рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе

Анализ состояния ВМС КНР также дает основания говорить о том, что приоритетным направлением их модернизации является техническое переоснащение китайского военного флота. В настоящее время ВМС НОАК способны обеспечивать безопасность собственной прибрежной зоны, однако они пока слишком слабы, чтобы противостоять главным морским державами Азиатско-Тихоокеанского региона.


2.3 Обеспечение обороноспособности КНР и сотрудничество с зарубежными странами в военно-стратегической сфере

Китай на основе пяти принципов мирного сосуществования независимо и самостоятельно строит свои военно-дипломатические отношения, развивает обмен и сотрудничество в военной области. Подчиняя военную дипломатию нуждам государственной внешней политики и ставя ее на службу модернизации оборонного дела и армии, руководство ВС Китая придерживается активного, гибкого и делового стиля, прилагает усилия к стимулированию и укреплению отношений доверия, дружбы и сотрудничества со всеми зарубежными армиями и тем самым внесло свой вклад в поддержание мира и стабильности в регионе и во всем мире.

1994 г. на первом региональном форуме АСЕАН (АКР) Китай выдвинул пять принципов сотрудничества по проблеме безопасности в АТР и предложил соответствующие меры.

Эти принципы и меры, изложены министром иностранных дел КНР Цянь Цичэнем, и заключаются в следующем:

"1. Основываясь на Уставе ООН и пяти принципах мирного сосуществования, установить межгосударственные отношения взаимного уважения и дружественного сосуществования нового типа.

2. Установить с целью совместного экономического развития экономические отношения равной выгоды и взаимодействия.

3. Определить для урегулирования конфликтов и споров между государствами АТР, постепенного устранения факторов региональной нестабильности стандарт равноправных консультаций и мирного решения.

4. Руководствуясь главной установкой по защите регионального мира и безопасности, придерживаться принципа использования вооружений только в оборонительных целях, не участвовать в любых формах гонки вооружений. Не участвовать в распространении ядерного оружия. Ядерные страны соглашаются не применять первыми ядерное оружие, не прибегать к его использованию или к угрозе его использования в отношении безъядерных стран или районов. Поддерживать создание безъядерных зон и мирных районов.

5. С целью повышения понимания и доверия способствовать разным формам двусторонних или многосторонних диалогов и консультаций по проблеме безопасности"[122].

В 2001 г. КНР вступила во Всемирную торговую организацию, и в том же году в Шанхае был проведен очередной саммит АТЭС. Китай познавал ценность многосторонней дипломатии и активнее использовал ее. Принципиально новым моментом стали усилия Китая по созданию ранее не существовавших многосторонних механизмов, в которых сама КНР могла бы претендовать на положение одного из лидеров. Наиболее крупной инициативой такого рода и было формирование в июне 2001 года Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном в Шанхае Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это региональная многосторонняя организация сотрудничества, сформированная на основе "шанхайской пятерки". После ее создания подписаны и опубликованы "Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом", Совместное коммюнике министров обороны, Заявление премьер-министров, Заявление руководителей органов безопасности и Совместное заявление министров иностранных дел. На саммите ШОС, состоявшемся в июне 2002 года в Санкт-Петербурге, главы шести стран подписали такие важные юридические и политические документы, как "Устав Шанхайской организации сотрудничества", "Соглашение о региональном органе по борьбе с терроризмом" и "Декларацию глав стран-членов Шанхайской организации сотрудничества[123]. Выступая за новые подходы к обеспечению безопасности, модель регионального сотрудничества нового типа и новые отношения между странами мира, члены ШОС укрепляют взаимное доверие и сотрудничество в военной области, усиливают практическое взаимодействие в нанесении ударов по терроризму, сепаратизму и экстремизму, добились единодушия во взаимодействии в предотвращении и мирном решении международных конфликтов. В соответствии с шанхайским духом "взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, консультации, уважение различных цивилизаций, поиск путей совместного развития" ШОС активно способствует строительству справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка, что стимулирует безопасность и стабильность в регионе.

