рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Мир и Россия: Основные тенденции истории

Образование первого восточнославянского государства - проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трех братьев -варягов, которые и «поделили» между собою землю. От них и пошли династии русских князей. Данная версия в конечном итоге и породила несколько подходов к этой проблеме.

Одна часть исследователей, вслед за работавшими в России в XVIII в. немецкими учеными Э. Байером и Г. Миллером, буквально понимают текст летописи Нестора "Повесть временных лет" о призвании новгородцами в 862 г. варяга Рюрика для устройства государственных дел, который будто бы привел вое свое племя «Русь», давшее позднее название государству и нации. Сторонники этой так называемой норманнской теории делали и делают далеко идущие политические выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию и образованию государства. Нельзя не видеть в такой трактовке явный расистский подтекст. С ее резкой критикой уже в XVII в. выступал М.В.Ломоносов. Несостоятельность этой концепции была в том, что государство - это продукт сложного социально-экономического процесса, перехода от первобытнообщинного к классовому обществу и не может быть создано на неподготовленной почве несколькими сотнями чужеземцев. Вполне объяснимо неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков, которая привела к другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно одинаковым Но не дает повода сомневаться в значительной роли других народов в формировании русского государства.

Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны кочевников, а также выгодность для феодализирующейся верхушки широкомасштабных военно-торговых экспедиций создала к началу IX в объективную основу объединительного процесса, центром которого стало племенное княжение поляк с его столицей в Киеве. Именно здесь был достигнут наивысший уровень развития производительных сил и поэтому дальше зашел процесс феодализации общества. В 882 г. через двадцать лет после прихода Рюрика в Новгород, новгородско-варяжская дружина под предводительством Олега, одного из сподвижников Рюрика, обманом захватила Киев и убила местных князей - Аскольда и Дира. Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.

По мнению исследователей, Русь в своем развитии прошла три этапа: первый -раннефеодальный (IX - Х вв.); второй - расцвет ( конец Х - XI вв.); третий - феодальная раздробленность и ее распад (XI - XII вв.).

На раннефеодальном этапе происходят военные походы Киевских князей, сбор дани, дальнейшее присоединение новых территорий. Приемником Олега на Киевском престоле стал Игорь, который в 941-944 гг. совершил несколько походов на Византию, признавший Русь суверенным государством. После его трагической смерти престол заняла Ольга, которая провела ряд преобразований. Она установила размер дани, выделила лиц для ее сбора («даньщики») и создала княжеские опорные пункты и место сбора дани (погосты). Эта реформа способствовала росту могущества великокняжеской власти, большему сплочению отдельных земель Руси в единое государство.

На первом этапе славянское государство представляло собой раннефеодальную монархию во главе с великим киевским князем, который при решении многих задач опирался на ближайших помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родоплеменной верхушки. Из этих групп и формировался класс феодалов во главе с великим князем с дружиной. Старшие дружинники, составлявшие совет - «Думу» стали называться боярами, младшие - отроками. Князь был военным предводителем, законодателем и верховным судьей. Дружина помогала ему управлять землями, творить суд и расправу, строила города и крепости, собирала дань - "полюдье". За это они получали от князя право дохода с населения целых территорий. Города управлялись княжескими посадниками. В то же время княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Народное собрание «вече» еще действовало активно в IX -Х вв.

Весьма острой была проблема обороны границ государства. У Киевской Руси были опасные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев.

Уже Олегу, первому общерусскому князю пришлось сталкиваться с агрессивностью Хазарского каганата, который был окончательно разгромлен во время походов Святослава Игоревича.

Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племен в состав Киевской Руси, завершившейся в княжение сына Святослава - князя Владимира. Кроме славян, и состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на раннем этапе своего развития Древнерусское государство складывалось как многонациональное. Следует сказать, что соседство со степными народами не всегда носило конфронтационный характер. Например, Владимир на южных границах Руси, на реке Роси, «сажает» в качестве пограничной стражи тюркские племена торков и берендеев ("черных клобуков") Для защиты страны от кочевников были построены оборонительные линии на южных границах, включая в себя валы (в народе они назывались "Змиевы валы"), наблюдательные пункты и крепости. Это была целая система грандиозных по масштабу фортификационных сооружений, протянувшихся на сотни километров.

При Владимире Святославовиче (980 - 1015 гг.) начинается расцвет Древнерусского государства. Этот князь по сравнению со своими предшественниками больше внимания уделял внутренним проблемам страны. Он не только расширил пределы Руси, но и упрочил связь между ее частями, укрепил княжескую власть.

