рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Налогообложение в развитых странах Запада

Устанавливаются принципы  налогообложения  и  сборов,  в  том  числе запрещающие дискриминацию налогоплательщиков по каким-либо основаниям. В целях обеспечения ясности и необходимого понимания изложенных норм и   положений   в  проекте  Налогового  кодекса  введены  и  используются собственные институты,  термины  и  понятия,  не  подменяющие  термины  и понятия,  используемые в других отраслях законодательства,  а позволяющие наиболее точно изложить специфику и экономическое содержание регулируемых Налоговым кодексом отношений, возникающих в процессе налогообложения.

В проекте  обшей  части  Налогового   кодекса   раскрываются   такие основополагающие    понятия    как    налог,   объекты   налогообложения. налогоплательщики и налоговые агенты,  налоговое  обязательство  Вводится институт  представителей (законных или уполномоченных) налогоплательщика, которые могут взаимодействовать с налоговыми органами  от  имени  или  по поручению налогоплательщика

Вводится институт налоговой тайны и устанавливается  ответственность налоговых   органов   за   несоблюдение   конфиденциальной  информации  о налогоплательщиках.

В проекте  обшей  части Налогового кодекса предусмотрена возможность консолидации при определенных условиях российских предприятий.  Для  этой цели  в  составе  одной консолидированной группы налогоплательщиков могут объединиться материнская и ее дочернии компании.  Предприятия,  принявшие решение   о   создании   такой   группы,   должны  пройти  регистрацию  в соответствующем    налоговом    органе,    после    чего    эта    группа налогоплательщиков при налогообложении (первоначально только по налогу на прибыль) будет  рассматриваться  в  качестве  единого  налогоплательщика, составляющего  консолидированный  баланс и уплачивающего консолидированно налог.   Все   операции   внутри   группы   будут   рассматриваться   как внутризаводской  оборот  предприятия и выводиться из-под налогообложения.  Убытки одного  предприятия  могут  погашаться  за  счет  прибыли  другого предприятия,    участника   этой   группы.   Не   будут   подпадать   под налогообложение централизованное  приобретение  оборудования  и  передача его,  а  также  передача  финансовых  ресурсов в рамках такой группы.  На первом этапе консолидация будет разрешаться в пределах юридического  лица и  в  случаях,  когда  доля  участия  материнского предприятия в дочерних составляет 100 процентов.  В дальнейшем - по мере накопления опыта - доля материнского  предприятия  может  быть  снижена до 80 процентов.  В целях предотвращения злоупотреблений не  допускается  “смешанная”  консолидация промышленных   предприятий,   банков,   страховых  организаций  и  других финансовых институтов.

Образование консолидированной  группы налогоплательщиков допускается по   установленным   Налоговым   кодексом    основаниям    и    правилам.

Предусматриваются положения,  в соответствии с которыми консолидированная группа налогоплательщиков ликвидируется.  При этом все входившие в состав такой группы предприятия (банки или страховые организации) возвращаются в первоначальное состояние самостоятельных налогоплательщиков тех  налогов, в   отношении   которых   эта   группа   выступала   в  качестве  единого налогоплательщика.  Налоговое  обязательство  этой   группы   и   каждого участника такой группы корректируется. Участники консолидированной группы налогоплательщиков  несут  солидарную   ответственность   по   исполнению налоговых  обязательств этой группы в части налогов,  в отношении которых такая группа выступала в качестве единого налогоплательщика.

Определяются права,        обязанности       и       ответственность налогоплательщиков,  налоговых  органов  и  других  участников  налоговых отношений.   Устанавливается   обязанность  налоговых  органов  проводить информационную работу с налогоплательщиками.

Устанавливаются четкие  механизмы  и процедуры исполнения налогового обязательства,  осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по   обеспечению  исполнения  налогового  обязательства.  Устанавливается порядок изменения срока исполнения  налогового  обязательства  (отсрочки, рассрочки,  налоговый кредит.  инвестиционный налоговый кредит). Вводится платность за предоставленные отсрочки или рассрочки  уплаты  налогов,  за исключением   изменения  срока  исполнения  налогового  обязательства  по отдельным основаниям,  в том числе  связанным  с  недофинансированием  из бюджета или неоплатой государственного заказа.

