Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"
Типовое положение имеет следующие разделы:
I.
Общие положения.
II.
Прием в высшее учебное заведение.
III.
Образовательная деятельность высшего учебного заведения.
IV.
Научная деятельность высшего учебного заведения.
V.
Управление высшим учебным заведением.
VI.
Обучающиеся и работники высшего учебного заведения.
VII.
Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации
научно-педагогических работников.
VIII. Экономика высшего
учебного заведения.
IX.
Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения.
В разделе "Общие положения"
Типового положения о высшем образовательном учреждении Российской Федерации"
говорится о порядке создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений,
полномочиях учредителя государственного высшего учебного заведения и его отношениях
с высшим учебным заведением, которые регулируются уставом или договором, заключаемым
учредителем и высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В пункте 8 "Общих положений"
указано: "Высшее учебное заведение получает право на ведение образовательной
деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации,
со дня выдачи ему лицензии"1.
Лицензирование деятельности высшего учебного заведения, его аттестация и государственная
аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
В пункте 11 сформулированы основные
задачи высшего учебного заведения, согласно которым организовывается
его образовательная деятельность. К этим задачам относятся:
а) удовлетворение потребности личности
в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего
и послевузовского профессионального образования;
б) удовлетворение потребности общества
и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических
кадрах высшей квалификации;
в) организация и проведение фундаментальных
и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских
работ, в том числе по проблемам образования;
г) подготовка, переподготовка и повышение
квалификации специалистов и руководящих работников;
д) накопление, сохранение и приумножение
нравственных, культурных и научных ценностей общества;
е) распространение знаний среди населения,
повышение его образовательного и культурного уровня.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации об образовании устанавливаются высшие учебные заведения следующих
видов: университет, академия, институт. Все они присутствуют на территории муниципального
образования "Город Екатеринбург". В "Типовом положении об учреждении
высшего профессионального образования" сформулированы задачи и функции каждого
из этих видов высших учебных заведений, особенности организации их образовательной
деятельности и отмечено, что на базе университетов и академий могут создаваться
"университетские комплексы, объединяющие образовательные учреждения, которые
реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие
организации или выделенные из их состава структурные подразделения"1.
Каждое учебное заведение имеет государственный
статус, который присваивается, а в дальнейшем подтверждается (например, в России
каждые пять лет) при прохождении комплексной оценки деятельности образовательного
учреждения высшего или среднего профессионального образования. Статус в обязательном
порядке включается в наименование высшего учебного заведения (вуза) или среднего
специального учебного заведения (ссуза) и отражается в Уставе и свидетельстве о
государственной аккредитации.
Для того чтобы учебное заведение
могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по
одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит
процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным - проводит подготовку
специалистов на основании одной лишь лицензии. Например, Екатеринбургское
высшее артиллерийское командное училище (военный институт), Европейско-Азиатский
институт управления и предпринимательства, Уральский институт Государственной противопожарной
службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Екатеринбургский
театральный институт и др.).
Если учебное заведение имеет статус
академии, значит в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности.
Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли. Это чаще всего
отражается в названии академии. Например: Уральская академия государственной службы,
Уральская государственная юридическая академия, Уральская государственная медицинская
академия, Уральская государственная архитектурно-художественная академия и т.д.)
Университет сегодня означает
всецелость или совокупность всех наук, всех отраслей человеческого знания, в противоположность
разным специальным, хотя бы и высшим, учебным заведениям, в которых учащийся специализируется
в какой-либо одной области знания, преимущественно прикладного, практического. В
университете охватывается широкий спектр специальностей из разных областей науки.
В учебном заведении, которому присвоен статус университета, могут соседствовать
гуманитарные и технические факультеты. В стенах одного университета могут учиться
студенты-экономисты, химики и будущие музыканты. Например, Уральский государственный
университет им.А.М. Горького, Уральский государственный технический университет
- Уральский политехнический институт, Уральский государственный педагогический университет
и т.д.).
Наименование высшего учебного заведения
устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации и в иных
случаях. В наименовании высшего учебного заведения указываются его вид и при необходимости
- специальное название (консерватория, высшее училище и др.). Государственные награды
в наименовании высшего учебного заведения не указываются.
В пункте 17 указано, что высшее учебное
заведение самостоятельно формирует свою структуру, в состав е университета и
академии в качестве структурного подразделения может быть создан институт и (или)
научно-исследовательский институт. Обособленные структурные подразделения, расположенные
вне места нахождения высшего учебного заведения, являются его филиалами или представительствами,
у них те же функции, задачи и права, что и высшего учебного заведения, чьими структурными
подразделениями они являются.
