должность государственного нотариуса, помощника нотариуса, консультанта на

основании трудового договора (контракта).

Оплата труда стажеров производится из фонда заработной платы

государственной нотариальной конторы согласно постановлению Министерства

труда Российской Федерации от 17 мая 1993 года № 107.

Стажер пользуется в отношении условий труда, стажа работы, рабочего

времени, отпуска и пособий по социальному страхованию всеми правами,

установленными для нотариусов. На стажеров распространяются правила

внутреннего трудового распорядка.

3. Стажировка у нотариуса, занимающегося частной практикой,

осуществляется на основании заключения трудового договора (контракта) между

нотариусом и лицом, желающим пройти стажировку.

Права и обязанности стажера определяются трудовым договором (контрактом).

4. Непосредственное руководство работой стажеров в государственной

нотариальной конторе осуществляется нотариусом, на которого приказом органа

юстиции возложены эти функции. За осуществление этих функций нотариусу

может быть установлена органом юстиции надбавка к должностному окладу.

5. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе или

занимающийся частной практикой, может одновременно осуществлять руководство

работой не более двух стажеров.

6. В обязанности стажеров входит подготовка проектов нотариальных

документов, прием посетителей, правовая оценка представленных документов,

консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения

нотариальных действий, подготовка проектов методик и рекомендаций по

совершению нотариальных действий, ведение работы по учету законодательства,

подготовка ответов на письменные запросы юридического характера,

формирование банка данных о характере и количестве конкретных нотариальных

действий, анализ статистической отчетности, ведение архивного производства.

Стажер участвует в обобщениях нотариальной практики и готовит предложения

по их реализации.

7. За время стажировки стажер должен освоить: законодательство Российской

Федерации о нотариате; основные нормативные акты законодательной и

исполнительной властей; приказы и инструктивные указания Министерства

юстиции Российской Федерации, регламентирующие деятельность нотариата;

нотариальную практику и правила совершения нотариальных действий,

обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и

государства; этические нормы производственных взаимоотношений в коллективе

и с клиентурой.

8. По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение о

ее итогах, в котором отражаются степень общей подготовки стажера,

полученные им в ходе стажировки практические навыки и знания, а также

готовность стажера к самостоятельной работе. Один экземпляр заключения

остается на хранении соответственно в органе юстиции или в нотариальной

палате, другой выдается лицу, проходившему стажировку.

9. Заключение об итогах стажировки прикладывается к заявлению о сдаче

квалификационных экзаменов. К экзамену допускаются все лица, прошедшие

стажировку, независимо от оценки руководителя стажировки.

УТВЕРЖДЕНО

Министром юстиции

Российской Федерации

7 июня 1994 г.

Президентом Федеральной

нотариальной палаты

6 июня 1994 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.