Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе
Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе
Выпускная квалификационная работа
(дипломная работа)
Развитие концепции национальной
безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной
Республики на современном этапе
Содержание
Введение
1. Основные тенденции развития
национальной безопасности КНР
1.1 Эволюция стратегии национальной безопасности КНР:
основные приоритеты
1.2 Развитие оборонной политики КНР: цели, задачи, планы,
перспективы
1.3 Основные вызовы национальной
безопасности Китая и пути их преодоления
2. Оборонный потенциал и обеспечение обороноспособности КНР
на современном этапе
2.1 Вооруженные силы КНР: система управления и состав
2.2 Модернизация вооруженных сил КНР на современном этапе
2.3 Обеспечение обороноспособности КНР и сотрудничество с
зарубежными странами в военно-стратегической сфере
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. В последние два
десятилетия двадцатого века происходит усиление позиций Китая в мировой
политике и экономике. Эти достижения страны представляют особый интерес,
поскольку во многом связаны с проведением государством стратегии, в немалой
степени альтернативной открытым и либеральным моделям, взятым на вооружение
"переходными" и некоторыми развивающимися государствами.
За короткий промежуток времени Китай постепенно превратился
в одну из крупнейших в мире экономических держав, укрепил национальный
суверенитет и, как следствие, получил возможность оказывать всестороннее и все
возрастающее влияние на ход основных международных политических и экономических
процессов, как в мировом масштабе, так и в региональном.
По официальным данным Китай придерживается политики
"ненападения", однако у многих стран обеспокоенность вызывают высокие
темпы роста его военных расходов, ускоренная модернизация вооруженных сил,
увеличение и качественное совершенствование ракетно-ядерного потенциала страны,
а также намерение противодействовать провозглашению независимости Тайваня,
любыми средствами, включая военные.
На сегодняшний день Китай обладатель одной из самых
многочисленных армий в мире, опережает все страны Восточной Азии по темпам
роста военных расходов, является одним из самых главных стран - импортеров
вооружений. Страна, развивающая свою оборонную промышленность в таких масштабах
и с такой скоростью не может не вызывать разумные опасения со стороны как
крупных мировых держав, так и соседей Китая в Восточной Азии, других азиатских
государств. Основной причиной беспокойства является то, что попытки реализация
планов КНР по стабилизации своих территориальных и политических проблем могут
повлечь за собой нарушение сравнительно стабильной ситуации в мире и вызвать
нежелательную для многих государств эскалацию международных конфликтов. Поэтому
изучение проблем развития концепции национальной безопасности в свете
обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном
этапе представляется актуальным.
Степень изученности. Данная работа базируется на
Конституции Китайской Народной Республики, нормативно-правовых актах Китайской
Народной Республики в сфере национальной безопасности, двусторонних и
многосторонних соглашениях, статистических данных составляющих источниковую
базу настоящей работы. Среди них Закон Китайской Народной Республики "О
государственной обороне"[1],
Закон Китайской Народной Республики "О национальной обороне"[2],
Закон Китайской Народной Республики "О дислокации вооруженного контингента
в Особом административном районе Аомэнь"[3],
Закон Китайской Народной Республики "О воинской обязанности"[4],
Положение "О действительной службе рядового состава НОАК"[5],
Белая Книга КНР "Государственная оборона в 2000 году"[6],
Белая Книга "Государственная оборона в 2002 году"[7],
Белая Книга КНР "Национальная оборона в 2004 году"[8],
Белая Книга КНР "Национальная Оборона в 2006 году"[9],
Положение "О преподавании в учебных заведениях НОАК"[10],
Уложение "О пограничной службе НОАК"[11],
"Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом"[12],
"Устав Шанхайской организации сотрудничества"[13],
"Соглашение о региональном органе по борьбе с терроризмом"[14],
"Декларация СВМДА по искоренению терроризма и развитию диалога
цивилизации"[15].
Данной проблематикой занимаются такие институты как Институт
востоковедения РАН, Институт стран Азии и Африки, Институт Дальнего Востока,
Московский государственный институт международных отношений, Институт
экономических стратегий, и другие.
Современные процессы взаимообусловленного
культурно-цивилизационного развития детерминированы противоречивыми тенденциями
глобализации, которые также разрабатываются в контексте "культура",
"цивилизация", "глобализация", "регионализация" в
работах зарубежных и отечественных исследователей. Множество исследователей,
среди них и Чуфрин Г.И. в своей книге "Китай в XXI
веке: глобализация интересов безопасности"[16]
призывает вносить внешние изменения во внешнюю политику и корректировать
интересы национальной безопасности. Говорит о роли и участии государства в
становлении государственной безопасности.
