рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе

В этой связи следует отметить, что в последние годы НОАК стремилась повышать уровень подготовки кандидатов на офицерские должности, расширяла источники получения кандидатов, создала юридическую и методическую основы для их подготовки. В настоящее время более 80 процентов офицеров окончили вузы с полным или сокращенным сроком обучения. В целях заимствования полезного опыта разных стран мира, особенно развитых, с 1996 года около тысячи человек направлены на военную учебу более чем в 20 государств. Большинство из них - командный состав и кадры технического состава полкового и дивизионного уровня[56].

Продолжается реформирование военных академий и училищ, создаются новые исследовательские центры, вводятся новые учебные дисциплины, сформирована информационная база обучения в составе около 100 тыс. компьютерных центров и терминалов сети Интернет. Около 50 вузов, в том числе Пекинский университет и Университет "Синьхуа", взяли на себя обязанности по подготовке военных кадров.

Китай проводит политику национальной обороны, носящую оборонительный характер. В Конституции КНР и разработанном в соответствии с конституцией Законе "Об обороне КНР" определено, что задачей вооруженных сил КНР является укрепление обороны страны, противодействие агрессии, защита Родины, защита мирного труда народа, участие в строительстве государства, всеми помыслами служить народу[57].

Китай всегда ставил на первое место суверенитет, единство, территориальную целостность и безопасность страны, добиваясь всеми силами благоприятной международной мирной обстановки и обстановки вблизи границ страны ради осуществления социалистической модернизации. Развитие и процветание Китая никому не создаст угрозы, но только будет способствовать миру, стабильности и развитию в мире. Никогда не претендовать на гегемонию - это торжественное обещание китайского народа миру.

В "Белой книге" подчеркивается необходимость использовать разнообразные способы нейтрализации как традиционных, так и нетрадиционных угроз безопасности для обеспечения всесторонней политической, экономической, военной и общественной безопасности страны[58].

Основными задачами обеспечения государственной безопасности, являются недопущение раскола страны, содействие мирному воссоединению Родины, предотвращение и сопротивление агрессии, защита государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав и интересов; обеспечение всестороннего, гармоничного и долгосрочного социально - экономического развития и непрерывное наращивание совокупной государственной мощи; создание современной системы обороны, соответствующей реалиям Китая и тенденциям развития мировой военной сферы; гарантирование политических, экономических и культурных прав населения и борьба с преступностью; проведение самостоятельной и независимой мирной внешней политики и утверждение нового взгляда на безопасность, основанного на взаимодоверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии. Оборонная политика Китая имеет следующие главные аспекты:

Укрепление национальной обороны;

Противодействие агрессии и вооруженной подрывной деятельности;

Защита государственного суверенитета, единства, территориальной целостности и безопасности[59].

Усилия Китая по модернизации своей обороны предпринимаются исключительно для целей самообороны. Китай делает всё для предотвращения войны и решения мирными средствами международных споров и проблем. Однако, в связи с тем, что гегемонизм и политика с позиции силы всё еще существуют и эксплуатируются и основа для мирного воссоединения страны подвергается серьезной опасности, Китай будет наращивать свои возможности, защищать суверенитет и безопасность военными средствами[60].

Создание и укрепление национальной обороны независимо, с опорой на собственные силы. Китай придает особое значение самообеспечению как основе сохранения безопасности государства и стремиться самостоятельно осуществлять национальную оборонную политику и разработку стратегии. КНР не стремиться к союзу с какой-либо страной или блоком стран, не участвует ни в каких военных блоках. Китай развивает свою оборонную науку, технику, промышленность и разрабатывает своё вооружение с опорой на собственные силы.

Для осуществления военной стратегии активной обороны, Китай придерживается принципов проведения главным образом оборонительных операций, самообороны и нанесения удара только после удара противника. Такой метод обороны сочетает усилия по сдерживанию войны с подготовкой к успешному ведению оборонительной войны в период мирного времени и стратегическую оборону в сочетании с проведением наступательных операций и боевых действий тактического звена во время войны. Китайский вооруженные силы, полагаясь на существующее вооружение и развивая свои славные традиции, стремятся учитывать глубокие изменения в военном деле и готовятся к оборонительным операциям в новых условиях, особенно с применением высокотехнологичного оружия.

Создание ограниченной и мощной военной силы с китайской спецификой.

В соответствии с требованиями иметь хорошую политическую подготовку, быть высококомпетентными в военном деле, владеть совершенным стилем работы, отличной дисциплиной и адекватным тыловым обеспечением вооруженные силы Китая стремятся к укреплению своего общего потенциала, чтобы представлять собой революционную, современную и регулярную народную армию с китайской спецификой.

