рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Во всех школах, выпускники которых принимают участие в написании ГКР, составляются графики проведения ГКР, проводятся инструктажи с учащимися и педагогами, оформляются информационные стенды для учащихся и их родителей.

Во время проведения ГКР специалисты районных отделов образования осуществляют выходы в конкретные школы с целью изучения состояния подготовки и проведения ГКР.

Данная работа позволяет обеспечить неплохой результат сдачи Единого государственного экзамена выпускниками общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга: так, в 2007 году Единый государственный экзамен по математике на оценки "5" и "4" сдали 54,6% выпускников школ города, по русскому языку - 64% выпускников школ города1.

Осуществляя постоянное отслеживание (мониторинг) качества образования, отказываясь от устаревших параметров и включая новые, отражающие новые цели образования, делая информацию о результатах контроля максимально доступной для учащихся и их родителей, муниципальные органы управления образования оказывают положительное влияние на регулирование деятельности образовательных учреждений города.

Таким образом, регулирование деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" обеспечивает: развитие многопрофильной разноуровневой и вариативной системы общего образования в целях максимального и всестороннего удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения города; создание условий для достижения уровня образованности, соответствующего личностному потенциалу ученика, развития его индивидуальности и творческих способностей, социально-педагогической защиты каждого ребенка в изменяющемся социуме; обеспечение образовательной системы педагогическими кадрами высокой квалификации и необходимой для практики специализации, стимулирование творческой активности практических работников.

Для обеспечения права граждан на образование, закрепленное Конституцией Российской Федерации, Городское управление образования ежегодно осуществляет комплекс сложных, но необходимых мероприятий, обеспечивающих жителям Екатеринбурга доступ к качественному образованию и эффективность использования имеющихся и выделяемых ресурсов на развитие образовательного комплекса города.

Привлекая общественные структуры к управлению образовательными учреждениями, вводя новую систему оплаты труда и нормативное финансирование как механизмы мотивации руководителей школ и учителей, создавая специализированные школы (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) как условия для выбора ученика, делая механизм итоговой аттестацию независимым от школы, для того чтобы знать объективные результаты работы педагогических коллективов, управлении и регулирование деятельности общеобразовательных учреждений города становится совершенно иным, не административно-командным, а мотивационным.

3.2 Регулирование деятельности сети дошкольных образовательных учреждений города Екатеринбурга

На территории муниципального образования "город Екатеринбург" действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Пункт 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержит термин "сеть дошкольных образовательных учреждений"1, которая действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье. То есть потребности семьи, включающей детей дошкольного возраста, выступают системообразующим элементом для организации сети дошкольных образовательных учреждений.

Понятие "сеть дошкольных образовательных учреждений" рассматривается как "совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов"2. То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде всего, разнообразие видов указанных учреждений при равноправии правового, образовательного, финансового статусов, а также возможности для организации каких-либо дополнительных механизмов обеспечивающих, например, кратковременное пребывание детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады под контролем педагогических работников.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно пункту 5 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (п.5) функционируют следующие виды дошкольных образовательных учреждений1:

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Сопоставление различных видов дошкольных образовательных учреждений по показателям и специфике оказываемых образовательных услуг представлена в приложении 3.

Главными задачи управления дошкольными образовательныеми учреждениями на современном этапе развития являются1:

создание условий, обеспечивающих развитие образовательного процесса как целостной системы и индивидуально-творческого развития личности ребенка и педагога; благоприятный социально-психологический климат в коллективе воспитателей и воспитанников;

создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности ребенка;

предоставление каждому ребенку возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности.

Регулирование деятельности сети дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" осуществляется в соответствии с "Городской целевой программой развития системы общего образования в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2007-2009 годы", которая является механизмом реализации муниципального стратегического проекта "Городская школа - стандарт "пять звезд" на период до 2015 года.

В Екатеринбурге в системе органов управления образованием в 1990 году функционировало всего 104 детских сада. Все остальные детские сады (более 80% от общего количества) находились на балансе предприятий, которые в девяностые годы самостоятельно принимали решения об их дальнейшей судьбе. Функционирующие детские сады, переданные от предприятий в ведение отделов образования в удовлетворительном состоянии, остались действующими до настоящего времени.

Весь имущественный комплекс бывших детских садов по собственности можно разделить на три группы: муниципальная, государственная и собственность акционерных обществ.

