рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Часть учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга являются государственными образовательными учреждениями и находятся в федеральном подчинении (например, Екатеринбургский механико-технологический колледж, Екатеринбургский радиотехнический техникум им.А.С. Попова, Екатеринбургский техникум химического машиностроения, Екатеринбургский химико-механический техникум, Екатеринбургский химико-механический техникум). Они могут входить в структуру вуза и их деятельность находится в компетенции федеральных органов управления. Например, российский государственный профессионально-педагогический университет имеет в своей структуре 2 колледжа, которые осуществляют подготовку студентов по программам среднего профессионального образования (Екатеринбургский машиностроительный колледж и Екатеринбургский электромеханический колледж).

Часть учреждений начального и среднего профессионального образования являются областными государственными учреждениями культуры (Свердловский областной методический центр по художественному образованию, Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского (колледж), Екатеринбургский музыкальный колледж). Их деятельность регулируется Министерством культуры Свердловской области.

Все учреждения начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга осуществляют образовательную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами Администрации города Екатеринбурга и собственными Уставами.

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования города ведут подготовку кадров по всему спектру специальностей, необходимых социально-экономическому комплексу Свердловской области.

Образовательная деятельность учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга прежде всего регулируется Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования второго поколения, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с методическими службами 26 министерств и ведомств, являющихся разработчиками государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по закрепленным за ними специальностям, в 2002 году. Проекты Государственных требований прошли экспертизу с привлечением представителей ведущих предприятий и учреждений соответствующих отраслей экономики, профессиональных ассоциаций работодателей, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Основной задачей учебных заведений среднего профессионального образования в условиях введения второго поколения Государственных требований является формирование образовательных программ, обеспечивающих сбалансированное сочетание федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.

В рамках нормативно-методического обеспечения реализации второго поколения Государственных требований издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении сроков обучения по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения для реализации профессиональной образовательной программы базового и повышенного уровня среднего профессионального образования". Подготовлено и направлено в учебные заведения письмо по совершенствованию процесса физического воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. С учетом обновления содержания образования, в новых Государственных требованиях разработаны Рекомендации по реализации общеобразовательной подготовки в средних специальных учебных заведениях с учетом профилей среднего профессионального образования (гуманитарный, педагогический, социально-экономический, технический, естественнонаучный).

Важным аспектом регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования является комплексное учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях. С целью обеспечения формирования учебно-программной документации по специальностям подготовлены Рекомендации по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования. Министерствами и ведомствами по закрепленным специальностям подготовлены комплекты примерных программ по учебным дисциплинам, предусмотренным Государственными требованиями к уровню подготовки выпускников средних профессиональных учреждений. Сформирована автоматизированная информационно-поисковая система "Общероссийский фонд Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования", содержащая тексты Государственных требований по специальностям, примерных учебных планов, примерных программ учебных дисциплин и обеспечивающая обработку запросов в диалоговом режиме.

Важным направлением регулирования деятельности учреждений системы среднего профессионального образования является внедрение новых образовательных технологий: личностно-ориентированного образования, проблемного обучения, модульного построения образовательного процесса, дистанционного образования, информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в Екатеринбурге создан региональные центры модульного обучения по ряду специальностей среднего профессионального образования.

Правовое регулирование деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. Наиболее важный из них - и Постановление Правительства Российской Федерации "Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена".

Благодаря финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования и Министерства культуры Свердловской области многие средние специальные учебные заведения города Екатеринбурга имеют доступ в глобальные телекоммуникационные сети, в отраслевую сеть RUNNet, корпоративные сети Intranet. На федеральном уровне функционирует интерактивная информационная система "Среднее профессиональное образование".

В целях повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации работников средних специальных учебных заведений в области информационных технологий Министерством образованием и науки Российской Федерации ежегодно проводится обучение директоров и резерва на должность руководителей подведомственных средних специальных учебных заведений, а также главных бухгалтеров и их заместителей.