Китай стремиться к укреплению своих вооруженных сил путём улучшения их качественных характеристик, к укреплению вооруженных сил на основе науки и техники, управлению ими в соответствии с законодательством. НОАК трансформируется от армии количественного превосходства к армии качественного превосходства, от интенсификации технического фактора, а также к подготовке высококвалифицированного личного состава и повышению уровня модернизации вооружения с целью всемерного повышения боевой эффективности вооруженных сил[61].

В последние годы была проведена реформа тылового обеспечения в НОАК, главным содержанием которой стало внедрение механизма совместного тылового обеспечения. За основу такого механизма берется военный округ, снабжение через округ сочетается со всеармейским снабжением, снабжение общего назначения - со специальным снабжением. Снабжение материалами и тыловое обеспечение общего назначения осуществляются силами военного округа, а снабжение специальными материалами и специальные статьи тылового обеспечения регулируются всеармейской системой снабжения по видам вооруженных сил и родам войск[62].

Постепенно реформируется система закупок вооружения и военной техники. Управления вооружений выполняют функции заказчика и руководят всеми контрактами по научным исследованиям и разработкам вооружений, их закупкам и эксплуатации. В последние годы НОАК, рассматривая конкуренцию как основу в закупках вооружений, внедряет практику объявления торгов, улучшает механизм конкуренции, оценки, контроля и стимулирования. Укрепляются подразделения военных представителей на промышленных предприятиях, совершенствуется система сертификации качества, повышается эффективность использования средств при разработке и производстве вооружения и военной техники.

В последнее время активно развивается правовая основа национальной обороны Китая. В марте 2000 года на сессии ВСНП был принят "Закон КНР о законодательстве", который впервые в форме основного закона государства четко предусматривает компетенции законотворчества Центрального Военного Света, главных управлений НОАК, видов вооруженных сил, родов войск и военных округов. С 2000 года в Китае разработаны 3 постановления, 56 законоположений и 420 подзаконных актов в области оборонного строительства и строительства вооруженных сил[63].

Согласно установкам руководства КНР, ядром оборонного воспитания является патриотизм. В апреле 2001 года был опубликован и вступил в силу Закон КНР "Об оборонном воспитании". Система военной подготовки осуществляется во всех китайских вузах, средних школах второй ступени и соответствующих им других заведениях. С 2002 года все студенты и учащиеся в обязательном порядке знакомятся с военным делом. За последние годы военную подготовку прошли около 60% студентов и учащихся.

КНР придерживается концепции народной войны в современных условиях и в области национальной обороны проводит линию на сочетание постоянной армии с мощными резервными силами. Резервные силы и народное ополчение поддерживаются на соответствующем количественном уровне, с оптимальной структурой и повышенной степенью подготовленности. В свете принципа единого планирования на мирное и военное время, единства армии и народа, Китай стремиться популяризировать и развивать оборонное обучение, совершенствовать оборонную мобилизационную систему и повышать мобилизационные возможности страны.

Подчинение национальной обороны общим задачам экономического развития страны, достижение их скоординированного развития. Развитие экономики и укрепление национальной обороны - две стратегические задачи Китая на пути модернизации страны. Правительство ставит экономическое развитие в центр свое работы, работа в области обороны носит подчиненный характер и служит высшим интересам экономического строительства. В то же время наряду с экономическим развитием государство стремиться укрепить мощь национальной обороны, эффективно поддержать вооруженные силы в работе по повышению качества, создать механизм, который позволит национальной обороне и экономике содействовать друг другу и гармонично развиваться.

Защита мира во всем мире и противодействие агрессии и экспансии. Китай решительно отвергает гегемонизм и политику с позиции силы, борется с политикой войны, агрессии и экспансии. Китай также возражает любой стране, которая навязывает другим странам свою политическую систему и идеологию в любой форме. Китай не стремится к военной экспансии, не имеет ни в одном иностранном государстве своих войск или военных баз. Китай выступает против гонки вооружений и поддерживает мировое сообщество в его усилиях по обеспечению мира, безопасности и стабильности.

Среди основных целей КНР в области оборонной политики, помимо традиционных защиты суверенитета и территориальной ценности, также называется "обеспечение интересов национального развития и интересов китайского народа"[64]. Для создания сильных вооруженных сил, способных решать эти задачи, КНР намерена продолжать их модернизацию. Китай планирует "в основном завершить процесс механизации ВС и достичь существенного прогресса в информатизации к 2020 году, завершить выполнение всех целей модернизации к середине XXI века". Он "намерен продолжать разрабатывать новые высокотехнологичные вооружения и военную технику, готовить войска к ведению боевых действий в условиях информатизации и создавать современную систему тылового обеспечения"[65].