Администрация города вправе распоряжаться только тем имуществом, которое включено в реестр муниципальной собственности. В 2008 году 268 муниципальных дошкольных образовательных учреждений посещали 36 500 детей. По охвату детей дошкольными учреждениями в соответствии с официальными данными Росстата Екатеринбург находится на равных позициях с городами Новосибирск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа.

Одна из главных задач Городского Управления образования Администрации города Екатеринбурга - расширение сети дошкольных образовательных учреждений - успешно решается в течение последних пяти лет. Благодаря этому "сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений в городе Екатеринбурге с 1992 года увеличилась в 2,5 раза.

В период с 2004 по 2007 годы открыто 20 новых муниципальных и 3 негосударственных дошкольных образовательных учреждения. Дополнительно в действующей сети детских садов после ремонта открыто 70 групп.

В целях создания негосударственных образовательных учреждений для детей дошкольного возраста предоставлено 11 зданий детских садов, находящихся в муниципальной собственности с предоставлением льготы по арендной плате в размере 80 процентов. Перспектива развития сети дошкольных образовательных учреждений определена "Городской целевой программой развития системы общего образования в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2007-2009 годы" и долгосрочной целевой программой "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2009-2011 годы". Результатом реализации программ станет ввод 47 новых детских садов на 6 600 мест. На эти цели потребуется выделение из бюджета более 4 миллиардов рублей"1.

Темпы ввода в строй новых детских садов в Екатеринбурге достаточно высокие, "несмотря на стоимость капитального ремонта и строительства зданий (50 млн. рублей - ремонт, 100 млн. рублей - строительство одного объекта). Планируется до 2011 года построить и капитально отремонтировать детские сады на 6 000 мест за счет бюджетов всех уровней и детские сады на 2000 мест за счет средств инвесторов"2. В проектах застройки новых микрорайонов в соответствии с распоряжениями Главы Екатеринбурга обязательно предусматривается и строительство новых зданий детских садов.

Статистические показатели изменения численности детей дошкольного возраста, обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях анализируются специалистами районных отделов образования и Городского управления образования. Данные анализа учитываются при разработке программ развития системы образования в городе Екатеринбурге. "В 2008 году муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещает 36 тысяч детей. Увеличение охвата дошкольным образованием детей осуществляется в двух направлениях: строительство и реконструкция зданий детских садов в целях предоставления детям содержания в детском саду в течение 10 часов в день; организация групп кратковременного пребывания детей для получения гарантированного доступного бесплатного образования"3.

Законодательством Российской Федерации определены два понятия:

1) "воспитание детей дошкольного возраста", предполагающее охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и оказание необходимой коррекции нарушений развития этих детей;

2) "бесплатное дошкольное образование, гарантированное государством (Конституция Российской Федерации, ст.5 Закона Российской Федерации "Об образовании"), которое не предполагает предоставления услуг по питанию и присмотру за детьми".

Статья 18 Закона Российской Федерации "Oб образовании" предусматривает следующее:

родители являются первыми педагогами:

в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных);

органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому1.

На содержание одного ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "из бюджета города Екатеринбурга расходуется в среднем 4-5 тысяч рублей в месяц (в компенсирующих детских садах - 10-12 тысяч в месяц). Доля средств родителей в общих расходах составляет в среднем 8 процентов"2. Сметой расходов обеспечены в полном объеме статьи: заработная плата, питание детей, коммунальные платежи, транспортные расходы на завоз продуктов, оплата услуг связи, обслуживание и ремонт технологического оборудования. Кроме того, обеспечивается устранение аварийных ситуаций. Ежегодно утверждаются программы по обновлению технологического оборудования, установке пожарных сигнализаций, ограждения, приобретению детской мебели в соответствии с установленной очередностью. К сожалению, на приобретение игрового, методического материала, текущие ремонтные работы средств в достаточном количестве не хватает.

В соответствии со статьей 52.1 Закона Российской Федерации "О6 образовании" услуга по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях для родителей является платной и ее предоставление для каждого ребенка не гарантировано государством.

Учитывая изменения потребности населения на получение детьми дошкольного образования, Управление образования Администрации города Екатеринбурга при активной поддержке Общественного комитета по проблемам дошкольного образования города Екатеринбурга готово в течение последующих лет оптимизировать работу сети муниципальных образовательных учреждений для более рационального её использования в целях увеличения численности контингента воспитанников, получающих дошкольное образование. Это предполагает открытие групп кратковременного пребывания детей для получения дошкольного образования в общеобразовательных школах и в детских садах за счет изменения режима работы групп.

На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и Министерством образования и науки Российской Федерации организована работа по формированию современной модели образования. В ее основу заложено создание системы образовательных услуг для раннего развития детей, предусматривающей многообразие форм предоставления детям дошкольного образования.

