Дипломная работа: Налогообложение в развитых странах Запада
Помимо гармонизации косвенных
налогов на менее важно влияние на деятельность частного бизнеса оказывает и
регулирование прямых налогов, а именно налогов на доходы от банковских вкладов
и ценных бумаг, а также на прибыли корпораций ( таблица 3 ).
Вторая группа местных налогов
включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в
определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки
отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.
Третья группа - налоги на
транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и прочие. В
Нью-Йорке, например, налог в гостиницах составлял в 1991 г. 19% от стоимости
проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог
на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля ( в Нью-Йорке он равен
18,7% от цены парковки ), акциз на топливо, налог за пользование автострадами.
Последний делится между бюджетами штата и городов, и ставки его зависят от веса
автомобиля.
Наконец, есть группа местных
налогов, которые не носят фискального характера, а определяют политику местных
органов управления. Это прежде всего экологические налоги, направленные на
защиту природной окружающей среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных
пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности
которых появляются “отходы риска”. Специальным налогом облагаются компании,
производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования ( имеются в
виду консервные банки и прочая тара, идущая после использования продукции в
отходы ).
Для всех стран характерно
преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение
местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному
росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги повышаются наиболее
быстрыми темпами. Так, за последние 30 лет их сумма увеличилась в
Великобритании и во Франции в пять, а в США - в восемь раз.
В отличие от государственных,
местные налоги характеризуются, как правило, множественностью и
регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Так, в Японии действуют
муниципальные налоги на собственность, на предпринимательство, на пользование
землей и водой, на купание в горячих источниках, на страхование здоровья, на
цели городской планировки, на продажу табака, на электричество, на газ и ряд
других.
Во Франции взимается более 50
различных видов местных налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100.
Сумма их поступлений в этих странах составляет от 30 до 60 % доходов местных
бюджетов, в США - 65 %. Исключение составляет Великобритания, где действует
всего один местный налог - имущественный; он взимается с собственников или
арендаторов любого недвижимого имущества производственного или
непроизводственного назначения. В это понятие входит также земля. К числу
плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие
квартирную плату. Налог собирается ежегодно, но может вноситься и по частям Он
полностью идет в местные бюджеты и достаточно высок, чтобы обеспечивать
примерно треть их поступлений. Оценка стоимости недвижимого имущества, как
правило, производится раз в 10 лет и является основой расчета имущественного
налога. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи
данного имущества в аренду. Величина налога устанавливается в пенсах с каждого
фунта стерлингов стоимости имущества. Расчет ставки налогообложения ведется
исходя из потребностей города в финансовых ресурсах. Определяемые на следующий
финансовый год расходы города соотносятся с общей налоговой стоимостью
имущества, находящегося на его территории. Следствием такого порядка являются
значительные колебания налоговых ставок по городам и графствам Великобритании.
Аналогичное положение и в
других странах. Так, налоговые системы штатов в США различаются по видам
налогов, величине налоговой базы, уровню некоторых ставок и количеству
налоговых льгот. В одних штатах принята пропорциональная ставка подоходного
налога, в других - прогрессивная. В одних штатах акцизами облагаются все розничные
товары, в других - только некоторые. В шести же штатах в 1991-1992 финансовом
году вообще отсутствует налог с продаж.
В Италии, Франции, Германии,
некоторых других странах важное место занимает вторая группа местных налогов,
которые взимаются в качестве надбавок к общегосударственным. Например, в Италии
это надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам. В Германии
подоходный налог ( а он здесь, как и в США, один из главных источников доходов
) распределяется так : по 42,5 % в федеральный бюджет и в бюджет Земли и 15 % -
в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну ( по 50 % ) между
федеральным центром и Землей. Налог на предпринимательскую деятельность
взимается местными органами, но 50 % поступлений перечисляется в бюджеты Земли
и федеральный. Налог с продаж также распределяется по различным уровням. Но в
данном случае пропорции могут быть самыми различными. Этот налог выступает как
регулирующий, за его счет идет выравнивание финансового положения Земель при
формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального
правительства и Земель проводят переговоры о распределении налога с продаж. В
1991 г. его ставка - 14 %, но на отдельные товары ниже (до 7%).
Кстати, Германия одна из
немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное
выравнивание доходов регионов. Высокодоходные Земли ( например, Бавария,
Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия ) перечисляют часть своих финансовых
ресурсов менее развитым Землям - Шлезвиг-Гольштейну, Саксонии и другим.
