Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе
В этой связи следует отметить, что в последние годы НОАК
стремилась повышать уровень подготовки кандидатов на офицерские должности,
расширяла источники получения кандидатов, создала юридическую и методическую
основы для их подготовки. В настоящее время более 80 процентов офицеров
окончили вузы с полным или сокращенным сроком обучения. В целях заимствования
полезного опыта разных стран мира, особенно развитых, с 1996 года около тысячи
человек направлены на военную учебу более чем в 20 государств. Большинство из
них - командный состав и кадры технического состава полкового и дивизионного
уровня[56].
Продолжается реформирование военных академий и училищ,
создаются новые исследовательские центры, вводятся новые учебные дисциплины,
сформирована информационная база обучения в составе около 100 тыс. компьютерных
центров и терминалов сети Интернет. Около 50 вузов, в том числе Пекинский
университет и Университет "Синьхуа", взяли на себя обязанности по
подготовке военных кадров.
Китай проводит политику национальной обороны, носящую
оборонительный характер. В Конституции КНР и разработанном в соответствии с
конституцией Законе "Об обороне КНР" определено, что задачей
вооруженных сил КНР является укрепление обороны страны, противодействие
агрессии, защита Родины, защита мирного труда народа, участие в строительстве
государства, всеми помыслами служить народу[57].
Китай всегда ставил на первое место суверенитет, единство,
территориальную целостность и безопасность страны, добиваясь всеми силами
благоприятной международной мирной обстановки и обстановки вблизи границ страны
ради осуществления социалистической модернизации. Развитие и процветание Китая
никому не создаст угрозы, но только будет способствовать миру, стабильности и
развитию в мире. Никогда не претендовать на гегемонию - это торжественное
обещание китайского народа миру.
В "Белой книге" подчеркивается необходимость
использовать разнообразные способы нейтрализации как традиционных, так и
нетрадиционных угроз безопасности для обеспечения всесторонней политической,
экономической, военной и общественной безопасности страны[58].
Основными задачами обеспечения государственной безопасности,
являются недопущение раскола страны, содействие мирному воссоединению Родины,
предотвращение и сопротивление агрессии, защита государственного суверенитета,
территориальной целостности и морских прав и интересов; обеспечение
всестороннего, гармоничного и долгосрочного социально - экономического развития
и непрерывное наращивание совокупной государственной мощи; создание современной
системы обороны, соответствующей реалиям Китая и тенденциям развития мировой
военной сферы; гарантирование политических, экономических и культурных прав
населения и борьба с преступностью; проведение самостоятельной и независимой
мирной внешней политики и утверждение нового взгляда на безопасность,
основанного на взаимодоверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии.
Оборонная политика Китая имеет следующие главные аспекты:
Укрепление национальной обороны;
Противодействие агрессии и вооруженной подрывной
деятельности;
Защита государственного суверенитета, единства,
территориальной целостности и безопасности[59].
Усилия Китая по модернизации своей обороны предпринимаются
исключительно для целей самообороны. Китай делает всё для предотвращения войны
и решения мирными средствами международных споров и проблем. Однако, в связи с
тем, что гегемонизм и политика с позиции силы всё еще существуют и
эксплуатируются и основа для мирного воссоединения страны подвергается
серьезной опасности, Китай будет наращивать свои возможности, защищать
суверенитет и безопасность военными средствами[60].
Создание и укрепление национальной обороны независимо, с
опорой на собственные силы. Китай придает особое значение самообеспечению как
основе сохранения безопасности государства и стремиться самостоятельно
осуществлять национальную оборонную политику и разработку стратегии. КНР не
стремиться к союзу с какой-либо страной или блоком стран, не участвует ни в
каких военных блоках. Китай развивает свою оборонную науку, технику,
промышленность и разрабатывает своё вооружение с опорой на собственные силы.