Объединение восточнославянских племен в единое государство привело к заметной активизации их контактов с внешним миром, особенно с Византией. В то же время постоянные и все развивающиеся экономические и культурные связи, как это было обычно для раннего феодализма, переплетались с военными столкновениями, Продуманная, энергичная политика князя ввела Русь в систему европейских христианских государств и укрепила ее положение. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. Необходимость принятия новой религии была осознана князем и его приближенными еще за долго до ее принятия. Совершенно очевидно, что они руководствовались не какими-то религиозными соображениями, а вполне реальными государственными интересами. Главные внешнеполитические партнеры Руси в Европе к этому времени уже приняли христианство, что открывало им доступ к культурным достижениям передовых стран. В это время религия и единая церковная организация значительно облегчала экономические и политические отношения внутри христианского мира.

Христианские государи отказывались от династических браков с язычниками, русские купцы в христианских странах подвергались дискриминации по религиозным мотивам. Давние исторические связи, геополитическое положение предопределили для Руси, как и для многих других европейских стран, принятие христианства.

Учитывая отношения той эпохи к вопросам вероисповедания , можно сказать, что Древняя Русь, приняв новую веру в 988 г. сразу вошла в состав христианских государств на положении равноправного партнера. Киевская знать охотно приняла новую религию, но народ во многих местах сопротивлялся этому акту. Поэтому в ряде мест народ приходилось крестить силой. В Новгороде, например, вводившие христианство Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Церковь в награду за поддержку получила от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов ("десятину"). Христианство сильно укрепило Древнерусское государство.

Велика роль новой религии и в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии. При церквях собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем при язычестве. В то время церковь, освещавшая феодальные порядки, вскоре сама стала крупным феодалом, проповедовала извечность деления на господ и рабов, бедных и богатых, призывала к смирению и послушанию властям, обожествляла власть князя.

Очень важным результатом образования и развития Киевской Руси и утверждения феодальных отношений явилось складывание восточных славян в древнерусскую народность, в которую слились все племенные и территориальные объединения. Главными признаками народности стали единство языка, территории и культуры. Образование единой русской государственности, развитие торговли, активность сношений между населением различных русских земель привело к возникновению древнерусского литературного языка. В его основе лежал народный разговорный язык, язык народного творчества и правовых документов. Постепенно на всем протяжении Руси складывается определенное единство материальной и духовной культуры, быта, нравов, обычаев, жизненного уклада, проявлявшееся в эпосе, в зодчестве, в обрядах, одежде и утвари. Все прочнее крепнет сознание единства Руси и всех русских людей. Таким образом, в IХ-Х вв. восточные славяне сложились в единую древнерусскую народность, на основе которой позднее образовались русский, украинский и белорусский народы. Дело Владимира завершил его сын Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.), который продолжает укреплять рубежи государства, готовить грамотных людей, помятуя о том. что Русь очень нуждалась а собственных ученых, писателях, философах и духовенстве. При нем были построены и дошли до нас в разрушенном виде "Золотые ворота" и Софийский собор в Киеве, строились русские монастыри, где велось летописание, переписывались книги и создавались иконы. Ярослав создал свод законов Древнерусского государства - "Русскую правду", которая основывалась на старых русских обычаях и была одним из крупнейших юридических произведении средневековья, древнейшим памятником писанного славянского права.

Сыновья Ярослава дополнили ее новыми постановлениями. Через юридические нормы "Русская правда" дает нам ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и

классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении, о складывании вотчины, политическом строе, бытие и нравах человека Древней Руси. Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка. Грамотность и книжное чтение на Руси становилось престижным. Грамотный человеком считался сам Ярослав Мудрый, Его дочь - Анна, как пишет летописиц, умела читать и писать, в отличие от своего мужа, короля Франции, ставившего вместо подписи крест.

При Владимире и Ярославе Русь объединилась в единое феодальное государство, которое крепло писанными законами, религией и передовой культурой. В результате реформ Русь теперь не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономической формации, ни в смысле культуры, ремесла и военного дела.

Киевская Русь как раз осуществила то, чего так боялся византийский политик Маврикий Стратег. Изучая военные силы славян, он советует принимать меры к тому, чтобы славяне не объединялись под одной властью, так как такое объединение, несомненно, усилило мощь славян и сделало бы их не только способными к защите, но и опасным для соседей, в первую очередь самой Византии.