При этом КНР не собирается делать усиление своей военной мощи приоритетом экономического развития. Китай составляет общие планы использования национальных ресурсов и находит баланс между усилением страны и наращиванием военной мощи с тем, чтобы стратегия строительства вооруженных сил отвечала стратегии национального развития. Военное строительство является органичной частью социально-экономического развития. Китай стремится к тому, чтобы оборонные ресурсы в мирное время максимально использовались для решения социальных задач[66].

Расходы КНР на оборону, несмотря на некоторый рост в последние 10 лет, по-прежнему находятся на довольно низком уровне по сравнению с другими мировыми державами[67]. Так, в 1979-1989 гг. среднегодовые темпы роста расходов на оборону составили 1,23%. Если принять во внимание, что в эти же годы индекс потребительских цен возрастал в среднем на 7,49 % ежегодно, то получается отрицательный рост оборонных расходов на 5,83 %. В 1990 - 2005 гг. среднегодовой прирост составлял формально 15,36 %, но с учетом фактора роста цен - 9,64 %[68].

В 2005 г. объем оборонных расходов КНР составил лишь 6, 19% средств, затраченных на оборону в США, 52,95% расходов Великобритании, 71,45% Франции и 67,52% Японии. В среднем, на каждого китайского военнослужащего пришлось 107607 юаней, что равняется 3,74 %американского и 7,07 % японского показателей.

В бюджете 2006 года были заложены расходы на оборону в размере 283, 829 млрд юаней. Происходит снижение их доли в ВВП и финансовых расходах страны: если в 2003 г. данные показатели составляли соответственно 1,4 и 7,74%, в 2004 г. они снизились до 1,38 и 7,72 %, а в 2005 г. - до 1,35 и 7,29 %[69].

Рост расходов на оборону обусловлен, главным образом, необходимостью повышения благосостояния военнослужащих и улучшения условий размещения войск, финансирования оснащения армии и инфраструктурного строительства, подготовки военных специалистов, компенсации потерь от роста цен и финансирования мероприятий, проводимых в рамках международного сотрудничества в борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности. Китайским руководством была выработана новая стратегическая формула "военные - финансы - военные", означающая, что доходы от экспорта оружия будут использоваться только на разработку вооружений[70].

В настоящее время в Китае существует одиннадцать военно-промышленных корпораций, которые не только отвечают за организацию и управление разработками и производством военной продукции в рамках своей корпорации, но и как инвестиционные органы, уполномоченные государством осуществляют финансовый надзор над государственным имуществом подведомственных предприятий.

Важное экономическое, политическое и оборонное значение имеет освоение западных районов Китая. ЦВС держит этот вопрос под особым контролем и широко привлекает к его решению вооруженные силы Китая. Для помощи масштабному освоению Запада НОАК и войска вооруженной милиции направили 1,5 млн. человек командного и рядового состава, задействовали 450 тыс. машин. Силы сосредоточены на оказании поддержки строительству ключевых объектов инфраструктуры. Воинские части участвуют в реконструкции и расширении 8 аэропортов, 3 государственных шоссейных магистралей.

Белая книга "Национальная оборона КНР в 2004 году" достаточно много внимания уделяет национальной доктрине применения вооруженных сил, которая носит "исключительно оборонительных характер". "Китай следует принципу активной оборонной политики", - говорится в документе. При этом стратегия предусматривает "проведение оборонительных операций и нанесение ударов по противнику только после нападения с его стороны". Как следует из положений военной доктрины, КНР готовится к ведению "локальных войн в условиях информатизации", где ему понадобится "организовывать максимально эффективное взаимодействие различных видов вооруженных сил и родов войск, сочетать наступательные и оборонительные операции, гибко применять различные стратегические и тактические приемы"[71].

В Белой книге "Национальная оборона КНР в 2004 году" заявляется, что его доктрина использования ядерного оружия не предусматривает первого удара. "В мирное время ядерные ракетные вооружения второй артиллерии не нацелены ни на одну страну. В случае появления ядерной угрозы ядерные ракеты приводятся в состояние боевой готовности для нанесения ответного удара и сдерживания противника от применения ядерного оружия против Китая", - говорится в документе[72].

Что касается военных контактов Китая с внешним миром, то КНР соблюдая пять принципов мирного сосуществования, выступает за новую концепцию безопасности, характеризующуюся взаимодоверием, взаимовыгодностью, равенством и взаимодействием, а также за расширение военных связей, которые бы не приводили к союзам, конфронтации и не были направлены против третьей стороны.

Для дальнейшего развития национальной обороноспособности Китай принимает активное участие в миротворческих операциях ООН. Начиная с 1990 г. Китай 16 раз принимал участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, в них участвовали 5815 китайских миротворцев-военнослужащих, при этом 8 из них погибли, несколько десятков получили ранения[73].