Для осуществления военной стратегии активной обороны, Китай
придерживается принципов проведения главным образом оборонительных операций,
самообороны и нанесения удара только после удара противника. Такой метод
обороны сочетает усилия по сдерживанию войны с подготовкой к успешному ведению
оборонительной войны в период мирного времени и стратегическую оборону в
сочетании с проведением наступательных операций и боевых действий тактического
звена во время войны. Китайский вооруженные силы, полагаясь на существующее
вооружение и развивая свои славные традиции, стремятся учитывать глубокие
изменения в военном деле и готовятся к оборонительным операциям в новых
условиях, особенно с применением высокотехнологичного оружия.
Создание ограниченной и мощной военной силы с китайской
спецификой.
В соответствии с требованиями иметь хорошую политическую
подготовку, быть высококомпетентными в военном деле, владеть совершенным стилем
работы, отличной дисциплиной и адекватным тыловым обеспечением вооруженные силы
Китая стремятся к укреплению своего общего потенциала, чтобы представлять собой
революционную, современную и регулярную народную армию с китайской спецификой.
Китай стремиться к укреплению своих вооруженных сил путём
улучшения их качественных характеристик, к укреплению вооруженных сил на основе
науки и техники, управлению ими в соответствии с законодательством. НОАК
трансформируется от армии количественного превосходства к армии качественного
превосходства, от интенсификации технического фактора, а также к подготовке
высококвалифицированного личного состава и повышению уровня модернизации
вооружения с целью всемерного повышения боевой эффективности вооруженных сил[61].
В последние годы была проведена реформа тылового обеспечения
в НОАК, главным содержанием которой стало внедрение механизма совместного
тылового обеспечения. За основу такого механизма берется военный округ,
снабжение через округ сочетается со всеармейским снабжением, снабжение общего
назначения - со специальным снабжением. Снабжение материалами и тыловое
обеспечение общего назначения осуществляются силами военного округа, а
снабжение специальными материалами и специальные статьи тылового обеспечения
регулируются всеармейской системой снабжения по видам вооруженных сил и родам
войск[62].
Постепенно реформируется система закупок вооружения и
военной техники. Управления вооружений выполняют функции заказчика и руководят
всеми контрактами по научным исследованиям и разработкам вооружений, их
закупкам и эксплуатации. В последние годы НОАК, рассматривая конкуренцию как
основу в закупках вооружений, внедряет практику объявления торгов, улучшает
механизм конкуренции, оценки, контроля и стимулирования. Укрепляются
подразделения военных представителей на промышленных предприятиях,
совершенствуется система сертификации качества, повышается эффективность
использования средств при разработке и производстве вооружения и военной
техники.
В последнее время активно развивается правовая основа
национальной обороны Китая. В марте 2000 года на сессии ВСНП был принят
"Закон КНР о законодательстве", который впервые в форме основного
закона государства четко предусматривает компетенции законотворчества
Центрального Военного Света, главных управлений НОАК, видов вооруженных сил,
родов войск и военных округов. С 2000 года в Китае разработаны 3 постановления,
56 законоположений и 420 подзаконных актов в области оборонного строительства и
строительства вооруженных сил[63].
Согласно установкам руководства КНР, ядром оборонного
воспитания является патриотизм. В апреле 2001 года был опубликован и вступил в силу
Закон КНР "Об оборонном воспитании". Система военной подготовки
осуществляется во всех китайских вузах, средних школах второй ступени и
соответствующих им других заведениях. С 2002 года все студенты и учащиеся в
обязательном порядке знакомятся с военным делом. За последние годы военную
подготовку прошли около 60% студентов и учащихся.
КНР придерживается концепции народной войны в современных
условиях и в области национальной обороны проводит линию на сочетание
постоянной армии с мощными резервными силами. Резервные силы и народное
ополчение поддерживаются на соответствующем количественном уровне, с
оптимальной структурой и повышенной степенью подготовленности. В свете принципа
единого планирования на мирное и военное время, единства армии и народа, Китай
стремиться популяризировать и развивать оборонное обучение, совершенствовать
оборонную мобилизационную систему и повышать мобилизационные возможности
страны.