Китай, одобряя цели и принципы Конференции по мерам установления координации и взаимодоверия в Азии об укреплении доверия и сотрудничества и защите региональной безопасности, развертывает конструктивное дружественное сотрудничество со странами-членами. В июне 2002 года на саммите Конференции приняты Алма-атинский Акт[124] и Декларация СВМДА по искоренению терроризма и развитию диалога цивилизации[125]. Это ознаменовало важный прогресс в деятельности Конференции.

В 2004 году КНР стала проявлять всё большую активность на мировой арене. Свой растущий политический и экономический вес Китай стремиться использовать для увеличения влияния как на региональном, так и на мировом уровнях. Решение материкового Китая направить миротворческие войска на Гаити и его растущее участие в решении вопросов в странах Латинской Америки являются яркими примерами такого стремления. В Азиатско-Тихоокеанском регионе дипломатия Пекина завязана на региональные организации, в которых США не состоят.

В глобальном плане соперничество с Тайванем и ущемление его статуса на международной арене являются важными элементами внешнеполитической и дипломатической стратегии материкового Китая, в частности среди развивающихся стран.

Изменился подход Пекина к проблемам Корейского полуострова. Прежде Китай заступался за КНДР как младшего партнера в ее конфликте с США. Но по мере перехода северокорейского руководства к проведению все более вызывающей политики в ядерном вопросе позиция Пекина стала ужесточаться. Летом 2003 г. КНР приостановила нефтяные поставки в КНДР, давая понять, что поддержка Пхеньяна Китаем не безусловна. Китай не становился на позицию Вашингтона в американо-северокорейском споре, но систематически воздействовал на Северную Корею, побуждая ее к разумной гибкости. В апреле 2003 г. в Пекине прошли трехсторонние переговоры КНР, КНДР и США, которые в августе трансформировались в шестисторонние. Пекин продолжает играть роль организатора шестисторонних переговоров, целью которых является решение проблемы Ядерного оружия на Корейском полуострове[126].

Китай пошел дальше успешного подписания в 2003 году "Совместной декларации о стратегическом партнерстве, ориентированном на мир и процветание" с АСЕАН, а также дальше вступления в "Договор о дружбе и сотрудничестве с АСЕАН" в 2003 году, подписав "Меморандум о понимании и сотрудничестве в сфере нетрадиционных проблем безопасности" с АСЕАН в 2004 году, а также поддержав Кодекс поведения для АСЕАН в Южно-китайском море. Кроме того, КНР прилагает активные дипломатические усилия для развития отношений, включая отношения в военной сфере, с большинством стран, являющихся членами АСЕАН, для развития у них позитивных взглядов на рост комплексной государственной мощи Китая.

В прошедшие два года Китаем за рубеж были направлены более 70 военных делегаций, которые посетили 60 с лишним стан, со своей стороны китайская армия приняла более 160 военных зарубежных делегаций высокого ранга. Кроме того, по линии военно-технического сотрудничества Китаем были направлены в другие страны 150 с лишним делегаций экспертов, в свою очередь в Китае побывали более 180 групп экспертов по военным вопросам. Таким образом, китайские и зарубежные эксперты провели технические обмены и сотрудничество на основе дружбы и взаимной выгоды[127].

Дальнейший прогресс имел место в отношениях Китая с вооруженными силами стран-соседей. Оживленными были контакты на высоком уровне между армиями КНР и РФ, двусторонние военные отношения развиваются благоприятно. Китай прилагает усилия в развитии отношений в военной области со странами Северо-Восточной Азии, в частности им сделан позитивный вклад в стабилизацию обстановки на Корейском полуострове и во всей Северо-Восточной Азии. Продолжали развиваться отношения между армиями Китая и стан ЮВА, Южной Азии и Центральной Азии. Наряду с этим Китай усилил связи в военной области со странами Западной Азии, Африки, Латинской Америки, Океании, а также Восточной Европы и странами СНГ. В ходе сотрудничества Китай продолжал оказывать помощь некоторым развивающимся странам в подготовке военного персонала, снабжении оборудованием, оснащением и тыловыми ресурсами, а также медикаментами и гигиеническими материалами. Были сделаны попытки к отысканию новых сфер сотрудничества.

