рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе

Основой наращивания своего военного потенциала Китай признает импорт вооружений. По оценкам ученых, Китай является мировым лидером по объемам импорта вооружений. Несомненно, большая часть импорта исходит из России, с которой у Китая давние связи в этой области. Из-за эмбарго, введенного Европейским союзом на территории Китая после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь, Китай не может строить схему своего импорта в соответствии со своими запросами. Однако, китайские ученые за короткий срок научились копировать любое вооружение, поступающее в страну. Что является колоссальным подспорьем в области создания и модернизации вооруженных сил Китая.


Заключение

После распада советского союза и прекращения существования биполярного мира Китай, исходя из интересов собственной безопасности начал развитие новой стратегии национальной безопасности. Постепенно сформировалась новая концепция безопасности с китайской спецификой. Ранее мир воспринимался китайскими лидерами как потенциально враждебный, хотя и не несущий непосредственной военной угрозы безопасности Китая. Новая Концепция имеет комплексный характер и, в понимании китайского правительства, включает государственный суверенитет, территориальную целостность и военную безопасность; затрагивает проблемы политической и социальной стабильности, ресурсов и экологии. В области международных отношений китайское правительство призывает к взаимному уважению суверенитета, взаимному ненападению и невмешательству во внутренние дела, равноправию и мирному сосуществованию. На сегодняшний день Китаем признано, что исчезла конфронтационная биполярная система, на смену которой пришла позитивная тенденция строительства многополярного мира. Не только меняются взаимоотношения между крупными государствами, в том числе между бывшими противниками в "холодной войне", но и все большее число стран приходит к общему пониманию того, что необходимы взаимное уважение, равенство и взаимная выгода, а не гегемонизм и силовая политика, диалог и сотрудничество, а не конфронтация и конфликты. Официально признается, что для Китая, на данный момент, отсутствует какая либо широкомасштабная военная угроза. Однако существует ряд внешних и внутренних очагов напряженности. Что и подвигло Китай все более быстрыми темпами развивать и улучшать свою оборонную политику.

Ввиду приоритетности задач экономического развития оборонительный характер военной доктрины Китая в ближайшей перспективе не претерпит существенных изменений. Политика Пекина в сфере военной безопасности будет направлена на предотвращение войны и уменьшение факторов нестабильности, с целью обеспечить внешние и внутренние условия реализации национальной стратегии Китая, направленной на достижение статуса великой державы, занимающей доминирующее положение в АТР и равной по своему политическому влиянию, экономической и военной мощи другим державам мира.

Для достижения поставленных целей в Китае активно развивается правовая основа оборонной политики. Принят ряд законов, положений, постановлений и подзаконных актов, помогающих вывести китайскую оборонную политику на новый уровень международного развития. Однако, стремление КНР укрепиться на мировой арене в роли сильной военной державы не мешает правительству Китая проводить политику "активной обороны" и "народной войны". Эта политика наоборот выделяет Китай как самобытное государство, не считающее возможным отказываться от собственного исторического пути развития.

На сегодняшний день, как таковая открытая военная угроза для КНР отсутствует. В то же время, Китай настроен обеспечить национальный суверенитет и безопасность независимо от того, по какому сценарию будет развиваться международная ситуация, и к каким трудностям и потерям это может привести Китай. Китайским правительством выделяется ряд внешних факторов, оказывающих большое воздействие на политическую, экономическую и военную обстановку в стране. Ранее мир воспринимался китайскими лидерами как потенциально враждебный, хотя и не несущий непосредственной военной угрозы безопасности Китая. Опасения китайского руководства вызывают так называемые теории "китайской угрозы" и "пекинского консенсуса".

Теория "китайской угрозы" исходит с Запада, который с опаской относится к новому сильному игроку на мировой арене. Теория "пекинского консенсуса" возникла в среде тайваньских учёных, считающих, что при дальнейшем росте и развитии страны в экономике и военной отрасли Китай предложит миру свой вариант рыночного развития - без демократических свобод, и впредь будет насаждать этот вариант в качестве "рецепта для третьего мира".

Таким образом, эти две теории ясно указывают на основные традиционные угрозы Китаю, с точки зрения его руководства. Это противостояние с Западом по ряду вопросов, включая права человека, территориальную целостность государства и другие. И внутренние территориальные проблемы в аспекте развития международного терроризма и сепаратизма.

В дополнение к традиционным проблемам безопасности китайские аналитики в последние годы стали уделять больше внимания отрицательному воздействию на экономическое развитие Китая и его внутреннюю стабильность со стороны глобальных и межнациональных угроз: эпидемии СПИДа, международной преступности и торговле наркотиками, быстрому распространению ядерного, химического и биологического оружия и систем его доставки, экологической деградации и терроризма. Руководство Китая все более осознает угрозы экономической и информационной безопасности, а также эрозии национальной независимости как следствия глобализации.

