Реферат: Мир и Россия: Основные тенденции истории
Реферат: Мир и Россия: Основные тенденции истории
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мир и Россия:
тенденции мировой истории
Учебное пособие
Воронеж 1999
ББК 60.5
+63.3(2 Рос)Я7
Очерки всеобщей и отечественной истории:
Учебн. Пособие. /Под ред. Н. А. Душковой, Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. ???c.
В учебном пособии показаны основные тенденции всеобщей
истории. Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая
вписана в контекст мировой. Учитывая, что учебное пособие готовилось для
студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы
экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория
промышленного производства, промышленный переворот, победа индустриальной
цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы современной
научно-технической революции.
Данное
издание подготовлено преподавателями кафедры истории Воронежского
государственного технического университета: 1 тема – д-р ист. наук Н. А.
Душкова; 2 – тема – И. В. Негреско; 3 тема – канд. ист. наук И. Н. Богачев; 4
тема – канд. ист. Наук Л. А. Губарь; 5 тема – И. В. Негреско, канд. ист. Наук
А. В. Струков; 6 тема – Л. А. Губарь; 7 тема – Н. А. Душкова, д-р ист. наук Н.
Ф. Гончаров, А. В. Струков; 8 тема – А. В. Струков, Л. А. Губарь; 9 тема – И.
Н. Богачев; 10 тема – И. Н. Богачев, Н. А. Душкова.
Учебное пособие предназначено для студентов
технических вузов.
Библиогр.: 20 назв.
Печатается
по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного
технического университета
Рецензенты:
кафедра истории и политологии Воронежской государственной лесотехнической
академии; канд. ист. наук, доцент Г. А. Кулагин.
ã Коллектив авторов, 1999
ã Оформление. Издательство
Воронежского
государственного
технического университета
ВВЕДЕНИЕ
История
всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой общественный интерес. Этот
интерес объясняется естественной потребностью знать историю развития
цивилизации и места в ней России. Осмысление многотрудного пути исторического
развития, пройденного народами мира, в том числе народов России, позволяет
также правильно ориентироваться в непростых событиях дня сегодняшнего.
В последние годы в вузах происходит перестройка
преподавания исторических дисциплин. Вырабатываются новые подходы, глубоко
переосмысливаются многие исторические события не только современной истории,
но и далекого прошлого стран мира и нашего Отечества.
Настоящее учебное пособие написано в соответствии с
Государственными требованиями к изучению истории в вузе . Оно охватывает огромный
период - со времен появления человека на Земле и до наших дней . В условиях
сравнительно небольшого объема печатного материала невозможно подробно осветить
все многообразие всемирной истории . Поэтому авторы постарались показать лишь
основные тенденции, представить узловые проблемы. При этом они не претендуют
не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на единственно правильное
их толкование - они высказывают свою точку зрения.
Подавляющая часть изложенного материала посвящена
истории России, которая вписана в контекст мировой. Исторический путь России,
бесспорно, своеобразен и самобытен. Однако его особенности не исключают Россию
из мирового сообщества. В связи с этим историю нашего Отечества нельзя
правильно понять вне связи с развитием других стран и народов. Поэтому авторы
рассматривают историю России во взаимодействии с мировыми общественными процессами.
При написании учебного пособия авторы исследовали
самые разнообразные вопросы, которые связаны с формированием государств, становлением
и совершенствованием социальной структуры общества различных стран, территориальными
изменениями, взаимоотношением власти и общества, формированием общественных
движений и партий, деятельностью различных политических сил, общими тенденциями
развития культуры, науки и техники, их влиянием на социально-экономическую и
политическую жизнь стран, причинами и характером войн и революций, уроками
истории для современности . Тем не менее, учитывая, что учебное пособие готовилось
для студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы
экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены:
предыстория промышленного производства , промышленный переворот , победа
индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы
современной научно-технической революции.
Учебное пособие базируется на плодотворных трудах
обновляющейся отечественной историографии. Вместе с тем, авторы стремились
быть преемниками всего лучшего, критически осмысливая то, что было сделано
нашими и зарубежными историками предшествующих поколений.
В основу исследований учебных тем положен
проблемно-хронологический принцип, который помогает уяснить сложную логику исторического
процесса .
Представленное учебное пособие несет познавательную, интеллектуально
- развивающую и воспитывающую функции . По мнению авторов, оно должно
способствовать нравственному развитию личности, формированию гражданственности
и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих ценностных ориентации ,
помогать развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и
умений действовать на благо общества.