В связи с бомбардировкой вооруженными силами НАТО во главе с США здания посольства КНР в Белграде Китай в мае 1999 г. отсрочил намечавшиеся взаимные визиты высокопоставленных военных деятелей КНР и США. По мере постепенного улучшения китайско-американских отношений, были возобновлены контакты между армиями КНР и США. В январе 2000 г. между министерствами обороны Китая и США состоялась консультация по вопросам оборонительных мероприятий на уровне заместителей министров. В июле того же года министр обороны США совершил визит в Китай. Китай неизменно придает большое значение развитию отношений в области с европейскими странами. В этой сфере поддерживались контакты между высокопоставленными военачальниками и обмен на всех уровнях.

Кроме того, Китая направил в другие страны многочисленные группы военно-технических экспертов для обследования, ознакомления, участия в подготовке кадров и проведения научных исследований и в свою очередь принял ряд военно-технических делегаций других стран. Такого рода обмен коснулся широкой сферы: научного исследования и обмена, военного образования и строевых учений, управления войсками, культурно-спортивной работы, медицинской службы. Произошли новые сдвиги в сотрудничестве китайских ВС с зарубежными армиями в деле военной подготовки и учений. В последние два года было послано более 200 человек на учебу в РФ, Германию, Францию, Англию, Пакистан, Бангладеш, Таиланд и Кувейт. В свою очередь Китай принял для прохождения обучения около тысячи человек, командированных военными ведомствами стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. [128]

Китай принял участие в Региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ARF), в Азиатской конференции по вопросам взаимного сотрудничества и мерам утверждения доверия (CICA), в Азиатско-Тихоокеанском Совете по безопасности и сотрудничеству (CSCAP), в Диалоге по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии (NEACD), в трехстороннем симпозиуме с участием КНР, США и Японии и других многосторонних мероприятий по вопросам безопасности. Пекин рассматривает такого рода мероприятия в качестве важных каналов обсуждения безопасности на официальном и неофициальном уровнях и стремится углубить взаимопонимание и доверие, стимулировать дело мира и стабильности в регионе.

Региональный форум Ассоциации государств ЮВА (ARF) является сегодня единственным в АТР региональной многосторонней официальной трибуной диалога и сотрудничества по вопросам безопасности. Представители МИД и Министерства обороны КНР приняли участие в совещаниях министров иностранных дел и высокопоставленных должностных лиц всех созывов в рамках Регионального форума (ARF), а также в официальных и неофициальных совещаниях по вопросам утверждения доверия, организации миротворческих операций и спасательной работы на море, ликвидации последствий стихийных бедствий, превентивной дипломатии, нераспространения ядерных вооружений и пр. [129]

Китай считает, что в фокусе внимания ARF должны быть по-прежнему меры по утверждению взаимного доверия, а также разработка новых концепций и способов безопасности. Китай поддерживает поиски, предпринимаемые заинтересованными сторонами в сфере превентивной дипломатии, причем выступает за то, чтобы в первоочередном порядке провести всестороннее обсуждение концепции, формулировки, принципов и сферы превентивной дипломатии в АТР, с тем чтобы добиться единогласия.

Китай принимает активное участие в работе Азиатской конференции по вопросам взаимного сотрудничества и мерам утверждения доверия, инициированной Казахстаном, считая, что цели этой конференции в основном совпадают с целями безопасности Китая в Азии, причем Китай выступает за то, чтобы работа этой конференции полнее учитывала особенности и многообразие азиатского региона.

В 1996 г. Китай официально вступил в Азиатско-Тихоокеанский Совет по безопасности и сотрудничеству (CSCAP) и в 1997 г. учредил Китайский комитет CSCAP, который принимает серьезное участие в деятельности указанного Совета.