Подчинение национальной обороны общим задачам экономического
развития страны, достижение их скоординированного развития. Развитие экономики
и укрепление национальной обороны - две стратегические задачи Китая на пути
модернизации страны. Правительство ставит экономическое развитие в центр свое
работы, работа в области обороны носит подчиненный характер и служит высшим
интересам экономического строительства. В то же время наряду с экономическим
развитием государство стремиться укрепить мощь национальной обороны, эффективно
поддержать вооруженные силы в работе по повышению качества, создать механизм, который
позволит национальной обороне и экономике содействовать друг другу и гармонично
развиваться.
Защита мира во всем мире и противодействие агрессии и
экспансии. Китай решительно отвергает гегемонизм и политику с позиции силы,
борется с политикой войны, агрессии и экспансии. Китай также возражает любой
стране, которая навязывает другим странам свою политическую систему и идеологию
в любой форме. Китай не стремится к военной экспансии, не имеет ни в одном
иностранном государстве своих войск или военных баз. Китай выступает против
гонки вооружений и поддерживает мировое сообщество в его усилиях по обеспечению
мира, безопасности и стабильности.
Среди основных целей КНР в области оборонной политики,
помимо традиционных защиты суверенитета и территориальной ценности, также
называется "обеспечение интересов национального развития и интересов
китайского народа"[64].
Для создания сильных вооруженных сил, способных решать эти задачи, КНР намерена
продолжать их модернизацию. Китай планирует "в основном завершить процесс
механизации ВС и достичь существенного прогресса в информатизации к 2020 году,
завершить выполнение всех целей модернизации к середине XXI века". Он
"намерен продолжать разрабатывать новые высокотехнологичные вооружения и
военную технику, готовить войска к ведению боевых действий в условиях
информатизации и создавать современную систему тылового обеспечения"[65].
При этом КНР не собирается делать усиление своей военной
мощи приоритетом экономического развития. Китай составляет общие планы
использования национальных ресурсов и находит баланс между усилением страны и наращиванием
военной мощи с тем, чтобы стратегия строительства вооруженных сил отвечала
стратегии национального развития. Военное строительство является органичной
частью социально-экономического развития. Китай стремится к тому, чтобы
оборонные ресурсы в мирное время максимально использовались для решения
социальных задач[66].
Расходы КНР на оборону, несмотря на некоторый рост в
последние 10 лет, по-прежнему находятся на довольно низком уровне по сравнению
с другими мировыми державами[67].
Так, в 1979-1989 гг. среднегодовые темпы роста расходов на оборону составили
1,23%. Если принять во внимание, что в эти же годы индекс потребительских цен
возрастал в среднем на 7,49 % ежегодно, то получается отрицательный рост
оборонных расходов на 5,83 %. В 1990 - 2005 гг. среднегодовой прирост составлял
формально 15,36 %, но с учетом фактора роста цен - 9,64 %[68].
В 2005 г. объем оборонных расходов КНР составил лишь 6, 19%
средств, затраченных на оборону в США, 52,95% расходов Великобритании, 71,45%
Франции и 67,52% Японии. В среднем, на каждого китайского военнослужащего
пришлось 107607 юаней, что равняется 3,74 %американского и 7,07 % японского
показателей.
В бюджете 2006 года были заложены расходы на оборону в
размере 283, 829 млрд юаней. Происходит снижение их доли в ВВП и финансовых
расходах страны: если в 2003 г. данные показатели составляли соответственно 1,4
и 7,74%, в 2004 г. они снизились до 1,38 и 7,72 %, а в 2005 г. - до 1,35 и 7,29 %[69].