Значительные особенности
имеет финансовая система Нидерландов. Если в США есть три более или менее
самостоятельных уровня налогов, в Германии наряду с этим происходит расщепление
основных налогов на три уровня, то в Нидерландах местные налоги явно играют
второстепенную роль. Основные налоговые поступления сосредоточены в бюджетах
государства и Земель, которые распределяются затем в виде субсидий и субвенций.
Собственные доходы в местных бюджетах, даже в бюджетах крупных городов, не
превышают 11-12 %.
Покажем это на пример бюджета
г. Гааги на 1990 г. Как он формируется? Общий его объем - 2,8 млрд. гульденов.
Из них - лишь около 12 % составляют собственные доходы. Основная статья -
налог на недвижимость, приносящий более 160 млн. гульденов. Он состоит из двух
частей : одна взимается с собственников зданий и сооружений, другая - с тех,
кто этим зданием пользуется, т.е. с арендаторов. Единицей, с которой
исчисляется налог, служит сумма в 3 тыс. гульденов. Владелец вносит в казну
города за нее 10, арендатор - 5,5 гульдена. Еще 40 млн. гульденов из своей
прибыли вносят в бюджет Гааги подведомственные бургомистр ату предприятия :
энергетического, водопроводного и газового хозяйства, морской порт. Основой
экономики города является Схевеннигский порт.
Чуть больше 100 млн.
гульденов приносят налоги на туристов, на вывоз мусора, на содержание домашних
животных, на парковку автомашин в городе, на право прокладки канализации, а
также взимание пошлин.
Около 2,5 млрд. гульденов,
или основную часть бюджета Гааги, составляют правительственные субсидии,
подразделяющиеся на две части : муниципальный фонд, передаваемый в распоряжение
бургомистрата, который распоряжается им по своему усмотрению, и целевые
средства. Последние расходуются на содержание полиции, образование, социальное
обеспечение. Целевые ассигнования серьезно сдерживают самостоятельность
бургомистратов в распоряжении финансовыми ресурсами города. Но правительство
страны считает, что в таких областях, как охрана порядка, образование,
социальное обеспечение, необходимо добиться определенного уровня обслуживания
каждого жителя Нидерландов независимо от того, в какой из 11 провинций или на
территории какого из 750 муниципалитетов он проживает. Этот примерно одинаковый
уровень соблюдается от города Катвоуд, где около 300 жителей, до Амстердама,
население которого - почти 700 тыс. человек.
В бюджетах городов Финляндии,
напротив, доминируют собственные доходы. Вот статьи доходов бюджета города
Хельсинки на 1990 г. (млн. марок):
Налоги
7053,3
Сборы
4440,5
Государственные субсидии
1879,2
Ссуды
332,9
Прочие доходы
2781,3
Объем бюджета г. Хельсинки,
как видим, составляет около 16,5 млрд. марок. Из них почти 14,3 млрд., или 86%
- собственные доходы. На ссуды приходится лишь 2% общего объема доходов.
Муниципалитет Токио предпочитает
в основном обходиться своими ресурсами, основанными на налогах. В середине
восьмидесятых годов государственные субсидии в объеме бюджета города не
превышали 9%. Нужно отметить, что в других городах Японии их удельный вес в
среднем в два раза выше.
Ориентация на собственные
доходы и на сбалансированность бюджета усилилась после финансового кризиса,
охватившего ряд больших городов мира в семидесятых годах. Например, бюджет г.
Токио был сведен с дефицитом в 376 млрд. иен.
В то же время почти во всех
странах местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды
налогов утверждаются центральным правительством ( в США - это прерогатива
штатов ), а вопрос о ставках решает города. В некоторых странах центральное
правительство формально разрешает местным органам самим устанавливать налоги.
Но в этом случае оно оставляет за собой контроль за их ставками и суммами.
Самостоятельным звеном
местных финансов являются финансы предприятий, подчиненных муниципалитетам.
Обычно это предприятия транспорта, энергетического хозяйства, водоснабжения,
жилищного хозяйства, водоочистные и канализационные сооружения, дорожные
предприятия. В местных бюджетах учитываются только доходы или убытки от их
деятельности и лишь в отдельных странах включаются валовые доходы, а в
расходную часть бюджета - все затраты на их текущую деятельность.