При подготовке резолюции областной конференции "Обеспечение общедоступного дошкольного образования различных категорий детей: проблемы и возможные варианты решения", прошедшей 27 марта 2008 года в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, была учтена инициатива Управления образования - предложить областной Думе Законодательного собрания Свердловской области обратиться в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста трех лет.

Районные отделы образования, подчиняющиеся Городскому управлению образования, организуют деятельность дошкольных образовательных учреждений в семи районах города Екатеринбурга.

Выдача путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется районными отделами образования в соответствии с "Положением о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений муниципального образования "Город Екатеринбург" детьми дошкольного возраста", утвержденным распоряжением начальника Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 02.04.07.260-р. При комплектовании детских садов учитывается не только очередность (дата постановки на учет ребенка), но и наличие свободных мест в группах, соответствующих возрасту детей.

Таким образом, выработанная Городским Управлением образования стратегия по управлению сети дошкольных образовательных учреждений позволяет: поддерживать функционирование городских детских садов в режиме развития; создавать условия для поддержания и совершенствования качества управления и образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях; обеспечивать успех социализации воспитанников детских садов, т.е. дает хороший старт детям в дальнейшую жизнь. Регулирование деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений со стороны Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга направлено на создание системы образовательных услуг в поддержку семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку дошкольного возраста возможность обучаться по образовательным программам и обеспечение не только высокой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению, но и их ранней позитивной социализации. Регулирование деятельности дошкольных образовательных учреждений города Екатеринбурга, как и общеобразовательных учреждений города, проявляется в аналитической, организационной, прогнозирующей, координирующей и контролирующей функциях, направленных на развитие каждого дошкольного образовательного учреждения и творческую саморелизацию педагогических коллективов детских садов.


Заключение

Анализ литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы и обобщения.

К основным стратегическим целям образовательной политики российского государства относятся: равенство доступа к качественному образованию при эффективном использовании ресурсов, непрерывность образования, повышение роли регионов в развитии образования и интеграция России в международное образовательное пространство. Достижение этих целей диктует необходимость взаимодействия и совместной ответственности федерального, регионального и муниципального уровней управления в процессе регулирования деятельности образовательных учреждений.

Законодательство Российской Федерации по образованию разделяет компетенции органов управления образования на два уровня: федеральный - высшие учебные заведения и учреждения начального и среднего профессионального образования; муниципальный - общеобразовательные учреждения (гимназии, лицеи, центры образования и средние школы), учреждения дополнительного образования, дошкольные образовательные учреждения.

Осуществление государственной политики на территории Российской Федерации, обеспечение единых подходов в решении стоящих перед образованием задач во всех образовательных учреждениях страны, разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования означает возникновение новых тенденций и перспектив.

В основу дальнейшего развития и реконструкции территориальной организации высшего образования, развития региональных центров высшей школы уральской столицы - города Екатеринбурга - должна быть положена идея о необходимости сращивания, интеграции высшего образования с другими, как интеллектуальными, так и техническими сферами. Территориальное сближение и дальнейшее сращивание высшего и среднего профессионального образования с другими областями человеческой деятельности ведет к формированию территориальных учебно-научно-производственных комплексов. При локализации на одной площадке - территории муниципального образования "Город Екатеринбург" - высших, средних, начальных профессиональных учебных заведений, научных, опытных, консалтинговых учреждений образуется отраслевой учебный комплекс с завершенной структурой. Располагая значительным материально-техническим и интеллектуальным потенциалом (лаборатории, полигоны, информационная инфраструктура и т.д.), такой комплекс имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с вариантом рассеянного размещения и оказывает сильное воздействие на развитие экономики в Уральском регионе. Сращиванию различных звеньев системы профессионального образование в единое целое в настоящее время способствует политика формирования корпоративных университетов, которые фактически и являются учебно-научно-производственными комплексами. Региональный университет в будущем будет представлять собой сформированный межотраслевой комплекс, который наряду с функциями подготовки кадров разной квалификации, научными исследованиями будет выполнять функции по консалтингу, профориентации, техническому творчеству и др.

Анализ деятельности Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга показал, что функции, задачи, структура и штатная численность Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга и районных отделом образования соответствуют новым задачам, определенным федеральным законодательством в области образования. В соответствии с ним муниципальные органы управления образования при регулировании деятельности образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" сегодня осуществляют следующие функции: информационно-аналитическую, прогностическую, планирующую, организационную и контролирующую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.