Осуществляя контроль за деятельностью образовательных учреждений среднего профессионального образования, начиная с января 2002 года в соответствии с приказом Министерства образования России от 20.11.2001 № 3734 "О комплексной оценке деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений)", введена новая форма оценки деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования учреждения - комплексная оценка. Технология комплексной оценки средних специальных учебных заведений имеет некоторые отличия от комплексной оценки деятельности вузов в связи с тем, что лицензирование образовательного учреждения среднего профессионального образования проводят государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Не всегда удается совместить по срокам проведение повторного лицензирования учреждения и его аттестацию. Однако проведение комплексной оценки деятельности учреждений среднего профессионального образования на основе объединения процедур аттестации и государственной аккредитации имеет существенный социально-экономический эффект, так как вопрос об утверждении итогов аттестации и принятие решения по аккредитации осуществляется на одной Аккредитационной коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Отношения, связанные с обеспечением на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" государственных гарантий общедоступности и бесплатности начального и среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных организациях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые, регулируются Законом "Об образовании в Свердловской области", принятым Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 30 июня 1998 года.

Министерством общего и профессионального образования Свердловской области для учреждений начального и среднего профессионального образования разрабатывается и утверждается региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов, который направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области.

В качестве дополнительных требований к результату профессионального образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы Свердловской области. Освоение компетенций выпускниками профессиональной школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования - "образования в течение всей жизни", принятую мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы). Подход к стандартизации, основанный на компетенциях, и понимание необходимости непрерывного профессионального образования позволили создать единый региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области и городе Екатеринбурге является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы образования.

Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования являются1:

1) установление на уровне области требований к содержанию основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области;

2) установление дополнительных региональных (областных) требований к уровню образованности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

3) обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области;

4) регулирование отношений субъектов в сфере образования Свердловской области на этапах введения и реализации стандарта.

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования разработан в дополнение к федеральному компоненту с учетом стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области и направлен на выполнение следующих функций1:

1) обеспечение унификации региональных (областных) требований к результату начального и среднего профессионального образования на территории Свердловской области;

2) обеспечение правового регулирования отношений в сфере начального и среднего профессионального образования;

3) сбережение здоровья обучающихся в образовательном процессе;

4) обеспечение нормативных оснований проектирования образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом региональных требований к результату образования;

5) привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца;

6) мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно-экономической сферы в Свердловской области;

7) мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области;

8) обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося;

9) обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, информационных) реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования;

10) обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как условие непрерывного профессионального образования на территории Свердловской области.

На региональном уровне Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в целях регулирования деятельности колледжей и техникумов, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" осуществляет мониторинг качества среднего профессионального образования, рассматривая его как "способность каждого образовательного учреждения среднего профессионального образования выполнять задачи по формированию мотивационной, информационной, процессуально-технологической (операциональной) и рефлексивно-аналитической готовности обучающихся (будущих специалистов) к определенному виду профессиональной деятельности, укреплению и всестороннему развитию его общих и конкретно-личностных социальных, психических и физических качеств, удовлетворяющих актуальным и потенциальным потребностям системы общественного производства и услуг"1.

Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, региональным ресурсным центром и профильными ресурсными центрами развития профессионального образования, учреждениями начального и среднего профессионального образования, предприятиями (организациями) разных форм собственности, осуществляется деятельность по определению требований к результатам подготовки специалистов, результаты которой свидетельствуют о целесообразности выбранного направления по созданию методико-технологических условий для проведения "анализа потребностей в умениях" и проектированию региональных требований к результату образования.