Прибыльными являются, как
правило, морские и воздушные порты, энергетические хозяйства, водоснабжение. Но
прибыль соответствующих предприятий обычно не изымается в городской бюджет, а
используется на их собственное развитие. В бюджете же городов она просто
учитывается. Убыточными отраслями почти повсеместно становятся городской
пассажирский транспорт, служба благоустройства.
Структура доходной части
местных бюджетов в развитых странах ( данные по итогам 1988 г. ) представлена в
таблице 4 :
Таблица 4
Структура доходов местных
бюджетов, в %
США
Англия
Франция
ФРГ
Япония
Местные налоги
65
36
60
45
33
Субсидии правительства
23
30
25
24
40
Неналоговые доходы
12
34
15
31
27
Из них от:
- местных предприятий
6
7
8
6
6
- местной собственности
2
14
2
4
4
- штрафов, сборов, услуг,
добровольных взносов
4
13
5
21
17
Государственные и местные
финансовые системы через налоги оказывают сильнейшее влияние на развитие
экономики.
Подводя итоги, определим
основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой.
Они ориентированы на следующие основные требования :
налоги, а также затраты на
их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее
тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать
бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным
функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях
стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки
свободной конкуренции;
налоговая система должна
служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное
обложение налогоплательщиков;
налоговая система должна
соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные
экономические цели;
порядок взимания налогов
должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь
налогоплательщика;
обсуждение проектов законов
о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.
Этими основными
принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой
системы России. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании,
а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и
своевременного состояния российской экономики.
1.3. Становление и развитие
государственной налоговой службы
Государственная
налоговая служба России имеет давнюю историю. В эпоху феодальной
раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило,
самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали свои
владения, либо но их поручению что делалось специально на то уполномоченными
людьми — данниками. Фактически не изменился порядок сбора налогов
и во времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники,
мытники, таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с
населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Удельный
характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени
единообразной налоговой системы. Лишь с появлением российской
государственности и централизацией власти в конце XV века сложились
предпосылки для создания специальных органов, ведающих сбором налогов в
масштабе государства. Прообраз единой налоговой службы оформился в
княжение Ивана III с появлением финансового управления казенного приказа.
'В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором налогов,
значительно увеличилось, и лишь в 1718 г. они были упразднены Петром 1 в
связи с учреждением камер-коллегии, в обязанности которой вменялось
надзирание и правление над окладными и неокладными доходами”. Однако наряду
с налогами она должна была заниматься устройством дорог, вопросами земледелия,
состоянием урожая, другими проблемами государственного строительства.
Органом камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который со своими
помощниками — нижними комиссарами собирал подати, надзирал за
эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не
связанных с взиманием налогов функций. Надо признать, что с самого начала
своей деятельности камер-коллегия не стала тем центральным органом, который
определял бы налоговую политику государства. Более того, вскоре после ее
создания сбор подушной подати перешел к военной коллегии, монетная и
горная регалии — к берг-коллегии, морские пошлины и некоторые важные
доходы с государственных имуществ — к камер-коллегии, гербовая бумага—к
мануфактур-коллегии. Предпринятые в 1731 г. попытки нового регламента по
оживлению деятельности камер-коллегии успеха не имели. Во времена
Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о
государственных доходах. Спустя год ее разделили на четыре самостоятельных
экспедиции: первая занималась доходами, вторая — расходами, третья —
ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и
начетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал- прокурору. Петровские
коллегии к этому времени были - упразднены, а их функции по финансовому
управлению переданы казенным палатам. 8 сентября 1802 г. было создано
министерство финансов, основной задачей которого стало “управление казенными
и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на
содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным
частям государственных расходов. Структурным подразделением министерства
финансов был департамент Податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два
самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов.
Последний и мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных
сборов и казенной продажи питий. Наряду с названными подразделениями
работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.
На местах вопросы налоговой системы решались казенными палатами,
подчиненными министерству финансов. Казенная палата состояла из
управляющего, помощника управляющего, начальников отделений и других
членов по штату. При казенной палате образовывалось губернское
податное присутствие. В 1885 г. в ведении казенных палат были учреждены
должности податных инспекторов, которые осуществляли контроль за
правильным взиманием налогов, пошлин и различных сборов на своих
участках. Таких участков на территории Российской империи на 1902 г.