С тех пор, как в 1993 г. стали созываться совещания в рамках Диалога по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии (NEACD), Китай стал их неизменным участником. В 1996 и 1999 гг. Китай стал устроителем Пекинских IV и IX пленарных совещаний NEACD. В ходе совещаний благодаря усилиям Китая и других стран-членов было достигнуто единогласие касательно руководящих принципов сотрудничества в рамках NEACD.

Основной вехой в наращивании своего военного потенциала Китай считает импорт вооружений и создание своей научной базы по этому вопросу. Из-за наложенного Евросоюзом в 1989 году эмбарго на поставку вооружений в Китай, страна на несколько лет оказалась в политической изоляции, против нее были проведены экономические санкции. Европейский союз ввел этот запрет 27 июня 1989 года в ответ на жестокое подавление китайским правительством народных выступлений по всей стране. Самые жестокие акции проходили с 3 по 4 июня в столице КНР Пекине, где на площади Тяньаньмэнь солдаты Народно-освободительной армии Китая убили сотни демонстрантов, преимущественно студентов. Сколько именно человек погибли в те дни - неизвестно. Точных данных не существует, в первую очередь потому, что солдаты и танки, расправлявшиеся с демонстрантами, заблокировали площадь со всех сторон[130].

Однако возможность отмены эмбарго существует и крайне актуальна на данный момент для ряда европейских стран. Существует две основные группы оппонентов по данному вопросу. С одной стороны, большая часть стран-участниц Евросоюза, с другой США и Япония, которые формально не являются членами союза, но имеют значительное влияние на ряд союзных стран. Китай со времен Средневековья является главным врагом Японии, а события Второй мировой войны окончательно отбили у Пекина охоту устанавливать добрососедские отношения с Токио. Теперь, когда китайская экономика бьет все рекорды роста, самой неприятной для Японии была бы перспектива того, что Пекин сможет покупать любое оружие в любых количествах.

США - руководствуется иными мотивами. В Вашингтоне опасаются, что КНР, получив доступ к высокотехнологичному европейскому ВПК, сможет в короткое время заполучить вооружения и военные технологии, которые сделают его армию и флот гораздо боеспособнее и дадут китайцам возможность оккупировать ("освободить" - с китайской точки зрения) остров Тайвань, который предпочитает считаться независимым. Для США Тайвань является своего рода непотопляемым азиатским авианосцем - американцы держат на острове свои военные базы, незаменимые при любом конфликте в этом регионе. На словах США выступают в качестве гарантов демократии и обвиняют Пекин в антидемократической политике.

Об отмене эмбарго в Европе заговорили еще в октябре 2003 года. В феврале Европарламент отказался пересмотреть условия запрета. Этот вопрос был рассмотрен по предложению Франции и Германии. Однако по настоянию Великобритании, которая лоббировала интересы США и Японии, было принято решение оставить запрет в силе.

Несмотря на протесты и угрозы американцев и японцев, о планах Евросоюза по отмене эмбарго летом 2005 года было объявлено официально.12 января министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил, что запрет, вероятно, будет снят в течение ближайших шести месяцев. При этом Стро заверил, что торговля оружием с Китаем останется под жестким контролем.

Под большим вопросом остается довольно спокойная реакция США на такие заявления. На самом деле американцы и не думают сдаваться. Просто они поняли, что словами Европу не убедить. И подготовили ряд шагов, которые, возможно, ограничат устремления европейцев на китайский военный рынок.

США пригрозили Евросоюзу введением ограничений на поставки передовых военных технологий, если ЕС не предоставит гарантий, что эти технологии не попадут Китаю после снятия европейского эмбарго на торговлю вооружениями. Учитывая, насколько интегрированы военно-промышленные комплексы стран НАТО, это может серьезно сказаться на боеспособности европейских армий[131].

Однако новая стратегическая ситуация, которая начала складываться в связи с намерением Вашингтона создать системы НПРО и ПРО ТВД, способствовала сближению Москвы и Пекина. Руководителям обеих стран четко видно, что в случае осуществления этих планов и при возникновении военного кризиса обе стороны, если не примут своевременных политических или военных мер, лишатся возможности сказать свое веское слово. При этом никто не сомневается, что объектами новой ракетной инициативы Вашингтона, конечно, являются не столько Северная Корея или страны Ближнего Востока, сколько более крупные державы.