В результате проведенной на региональном уровне работы по регулированию деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования1:

обеспечена системность подхода к определению результата образования, условий его достижения и оценки уровня и качества подготовки специалистов;

определены методологические основания развития менеджмента качества профессионального образования;

сформировался опыт совместного участия представителей органов государственной власти, работников системы образования и представителей хозяйствующих субъектов в определении региональных требований к уровню и качеству подготовки специалистов (в том числе создание Отраслевых советов по качеству профессионального образования);

формируется система управления развитием содержания профессионального образования на основе результатов деятельности ресурсных центров, образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты;

развивается практика инвестирования средств предприятий (организаций) в подготовку специалистов;

развивается практика реализации программ многоуровневой подготовки на основе требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга и Свердловской области;

стимулируется в условиях конкурсного отбора деятельность образовательных учреждений по развитию материально-технической базы образовательных программ, обеспечивающих результат образования;

созданы основания для мониторинга и рейтингования образовательных учреждений по развитию содержания образования в соответствии с требованиями регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области.

Таким образом, регулирование деятельности учреждений среднего профессионального образования на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Цель деятельности учреждений среднего профессионального образования - осуществление образовательного процесса на высоком профессиональном уровне, необходимом для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена в различных сферах производственной и культурной деятельности, подготовки выпускников к дальнейшему обучению в вузах.


Глава 3. Анализ деятельности Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга при регулировании деятельности муниципальных образовательных учреждений 3.1 Регулирование деятельности общеобразовательных школ города Екатеринбурга

В течение последних лет в образовательном комплексе Екатеринбурга сформирована вариативная система образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных потребностей детей и их родителей. В 2008-2009 учебном году процент общеобразовательных учреждений повышенного статуса, расположенных в различных районах города, составляет 21,5%. Охват обучающихся образовательными услугами учреждений дополнительного образования детей составляет 46,8 %. В городе создана сеть из 88 опорных центров и экспериментальных площадок по различным видам инновационной деятельности. Более половины всех образовательных учреждений реализует различные формы взаимодействия с высшей школой, включая довузовскую подготовку, экспериментально-исследовательскую деятельность (в среднем по городу реализуется 49 направлений профильного обучения и 618 курсов предпрофильной подготовки).

В 2008-2009 учебном году в подчинении Городского управления образования Екатеринбурга находится 179 муниципальных общеобразовательных учреждений, среди которых 30 гимназий, 11 лицеев, 130 средних школ, 7 центров образования и 1 вечерняя школа (Верх-Исетский район).

При регулировании деятельности общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга Городское управление образования осуществляет информационно-аналитическую, прогностическую, планирующую, организационную и контролирующие функции.

Информационно-аналитическая функция Управления образования на муниципальном уровне связана с тем, что на основе собранной информации, которая дает объективное представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента (лицея, гимназии, общеобразовательной школы, образовательного центра) специалистами Управления образования осуществляется проблемно-ориентированный анализ деятельности городского образовательного комплекса. Цель такого анализа состоит в выделении наиболее существенных проблем, ориентированных не только на требования настоящего, но и требования прогнозируемого будущего, их ранжирование и структурирование. Следовательно, выделение проблем, их ранжирование является главным исходным звеном как для целеполагания, так и для прогнозирования. Для регулирования деятельности общеобразовательных учреждений на основе долгосрочного прогноза ставятся стратегические цели, которые находят отражение в стратегических проектах.

Прогностическая функция Управления образования на муниципальном уровне осуществляется с целью выработки управляющих решений и организационных мероприятий, направленных на повышение качества образования в каждом образовательном учреждении, находящимся в компетенции муниципальных органов образования. На основе собранной информации о состоянии образовательного процесса и ее анализа специалистами Городского Управления образования вырабатывается прогноз о развитии системы начального, основного, среднего и дошкольного образования на данной территории. С помощью полученных статистических данных предоставляется возможность оценить динамику изменений в образовательном процессе сети муниципальных образовательных учреждений (школ и детских садов), установить общие тенденции ее дальнейшего развития.

В целях системного развития образовательного комплекса города Главой Екатеринбурга утверждена "Городская целевая программа развития системы общего образования в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2007-2009 годы", которая является механизмом реализации муниципального стратегического проекта "Городская школа - стандарт "пять звезд" на период до 2015 года. Этот проект представляет интерес для всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.