В разделе "Общие положения"
об образовательной и воспитательной деятельности вуза сказано отдельно в пунктах
21 и 22: "Высшее учебное заведение любого вида и его филиалы могут реализовывать
образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного
профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии"1.
Деятельность высшего учебного заведения
по реализации указанных образовательных программ (включая разработку требований
к приему граждан, содержанию образования и к организации образовательного процесса,
выдачу документов об образовании, предоставление прав, социальных гарантий и льгот
обучающимся и работникам) регулируется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов
и видов (п.21).
Воспитательные задачи высшего учебного
заведения, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих
и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной,
общественной и иной деятельности обучающихся и работников (п.22).
Подробно образовательная деятельность
вуза регламентируется разделом III Типового
положения.
Согласно Типовому положению, образовательные
программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах
- очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната; допускается
сочетание различных форм получения образования, в том числе соединение обучения
по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации. Для всех форм
получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной
программы, действует единый государственный образовательный стандарт.
Программы подготовки
бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, реализуемые в высшем учебном
заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального
образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального
образования. Сроки обучения устанавливаются государственным образовательным стандартом.
Общие требования
к организации образовательного процесса в высшем учебном заведении по образовательным
программам различных уровней устанавливаются законодательством Российской Федерации
в области образования.
Организация учебного
процесса в высшем учебном заведении по образовательным программам высшего профессионального
образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности)
и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются
и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно на основе государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных
программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин,
утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный
план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.
Типовое положение (п.36) регламентирует
учебный график высшего учебного заведения: "В высшем учебном
заведении учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения
начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному
направлению подготовки (специальности).
В учебном году устанавливаются каникулы
общей продолжительностью не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний
период.
Сроки начала и окончания учебного
года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом"1.
В Типовом положении указаны формы
проведения учебных занятий в высшем учебном заведении (п.37). Это лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные
работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская
работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа), а также квалификационная
работа (дипломный проект или работа, магистерская диссертация).
Для всех видов аудиторных учебных
занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах
45-50 минут.
В Типовом положении
фиксируется система оценки и контроля знаний, умений и навыков студентов вуза, а
также требования к итоговой аттестации выпускников. "Высшее учебное заведение
оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации
выпускников. Система оценок при проведении промежуточной
аттестации обучающихся, формы и порядок ее проведения указываются в уставе высшего
учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся утверждается ученым советом высшего учебного
заведения. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по программам высшего
профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного
года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и
зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Итоговая
аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется
после освоения образовательной программы в полном объеме. Высшее учебное заведение,
имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные и профессиональные
образовательные программы, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации"1.
Научная деятельность вуза связана
с тем, что "основными задачами высшего учебного заведения являются развитие
наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических
работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации"
(раздел IV, п.1) 2. Требования к научной и (или) научно-технической
деятельности высшего учебного заведения и порядок ее оценки устанавливаются федеральным
органом управления образованием по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим формирование и реализацию государственной научно-технической
политики. Научные исследования вуза финансируются из федерального или местного бюджета,
а также за счет грантов, которые в установленном порядке передаются научно-педагогическим
работникам или высшему учебному заведению.
В пп.101, 102 раздела IX. "Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего
учебного заведения" указывается, что высшее учебное заведение имеет право осуществлять
международное сотрудничество в области высшего, послевузовского и дополнительного
профессионального образования, научной и (или) научно-технической, преподавательской
и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации.
Таковы, согласно Типовому положению
о высшем учебном заведении, основные задачи, виды, формы образовательной деятельности
вузов. Необходимо отметить, что положения, записанные в Типовом положении, являются
обязательными для выполнения всеми вузами Российской Федерации.
Участие региональных органов управления
образования в регулировании деятельности вузов на территории муниципального образования
"Город Екатеринбург" осуществляется в форме экономической поддержки, организации
и контроля деятельности вузов.
Принятый в Свердловской области в
1994 году областной закон "О сборе на нужды образовательных учреждений"
позволяет в определенной степени поддержать структурную перестройку высшего образования.
Объем средств от сбора составляет от 3 до 5% средств, необходимых каждому вузу.
Расходуются они на целевые программы: неотложные работы по укреплению и развитию
материальной базы вузов; сохранение и обеспечение развития книжных фондов вузовских
библиотек; межвузовская информационно-вычислительная сеть; стабилизация кадрового
потенциала вузов; мероприятия по структурной перестройке подготовки специалистов
в вузах; укрепление учебно-материальной и жилищно-бытовой базы вузов. Особо следует
отметить программу "Формирование условий для воспитательной работы со студентами",
которая предусматривает организацию научно-технического творчества студентов, развитие
художественного творчества, развитие спорта, проведение профилактики правонарушений,
студенческое информационное обеспечение.
