рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Мир и Россия: Основные тенденции истории

В период классического Средневековья в Западной Еропе появились университеты, где обычно было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В Париже, Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов.

В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля- романский и готический. Сами эти термины – условны. Термин “романский” возник в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII столетий. Предполагают, что стиль назывался романским, так как постройки этого времени были преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века такие сооружения считались романскими ( построенные по римскому способу), в отличии от деревянных построек. Дух воинственности и постоянной потребности самозащита пронизывает романское искусство. Все это особенно проявилось в зодчестве: замок-крепость, храм- крепость. На капителях и подножьях колон, на окнах, на рельефах стен и дверей романский соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящрецы- полуптицы, и всякого рода химеры. Это свидетельство того что в средневековом искусстве сохранились элементы народного создания свободных “варваров”: фольклорные мотивы, языческая фантазия, животный эпос, любовь к яркой узорности.

Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце.

На смену романскому стилю пришел готический. Он был ведущем направлением в искусстве с середины XIIв. до XVIв. Сам термин готический произошел от названия германского племени готов.

Главный признак готики- высотность. Готические соборы не только высоки, но очень протяженны. Готический собор часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами, перекидные арки, громадные окна. Собор и внутри, и снаружи сопровождается массой скульптур.

Классический пример готического зодчества- Собор Парижской Богоматери.

Поворот к готике начался с архитектуре и уже потом данный стиль распространился на скульптуру и живопись. В живописи большим достижением явилась миниатюра. В иллюстрациях к книгам обратились все стороны жизни людей.

Средневековая литература была представлена эпическими поэмами (героические народные сказания), рыцарской поэзией, городской ли­тературой, а также крестьянской литературой (песни, сказки, балла­ды. Например, баллада о Робин Гуде).

Период классического Средневековья сменяется поздним Сред­невековьем. Образно его называют “осенью” Средневековья. В это время начинает формироваться новое капиталистическое общество. Более подробно о позднем Средневековье будет изложено в следующем разделе.

В разных странах в развитии феодализма имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими ус­ловиями жизни народов и естественно-географической средой. По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложе­ния рабовладельческого или первобытно-общинного строя. В связи с этими причинами весьма заметно различался феодализм в европей­ских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средне­вековья преобладающее значение имела частная феодальная собствен­ность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась боль­шей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских стра­нах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое Средневековье широко была распространена государственная собст­венность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян явля­лись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала раздроб­ленность, в то время как на Востоке существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монар­хии. Эти же причины определили разновременность начала и конца эпохи феодализма в разных странах. В Китае и Индии переход к фе­одализму начался во II-III вв., а закончился феодализм здесь лишь в XIX в.

В связи с тем, что последовательное течение процесса общест­венного развития в Западной Европе было искажено варварскими за­воеваниями, большой интерес представляет изучение трансформации рабовладельческого общества Восточной Римской империи в фео­дальное. Восточную Римскую империю принято называть Византи­ей, хотя сами ее подданные именовали империю Ромейской (Рим­ской). Грекам здесь принадлежало главенствующее положение, и греческий язык был наиболее распространенным.

Уже в IV в. роль рабского труда в сельском хозяйстве Византии была значительно меньше, чем на Западе. Главными производителя­ми являлись прикрепленные к земле колонны и свободные общинни­ки. Большая часть земли традиционно принадлежала государству, а не частным лицам. Многочисленнее и богаче, чем на Западе, были города. Хотя уже в VII в. территория Византии под натиском арабов сократилась вдвое, она выстояла и государственная преемственность здесь не была нарушена варварами. Однако и здесь, как и на Западе, в результате сложных социальных процессов и острых классовых кон­фликтов в VI-VII вв. складывается феодальное общество. При этом, в отличие от стран западной Европы, и при феодализме основная часть земли в Византии сохранилась в руках государства, которому кресть­яне платили налоги. Государственная власть сосредотачивалась в ру­ках императора, опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и приближалась по своей форме к восточной деспотии. Горо­да, ремесла и торговля развивались под особым контролем госу­дарства в рамках корпоративно-цехового устройства.