Именно такая ситуация вынудила Владимира Путина и Цзян Цзэминя твердо заявить в Пекине о том, что в случае развязывания Вашингтоном новой гонки вооружений, которая нарушит стратегический баланс, Россия и Китай будут вынуждены дать совместный ответ.

Учитывая все эти обстоятельства, Китай надеется, что Россия будет поставлять ему вооружения. КНР особенно заинтересована в этом после неудачной попытки получить от Израиля мощные радары, которые должны были быть установлены на военно-транспортных самолетах российского производства ИЛ-76[132].

Китай активно развивает военные контакты с разными странами мира. На основе "Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией" постепенно укрепляются и развиваются межармейские связи двух стран, сохраняется прекрасная тенденция контактов между высокопоставленными военачальниками[133].

В сентябре 2001 года на Гуаме прошло специальное совещание по режиму китайско-американских переговоров о военной безопасности на море, что означало начало возобновления китайско-американских военных контактов, которые одно время прервались. 2002 года на саммите Конференции приняты "Алматинский Акт" и "Декларация СВМДА по искоренению терроризма и развитию диалога цивилизации" 2002 года главы Китая и США на встрече согласились с возобновлением контактов между двумя армиями. По проблеме развития национальной безопасности. В конце 2001 года возобновлены китайско-японские военные связи. Успешно развиваются военные отношения между Китаем и Европейским союзом. Китайские военные делегации на всех уровнях успешно совершили визиты в армии многих стран Северно-Восточной, Юго-Восточной, Южной и Центральной Азии. Пограничные военные округа Китая развертывают контакты и обмены с пограничными войсками соседних стран. Китай продолжает оказывать помощь развивающимся странам в подготовке персонала, оснащении и оборудовании, тыловых материальных ресурсах, медицине и т.д., активно расширяет новые области контактов. Китай укрепляет связи и контакты со странами Западной Азии и Африки, продолжает развивать военные контакты со странами Латинской Америки[134].

НОАК регулярно направляет представителей для участия в многосторонней Конференции по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Форуме официальных лиц органов обороны стран АТР, Диалоге по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии, Региональном форуме АСЕАН, Форуме ВМС стран западной части Тихого океана, других многосторонних встречах по изучению и обсуждению вопросов безопасности. НОАК поддерживает консультации и проводит совещания по вопросам безопасности с органами обороны и соответственными военными органами Австралии, Франции, ФРГ, Индии, Японии, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, России, Таиланда, Великобритании и США, что укрепило взаимное доверие и понимание[135].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Китай - это государство, чья степень интеграции в мировое сообщество увеличивается из год в год. Как государство с развивающейся экономикой, Китай является участником ряда международных региональных организаций. Это участие способствует сотрудничеству в самых разных областях. Однако, за приоритетные стороны Китай принимает экономическую и военную безопасность. В рамках вопроса о национальной безопасности в аспекте проблем обороноспособности, Китаем принимается ряд мер, по улучшению обстановки. Создание Шанхайской организации сотрудничества, активное развитие дипломатических отношений, в том числе в военной сфере, со странами-членами АСЕАН, участие в совещаниях в рамках Диалога по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии (NEACD), все это говорит об огромных амбициях Китая за преобладание в АТР и в мире в целом. Между Китаем и другими странами - РФ, США, Францией, Германией, Украиной, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, а также соседними странами и региональными организациями создан механизм регулярных или нерегулярных консультаций по вопросам безопасности, обороны и контроля над вооружением. Руководствуясь интересами сохранения длительного мира и стабильности в АТР, сотрудники Министерств обороны и других соответствующих ведомств КНР, а также научные работники активизируют усилия по расширению и углублению своего участия в совещаниях, посвященных безопасности в АТР, в ходе сотрудничества укрепились взаимопонимание и доверие китайских участников с зарубежными коллегами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.