Согласно областному закону
"О сборе на нужды образовательных учреждений", средства, отнесенные на
дополнительное финансирование среднего и высшего профессионального образования,
расходуются на финансирование программ, проектов, мероприятий, направленных на воспитательную
работу в студенческой среде, поддержку и развитие кадрового потенциала педагогических
коллективов учебных заведений, повышение эффективности профессиональной педагогической
деятельности, информационное и информационно-техническое обеспечение учебных заведений
высшего и среднего профессионального образования.
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области несет ответственность за состояние региональной
системы подготовки кадров в вузах Свердловской области и города Екатеринбурга, за
ситуацию на региональных рынках труда.
Министерством образования и науки
Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки,
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, региональными
Советами ректоров вузов и Ассоциацией негосударственных вузов России регулярно осуществляются
начатые в 1999 году проверки соблюдения лицензионных требований и условий в государственных
и негосударственных вузах и их филиалах. На основании полученной информации Министерство
образования и науки Российской Федерации издает приказы "О результатах проверки
выполнения условий, предусмотренных лицензией, в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования", в которых учредителям вузов и филиалов, нарушивших
лицензионные требования, предписывается в сжатые сроки устранить нарушения и предоставить
информацию о проделанной работе. У вузов и филиалов, грубо нарушивших лицензионные
требования, лицензии на образовательную деятельность могут быть изъяты.
Работа по контролю за выполнением
екатеринбургскими вузами и их филиалами лицензионных требований и нормативов осуществляется
в тесном взаимодействии с органами управления образованием субъектов Российской
Федерации в рамках соглашений между Министерством образования и науки Российской
Федерации и региональными органами управления образованием - Министерством общего
и профессионального образования Свердловской области.
Министерство образования и науки
Российской Федерации проводит анализ состояния и тенденций развития научного потенциала
подведомственных вузов, на основе которого руководству Министерства готовятся предложения
по увеличению объемов их финансирования. Вместе с тем, необходимо признать, что
без существенного увеличения объема средств, выделяемых Министерству на научные
исследования решение данной задачи представляется затруднительным.
Развитие научного потенциала вузов
регулируется системой грантов Министерства образования и науки Российской Федерации,
представляющей собой практику конкурсной поддержки фундаментальных научных исследований,
проводимых отдельными учеными или малыми научными группами. В настоящее время отработана
практика организации и проведения конкурсов по областям знания (по гуманитарным,
естественно-точным и техническим наукам), конкурса для молодых ученых, проводящих
научные исследования совместно с зарубежными партнерами.
На гранты Министерства образования
и науки Российской Федерации могут претендовать учебные заведения, которые активно
внедряют инновационные программы. Два уральских вуза в 2007 году получили президентские
гранты (Уральский государственный университет им.М. Горького, Уральский государственный
технический университет - Уральский политехнический институт и др.).
Таким образом, регулирование деятельности высших учебных заведений,
находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"
в первую очередь осуществляется федеральными органами управления образования: Министерство
образования и науки Российской Федерации осуществляет стратегию образовательной
политики государства и занимается законотворчеством, Федеральное агентство по образованию
занимается исполнением этой политики, Федеральная служба по надзору осуществляет
контроль в сфере образования и науки. Основная цель регулирования деятельности вузов
- создание условий для совершенствования российской высшей школы в качестве ведущего
звена развития интеллектуального, культурно-образовательного, профессионально-трудового
потенциала общества, центра фундаментальной и прикладной науки; дальнейшего формирования
в этих целях университетских комплексов, последовательная интеграция вузовской академической
и отраслевой науки.
Региональная политика в сфере высшего образования предполагает
упорядочение образовательного пространства, т.е. в качестве ядер (узлов) первого
порядка опорного каркаса системы высшего образования выступают крупнейшие региональные
центры высшей школы, созданные на базе технических и классических университетов
- в Екатеринбурге - это Уральский государственный университет им.А.М. Горького и
Уральский государственный технический университет - УПИ. Для России, регионализация,
как политика в сфере образования, приобретает важное значение в силу исключительных
размеров территории страны, не имеющей аналогов в мире проблемы территориальной
доступности, наличия значительных территориальных неравенств в природной, социальной
и экономических сферах.
2.2 Особенности функционирования образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга
Нормативно-правовое и экономическое регулирование деятельности
учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся на территории
муниципального образования "Город Екатеринбург", осуществляется органами
управления образования федерального уровня (Министерством образования и науки Российской
Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным
агентством по образованию) и органами управления образования регионального уровня
(Министерством общего и профессионального образования).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|