рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Мир и Россия: Основные тенденции истории

Но вместе с тем именно в древности были провозглашены два великих принципа - всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности, нашедшие отражение во многих событиях экономической, социальной, политической, духовной жизни древних циви­лизаций. Так, крупные сдвиги в социальной сфере, образование вели­ких империй, укрепление научного знания встречаются в разных странах (что соответствует первому принципу); но рождение миро­вых религий я оформление философских систем; открытие власти и силы идеи, истины, а также принципа критики связаны не только с первым, но и со вторым принципом, любое религиозное или фило­софское учение уже апеллируют не к ролу, а к личности; начинается борьба между религиозной верой и ее рационалистической критикой; выдвигается идеал верности истине, которая сильнее, чем страх: перед насилием.

Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духов­ными ценностями между Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях древности - учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской проповеди. Важно отметить и то, что в этом обмене восточные и западные цивилизации сыграли рав­ную роль, даже в течение длительного времени Запад был "прини­мающей" стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес и рожь), достижения металлургии и науки (особенно астроно­мии и геометрии).

Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и своеобразному этапу развития культуры - синтезу культур (приме­ры: греко-бактрийское и гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов; александрийская наука; позднее - фаюмские портреты, образ­ный мир раннехристианской литературы). В этом синтезе закладыва­лись основы канонов византийского и западно-европейского средне­вековья. В развитие самых известных цивилизаций древности внесли значительный вклад и так называемые "варвары", освоившие новые земли и нередко создававшие культуру, приспособленную к жизни в экстремальных условиях (скифы). Кроме того, "варварский" мир - по­стоянный источник сырьевых ресурсов для государств; и самое глав­ное - "поставщик" рабов, труд которых - фундамент всех цивилиза­ций древности. Известно, что рабами были и выдающиеся афинские художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп; вы­дающийся философ Эпиктет ; и основатель европейской драмы Теренций...

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1) самый древний период в истории человечества - время не только появления самого человека, но и интенсивного накапливания материальных и духовных ценностей, повлиявших на дальнейшее раз­витие всех сторон жизни человека и общества;

2) вследствие разных природно-климатических, социально-эко­номических и исторических условий сложилось несколько глобаль­ных типов цивилизаций со своей спецификой;

3) наметилась два основных типа отношений человека и обще­ства (гражданин и подданный);

4) изменялись (зачастую - коренным образом) взаимоотношения человека с природой...

Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма   стремилась перенести принципы управления производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом научно-технической революции, должно обес­печить и новый подход во взаимоотношениях человека с внешней средой.

                                      

3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоху античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие “средний век” было введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Этим понятием обозначался период между падением Римской империи и их собственным временем и характеризовался культурным упадком, религиозным фанатизмом и безграмотностью. В ХVIII веке термин “средние века” вошел в периодизацию всемирной истории и стал одним из общепринятых понятий. Со временем изменились и оценки средне­вековья. Они стали более объективными и многомерными. Ученые уви­дели в нем позитивную динамику в развитии экономики, социальной, национальной, культурной, политической и других сфер.

Несмотря на консервативный характер, именно Средневековье дало мощный толчок для становления новой эпохи. В средние века возникло большинство современных государств, определились в основ­ном их границы, были заложены основы будущих наций и национальных языков. Средневековье создало новый городской образ жизни, высо­кие образод духовной и художественной культуры, в том числе цент­ры научного познания и образования, среди которых - университеты.

В отечественной историографии существует тенденция к сбли­жению понятий средние века и феодализм, хотя и подчеркивается, что феодализм, во-первых, не был единственным социально-экономи­ческим укладом средневекового общества, а, во-вторых, в отдельных странах исчерпал себя, раньше, чем к концу средневековья, либо, напротив, пережил эту эпоху, иногда на столетия. Само понятие феодализм, произошло от слова феод (лат.), что означает особый  тип условного наследственного земельного держания, которое сеньор предоставлял вассалу за военную, как правило, службу. В зарубежной науке преобладает иной взгляд на пробле­му, согласно которому феодализм был определенной системой или явлением, существовавшим в эпоху средних веков, но им отнюдь не исчерпывалось ее содержание.

Безусловно, средневековье - понятие более широкое, многогран­ное и разноликое, чем феодализм.

Дискуссионной является и проблема периодизации истории средних веков. Особых разногласий относительно времени начала евро­пейской эпохи средневековья нет. Оно датируется концом V века и связывается с падением Западной Римской империи и образованием на ее территории германских королевств. С V по X вв. - это ран­нее средневековье, которое характеризуется становлением европей­ской цивилизации средневековья. С начала XI в. до ХV в. происходит расцвет европейской средневековой цивилизации. Этот период при­нято называть классическим средневековьем. Сложнее ответить на вопрос, когда же завершается история средних веков. Традиционное для отечественной историографии последних десятилетий отнесение нижней границы средневековья к середине ХVII в, (точнее, к 40-м годам этого столетия, к Английской революции) сегодня многими историками, вслед за западными учеными, энергично оспаривается. Все определеннее звучат аргументы в пользу того предположения, что открытие Нового света, падение Константинополя и Восточной Римской империи (Византии), начало Реформации, означали, что с рубежа ХV-ХVI вв. Европа вступила в новую эпоху - эпоху перехода к новому времени, эпоху сложных и драматичных процессов модерни­зации и обновления традиционного общества. Период с ХV по ХVI вв. еще называют поздним Средневековьем.