В настоящее время Китай достиг статуса общепризнанной региональной военной державы. Еще в начале века в Китае были созданы регулярные войска Национальной Освободительной армии Китая.

Система главных управлений НОАК включает руководимые ЦВС Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управление тыла, Главное управление вооружения. Через эти главные управления ЦВС осуществляет руководство и управление всеми военными округами, видами вооруженных сил и родами войск.

НОАК состоит из трех видов вооруженных сил: сухопутные войска, Военно-морские силы, Военно-воздушные силы и самостоятельного рода войск - второй артиллерии. Войска запаса НОАК комплектуются и формируются по установленной структуре, их основой являются служащие запаса, а костяк составляют военнослужащие действительной службы. Войска запаса входят в порядок НОАК, в обычное время они согласно положениям проходят обучение и подготовку, а при необходимости могут в установленном законом порядке содействовать охране общественного порядка. Во время войны войска запаса на основании изданного государством Закона о мобилизации переводятся в войска действительной службы.

Военно-политическое руководством страны осознает, что в результате происходящих процессов глобализации противоречие в военной науке и технике между информатизацией с одной стороны и механизацией - с другой, продолжает углубляться. Особенностью китайской системы финансирования расходов на оборону является то, что официальные бюджетные военные ассигнования не включают расходы на НИОКР, связанные с созданием новых типов вооружений и военной техники.

В настоящее время проходит процесс активной модернизации всех видов вооруженных сил КНР, подкрепленный большой долей финансирования военной отрасли государства. На первый план выходит проблема, связанная с расширяющейся технологической пропастью между вооруженным силами развитых европейских стран и вооруженными силами стран всего остального мира. Этот расширяющийся технологический разрыв побудил руководство Китая призвать НОАК стремиться к "технологическому прыжку", с целью всемерно ускорить приобретение способностей, увеличивающих маневренность, огневую мощь и точность оружия путем всемерной информатизации вооруженных сил. Несмотря на то, что за последние годы Китай добился существенного роста военного потенциала за счет поставок новых систем вооружения, совершенствования боевой подготовки войск и изменения основных положений военной стратегии, в настоящее время он не имеет достаточно возможностей для проецирования необходимой военной силы вне национальных границ.

Мероприятия по военной модернизации затрагивают все виды и рода войск. Однако повышенное внимание уделяется усовершенствованию Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. Армия КНР значительно повысила уровень своей боеспособности по сравнению с собственными показателями ХХ века, однако, в сравнении с ведущими мировыми военными державами отставание НОАК все еще остается крайне существенным.

Одной из главных проблем и, соответственно, направлений военной модернизации продолжает оставаться низкий уровень обеспеченности китайской армии новейшими образцами вооружений, причем, в данном случае можно говорить как о количественном, так и о качественном аспекте этой проблемы. Несмотря на то, что главным соперником на мировой арене КНР продолжает считать Соединенные Штаты Америки, можно отметить, что в настоящее время практически все виды войск подготовлены и развиваются в рамках ведения боевых действий в ближайшем окружении Китая. Что, однако, тоже имеет под собой рациональную основу - основные противоречия с США возникают по вопросу предоставления независимости Тайваня. И, в случае эскалации конфликта, боевые действия развернутся как раз на южных границах КНР.

НОАК находится на переходном этапе к преобразованию в армию современного типа, способную эффективно выполнять задачу ядерного сдерживания и нанесения ответного ядерного удара, успешно действовать в многомерном пространстве в условиях высокотехнологичной войны. Вместе с тем ввиду приоритетности задач экономического развития военная модернизация осуществляется умеренными темпами и носит выборочный характер. Китайский Военно-промышленный комплекс имеет ограниченные возможности по выпуску современных высокотехнологичных вооружений и сохраняет зависимость от импорта зарубежных технологий. Избранная догоняющая модель развития позволяет сократить, но не ликвидировать военно-техническое отставание Китая от мирового уровня. Поэтому в ближайшие годы вектор военно-технической политики Китая будет смещаться в сторону использования внешнего фактора, то есть в сторону импорта и лицензионного производства военной техники по зарубежным технологиям.

Также не следует забывать, что при сохранении опережающих темпов увеличения военных расходов по сравнению с темпами роста экономики Китай может по объему реальных военных расходов в ближайшие годы выйти на второе место в мире после США. Сдерживающим фактором может стать необходимость увеличения ассигнований на импорт энергоносителей, а также на решение сложных внутренних социально-экономических проблем, имеющих тенденцию к обострению.