Предусматривается, что     возврат     излишне     взысканных      с налогоплательщика  средств  или  излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении  налоговым  органом  установленного  срока  возврата   будет осуществляться  с  процентами  в  размере  ставки  рефинансирования Банка России.

Важным является  вопрос  о  возникновении  и  исполнении  налогового обязательства,  порядке уплаты налога (сбора) Соответствующим правилам  и механизмам   в  проекте  Налогового  кодекса  уделено  большое  внимание.  Устанавливается,  в частности,  что днем уплаты  налога  признается  день выставления  налогоплательщиком  банку  поручения о перечислении в бюджет причитающихся сумм налога при наличии на счете налогоплательщика средств, достаточных  для исполнения указанного поручения.  Отдельно оговариваются особенности уплаты налога  в  случаях  отзыва  налогоплательщиком  своего поручения  или  возврата этого поручения банком,  при отсутствия на счете налогоплательщика средств,  достаточных для исполнения поручения, а также при  уплате  налога  наличными  денежными  средствами либо при проведении зачета  излишне  уплаченного  (излишне   взысканного)   налога   в   счет предстоящих платежей по этому же или другому налогу.

Предусматривается положение,  в   соответствии   с   которым,   если налогоплательщик заявил в налоговый орган о занижении уплаченной им суммы налога,  внес необходимые изменения  в  налоговую  декларацию  и  уплатил недостающую  сумму  налога  и пени до момента,  когда он узнал о выездной налоговой проверке,  то подача  первоначальной  налоговой  декларации  не может  рассматриваться  как  попытка  уклониться  от  налогообложения или совершить иное налоговое нарушение и не подлежит наказанию.

За несвоевременную  уплату  налогов  предлагается  соотнести  размер пеней со ставкой рефинансирования Банка России.

Особую актуальность   в   целях   обеспечения  создания  эффективной налоговой  системы  приобретает  введение   системы   налогового   учета, основанной   на   возможности   определения   момента  получения  доходов (осуществления расходов) по “методу начислений” или “кассовому методу”.

Особое место  в  проекте  общей  части  Налогового  кодекса отведено порядку определения  или  признания  при  налогообложении  рыночной  цены (подробно  описываются  обстоятельства,  учитываемые  при этом) и доходов налогоплательщика.

Одним из  наиболее сложных вопросов является учет налогоплательщиков в налоговых органах.  Проект Кодекса в целом ориентирован  на  то,  чтобы сделать  экономически более выгодным для налогоплательщиков постановку на учет, чем ведение теневой деятельности.

Предлагается новый  подход к определению налогового правонарушения и порядку привлечения виновного лица к ответственности. Налоговые нарушения квалифицируются   в   зависимости   от  содержания  нарушения  и  ущерба, причиненного неуплатой налога. При этом предусмотрена дифференциация норм ответственности  налогоплательщика,  совершившего противоправное деяние в зависимости от четко определенных составов налоговых нарушений, а также в зависимости от умысла или небрежности совершения противоправного деяния.

Меры пресечения нарушений дифференцируются в зависимости от  условий их  совершения.  Предложен  порядок,  допускающий установление конкретных санкций с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Предусматривается процедура   производства  и  рассмотрения  дела  о налоговом  нарушении,  а  также  процедура   обжалования   действия   или бездействия налоговых органов или их должностных лиц.

В соответствии с  предложением  ДНП  России  и  решением  Президента Российской  Федерации в проекте уточнены положения в части предоставления федеральным органам налоговой  полиции  права  осуществлять  производство дознания  и  предварительного  следствия  по  налоговым  преступлениям  в пределах предоставленной  им  компетенции  и  в  соответствии  с  нормами уголовно-процессуального законодательства.