Что касается регионов Средневековья, то это были Европа, Византия и Азия. именно в средние века происходит становление европейской цивилизации.

Итак, в конце Х в. в эпоху Великого переселения народов па­ла Западная Римская империя под натиском германских племен. На ее территории они образовали так называемые варварские королевства вестготов, алеманов, вандалов, бургунов. Немногим позже сложились государства франков и остготов.

В результате синтеза позднеантичного и, ваpварского социальныx укладов образовалось Европейское средневековое общество.

Лучше всего изучены процессы становления средневекового об­щества в Северной Галии, где с 496 по 843 гг. существовало франкское государство, распад которого в 843 г. привел к возникно­вению Западно-франкского и Восточно-франкского государств, а также государства Лотаря. Впоследствии из них выросли средневековые Франция, Германия и Италия.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стерж­нем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь - через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. - и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод - свободно от­чуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Второй путь складывания феодальной земельной собственности  практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами -феодалами своим приближенным. Участок земли (бенефиций – благодеяние – лат.) предоставлялся при условии несения военной службы. Владелец земли считался по отношению к этим феодалам сеньором. (“старшим”), а феодалы, которые “держали от него земли”, становились его вассалами (то есть военными слугами).

Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора и помогать ему советом. Он обязан был выкупать сеньора из плена и нести другие расходы. Сеньор защищал своих вассалов от нападения других феодалов и восставших крестьян.

Со временем распространилась практика пожалования иммунитетов (изъятие - лат.). Получая права иммуниста, землевла­делец становился независимым правителем в своих землях. В раннее Средневековье начинают формироваться два основных класса феодального общества: феодалы - духовные и светские, ко­торые были собственниками земли, и крестьяне - держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему эконо­мическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне и лично-зависимые. К концу раннего Средневековья все крестьяне имели хозяина.

В период становления средневекового общества темпы экономиче­ского развития были медленными. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась. Ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутрен­ний рынок, таким образом, был очень ограничен.

К Х-ХI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздроб­ленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Феодальная раздробленность была обусловлена формирова­нием частного землевладения, предоставлением феодалам широких привилегий, ростом городов, существовавшим натуральным хозяйством. Усиление власти и могущества феодалов привело к междоусобным вой­нам.

Важнейшим фактором формирования Средневековой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европей­ских странах, становясь государственной религией. Христианство определяло культурную жизнь ранне-средневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. А это в свою очередь сказывалось на уровне экономического развития.

На втором этапе развития феодализма завершается процесс фор­мирования феодальных отношений и все структуры феодального общест­ва достигают наиболее полного расцвета. Все ценности и нормы, ко­торыми обычно наделяют европейское средневековье, были представле­ны в отдельных регионах Европы по-разному, где-то просто отсутст­вовали. Классическая средневековая цивилизация - это, в сущности, цивилизация Северной Франции, изучаемая дольше и исследованная лучше других. И тем не менее, ее основные черты прослеживаются у всех западноевропейских народов.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не обладали собственностью на землю, а лишь пользо­вались ею, выполняя в пользу ее собственника определенные повин­ности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Зависимость крестьян могла быть поземельной, а могла быть и личной. Но и лично зависимый крестьянин не был прикреплен к земле и ее владельцу. Крепостного права западноевропейское средневековье не знало. Попытка его ввести не увенчалась успехом, так как натолкнулась на жесткое сопротивление. Последовала волна мощных крестьянских выступлений.

Более того, уже с XII-XIII вв. начался процесс освобождения крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Европейский крестьянин уже в ХIV-ХV вв. стал свободным, хотя и не добился юридического признания своих прав на землю. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, затем освобождение крестьян от личной зависимости способствовали прогрессу в сель­ском хозяйстве, развитию товарно - денежных отношений. Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий (в Англии их называли манорами, в России - вотчинами).

          Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория.  

Наряду с сеньорией, редко совпадая с нею, существовала крестьян­ская община. Она регулировала порядок пользования угодьями, разбирала мелкие правонарушения, организовывала совместные работы, крестьян­ские праздники.

 Для средневекового общества была характерна вассально-сеньориальная иерархия. Главой ее считался король, от которого зависе­ли непосредственные вассалы - графы, герцоги. Ниже стояли бароны, а затем рыцари, не имевшие своих вассалов. Один и тот же человек мог быть вассалом многих сеньоров. Крестьяне не входили в феодальную лестницу, Каждое сословие было корпоративным. Отношения между сословиями носили напряженный характер. Враждеб­ность иногда выплескивалась наружу. Х1У-ХУ вв. являли собой кар­тину бесконечной череды мощных крестьянских восстаний. Французская Жакерия, восстание Уота Тайлера в Англии, восстание Дольчино в Италии, гуситские войны в Чехии, выступления ременсов в Испании, знамя “Башмака”, поднятое в Германии, - таков неполный перечень крестьянских восстаний этого периода. Глухое напряжение прорывалось и в действиях, подобных тем, что известны из баллад о Робин Гуде, и в актах социальной борьбы, шедшей в городах.