Публикация новых исторических исследований позволяет
продолжить работу над учебным курсом, выработать более полные и аргументированные
оценки многих событий прошлого. Накапливаемый опыт преподавания курса по
истории в технических вузах, несомненно, поможет и дальнейшему отбору учебного
материала.
1.СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В условиях современной научно-технической революции усложнение
техники, появление принципиально новых “прогрессивных технологий, протекающих в
экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных
объектах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки
специалистов, развития их творческих способностей и таланта еще на
студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего времени,
взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки,
работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют
воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества,
ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов может привести в
результате их деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для
человечества, окружающей среды . Современно звучит предупреждение, сделанное
великим античным мыслителем Аристотелем: "Природа дала человеку в руки
оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим
оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев
оказывается существом самым нечестивым и диким…".
Отсюда следует, что современный специалист должен
обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, но и
богатой общей культурой. Поэтому образование в первую очередь призвано
сформировать личность, а не какие-то узкопрофессиональные качества, которые
будут использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей
общественно-государственного механизма.
Общая культура формируется главным образом ,
гуманитарными науками . Важное место среди них занимает история. В ходе ее
изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания
живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом
формируется историческое сознание, которое является элементом общественного
сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается
совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его
социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего
человечества . Историческое сознание - это результат познавательной
деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.
Необходимость исторического познания вызвана целым
рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию
социального самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными
к самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта своего
народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить
только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к техническому
и социальному прогрессу. Им это не нужно .
Действительно, именно историческое познание
обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный
ориентир . Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными
позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной
жизненной потребностью.
Другая социальная функция исторического познания
связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима.
Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех , кто у нее не
хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных
симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств,
будущие специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально
перестроить настоящее.
Актуальность проблемы формирования исторического
сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В
условиях, когда человечество осознало себя как глобальная целостность,
необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение
людей в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения. И
именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти
пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной
силы истории.
Только на основе изучения истории студенты смогут
овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой
культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как
Россия впитывала на протяжении веков все лучшее , что было создано в мире, и
сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов
причастность ко всему происходящему на Земле , желание самим творить “историю
людей” и свою "малую историю", создает основу для формирования
нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм.
В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью
Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,' испытывает гордость за
свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это
важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины,
подверглись девальвации.
Необходимость обращения человека к истории - прошлому
своего рода, племени, народа - была осознана еще на ранних ступенях развития
общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков,
закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее
обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и
другим народам.
В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как
наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как
память народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в
общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения,
самопознания и развития личности.
Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но
общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды,
когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых
поворотах истории.
Настоящее время характеризуется все возрастающим
интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у
студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования
у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого
компонента культуры мышления всесторонне развитой личности.
Культура мышления предполагает прежде всего большой
объем и глубину знания. История - это социальная память живущего поколения.
Чем обширнее намять, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже
проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт,
накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее
становится его деятельность.
Одним словом, изучение истории способствует
нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и
упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного
творческого мышления , мотивов, навыков и умений действовать на благо общества.
Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического
мышления, выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: "Определяя
задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного
историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим
гражданином".
Историческая наука о развитии человеческого общества
имеет, как и любая другая наука, свой предмет исследования . Изучение деятельности
людей, процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом
обществе, характера истолкования тех или иных явлений относится к области
исторической науки . История - не просто наука о прошлом. Это наука о
поступательном движении человеческого общества, как единого, разностороннего и
противоречивого процесса.
Для познания прошлого служит целью комплекс
исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов,
история государства и права, военная история , история науки, техники, культуры
, искусства, языка, археология , этнография, политология, хронология. Они, в
свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических
дисциплин , разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники
исторических исследований . Среди них: источниковедение (общие приемы и методы
изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика
(гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика
(изучение названий географических пунктов) и др.
Успешное изучение истории и ее научно-достоверная
реконструкция зависят от методологии исследования. Под методологией понимается
учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и
освоению знаний, о способах построения и обоснования системы знаний об
историческом прошлом.
Безусловно, что достоверные
исторические знания можно получить, руководствуясь принципами историзма,
объективности, альтернативности, используя методы периодизации,
проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный
и т.д.