насчитывалось 500.[9] Учитывая особую значимость
деятельности податных инспекторов, их назначение на должность и
распределение по губерниям осуществлялось лично министром финансов. На
податного инспектора возлагалось наблюдение за правильным производством
торговли, поступлением окладных сборов, исчислением и взиманием пошлин по
безвозмездному переходу имуществ (с наследования, дарений и т. п.), участие
в раскладке поземельных налогов и со сборов с городских недвижимых имуществ,
председательство в уездных податных присутствия и участие по некоторым
делам в уездных съездах (и соответствующих учреждениях). Податные
инспекторы изучали реальное положение дел в хозяйственной деятельности
населения и размеры получаемых доходов. Они же расследовали факты
злоупотреблений по сокрытию доходов от налогообложения, уклонения от
уплаты налогов. Должность податного инспектора была престижной, имела
высокий образовательный и квалификационный ценз. Податной инспектор
освобождался от воинской повинности, имел должностную печать с малым
орлом и горизонтальным шрифтом, вел свое делопроизводство. В соответствии с
Табелем о рангах он был чиновником VI класса и при наличии высшего
образования уже через три года работы получал орден Святой Анны III степени,
тогда как чиновники других ведомств в этом случае могли претендовать лишь на
орден Святого Станислава III степени. Если казенная палата ведала прямыми
и большинством косвенных налогов, то акцизными сборами занималось
губернское акцизное управление. Акцизные сборы представляли собой налог на те
виды промышленной деятельности и торговли, продукты которых отличались
повышенным спросом: спирт и вино, сахар, табак, чай, спички и т. д. Для
упорядочения работы по раскладке, учету и взиманию основных видов
налогов в конце XIX — начале XX веков стали создаваться присутствия по
различным видам налогообложения — коллегиальные органы управления:
губернские и уездные податные раскладочные присутствия. После упразднения
губернского податного присутствия его функции были переданы- самой
казенной палате и специальным присутствиям по основным налогам:
присутствию по налогу с недвижимых имуществ, присутствию по
квартальному налогу и присутствию по государственному промысловому налогу,
возглавляемому 1убернатором лично. Членами этого присутствия являлись ' также
управляющий казенной палатой, вице-губернатор, прокурор председательствующий
окружного (губернского) суда, управляющий акцизным управлением.
Раскладочные присутствия в уезде, возглавляемые податным инспектором
участка, сохранились вплоть до 1917 1. Февральская
буржуазно-демократическая революция 1917 г. не внесла сколь-нибудь серьезных
изменений в систему и структуру налоговых органов. Основные виды налогов
сохранились и после прихода к власти большевиков. Радикальные перемены начались
только в конце 1918 г. 31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял
Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных' комитетов
Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.[10] Этим декретом было
утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и
уездных исполкомов и одновременно упразднены казенные палаты, акцизные
управления и финансовые органы местных само управлений. Губернский
финансовый отдел состоял из подотделов: сметно-кассового, прямых налогов
и пошлин, косвенных налогов и секретариата. Финотдел уездного исполкома
делился на два подотдела: сметно-кассовый и налоговый. Из инструмента
финансовой политики и регулятора рыночных отношений налоги были
превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления
не только “капиталистов и помещиков”, но и большого количества людей, относящихся,
как сейчас принято говорить, к среднему классу. К примеру, принятый в
1918 г. Чрезвычайный десятимиллиардный налог носил откровенно
конфискационный характер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной
данью для усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи
пролетариату Европы в завершении, мировой революции . Гражданская война и
хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда
частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение не
селения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая
повинность, продразверстка и т.п. В этих условиях ни о каких цивилизованных
способах пополнения государственной казны не могло быть и речи. Переход
к восстановлению народного хозяйства начался с марта 1921 г.: разверстка
была заменена продналогом, разрешена свободная торговля, а экономика в целом
ориентировалась на государственно - капиталистический путь развития. Декрет
ВЦИК “О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным
налогом” предусматривал единый налог на все сельскохозяйственное
производство. Однако правила взимания такого налога в 1921 г. разработаны
не были, а ситуация с продовольствием вновь складывалась так, что налоги
вводились применительно к отдельным отраслям сельского хозяйства и видам
продукции. До марта 1922 г. натуральный налог выплачивался сеном и
соломой, картошкой и капустой, медом и другими продуктами питания, всего
около 20 наименований. Это не могло не сказаться на равномерности и полноте
обложения сельского населения. Дело осложнилось и тем, что налоги в начале
20-х годов взимались различными органами. Так, продовольственный налог
собирался наркоматом продовольствия; подворно-денежный налог — местными
органами власти; труд налог в денежной части — наркоматом финансов, а в
натуральный — наркоматом труда. С 1924 г. предпринимаются попытки перейти
к денежному исчислению и взиманию налогов. В период НЭПа
основной задачей налоговой политики Советского государства, наряду с
другими задачами, стало вытеснение частника из всех сфер производства,
усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях
начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной
части бюджета. В хозяйственном механизме, где цены устанавливаются в
плановом порядке, вне какой-либо зависимости от спроса и предложения, налоги
перестают быть регуляторами экономических отношений в их классическом
понимании. Следует отметить особую роль сельхозналога в экономическом
разгроме деревни, разрушении многовекового уклада хозяйствования на земле.
