рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Типовое положение имеет следующие разделы:

I.  Общие положения.

II.  Прием в высшее учебное заведение.

III.  Образовательная деятельность высшего учебного заведения.

IV.  Научная деятельность высшего учебного заведения.

V.  Управление высшим учебным заведением.

VI.  Обучающиеся и работники высшего учебного заведения.

VII.  Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников.

VIII.  Экономика высшего учебного заведения.

IX.  Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения.

В разделе "Общие положения" Типового положения о высшем образовательном учреждении Российской Федерации" говорится о порядке создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, полномочиях учредителя государственного высшего учебного заведения и его отношениях с высшим учебным заведением, которые регулируются уставом или договором, заключаемым учредителем и высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 8 "Общих положений" указано: "Высшее учебное заведение получает право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, со дня выдачи ему лицензии"1. Лицензирование деятельности высшего учебного заведения, его аттестация и государственная аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пункте 11 сформулированы основные задачи высшего учебного заведения, согласно которым организовывается его образовательная деятельность. К этим задачам относятся:

а) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

б) удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

в) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

г) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

д) накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

е) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании устанавливаются высшие учебные заведения следующих видов: университет, академия, институт. Все они присутствуют на территории муниципального образования "Город Екатеринбург". В "Типовом положении об учреждении высшего профессионального образования" сформулированы задачи и функции каждого из этих видов высших учебных заведений, особенности организации их образовательной деятельности и отмечено, что на базе университетов и академий могут создаваться "университетские комплексы, объединяющие образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения"1.

Каждое учебное заведение имеет государственный статус, который присваивается, а в дальнейшем подтверждается (например, в России каждые пять лет) при прохождении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования. Статус в обязательном порядке включается в наименование высшего учебного заведения (вуза) или среднего специального учебного заведения (ссуза) и отражается в Уставе и свидетельстве о государственной аккредитации.

Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным - проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии. Например, Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище (военный институт), Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Екатеринбургский театральный институт и др.).

Если учебное заведение имеет статус академии, значит в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности. Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли. Это чаще всего отражается в названии академии. Например: Уральская академия государственной службы, Уральская государственная юридическая академия, Уральская государственная медицинская академия, Уральская государственная архитектурно-художественная академия и т.д.)

Университет сегодня означает всецелость или совокупность всех наук, всех отраслей человеческого знания, в противоположность разным специальным, хотя бы и высшим, учебным заведениям, в которых учащийся специализируется в какой-либо одной области знания, преимущественно прикладного, практического. В университете охватывается широкий спектр специальностей из разных областей науки. В учебном заведении, которому присвоен статус университета, могут соседствовать гуманитарные и технические факультеты. В стенах одного университета могут учиться студенты-экономисты, химики и будущие музыканты. Например, Уральский государственный университет им.А.М. Горького, Уральский государственный технический университет - Уральский политехнический институт, Уральский государственный педагогический университет и т.д.).

Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации и в иных случаях. В наименовании высшего учебного заведения указываются его вид и при необходимости - специальное название (консерватория, высшее училище и др.). Государственные награды в наименовании высшего учебного заведения не указываются.

В пункте 17 указано, что высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, в состав е университета и академии в качестве структурного подразделения может быть создан институт и (или) научно-исследовательский институт. Обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения высшего учебного заведения, являются его филиалами или представительствами, у них те же функции, задачи и права, что и высшего учебного заведения, чьими структурными подразделениями они являются.

В разделе "Общие положения" об образовательной и воспитательной деятельности вуза сказано отдельно в пунктах 21 и 22: "Высшее учебное заведение любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии"1.

Деятельность высшего учебного заведения по реализации указанных образовательных программ (включая разработку требований к приему граждан, содержанию образования и к организации образовательного процесса, выдачу документов об образовании, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам) регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п.21).

Воспитательные задачи высшего учебного заведения, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников (п.22).

Подробно образовательная деятельность вуза регламентируется разделом III Типового положения.

Согласно Типовому положению, образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах - очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната; допускается сочетание различных форм получения образования, в том числе соединение обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации. Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Программы подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования. Сроки обучения устанавливаются государственным образовательным стандартом.

Общие требования к организации образовательного процесса в высшем учебном заведении по образовательным программам различных уровней устанавливаются законодательством Российской Федерации в области образования.

Организация учебного процесса в высшем учебном заведении по образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

Типовое положение (п.36) регламентирует учебный график высшего учебного заведения: "В высшем учебном заведении учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).