Галенович Ю.М. в своем труде
"Наказы Цзянь Цземиня"[17]
указывает на то, что национальную безопасность нужно воспринимать в единой
связке с экономической безопасностью. Что эти два понятия неразрывно связаны и
невозможно получить полное представление о национальной стратегии, не
разобравшись в экономических предпосылках.
Авторы книги "Китай-Россия-2050: стратегия
соразвития"[18]
Кузык Б.Н. и Титаренко М.Л. высказывают мнение, что быстрый рост потребления
энергетических ресурсов, особенно нефти, увеличивает зависимость Китая от
внешних источников, что создает проблемы для экономической и государственной
безопасности страны.
Панченко М.Ю. в своей работе
"Российско-китайский отношения и обеспечение безопасности в АТР"[19]
анализирует основные изменения в структуре стратегического баланса сил в
Азиатско-Тихоокеанском регионе после распада биполярной миросистемы. Освещается
внешнеполитическая стратегия России на восточноазиатском направлении в
историческом контексте ускоренной модернизации Китая и усиления его комплексной
мощи. Особое внимание уделено современным проблемам и перспективам развития
российско-китайских отношений на основе взаимовыгодных принципов
стратегического партнерства. Автор последовательно раскрывает глубинные истоки
и объективные основы этого партнерства в условиях становления многополярного
мира.
В книге американского учёного К. Менгеса "Китай:
нарастающая угроза"[20]
изложен американский взгляд на развитие Китая и усиление его военной и
экономической мощи. Рассматриваются основные угрозы мировому сообществу,
которые может повлечь за собой дальнейшее наращивание КНР вооружений высокими
темпами.
Известный китайский ученый Ван Хайдун в своей монографии
"Роль России и Китая в обеспечении безопасности в Северо-Восточной Азии,
90-е годы ХХ века" подробно раскрывает китайский взгляд на политическую
ситуацию в Северо-Восточной Азии. Излагает основные цели, задачи и планы Китайской
Народной Республики в области обеспечения национальной безопасности.
Труды "Россия и Китай: теория и история
межгосударственных отношений"[21]
Воскресенского А.Д. и "Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после
холодной войны"[22]
Петровского В.Е. четко определяют расстановку сил и выделяют фактическую основу
межгосударственных отношений в Восточной Азии.
В книге профессора МГИМО д. и. н. С.Г. Лузянина
"Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на "Большой
Восток" (2004-2008)"[23]
представлена характеристика современного российского внешнеполитического курса
в отношении всех восточных регионов мира - от Северо-Восточной Азии до Ближнего
Востока и арабских стран Магриба. Анализируются различные аспекты восточной
политики России, ее сильные стороны и сохраняющиеся трудности, рассматриваются
возможные пути ее развития на ближайшую перспективу.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе
был проведен анализ изменения в военной доктрине и в трактовке понятия
национальной безопасности в Китайской Народной Республике. А также были
комплексно изучены основные направления модернизации вооруженных сил на основе
Белых книг "Национальная оборона КНР".
Целью является исследование современных проблем
развития стратегии национальной безопасности Китая в свете обеспечения
обороноспособности страны и анализ основных направлений сотрудничества Китая и
других государств по этому вопросу.
В соответствии целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть эволюцию стратегии национальной безопасности
КНР: основные приоритеты.
2. Изучить развитие оборонной политики КНР, её цели, задачи,
планы, перспективы.
3. Проанализировать основные вызовы национальной
безопасности Китая и пути их преодоления.
4. Провести анализ системы управления и состава вооруженных
сил КНР.
5. Исследовать степень модернизации вооруженных сил КНР на
современном этапе.
6. Исследовать обеспечение обороноспособности КНР и
сотрудничество с зарубежными странами в военно-стратегической сфере на
современном этапе.
Объектом исследования является развитие, изменение и
модернизация стратегии национальной безопасности Китая на современном этапе. Предмет
исследования - обеспечение обороноспособности КНР на современном этапе.