Древнерусское государство подобно другим раннесредневековым государствам Европы было не долговечным. Огромная территория с разнообразными по экономическим, этническим и культурным признакам населения, объединенная под властью Киева уже к моменту смерти Ярослава мудрого, стала проявлять тенденцию к расчленению его на части. В истории Руси наступил третий период- период раздробленности и упадка. Но пока отношение сил Киева и его частей явно склонялось в пользу Киева, пока в сильной власти киевского князя была заинтересована местная знать, Киев всегда торжествовал над этими центробежными устремлениями.

Но однако мы не должны забывать, что расчленение Древнерусского государства, во-первых, - есть прежде всего результат роста отдельных его составных частей, каждая из которых стала проводить свою собственную политику, преследуя корыстные цели. Киев не только располагал нужными средствами для содействия  дальнейшему росту отдельных земель, но своими требованиями с мест людей и денег несомненно задерживал этот рост. Обособление частей Древнерусского государства лишало великого князя материальных средств, нужных для борьбы с сепаратизмом. Во-вторых, параллельно происходили события международного характера, которые нанесли серьезный удар экономическому положению Киева. Дело в том, что в Европе началось движение, окончившееся тем, что торговые пути в Западную Европу из Византии значительно сократились и пошли мимо Днепра. Киевская торговля, транзитная по преимуществу, стала отодвигаться на второй план. В-третьих, крестовые походы сильно содействовали также успеху торговли итальянских, южноафриканских и рейнских городов, получивших в свои  руки средиземноморские пути. Восточные товары стали перевозиться в Европу минуя Древнюю Русь. Города по среднему Поднепровью стали глохнуть. Сильнее всего это сказалось на крупном торговом городе Киеве, который в то же время терял и политическое значение.

В-четвертых, ослабление Киева, его военной мощи в связи с обособлением земель, усилило набеги кочевников на Русь, с которыми бороться все было труднее и труднее. Учитывая все это, надо подчеркнуть, что жизнь Древней Руси не удержалась на начальной территориальной базе и начинает сдвигаться к северу и северо-востоку, северо-западу и западу, постоянно теряя прежнюю ориентировку на юг, и стала группироваться вокруг нескольких новых центров.

В-пятых, раздробленность стимулировала и специфическая организация класса самих феодалов, так называемая феодальная лестница - соподчиненность феодалов различного ранга. В наиболее классическом виде эти порядки мы наблюдаем в Западной Европе, особенно во Франции, но и Русь дает многочисленные примера сходной организации. Для определенного периода исторического развития всех стран политическая раздробленность имела прогрессивный характер, поскольку позволяла развиваться экономике отдельных регионов.

Однако период раздробленности сопровождался резким упадком политического и военного могущества государств, поскольку невозможно было объединить военные силы всех территорий. В то же время этот этап был характерен для всех стран Европы и был неизбежен в силу специфики феодального общества.

Владимиру Мономаху (1113 - 1125 гг.) и его сыну Мстиславу (1125 - 1132 гг. ) удалось на короткое время восстановить фактическое единство государства, но после их смерти наступила настоящая раздробленность Если в 1054 г. было всего пять княжеств, в середине XII в. - 15, в начале XIII в. - около 50, то в XIV в. - примерно 250. Раньше других выделяются Новгородская земля и Полоцкое княжество. Образуются новые крупнейшие княжества - Ростово-Суздальское, Галицкое и Волынское, Черниговское, Рязанское и Переяславское. Обособление привело к тому, что Киев - "мать городов русских" - потерял роль общерусского центра. Владимирское княжество, где правили потомки Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, становится одним из сильнейших на Руси.

Совокупные силы суздальских князей оцениваются исследователями в пятьдесят тысяч воинов -огромная сила по тем временам.

Владимирские князья проводят активную колонизацию своих северо-восточных окраин, основывают новые города. Москва упоминается в летописи и 1147 г., а в 1156 г. сообщается, что князь Юрий Долгорукий повелел обнести ее дубовой оборонительной стеной. Как видим, Москва становится форпостом на южных окраинах Владимирского княжества.

Немалым своеобразием отличилось политическое устройство Великого Новгорода. В силу разных причин в нем не утвердилась своя княжеская династия, а сложилась феодальная боярская республика.