В VI-VII вв. Византия была самым развитым государством Ев­ропы, ибо здесь не прерывалась античная государственная и культурная традиция. Сохранившиеся до наших дней византийские культо­вые, гражданские и военные сооружения поражают своим архитек­турным совершенством. Ярким памятником этой эпохи является ны­не приспособленное под мечеть здание собора св. Софии в Констан­тинополе. Византия оказала большое влияние на развитие государст­венности, материальной и духовной культуры многих народов Евро­пы, Азии. Примером этому могут служить южные и восточные сла­вяне. В VII "XIII вв. важную роль в европейских событиях играли кон­такты с арабской исламской цивилизацией. Арабы были кочевниками на Аравийском полуострове и никогда не были подвластны Римской империи. Они не приняли христианства. Каждое арабское племя име­ло свое божество, но все они почитали черный камень, сохраняемый в г.Мекка. В 610 г. житель Мекки Мухаммед стал проповедовать но­вую религию. Он утверждал, что Бог послал его, как пророка, для обращения мира в новую веру. Все арабы приняли его религию и ста­ли повиноваться. Ученики Мухаммеда записывали его проповеди и на основе этих записей была составлена священная книга-Коран. Эта религия называется ислам, а исповедующие ее мусульманами.

Мухаммед умер в 632 г. Наследовавшие его религиозно-полити­ческую власть вожди назывались халифами, а государство арабов-халифатом. Они хотели обратить в свою веру все другие народы, но посылали для этого не миссионеров, а армии наездников. При этом арабы были убеждены, что исполняют поведение Бога и поэтому такие войны назывались священными. Мусульмане были уверены, что все павшие в священной войне попадают прямо в рай и поэтому не боялись смерти и сражались как герои. К началу VIII в. они завое­вали территории, ранее принадлежавшие Византии, Персидское цар­ство, Среднюю Азию, Северную Индию. В 711 г. они завоевали Ис­панию и вторглись во Францию. До этого ни одно государство в ис­тории не обладало такой большой территорией. В 732 г. франкский король Карл Мартелл остановил арабское нашествие на Европу, по­бедив их в битве при Пуатье; Карл Великий изгнал их из южной Франции., несколько потеснил их в Испании. Однако лишь в XV в. Испания была освобождена полностью. Развитие феодальных отно­шений в Х в. привело к политическому распаду Арабского халифата на несколько государств и за халифами оставалась только высшая ре­лигиозная власть. В 1250 г. монголы разрушили Багдад и поставили последнюю точку в истории халифата.

Арабы были не только прекрасными воинами, они сумели очень быстро перенять достижения покоренных ими древнейших центров культуры и на основе синтеза этого богатейшего культурного насле­дия создали свою цивилизацию. Они сохранили учебные заведения, имевшиеся у греков и персов, а также основали новые в Багдаде, Да­маске, Кордове. Школа в Салерно была древнейшей медицинской школой в Европе. Они сооружали достойные удивления дворцы и мечети. Арабы быстро переняли агрокультуру покоренных народов и из кочевников превратились в искусных земледельцев: поля их были хорошо орошены и возделаны. Арабо-мусульманская цивилизация в то время превосходила по уровню развития христианские народы Ев­ропы за исключением, быть может, Византии. Многие последующие достижения западно-европейской культуры были позаимствованы в ходе крестовых походов на Иерусалим и отвоевывания Испании, а также мирной торговли с арабами.

По-другому развивались события в Центральной и Восточной Европе, где славяне не получили столь богатого как у германцев и арабов, античного наследия. Кто такие славяне и откуда они пришли, чем занимались? Откуда вообще взялся столь мощный по духу, интеллекту и нравственности суперэтнос-славянский. Вопрос о времени появления славян, издавна обитавших на Балканах, в Прикарпатье, в Центральной и Восточной Европе, остается до сих пор дискуссионным Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими свое происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо корня. Очевидно было бы слишком смело утверждать, что славяне не -имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этно-гнезде.

Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян. Историческая наука сегодня, кроме византийских источников, располагает также данными археологии и лингвистики, что является очень ценным для обнаружения самых первых следов обитания славян. В результате полученных данных ученые пришли к выводу, что "индоевропейская языковая общность" существовала у племен Юго-Восточной Европы до эпохи бронзы. Затем она распадается и племена говорящие на индоевропейских языках -прогерманском, прибалтийском,  прославянском - распространяются по Европе. К началу н.э. древние славяне занимали уже широкую полосу в Средней Европе. На Висле и Одере проживали венеды, которые по словам Иордана, готского историка (VI в.), "происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венедов, актов, склавинов".