Теоретико-методологической основой данной работы
являются положения, выводы, понятия и определения, содержащиеся в основных
международных документах, законодательных актах Китайской Народной Республики,
трудах видных ученых в области международных отношений, регионоведения,
политических наук, а также документах и материалах, регулирующих
внешнеполитическую деятельность Китайской Народной Республики.
Методическую основу данной работы составляют
традиционные методы политических и социальных наук, такие как историко-хронологический
метод, контент-анализ, ивент-анализ, индуктивный, дедуктивный метод. Так же был
использован метод системного анализа.
Практическая значимость Результаты данной работы,
посвященной изучению и анализу проблем обеспечения национальной безопасности
КНР, могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов в
области предмета международных отношений на практических занятиях Сибирского
института международных отношений и регионоведения.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и
приложений. В первой главе рассматриваются основные тенденции развития
Национальной безопасности КНР. Во второй рассматривается оборонный потенциал и
обеспечение обороноспособности КНР на современном этапе.
национальная безопасность китайская республика
1. Основные тенденции
развития национальной безопасности КНР
1.1 Эволюция стратегии
национальной безопасности КНР: основные приоритеты
В эволюции представлений о государственной безопасности
Китая выделяются четыре основных этапа. На первом - от образования КНР до
событий на о. Доманский в 1969 году - главное внимание уделялось политической и
военной безопасности, а экономической придавалось третьестепенное значение. На
втором этапе - от событий на о. Даманский до 12-го съезда КПК - центральной
стала военная безопасность, угроза политической безопасности ослабла.
Источником главной военной угрозы считался Советский Союз. На третьем этапе - с
12-го съезда КПК в 1982 г. до создания ШОС в 1996 г. - значение экономической безопасности постепенно стало возрастать, а военной и политической -
убывать. На четвертом этапе, начавшемся с апреля 1996 г, китайские руководители стали создавать новую концепцию безопасности, основанную на
сотрудничестве и взаимопомощи. Эта новая концепция была провозглашена в марте 1997 г., а также в выступлениях Цзян Цземиня на форуме ООН по проблемам разоружения в марте 1999 г. и во время празднования 80-й годовщины образования КПК 1 июля 2001 года[24].
Китай принял новую концепцию международного сообщества,
исходя из интересов собственной безопасности[25].
Постепенно сформировалась новая концепция безопасности с китайской спецификой.
Концепция имеет комплексный характер и, в понимании китайского правительства,
включает государственный суверенитет, территориальную целостность и военную
безопасность; затрагивает проблемы политической и социальной стабильности,
ресурсов и экологии. В области международных отношений китайское правительство
призывает к взаимному уважению суверенитета, взаимному ненападению и
невмешательству во внутренние дела, равноправию и мирному сосуществованию.
Понятие национальной безопасности можно раздробить на
несколько важнейших подпунктов. Это, в первую очередь, обеспечение
экономической безопасности, поскольку, несмотря на быстрое развитие экономики,
инвестиционные и экономические возможности КНР еще весьма ограничены, что
создает косвенную угрозу национальной безопасности в целом. Пристальное
внимание уделяется проблемам энергетической безопасности. Под ней Китай
понимает "состояние, когда гарантированы достаточные и надежные поставки
энергоресурсов по приемлемым ценам, причем договоренности о поставках не ставят
под угрозу главные ценности нации и не мешают достижению других целей"[26].
При этом, когда в КНР говорят об "адекватных и надежных поставках",
то имеют в виду, в первую очередь, поставки нефти. Как упоминалось выше, потребление
именно этого ресурса в экономике Китая неуклонно растет. Кроме того,
собственных запасов угля нации хватит еще на десятилетия, поэтому пока эта
проблема особой тревоги не вызывает. А вот смена статуса с экспортера на
импортера с выходом на второе место после США по объемам потребления заставляют
серьезно задуматься над тем, откуда КНР будет брать нефть в дальнейшем[27].
Однако, основное внимание китайских властей направлено на обеспечение успешно
функционирующей и динамично развивающейся оборонной безопасности.