Процент китайской интеграции в мировое сообщество растет из года в год. Как государство с развивающейся экономикой, Китай является участником ряда международных региональных организаций. Это участие способствует сотрудничеству в самых разных областях. Однако за приоритетные стороны Китай принимает экономическую и военную безопасность. В рамках вопроса о национальной безопасности в аспекте проблем обороноспособности, Китаем принимается ряд мер, по улучшению обстановки. Активное развитие дипломатических отношений, в том числе в военной сфере, со странами-членами АСЕАН, участие в совещаниях в рамках Диалога по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии (NEACD), все это говорит об огромных амбициях Китая за преобладание в АТР и в мире в целом. Между Китаем и другими странами - РФ, США, Францией, Германией, Украиной, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, а также соседними странами и региональными организациями создан механизм регулярных или нерегулярных консультаций по вопросам безопасности, обороны и контроля над вооружением. Руководствуясь интересами сохранения длительного мира и стабильности в АТР, сотрудники Министерств обороны и других соответствующих ведомств КНР, а также научные работники активизируют усилия по расширению и углублению своего участия в совещаниях, посвященных безопасности в АТР.

Китай является постоянным членом Шанхайской Организации сотрудничества. Поскольку защита мира - общая миссия вооруженных сил шести стран ШОС, КНР, начиная с 2005 года, принимает участие в совместных антитеррористических учениях. Эти учения направлены на углубление сотрудничества в сфере безопасности и обороны и служат еще одним важным шагом для поддержания регионального мира и стабильности.

Основой наращивания своего военного потенциала Китай признает импорт вооружений. По оценкам ученых, Китай является мировым лидером по объемам импорта вооружений. Несомненно, большая часть импорта исходит из России, с которой у Китая давние связи в этой области. Из-за событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь, Европейским союзом введено эмбарго на поставку вооружений в Китай. Однако китайские ученые за короткий срок научились копировать любое вооружение, поступающее в страну. Что является колоссальным подспорьем в области создания и модернизации вооруженных сил Китая.

В целом, возрастание мировой экономической и политической роли Китая, его превращение в один из важнейших компонентов развития международного сообщества сопровождается глобализацией интересов национальной безопасности Китая. На сегодняшний день многие глобальные и региональные проблемы безопасности не могут быть решены без участия Китая, многие острейшие проблемы самого Китая не могут быть преодолены без взаимодействия с мировым сообществом.


Список использованных источников и литературы

Нормативно - правовая база:

1.  Конституция Китайской Народной Республики. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://asia-business.ru/yurid/? p=37

2.  Белая книга. Национальная оборона. 2002 год. [электронный ресурс]. Режим доступа: www.abirus.ru

3.  Декларация глав стран-членов Шанхайской организации сотрудничества 2002 года. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian. scosummit2006.org /shanghe/zgysh. htm

4.  Закон Китайской Народной Республики "О воинской обязанности". [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinadata.ru /def_doc. htm

5.  Закон Китайской Народной Республики "О государственной обороне" март 1997. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinadata.ru /def_doc. htm

6.  Закон Китайской Народной Республики о дислокации вооруженного контингента в Особом административном районе Аомэнь 1998 год. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinadata.ru /def_doc. htm

7.  Закон Китайской Народной Республики о национальной обороне". [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinadata.ru /def_doc. htm

8.  Положение о действительной службе рядового состава НОАК. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinadata.ru/def_doc. htm

9.  Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/interdocs/2001/06/15/1933_type72067_106754. shtml? type=72067

10.  Устав Шанхайской организации сотрудничества 2002 года. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian. scosummit2006.org/shanghe/zgysh. htm

11.  Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" 2002 года. [электронный ресурс]. Режим доступа: russian. scosummit2006.org/shanghe/mtpl. htm

12.  Книги и монографии

13.  Ван Хайдун. Российско-китайские отношения и проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. - М.: Европеум - пресс, 2005. - 448 с.

14.  Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. - М.: Муравей, 1999. - 258 с.

15.  Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя: Принципы внешней и оборонной политики современного Китая. - М.: Муравей, 2003. - 351 с.

16.  Жулин Ю.А. Россия и Китай: военно-политические проблемы взаимной безопасности. - М.: Наука, 2005. - 201 с.

17.  Канчуков С.А. КНР в интернационализационных локально-региональных конфликтах 21 века. - Чита, 2007. - 248 с.

18.  Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение на "Большой Восток" (2004-2008). - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 447 с.

19.  Менгес К.К. Китай: нарастающая угроза. - М.: Независимая газета, 2006. - 608 с.

20.  Михеев В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. - М.: Центр Карнеги, 2006. - 321 с.

21.  Панченко М.Ю. Российско-китайские отношения и обеспечение безопасности в АТР. - М.: Научная книга, 2005. - 203 с.

22.  Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после холодной войны. - М.: Наука, 1998. - 386 с.

23.  Титаренко М.Л., Кузык Б.Н. Китай - Россия - 2050: стратегия соразвития. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 656 с.