Рост расходов на оборону обусловлен, главным образом,
необходимостью повышения благосостояния военнослужащих и улучшения условий
размещения войск, финансирования оснащения армии и инфраструктурного
строительства, подготовки военных специалистов, компенсации потерь от роста цен
и финансирования мероприятий, проводимых в рамках международного сотрудничества
в борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности. Китайским руководством была
выработана новая стратегическая формула "военные - финансы - военные",
означающая, что доходы от экспорта оружия будут использоваться только на
разработку вооружений[70].
В настоящее время в Китае существует одиннадцать военно-промышленных
корпораций, которые не только отвечают за организацию и управление разработками
и производством военной продукции в рамках своей корпорации, но и как
инвестиционные органы, уполномоченные государством осуществляют финансовый
надзор над государственным имуществом подведомственных предприятий.
Важное экономическое, политическое и оборонное значение
имеет освоение западных районов Китая. ЦВС держит этот вопрос под особым
контролем и широко привлекает к его решению вооруженные силы Китая. Для помощи
масштабному освоению Запада НОАК и войска вооруженной милиции направили 1,5
млн. человек командного и рядового состава, задействовали 450 тыс. машин. Силы
сосредоточены на оказании поддержки строительству ключевых объектов
инфраструктуры. Воинские части участвуют в реконструкции и расширении 8
аэропортов, 3 государственных шоссейных магистралей.
Белая книга "Национальная оборона КНР в 2004 году"
достаточно много внимания уделяет национальной доктрине применения вооруженных сил,
которая носит "исключительно оборонительных характер". "Китай
следует принципу активной оборонной политики", - говорится в документе.
При этом стратегия предусматривает "проведение оборонительных операций и
нанесение ударов по противнику только после нападения с его стороны". Как
следует из положений военной доктрины, КНР готовится к ведению "локальных
войн в условиях информатизации", где ему понадобится "организовывать
максимально эффективное взаимодействие различных видов вооруженных сил и родов
войск, сочетать наступательные и оборонительные операции, гибко применять
различные стратегические и тактические приемы"[71].
В Белой книге "Национальная оборона КНР в 2004
году" заявляется, что его доктрина использования ядерного оружия не
предусматривает первого удара. "В мирное время ядерные ракетные вооружения
второй артиллерии не нацелены ни на одну страну. В случае появления ядерной
угрозы ядерные ракеты приводятся в состояние боевой готовности для нанесения
ответного удара и сдерживания противника от применения ядерного оружия против
Китая", - говорится в документе[72].
Что касается военных контактов Китая с внешним миром, то КНР
соблюдая пять принципов мирного сосуществования, выступает за новую концепцию
безопасности, характеризующуюся взаимодоверием, взаимовыгодностью, равенством и
взаимодействием, а также за расширение военных связей, которые бы не приводили
к союзам, конфронтации и не были направлены против третьей стороны.
Для дальнейшего развития национальной обороноспособности
Китай принимает активное участие в миротворческих операциях ООН. Начиная с 1990 г. Китай 16 раз принимал участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, в них участвовали
5815 китайских миротворцев-военнослужащих, при этом 8 из них погибли, несколько
десятков получили ранения[73].
В Белой книге сообщается, что с 2000 года Китай направил
полицейские отряды общим количеством 893 человек в 7 районов мира. В настоящее
время 1487 китайских миротворцев участвуют в операциях в 9 районах в составе
миротворческих сил ООН.180 китайских миротворцев выполняют свои миссии в
Косово, Либерии, Судане и на Гаити.