Принимая во внимание,  что  при  построении  справедливой  налоговой системы  в  Российской  Федерации  должны  быть  гарантированы и защищены законность и правопорядок,  в  целях  оперативного  рассмотрения  спорных вопросов, возникающих в процессе налогообложения, и принятия компетентных решений по ним,  а  также  в  целях  обеспечения  рассмотрения  указанных вопросов  относительно юридических и физических лиц в одной структуре,  в концепции  Налогового  кодекса  было  предусмотрено  введение   института налоговых  судов.  Предполагалось  формирование самостоятельной структуры налоговых судов по мере изыскания необходимых  для  этого  источников.  В представляемом  проекте общей части Налогового кодекса из-за отсутствия в настоящее время финансовых  ресурсов  для  формирования  налоговых  судов включены налоговые коллегии, подведомственные арбитражным судам.

Налоговый кодекс Российской Федерации в  значительной  части  должен стать  законом  прямого  действия.  Это касается прежде всего обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, с точки  зрения  терминов  и  понятий,  установления  процедур и механизмов исполнения  налогового  обязательства,  проведения  налоговых   проверок, обжалования решений контролирующих органов.

Допускается существование  подзаконных  актов,  но  издаваться   они должны  уполномоченными  органами  в  соответствии  с предоставленными им законодательными  (представительными)  органами   власти   или   органами местного  самоуправления  полномочиями  Подзаконные  акты  будут призваны обеспечивать  на  основании  Налогового  кодекса   Российской   Федерации конкретизированное   нормативное  регулирование  вопросов,  отнесенных  к ведению уполномоченных органов  При  этом  установлено,  что  нормативные акты,  изданные  в  противоречие  с  положениями  Налогового кодекса,  не подлежат  применению.  Признание  нормативного  акта  налогового  органа, противоречащим  Налоговому  кодексу,  должно  осуществляться  вышестоящим налоговым органом,  налоговым органом, принявшим этот акт либо в судебном порядке   Признание   иных  нормативных  актов  недействительными  должно осуществляться в судебном порядке.

Вывод:

Анализ установленных Налоговым кодексом прав налоговых органов    позволяет сделать вывод, что перечень данных прав по сравнению с нормами, закрепленными в Законе РФ "О Госналогслужбе в РСФСР" и Положении о Госналогслужбе в РФ значительно расширен. Наряду с правами, которыми обладают налоговые органы в настоящий момент, Налоговый кодекс вводит ряд новых прав, которыми будут обладать налоговые органы с 1 января 1999 года при выполнении возложенных на них задач.

К числу таких прав относятся:

1. Право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов.

Таким образом налоговым органам предоставляется право не только получать от налогоплательщиков необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, как это предусмотрено действующим законодательством, но и вызывать их или иных обязанных лиц для дачи пояснений непосредственно в налоговые органы.

2. Право проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества при налоговой проверке.

Из этого следует, что налоговые органы при налоговой проверке будут вправе осуществлять проверку фактического наличия имущества у налогоплательщика и сравнивать полученный при проверке результат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке будет утверждаться совместно Минфином РФ и Госналогслужбой РФ. В настоящее время проверка фактического наличия имущества у налогоплательщика осуществляется на основании предоставляемых налогоплательщиком документов (балансов, инвентаризационных описей, актов инвентаризации и т.д.).

3. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно ст.72 НК РФ арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются Главой 11 НК. На данный момент налоговые органы таким правом не обладают, указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции (ст.11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции").

4. Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.

Следует заметить, что органы Госналогслужбы до ноября 1997 г. имели право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения. Данные отсрочки и рассрочки предоставлялись в тех случаях, когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Данное право предоставлялось органам Госналогслужбы в рамках Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Однако Указом Президента РФ от 19.11.97 N 1233 Указ N 2270 был признан утратившим силу, и соответственно органы Госналогслужбы были лишены права на предоставление отсрочек и рассрочек.

5. Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

Налоговый кодекс определяет, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (ст.45 НК). Таким образом указанное право предоставляется налоговым органам для установления факта исполнения налогоплательщиком его главной обязанности - уплате налогов.

Важно отметить, что в настоящий время получение от банка налоговыми органами документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществляется только с согласия банка (п.3 ст.7 Закона N 943-1). С введением в действие НК банки будут обязаны предоставлять соответствующие документы налоговым органам. Кроме того, не предоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, согласно ст.126 НК, будет являться налоговым правонарушением за совершение которого НК предусмотрена ответственность.

6. Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

         7. Право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Данные права будут способствовать реализации функции налоговых органов по организации и проведению налогового контроля.

8. Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Осуществляя налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков налоговыми органами могут быть выявлены нарушения лицензионных требований и условий со стороны лиц, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим, налоговым органам предоставляется право заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или о приостановлении действий выданных лицензий. Приостановление действия и аннулирование лицензии производится по основаниям предусмотренным ст.13 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

9. Право предъявлять иски о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите. 

По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора не допускается (ст.450 ГК) если это не установлено законом или соглашением сторон, поэтому для досрочного расторжения договоров о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите налоговые органы должны предъявлять в суды иски об их расторжении.

Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный ст.31 НК РФ не является закрытым. В соответствии с п.2 ст.31 НК РФ налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Налоговый кодекс впервые четко определяет круг обязанностей налоговых органов перечень которых указан в ст.32 НК. Заметим, что ранее не было единого документа, в котором бы конкретно определялись обязанности налоговых органов. На практике большинство обязанностей, приведенных в данной статье осуществляются налоговыми органами и в настоящее время. На мой взгляд следует обратить особое внимание налогоплательщиков на принципиально новые обязанности, приведенные в ст.32 НК.

Согласно п.4) данной статьи налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В настоящее время такой обязанности налоговых органов законодательством РФ не предусмотрено. Однако следует отметить, что Госналогслужбой РФ было принято решение о создании при каждой налоговой инспекции консультационного пункта, в котором на бесплатной основе оказываются консультационные услуги гражданам - плательщикам подоходного налога. Из этого следует, что налоговые органы самостоятельно возложили на себя обязанность по оказанию консультационных услуг в отношении плательщиков подоходного налога. С введением в действие Налогового кодекса подобного рода обязанность возникнет у налоговых органов уже в отношении всех налогоплательщиков. Данная обязанность налоговых органов корреспондирует с правом налогоплательщика получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их    должностных лиц (п.1 ст.21 НК).

В соответствии с п.6) ст.32 НК налоговые органы будут обязаны соблюдать налоговую тайну. Положения о налоговой тайне закрепляются Налоговым кодексом в ст.102.

В настоящее время похожая норма содержится в ст.16 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" и п.3 ст.7 Закона РСФСР "О Госналогслужбе РСФСР", согласно которым налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах граждан и организаций. Существенным отличием норм Налогового кодекса является то, что налоговые органы будут обязаны соблюдать не только коммерческую тайну и тайну вкладов граждан и организаций, но и сохранять в тайне любые полученные налоговыми органами о налогоплательщике сведения, за исключением тех, которые указаны в п.1 ст.102 НК. Понятие налоговой тайны охватывает более широкий круг сведений о налогоплательщике, которые стали известны налоговым органам и их

    должностным лицам в процессе их деятельности.

Следует заметить, что кроме перечисленных в ст.32 НК обязанностей налоговые органы могут нести также и другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п.2 ст.32 НК).

Ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц определяется в соответствии с положениями ст. 35 НК РФ.

В отличии от норм устанавливающих ответственность налоговых органов в настоящее время (Глава III Закона РФ N 943-1, ст.16 Закона РФ N 2118-1), нормы Налогового кодекса устанавливают ответственность налоговых и таможенных органов не только за неправомерные действия (решения), но и за бездействие указанных органов, которое повлекло причинение налогоплательщику убытков.

Следует отметить, что хотя ни Законом РФ N 943-1 "О Госналогслужбе РФ", ни Законом РФ N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" не была предусмотрена ответственность налоговых органов за бездействие, которое повлекло причинение налогоплательщику убытков, данное обстоятельство не лишало налогоплательщика права обратиться в суд с иском о возмещении убытков на основании ст.16 ГК РФ в соответствии с которой убытки причиненные гражданину или юридическому лицу, как в результате незаконных действий так и бездействия государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению из бюджета.

Осталось без изменений положение о том, что должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов за неправомерные действия или бездействие могут привлекаться к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.