Решающим в этом деле стал принятый тогда курс на коллективизацию
сельского хозяйства. В 1928 г. была проведена реформа сельхозналогов и уже к
1930 г. дифференциация налоговых платежей оказалась такова, что 2,8%
крепких хозяйств обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного
налога. Остальные 70% налога возлагались на середняцкие хозяйства,
которые в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети всех
крестьянских хозяйств освобождались от выплаты сельхозналога из-за бедности.[11] Одновременно с реформой
налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В
соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным
ВЦИК 26. июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-налоговое
управление, которое позднее переименовали в управление налогами и
государственными доходами. В губернских и уездных финотделах налоговые
подразделения остались без особых изменений. Были упразднены податные
инспекторы при уездных финотделах и сформирован штат фининспекторов,
который осуществлял контроль за взиманием прямых налогов и
подчинялся непосредственно губфипотделам. В 1925 г. НКФ СССР принял
Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права,
обязанности, задачи и функции финансовых инспекторов, их помощников
и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось
обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов,
объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки
недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам,
а взимание платежей — налоговым агентам. К 1930 г. налоговый аппарат
Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в
финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового
надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в
городе, так и на деревне в -основном было покончено, налоговая реформа
1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным
звеном системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение
районных и городских финансовых отделов. К руководящим и
контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных
и городских (с районным делением) финансовых органов, управления
налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата
финансов СССР. В соответствии с Положением о налоговой инспекции
районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г.
в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали
налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора,
участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в
сельской местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность
каждой инспекции определялась количеством налогоплательщиков,
территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных
городах в состав налоговых инспекций входили 'инспекторы по налогам с
заработной платы рабочий и служащих, местным налогам с предприятий,
учреждений и организаций и с государственной пошлины. Исключительное
значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих
финансовых органов. Специальный аппарат, контролирующий соблюдение законов
при взимании налогов, состоял из ревизоров и старших ревизоров в краевых и
областных финотделах, а также из ревизоров, старших и главных ревизоров в
министерствах финансов союзных республик и Минфине СССР. В 1959 г.
были произведены очередные перемены в структуре налоговых органов.
Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы
соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их
функции практически не измелились. Управление государственных доходов Министерства
финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других
доходов в целом по Союзу и по союзным {республикам, следило за
выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало
проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары,
проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным доходам
в министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых
органах, выполняло другие работы. В союзных республиках аналогичные
функции выполнялись. управлением государственных доходов министерства
финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках,
автономных областях, национальных округах были созданы отделы
государственных доходов. Структурными элементами управлений, отделов были
подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов,
налогов и сборов с населения, планирования и учета и т. д. Основная
работа по систематическому контролю за выполнением планов госдоходов,
правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет
возлагалась на городские и районные инспекции по государственным доходам,
которые входили в структуру районного (городского) финансового отдела
исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный состав
инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял инспекцию
начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или старший
инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции государственных
доходов осуществлялось заведующим городским (районным) финансовым
отделом. Он решал вопросы приема на работу, перемещения с одной
должности на другую, определял порядок работы инспекторского состава. На
сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов возлагался
постоянный контроль за поступлением от предприятий и организаций платежей
в бюджет; проведение документальных проверок по полученным отчетам,
первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали
предложения По обеспечению своевременного выполнения планов поступления
платежей в бюджет; изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет
предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли
другие контрольные функции. Отход от административно-командной модели
развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали
радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла
настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов. В 1990 г.
вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов .были
образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства
финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов
союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных,
краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В
течение 1991—1992 гг. процесс создания единой централизованной системы
налоговых органов Российской Федерации был завершен.[12]