При этом важно учесть и еще
одну характерную черту формирующегося в наши дни подхода к историческому
прошлому . В течение многих десятилетий развитие человеческого общества
рассматривалось нами как исторически последовательная смена типов
производственных отношений и соответствующих им общественно-экономических
формаций: первобытно- общинной- рабовладельческой- феодальной- капиталистической-
коммунистической. Современные знания свидетельствуют, что формационный подход
, который , бесспорно, позволяет понять важнейшие закономерности развития
общества, не может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как
не охватывает всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами
развития . Так, теоретически рабовладельческий строй представляет собой
следующую ступень после родового, а в реальной же истории он с этим строем
сосуществовал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и племена,
находившиеся на более примитивной стадии. Особенно ярко демонстрирует научную
недостаточность формационной концепции российский пример. Не только советский
период, но и все развитие России укладывалось в схему пяти формаций лишь с
большими допусками и отклонениями. В настоящее время тоже нельзя однозначно
характеризовать все страны мира . Более того, наряду с усилением интегральных
процессов, нарастает и многообразие, мозаичность социальной действительности.
Поэтому вряд ли стоит
настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к рассмотрению истории. Он
дает чрезвычайно простую общую схему исторического развития. И главное - не
позволяет проследить исторический процесс формирования основного субъекта
истории - человека.
В связи с этим в последнее
время наметилась тенденция к использованию в исторических исследованиях так
называемого "циви-лизационного" подхода. Он дополняет изучение
движения социальных слоев и классов выяснением развития человека, его
сущности, общих черт, передающихся из поколение в поколение, его общечеловеческих
потребностей и интересов и их движущей силы в историческом процессе. В основе
цивилизационного подхода лежит идея уникальности социальных явлений,
своеобразие пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения,
исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций,
существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно
существующих в настоящее время. Главное же, что дает этот подход, это преодоление
обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в
истории.
Итак, цивилизационный
подход к историческому процессу предполагает учет и изучение, в первую
очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого
региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения,
может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов
повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я. Данилевский
писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций,
имеющих индивидуальный замкнутый характер.
Эта теория расчленяет
всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и
противопоставляемые друг другу культурные общности. Она выглядит сейчас на
исходе нашего столетия, когда резко усилилось взаимодействие и взаимовлияние
различных стран и народов, исторически ограниченной. Вряд ли она в достаточной
мере отражает и реальности прошлых этапов развития.
Учитывая, что ни формационный,
ни цивилизацией ный подходы не являются идеальными, целесообразно пока что
встать на путь их разумного сочетания.
В целом же, современная
методология истории должна основываться на достижениях общечеловеческой мысли,
впитывая в себя все лучшее, что дали мыслители прошлого и настоящего всех направлений
и школ.
Изучение истории
предполагает анализ определенного круга источников: письменных, вещественных
(от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода),
этнографических, лингвистических, устных, кинофонофотоматериалов. Все эти
источники подчас содержат противоречивую информацию. В связи с этим возрастает
необходимость квалифицированной научной критики источников, тщательного
выявления лишь достоверной информации, позволяющей воспроизводить правду об
исторических событиях.
2. ИСТОКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНИХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
В последние десятилетия все большее число людей
осознает, что оценка настоящего и даже "открытие" будущего невозможны
без учета исторического прошлого человечества, без знакомства с шедеврами
мировой цивилизации.
Однако тому, что привычно называется
"цивилизацией", предшествовал путь длиною в несколько миллионов лет
- эпоха господства первобытно- общинного строя. Еще сравнительно недавно первобытное
общество называлось "доисторическим", но после достижения
значительных результатов в изучении этого периода от старого названия пришлось
отказаться. Практически история начинается и выступает в многообразных локальных
формах с появлением древнейших предков человека.
Известно несколько периодизаций первобытной истории.
Но наиболее распространена археологическая периодизация, основным принципом которой
является учет различий в материале и технике орудий труда. Таким образом,
различают: каменный век (древний каменный век или палеолит; средний каменный
век или мезолит; новый каменный век или неолит); бронзовый век; железный век.
Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).
Как же соотносятся эти археологические эпохи с
различными стадиями антропогенеза (формирования человека) и социогенеза
(формирования общества)?
Вопрос о ближайших предках человека и даже прародине
человечества остается в науке дискуссионным.
Многочисленные археологические находки позволяют
разным исследователям считать прародиной человечества Южную Африку или Южную
Азию, область Средиземноморья (Северо - Восточную Африку и Южную Европу) либо
Центральную Азию (Монголию). Важно лишь отметить, что все предполагаемые
области появления древнейших предков человека находятся в тропической и
субтропической зонах и что из возможных областей: прародины исключаются
Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых
животных, а также север Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие
обезьяны.
Смена стадий антропогенеза была связана с наиболее
значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека,
его морфологии и сознании, структуре социальной организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|