Начиная с 1998 г. явно ускорились шаги в области военного
законодательства. Постоянный Комитет ВСНП принял Закон КНР "О дислокации
вооруженного контингента в Особом административном районе Аомэнь", который
предоставил юридическую основу для дислокации войск в Аомэне и выполнения ими
функции по обороне этого района. Благодаря внесению поправок в Закон КНР
"О воинской обязанности" более совершенной стала система воинской
службы, Госсовет и ЦВС внесли поправки также в Положение "О действительной
службе рядового состава НОАК". ЦВС обнародовала более 40 нормативных
документов, в том числе Положение "О преподавании в учебных заведениях
НОАК" и "Уложение о пограничной службе НОАК". Все эти
нормативные акты и инструкции составили укомплектованное правовое обеспечение в
деле усиления национальной обороны и армейского строительства, продвижения
военных реформ и гарантирования законных прав и интересов командно-рядового
состава войск. Кроме того, главными штабами, руководством разных родов войск и
военных округов были разработаны всего более 300 уставных инструкций и
регламентов, которые играют свою роль в усилении военного правопорядка.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что
современная военная политика Китая носит оборонительный характер и преследует
следующие цели и задачи: укрепление территориальной целостности и безопасности
страны, предупреждение и оказание отпора агрессору; пресечение сепаратистских
тенденций и содействие полному объединению страны; предотвращение вооруженной
подрывной деятельности и защита общественной стабильности; усиление оборонного
строительства и осуществление модернизации национальной обороны и вооруженных
сил страны, а также защита мира и противостояние агрессии и экспансионизму. При
этом Китай придерживается военно-стратегического курса, основу которого
составляют принципы активной обороны, отстаивает и развивает концепцию
"народной войны".
1.3 Основные вызовы
национальной безопасности Китая и пути их преодоления
Стремительное усиление роли и значения Китая в современном
мире, наблюдаемое в течение последних десятилетий, несомненно, относится к
числу наиболее выдающихся явлений глобального значения. Все это не оставляет
равнодушными политические элиты не только в сопредельных с Китаем странах, но и
во многих других, в том числе крупнейших государствах мира. Наряду с интересом,
проявляемым в мире к внутренним политическим, идеологическим, социальным и
экономическим процессам, идущим в Китае, всеобщее внимание вызывает внешняя
политика Китая по обеспечению его политической, военной и экономической
безопасности.
При этом объектом пристального изучения становятся не только
побудительные причины и формы проявления этой политики, но и их возможные
последствия, оказывающие непосредственное влияние на национальные интересы
других государств[74].
Непосредственные военные угрозы безопасности Китая в
настоящее время отсутствуют. Вместе тем есть ряд факторов, которые должна
учитывать китайская стратегия безопасности.
Первый среди них - дисбаланс международных стратегических
сил. Фундамент стратегического равновесия нарушили односторонний выход США из
Договора по ПРО и начало создания американских систем противоракетной обороны.
Второй фактор - попытки США с двух сторон, с востока и
запада, оказывать давление на безопасность Китая, а если добавить сюда
"мягкое" присутствие США в Южной и Юго-Восточной Азии, то угроза
оказывается трехсторонней. Отношение США к Китаю как к стратегическому
сопернику в АТР неизменно, Штаты не способны отказаться от курса на сдерживание
и ограничение Китая.
Третий фактор - растущие перемены по периферии китайских
границ. В соседних с Китаем странах имеют место захваты территорий, религиозные
конфликты, наркотрафик, террористические акты. Растет число ядерных держав.
Япония после событий "11 сентября" может направлять свои войска за
пределы страны и перешла от оборонительной ориентации к наступательной.
Укрепляются вооруженные силы Индии.
Четвертый фактор - осложнение тайваньской проблемы.
Пятый фактор - угроза целостности территории Китая,
создаваемая сепаратистами Синьцзяна и Тибета. Особую озабоченность Пекина
вызывает активизация и расширение масштабов деятельности на территории Китая и
за его пределами сепаратистской террористической организации "Восточный
Туркестан", целью которой является создание на территории
Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также прилегающих к нему районов
Казахстана и Киргизии независимого исламского государства. В последние годы
наряду с тем, что силами "Восточного Туркестана" осуществлен ряд
крупных террористических актов, эта организация вошла в контакт с "Аль -
Каидой", "Талибаном" и "Исламским движением Узбекистана",
превратившись, таким образом, в составную часть сил международного терроризма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|