С первых веков н.э. начинается эпоха Великого переселения народов. Кочевые племена гуннов, аланов, аваров двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Славяне не остались в стороне этого мощного миграционного процесса. Они расселяются на Запад (в район Одера) и на восток (а район реки Волхов, правобережья Днепра и Приднестровья). На юге славяне занимают дунайские земли, значительные области Балкан и Пелопоннеса, поднимаются к северу и к побережью Балтики. Большинство специалистов полагают, что о делении славян на три большие группы можно говорить лишь с VII-VШ вв. По-видимому, в этот период происходит обособление восточных славян от западных и южных. С этого времени они именуются актами. Согласно Иордану, склавины жили по среднему течению Дуная и реки Савы до Днестра и верховьев Вислы, а на востоке - от Днестра до Днепра - находились анты. От венедов и отчасти склавинов произошли современные западные славянские народы, а непосредственными предками восточных славян были, по-видимому, анты. В VI-VII вв. анты и склавины заселяют Балканы, положив тем самым начало южнославянским народам. Таким образом, в VI-VШ вв. славянские племена занимали обширные территории Западной и Восточной Европы.

Постоянно вторгаясь на территорию Византии, славяне успешно осваивали новые районы. Население Византии, боровшееся против гнета правящих классов, сочувственно встречало пришельцев. По словам Прокопия Кесарийского. византийского историка и писателя (VI в.), "народ большими толпами убегал к варварам, чтобы скрыться от родной земли. Каждый из них охотно менял ее на любую чужую землю, как будто бы их родина была захвачена врагами'.

Славяне так же как и германцы, своими вторжениями способствовали падению рабовладельческого общества и не его развалинах строили новое - феодальное. Захватив значительную часть территории Византии, славяне создали на Балканах раннефеодальные государства - Болгарское. Сербское и Хорватское. У западных славян образуется Чешское и княжество Само. К этому периоду относится возникновение и первых восточнославянских государственных объединений (Куявия, Славия, Артания). Их создание было обусловлено напряженной борьбой с внешним врагом. Распад родовых отношений у славян происходил очень медленно, а следовательно, медленно складывались и предпосылки для образования государств.

Восточные славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства современного центра России. Плотность населения здесь была очень мала и пришельцы не вступали в конфликт с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян воспринималась коренным населением с удовольствием. Мирное сотрудничество угро-финского и балтийского населения с новыми соседями приводило к медленному ославяниванию значительной его части. Вот почему антропологи утверждают, что предки современных русских, украинцев и белорусов " не только славяне, но и древние угрофинны и балты. Восточные славяне были исконным населением Восточной Европы или пришельцами, но в VII-VIII вв. они уже составляли большую часть населения этой территории.

Славяне эпохи Великого переселения народов, по сообщениям Прокопия Кесарийского, императора Византии Маврикия Стратега (582-602 гг.), византийского писателя и ученого Феофилакта Симокатта (VIIв.), и др. были земледельцами и имели много общего в хозяйстве, быту, культуре, политических отношениях. Занимаясь земледелием, они возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху. Почти повсюду земледелие носило пашенный характер, а в более северных районах - подсечный. Земля обрабатывалась сохой и деревянным плугом с железным наконечником. В плуг впрягали быков, а в VIII в. уже и лошадь. Хлеб убирали серпами и косами, хранили зерно в ямах. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу. В качестве подсобных промыслов славяне занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством.

Важным изменением а жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Раньше всего обособляется от земледелия обработка металла и гончарное производство. Из железа ремесленники изготовляли орудия труда и оружие- топоры, серпы, косы, ножи наконечники стрел, мечи, рыболовные крючки и др. Ремесленники владели техническими приемами филиграни, зерни, эмали. Они создавали прекрасные украшения и эти веши очень ценили (в момент опасности закапывали их). Славяне были прекрасными умельцами в обработке кости, по изготовлению лодок-долбленок, на которых ходили в далекие морские путешествия. При осаде городов они использовали сложные осадные машины.

Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, вырастали города, которые становились политико-административными, военными и культурными центрами. Местом их расположения часто становятся старые племенные оборонительные сооружения, древние святилища. Так возникли города Киев и Переяславль, Ладога и Ростов, Суздаль и Псков, Белоозеро и Новгород. Полоцк и Чернигов, Любеч и Смоленск. Вот почему иностранцы называли Русь "Страной городов".

В окрестные города на торг собиралось многочисленное население, приезжали не только русские, ко и иностранные купцы. Торговали в основном хлебом, солью, мехами, скотом, медом, воском и рабами. Основными путями сообщения и торговли были реки. В качестве средства обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ногаты и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монеты, которые затем уступили место серебряным слиткам, гривнам.

Селения славян, расположенные обычно по берегам рек и озер, укреплялись валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.) наземного и полуземляного типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.

Таким образом, уже в VI-VIIIвв. древние славяне достигли значительного уровня развития производительных сил. Они шли в своем развитии в ногу с другими народами Европы.

Общественный строй славян характеризуется как "военная демократия". У славян шло классовое расслоение - племенная знать уже накапливала значительные материальные ценности, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами клады. Найденный в Полтавской губернии клад драгоценного оружия, посуды, украшений содержал более 20 кг. одного лишь золота. Такое сокровище могло принадлежать только очень богатому человеку Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленные или отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

"Повесть временных лет" монаха Нестора (ХIIв.) утверждает, что у славян в УII-VШ вв. наряду c интенсивным распадом родоплеменных отношений идет и создание крупных восточнославянских племенных групп - полян, живших на Днепре возле Киева; древлян, живших между Припятью и Западной Двиной; кривичей, полочан, северян, радимичей; вятичей, заселивших в начале VШ в. окрестности современного Воронежа; хорват и уличей. Их поселения объединялись в группы, называемые племенем (от 3 до 15 поселений). Затем отдельные племена соединялись, образуя племенные союзы. 'Эти племена, славяне и анты, - писал Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим". Очевидно здесь речь идет о народном собрании (вече) как о высшем органе власти, решавшем важные вопросы.

Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое "княжение". Это были не случайные конгломераты разнородных племен, а довольно стабильные политические объединения и сложные этнические общности, с некоторыми особенностями в языке и культуре. Источники донесли до нас сведения, что процесс разложения первобытного строя в VIII-Х вв. привел к появлению у славян феодальной собственности на землю. К сожалению, письменные источники о феодальном землевладении той поры очень скудны. Мы знаем, что такие города как Белгород. Изяслав, Вышгород принадлежали князьям. Им принадлежали также и расположенные вокруг них села. Князья часто захватывали земли у свободных общинников, экономическими методами, а иногда и силой ставили их в зависимость.

Другая часть князей осваивала свободные земли, на которые они сажали пленников, челядь и холопов (рабов), превращая их, по сути дела, в крепостных. Одновременно с княжеским развивалось и земледелие бояр, дружинников, что вызвало сильное социальное неравенство в славянском обществе. Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род- бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца и Перун бог грома и молнии. Известны также "скотий бог" Волос и др. Славяне поклонялись колодцам, камням и озерам, рощам и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб, а священными животными считались кабан, конь, медведь, козел, змея, кукушка и ворон. К концу 1 тыс.н.э. славянское язычество представляло собой уже смесь примитивных, архаичных и относительно развитых верований. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Таким образом, на грани VШ-IХ вв. у восточных славян завершается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему феодализму, происходит деление общества на классы - сословия феодального общества. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя станет центром восточнославянского мира и начнет подчинять других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

Каковы причины создания своего государства у восточных славян?

В истории славянского народа IX в. открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы. Как известно, государство возникает в результате развития общественного труда, появления частной собственности и образования классов. Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны соседей -кочевников, а также выгодность для феодализирующейся верхушки широкомасштабных военно-торговых экспедиций, создавало к началу IX в. объективную основу объединительного процесса.

Начало Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять его временем киевского похода легендарного князя Олега в 882 г., когда произошло слияние Киевской и Новгородской Руси. Этими событиями и завершается образование Древнерусского государства. Столицей нового государства стал Киев, потому что он был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал выгодное военно-стратегическое положение Для того чтобы объединить всех восточных славян в единое государство, потребовалось более ста лет и немало кровопролитных битв за утверждение над ними власти Киевского князя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.