24.  Современные международные отношения. Учебник. / Под ред. А.В. Торкунова. - М.: РОССПЭН, 2000. - 990 с.

25.  Устинова Т.Н. Проблемы безопасности в Азии. - М.: Европеум-Пресс, 2001. - 547 с.

26.  Цыганков П.А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 2007. - 320 с.

27.  Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебник - М.: Гардарики, 2007. - 557 с.

28.  Чуфрин Г.И. Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. - М.: Наука, 2007. - 546 с.

29.  Чуфрин Г.И. Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая. - М.: Наука, 2005. - 371 с.

30.  Шилин А.А. Стратегический баланс в Южной Азии. - М.: Научная книга, 2004. - 201 с.

31.  Широкорад А.Б. Россия и Китай: Конфликты и сотрудничество. - М.: Вече, 2004. - 448 с.

32.  Ядерное сдерживание и нераспространение. / Под ред.А. Арбатова и В. Дворкина. - М.: Московский Центр Карнеги, 2005. - 89 с.

33.  Статьи

34.  Бергер Я.О. Большая стратегия Китая в оценках американских и китайских исследователей // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - №1. - С.35-51.

35.  Бергер Я.М. Китай и Россия в глобальном мире // Свободная мысль - XXI. - 2004. - №10. - С.11-26.

36.  Бергер Я.О. О достоверности экономического роста Китая и "китайской угрозе" // Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - № 6. - С.40-55.

37.  Болятко А. Обеспечение национальной безопасности Китая // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - №4. - С.33-45.

38.  Бондаренко А. Синьцзян: проблемы экономического и политического развития // Азия и Африка сегодня. - 2005. - №12. - С.27-30.

39.  Ганич Д. Большая ядерная игра в Южной Азии // Азия и Африка сегодня. - 2007. - №5. - С.15-20.

40.  Исаков Ю. Преодоление энергетической бедности как одно из ключевых условий обеспечения глобальной энергобезопасности // Азия и Африка сегодня. - 2007. - №5. - С.21-37.

41.  Каменов П. Военная политика КНР // Азия и Африка сегодня. - 2007. - №5. С.7-14

42.  Караганов С.А. Современный Китай: Вызов или открывающиеся возможности. Материалы ситуационного анализа, проведенного в октябре 2003 года Советом по внешней и оборонной политике // Россия в глобальной политике. - 2004. - №2. - С.15-48.

43.  Ли Чжидун. Эконометрическое изучение в экономике Китая. Энергия и окружающая среда к 2030 году // Энергетическая безопасность. - 2003. - №32. - С.1137-1150.

44.  Лосюков А.П. Большой договор, большие перспективы // Международная жизнь. - 2001. - №8. - С.3-9.

45.  Михеев В. Внешняя политика Китая при новом руководстве // Азия и Африка сегодня. - 2005. - . № 12. - С.2-9.

46.  Мосяков Д. США - Китай: обострение противоречий в Юго-Восточной Азии // Азия и Африка сегодня. - 2007. - №7. - С.31-33.

47.  Мясников В.С. Взаимоотношения России с Китаем: тенденции, динамика, перспективы // Вестник Омского университета. - 1998. - . №4. - С.50-58.

48.  Скосырев В. Большой Китай и маленький остров // Азия и Африка сегодня. - 2007. - №1. - С.42-46.

49.  Хамраев Ф. "Синьцзянский фактор" и безопасность Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №5. - С.435-438.

50.  Чжоу Вэньчжун. Внешняя политика Китая и отношения Китая с США и Европой в новом столетии // Экспресс-информация. - 2005. - №5. - С. 20.

51.  Юй Сяоли. География национальной безопасности Китая // Экспресс-информация. - 2007. - №7. - С.45-51.

52.  Ян Лиюй. От Цзян Цземиня до Ху Цзиньтао. Политика Пекина в отношении Тайваня на фоне XVI съезда КПК // Экспресс-информация. - 2004. - №1. - С.83-87.

Энциклопедии и справочники

53.  Вооруженные силы и военная экономика стран Азии. Справочник. - М.: Институт востоковедения РАН, 2000. - 266 с.

54.  Ежегодник СИПРИ: Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: Наука, 2005. - 1024 с.

55.  Информационный бюллетень посольства Китайской Народной Республики. - 2000. - №1. - 78 с.

56.  Китайская Народная Республика в 2006г.: политика, экономика, культура // Ежегодник. ИДВ РАН. - М.: Русская панорама, 2007. - 516 с.

57.  Неопубликованные источники

58.  Арин О. О внешнеполитической стратегии КНР // Приложение к Независимой газете, "НГ-сценарии", 1999. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asiatimes.ru/countries/china/o_vneshnepolit_strategii_knr.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.