Несмотря на то, что средневековое общество было аграрным, наря­ду с сельским хозяйством успешно развивалось ремесло, росли города. Города в основном были небольшие, хотя был и стотысячный Париж, цветущие итальянские города-государства Венеция, Генуя, Милан. В городах сформировалось особое городское сословие - бюргерство. Важным, все время увеличивающимся слоем городского населения, были ремесленники. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей - каменщики, плотники, штукатуры. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны самостоятельно работавших ремесленников, как городских, так и сельских. К числу городского населения принадлежали также купцы,. Игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Из Западной Европы они вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С востока на запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры.

В период классического Средневековья начинается процесс централизации государств. Однако границы государств постоянно изменялись: они то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие.

Процесс централизации государств в Западной Европе, последовавший за феодальной раздробленностью был обусловлен прежде всего экономическими и социальными предпосылками: возникновением и развитием товарно-денежных отношений, усилением рыночных связей, ростом городов, мобильностью населения.

Классическим примером являются Франция, отчасти Англия и Шотландия, которые к концу XIII в. уже представляли собой более или менее централизованные государства.

Иной вариант развития- сохранение полицентризма- дают итальянские государства, автономия которых была немаловажным фактором их экономического процветания, и германские территориальные княжества, сохранившие разобщенность.

Процесс централизации государств сопровождался появлением новой формы феодального государства- сословно-представительной монархии. Именно в этот период начинается практическое осуществления принципа разделения властей и возникают первые сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. В конце XII – начале XIII вв. появились кортесы в Испании. В 1265г. оформился парламент в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Генеральные штаты во Франции, рейхстаг и ландтаги в германских княжествах, сеймы в Польше и Чехии. В них избирались представители крупной знати, духовенства, рыцарства, иногда - свободного крестьянства. Первоначально пар­ламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Но постепенно за ними закрепляются только лишь законодательные функции и намечается определенное противо­стояние парламента и короля.

Парламенты были не единственным политическим новшеством клас­сического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей об­щественной жизни стали политические партии, которые впервые на­чинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в ХIV в.) во Франции. Политические партии жестоко противостояли друг другу, однако их противоборство не носило принципиального характера.

Исключительное положение в Средневековом европейском обществе занимала христианская церковь. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одного крупного события. До середины XI в. христи­анская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церк­ви был римский папа, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. От Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Но Римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и константинопольским патриархом шла острая борьба. В 1054 г. произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит “всемирной”), а восточная -православной (то есть “правильно славящей Бога”).

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе свидетельствует тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое положение, получив знаки королевской власти из рук папы. Католическая церковь обладала колоссальными богатствами. Ей принадлежало значительное количество земли, у нее были большие финансовые средства. В течение длительного периода католическая церковь вела борьбу со светскими государями за политическую власть. Кроме того, церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки.

Свое особое положение в средневековом обществе церковь хорошо сознавала и всячески поддерживала. Не раз выступала она с призы­вами и идеями, овладевавшими широкими слоями населения, захватывав­шими воображение и могущественных государей, и простых людей. Идея крестовых походов, освобождения Гроба Господня и христианских святынь - наиболее яркий тому пример. И хотя крестоносцы одновре­менно руководствовались материальными соображениями, практическими расчетами, их религиозный энтузиазм не был поддельным.

В 8-ми крестовых походах (1096-1270 гг.) на Ближний Восток - в Сирию, Палестину, Северную Африку, совершаемых под религиозными лозунгами, западно-европейские крестьяне увидели возможность уйти от своих господ, феодалы надеялись пограбить богатые города и создать новые владения на Востоке, рыцари мечтали разбогатеть на грабеже и приобрести земли, духовенство рассчитывало расширить свои владения за счет новых владений на Востоке. В крестовых походах участвовало не только взрослое население, но и дети. Известны даже детские крестовые походы. Имея первоначальный успех, крестоносцы все же не сумели его завершить и окончательно завоевать страны Востока.

Крестовыми походами называют также походы немецких феодалов в XII – XIII вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны ( крестовые походы северо-французских рыцарей на Юге Франции, предпринятые по инициативе панства, против альбигойцев- участников ерестического движения).

Рост городов и образование централизованных государств в Западной Европе способствовали подъему культуры. Главной ее осо­бенностью являлся синтез самобытной культуры, ан­тичного наследия и христианства. При этом особое значение имела христианизация средневекового общества, что обусловило новые веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения произошли в плавке и обработке металлов. Получили развитие море­плавание и кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе было изобретено книгопечатание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.