В Белой книге сообщается, что с 2000 года Китай направил полицейские отряды общим количеством 893 человек в 7 районов мира. В настоящее время 1487 китайских миротворцев участвуют в операциях в 9 районах в составе миротворческих сил ООН.180 китайских миротворцев выполняют свои миссии в Косово, Либерии, Судане и на Гаити.

Начиная с 1998 г. явно ускорились шаги в области военного законодательства. Постоянный Комитет ВСНП принял Закон КНР "О дислокации вооруженного контингента в Особом административном районе Аомэнь", который предоставил юридическую основу для дислокации войск в Аомэне и выполнения ими функции по обороне этого района. Благодаря внесению поправок в Закон КНР "О воинской обязанности" более совершенной стала система воинской службы, Госсовет и ЦВС внесли поправки также в Положение "О действительной службе рядового состава НОАК". ЦВС обнародовала более 40 нормативных документов, в том числе Положение "О преподавании в учебных заведениях НОАК" и "Уложение о пограничной службе НОАК". Все эти нормативные акты и инструкции составили укомплектованное правовое обеспечение в деле усиления национальной обороны и армейского строительства, продвижения военных реформ и гарантирования законных прав и интересов командно-рядового состава войск. Кроме того, главными штабами, руководством разных родов войск и военных округов были разработаны всего более 300 уставных инструкций и регламентов, которые играют свою роль в усилении военного правопорядка.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что современная военная политика Китая носит оборонительный характер и преследует следующие цели и задачи: укрепление территориальной целостности и безопасности страны, предупреждение и оказание отпора агрессору; пресечение сепаратистских тенденций и содействие полному объединению страны; предотвращение вооруженной подрывной деятельности и защита общественной стабильности; усиление оборонного строительства и осуществление модернизации национальной обороны и вооруженных сил страны, а также защита мира и противостояние агрессии и экспансионизму. При этом Китай придерживается военно-стратегического курса, основу которого составляют принципы активной обороны, отстаивает и развивает концепцию "народной войны".

1.3 Основные вызовы национальной безопасности Китая и пути их преодоления

Стремительное усиление роли и значения Китая в современном мире, наблюдаемое в течение последних десятилетий, несомненно, относится к числу наиболее выдающихся явлений глобального значения. Все это не оставляет равнодушными политические элиты не только в сопредельных с Китаем странах, но и во многих других, в том числе крупнейших государствах мира. Наряду с интересом, проявляемым в мире к внутренним политическим, идеологическим, социальным и экономическим процессам, идущим в Китае, всеобщее внимание вызывает внешняя политика Китая по обеспечению его политической, военной и экономической безопасности.

При этом объектом пристального изучения становятся не только побудительные причины и формы проявления этой политики, но и их возможные последствия, оказывающие непосредственное влияние на национальные интересы других государств[74].

Непосредственные военные угрозы безопасности Китая в настоящее время отсутствуют. Вместе тем есть ряд факторов, которые должна учитывать китайская стратегия безопасности.

Первый среди них - дисбаланс международных стратегических сил. Фундамент стратегического равновесия нарушили односторонний выход США из Договора по ПРО и начало создания американских систем противоракетной обороны.

Второй фактор - попытки США с двух сторон, с востока и запада, оказывать давление на безопасность Китая, а если добавить сюда "мягкое" присутствие США в Южной и Юго-Восточной Азии, то угроза оказывается трехсторонней. Отношение США к Китаю как к стратегическому сопернику в АТР неизменно, Штаты не способны отказаться от курса на сдерживание и ограничение Китая.

Третий фактор - растущие перемены по периферии китайских границ. В соседних с Китаем странах имеют место захваты территорий, религиозные конфликты, наркотрафик, террористические акты. Растет число ядерных держав. Япония после событий "11 сентября" может направлять свои войска за пределы страны и перешла от оборонительной ориентации к наступательной. Укрепляются вооруженные силы Индии.

Четвертый фактор - осложнение тайваньской проблемы.

Пятый фактор - угроза целостности территории Китая, создаваемая сепаратистами Синьцзяна и Тибета. Особую озабоченность Пекина вызывает активизация и расширение масштабов деятельности на территории Китая и за его пределами сепаратистской террористической организации "Восточный Туркестан", целью которой является создание на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также прилегающих к нему районов Казахстана и Киргизии независимого исламского государства. В последние годы наряду с тем, что силами "Восточного Туркестана" осуществлен ряд крупных террористических актов, эта организация вошла в контакт с "Аль - Каидой", "Талибаном" и "Исламским движением Узбекистана", превратившись, таким образом, в составную часть сил международного терроризма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.