Трагическим рубежом в развитии всех русских земель стало монгольское нашествие в XIII в. К этому времени монголы имели громадный боевой опыт и прекрасно отработанную тактику ведения боевых операций. В 1235 г. в Монголии на съезде монгольской знати было принято решение о походе на запад. Возглавил его внук Чингисхана - хан Батый. В 1236 г. монгольское войско вторглось в царство волжских булгар, а осенью 1237 г. вышло к границам Руси - Рязанскому княжеству. 21 декабря Рязань была взята штурмом и сожжена, а население перебито. Вскоре были разбиты и главные силы Владимирского князя на реке Сити, где погиб и сам великий князь Юрий Всеволодович. В 1239 г. Батый разоряет Чернигов и Переяславль, в 1240 г. в результате жесточайшей битвы был взят и сожжен Киев. На разгром Южной Руси монголам потребовалось четыре месяца, где захватчики потеряли огромное количество своих воинов.

Одержав несколько побед в Венгрии, Польше, Чехии и, дойдя до побережья Адриатики, Батый повернул коней назад, где в низовьях Волги основал Сарай- ставку великого хана и столицу нового государства - Золотая Орда. Последствия для Руси такого нашествия были поистине ужасны. Разрушены многие города, 49 из них до основания, в 14 жизнь больше не возобновилась, а 15 городов превратились в села. Исчезли целые ремесленные специальности, опустели сотни сел и деревень. Монголы нарушили традиционные торговые пути, что дало резкое сокращение внешней торговли, привело к внешнеполитической изоляции Руси. И, наконец, ежегодный «выход» т.е. дань Орде в виде денег, товаров, подарков для жен ханов, увод людей в рабство истощал Русь, не давал ей подняться.

На Руси была установлена верховная власть великого хана, все князья должны были в его ставке получить право на княжение в своих княжествах - так называемый ярлык. Все русские земли были обложены данью, которая достигала 10% от всего имущества и доходов. Если последствия самого Батыева погрома были преодолены к 60-м годам, то последующие нашествия отбросили Русь намного назад, существенно подорвав производительные силы древнерусского общества.

В такой ситуации с северо-западных границ, со стороны Тевтонского ордена и Швеции, последовал еще один удар. Новым агрессорам казалось, что обескровленная Русь станет легкой добычей. 15 июля 1240 г. Александру Ярославичу с дружиной и новгородцами удалось наголову разбить крупную шведскую рать на берегу Невы, за что князь и получил свое проззвище "Невский". Попытку шведских захватчиков продолжили немецкие рыцари, 5 апреля 1242 г. на берегу Чудского озера Александр Невский нанес сокрушительное поражение псам-рыцарям. Летописец очень красочно выразился: «Была тут сеча великая - лед покрылся потоками крови, треснул и многие рыцари тонули в ледяной воде». Полки Александра семь верст гнали на Запад завоевателей. Пленники, привязанные к конским хвостам, увидели так желанный им Новгород, но не в качестве победителей. Этими победами Русь на долгие годы обезопасила свои Западные рубежи.

Рассматривая зарождение и развитие культуры русского народа, следует подчеркнуть, что она является частью его истории. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Своими корнями древнерусская культура уходит в те далекие времена, когда наши предки еще не приняли христианство Культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси. Но даже беглое знакомство с культурой русского народа убеждает нас в ошибочности мнения об отсталости Руси. Важным элементом всей древнерусской культуры является фольклор - песни, сказания «былины, пословицы, поговорки, афоризмы.

Подлинным шедевром народного творчества являются былины, которые передавались из уст в уста в течение многих столетий. Нам известно, что записано уже более 3 тыс. былин, в которых действует более 50 только главных героев. Главная идея народных сказаний - это патриотизм, защита родной земли от «поганых».В былинах в тяжелую минуту единственным защитником Родины становятся богатыри из народа, в то время как а летописях судьба родной земли зависела от храбрости, мудрости или слабости князей. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды  (любимец народа - Илья Муромец), боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович, Все они были выразителями народных чаяний, дум, надежд, И главной из них была зашита от лютых врагов.

Важным этапом развития культуры является письменность. У восточных славян она появилась задолго до принятия христианства. Сначала это были «черты и резы», которыми они писали, гадали и вели счет. Одновременно наши предки пользовались отдельными буквами латинского и греческого письма. В IX в. Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку на основе греческого алфавита, что дало возможность развиваться древнерусской литературе. На Руси уже в XI - XIII вв. имелось около 130 -140 тыс. книг нескольких сотен названий - в основном, религиозного направления. Созданная монахом Нестором знаменитая "Повесть временных лет" содержит ценные сведения из недошедших до нас летописных сводов Х - XI вв. поистине бессмертным произведением древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве", в котором автор осуждает разоряющие Русь усобицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.