На нынешнем этапе военная политика Пекина основывается на
принципах неучастия в военных блоках и союзах, неприменения ядерного оружия
первым, поддержки создания зон, свободных от ядерного оружия; отказа от
размещения вооруженных сил на иностранных территориях, за исключением участия в
миротворческих операциях под эгидой ООН. Одновременно Китай осуществляет курс на
реализацию концепции безопасности нового типа, основанной на межгосударственном
доверии и включающей следующие положения:
обеспечение взаимной равной безопасности, основанной на
взаимном доверии и сотрудничестве посредством диалога;
осуществление взаимодействия по вопросам безопасности при
невмешательстве других государств и ненанесении ущерба третьим странам;
недопущение угрозы или нанесения ущерба военной силой
безопасности и стабильности других государств; осуществление оборонительной
внешней политики;
принятие на двусторонней основе оптимальных мер по
утверждению доверия в пограничных и спорных районах;
поддержание дружественных связей между вооруженными силами.
Национальные интересы должны быть защищены стратегией
национальной безопасности.
Целью последней является формирование мирной и стабильной
окружающей среды, благоприятной для национального развития.
Безопасность должна быть взаимной, что предусматривает
"безопасность наших соседей, нашего региона и даже всего мира".
Стратегия безопасности опирается на комплексную мощь страны. Ее задачами
является - предотвращение возникновения войны и возможность держать под
контролем кризисные ситуации.
Стратегия национальной безопасности строится на защите
независимости и суверенитета, защите социалистического пути и руководствуется
политикой и линией, сформулированными на декабрьском пленуме ЦК КПК 1978 г[28].
Важнейшим компонентом стратегии национальной безопасности является политика
национальной обороны, субординированная под экономическое развитие страны. Ее
содержательная часть в контексте других установок выражена Дэн Сяопином
следующим образом: "В новую эру, хотя мировая война может быть отодвинута
или ее можно избежать, локальные войны и региональные конфликты далеки от
завершения. Мы искренне стремимся к миру, однако мир достигается через борьбу.
Мы привержены развитию, но развитие требует обороны, которая достигается через
готовность сражаться"[29].
На основе данной теории, главными целями китайской оборонной
политики являются:
укрепление национальной обороны;
сопротивление внешнему агрессору;
защита государственного суверенитета над территориями,
воздушными и водными пространствами, морских прав и интересов;
укрепление государственной целостности и безопасности;
решительная защита социалистической системы и руководящей
линии нашей партии.
Однако, за годы правления нового китайского руководства во
главе с Ху Цзиньтао, то есть с конца 2002 года, во внешнеполитической стратегии
Китая, нацеленной на защиту интересов национальной безопасности, произошли
существенные изменения. Изменяются и сама трактовка понятия национальной
безопасности, и средства ее обеспечения внешнеполитическими механизмами.
Концептуальные изменения стратегии безопасности нашли
отражение в осуществленной под руководством Ху Цзиньтао корректировке
внешнеполитической доктрины Китая, принятой на XVI
съезде КПК в ноябре 2002 года[30],
когда собственно и началась финальная передача власти новому поколению
руководителей.
На XVI съезде КПК Цзян Цземинь
заявил: "Безопасность должна быть основана на взаимном доверии; новая
концепция безопасности предусматривает создание обстановки взаимного доверия,
взаимной выгоды, равенства и координации. Споры должны решаться путем диалога и
сотрудничества, а не путём применения или угрозы применения силы"[31].
Ядро новой концепции безопасности может быть сведено к
четырем основным принципам: взаимное доверие, взаимная выгода, равенство,
координация.
Названные принципы дополняют друг друга и составляют
органичное целое: взаимное доверие - это фундамент, взаимная выгода - цель,
равенство - гарантия, а координация - средство реализации установок новой
концепции безопасности.
Взаимное доверие связано с преодолением различий в идеологии
и социальных системах, с отказом от менталитета "холодной войны" и политики
с позиции силы, с освобождением от взаимной подозрительности и враждебности.
Предполагается, что все страны должны постоянно вести открытый диалог,
информировать друг друга о своей политике безопасности и обороны, о важнейших
акциях в этой области[32].
Взаимная выгода относится к удовлетворению объективных
потребностей социального развития стран в эпоху глобализации. В новой концепции
особо выделяется принцип "всеобщей безопасности" и отвергается
"абсолютная безопасность" одной страны за счёт безопасности других.
Равенство связано с идеей о том, что все страны являются
равными членами мирового сообщества. Только равенство может быть гарантией того,
что страны будут способны решать проблемы безопасности путём диалога и
консультаций.
Координация предусматривает разрешение споров посредством
мирных переговоров и осуществлением обширного и глубокого сотрудничества по
проблемам безопасности с тем, чтобы предотвратить скрытую угрозу и избежать
войн и вооруженных конфликтов[33].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|