В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом"1.

В Типовом положении указаны формы проведения учебных занятий в высшем учебном заведении (п.37). Это лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа), а также квалификационная работа (дипломный проект или работа, магистерская диссертация).

Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45-50 минут.

В Типовом положении фиксируется система оценки и контроля знаний, умений и навыков студентов вуза, а также требования к итоговой аттестации выпускников. "Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы и порядок ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается ученым советом высшего учебного заведения. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации"1.

Научная деятельность вуза связана с тем, что "основными задачами высшего учебного заведения являются развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации" (раздел IV, п.1) 2. Требования к научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и порядок ее оценки устанавливаются федеральным органом управления образованием по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и реализацию государственной научно-технической политики. Научные исследования вуза финансируются из федерального или местного бюджета, а также за счет грантов, которые в установленном порядке передаются научно-педагогическим работникам или высшему учебному заведению.

В пп.101, 102 раздела IX. "Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения" указывается, что высшее учебное заведение имеет право осуществлять международное сотрудничество в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научной и (или) научно-технической, преподавательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Таковы, согласно Типовому положению о высшем учебном заведении, основные задачи, виды, формы образовательной деятельности вузов. Необходимо отметить, что положения, записанные в Типовом положении, являются обязательными для выполнения всеми вузами Российской Федерации.

Участие региональных органов управления образования в регулировании деятельности вузов на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" осуществляется в форме экономической поддержки, организации и контроля деятельности вузов.

Принятый в Свердловской области в 1994 году областной закон "О сборе на нужды образовательных учреждений" позволяет в определенной степени поддержать структурную перестройку высшего образования. Объем средств от сбора составляет от 3 до 5% средств, необходимых каждому вузу. Расходуются они на целевые программы: неотложные работы по укреплению и развитию материальной базы вузов; сохранение и обеспечение развития книжных фондов вузовских библиотек; межвузовская информационно-вычислительная сеть; стабилизация кадрового потенциала вузов; мероприятия по структурной перестройке подготовки специалистов в вузах; укрепление учебно-материальной и жилищно-бытовой базы вузов. Особо следует отметить программу "Формирование условий для воспитательной работы со студентами", которая предусматривает организацию научно-технического творчества студентов, развитие художественного творчества, развитие спорта, проведение профилактики правонарушений, студенческое информационное обеспечение.

Согласно областному закону "О сборе на нужды образовательных учреждений", средства, отнесенные на дополнительное финансирование среднего и высшего профессионального образования, расходуются на финансирование программ, проектов, мероприятий, направленных на воспитательную работу в студенческой среде, поддержку и развитие кадрового потенциала педагогических коллективов учебных заведений, повышение эффективности профессиональной педагогической деятельности, информационное и информационно-техническое обеспечение учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области несет ответственность за состояние региональной системы подготовки кадров в вузах Свердловской области и города Екатеринбурга, за ситуацию на региональных рынках труда.

Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, региональными Советами ректоров вузов и Ассоциацией негосударственных вузов России регулярно осуществляются начатые в 1999 году проверки соблюдения лицензионных требований и условий в государственных и негосударственных вузах и их филиалах. На основании полученной информации Министерство образования и науки Российской Федерации издает приказы "О результатах проверки выполнения условий, предусмотренных лицензией, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования", в которых учредителям вузов и филиалов, нарушивших лицензионные требования, предписывается в сжатые сроки устранить нарушения и предоставить информацию о проделанной работе. У вузов и филиалов, грубо нарушивших лицензионные требования, лицензии на образовательную деятельность могут быть изъяты.

Работа по контролю за выполнением екатеринбургскими вузами и их филиалами лицензионных требований и нормативов осуществляется в тесном взаимодействии с органами управления образованием субъектов Российской Федерации в рамках соглашений между Министерством образования и науки Российской Федерации и региональными органами управления образованием - Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

Министерство образования и науки Российской Федерации проводит анализ состояния и тенденций развития научного потенциала подведомственных вузов, на основе которого руководству Министерства готовятся предложения по увеличению объемов их финансирования. Вместе с тем, необходимо признать, что без существенного увеличения объема средств, выделяемых Министерству на научные исследования решение данной задачи представляется затруднительным.

Развитие научного потенциала вузов регулируется системой грантов Министерства образования и науки Российской Федерации, представляющей собой практику конкурсной поддержки фундаментальных научных исследований, проводимых отдельными учеными или малыми научными группами. В настоящее время отработана практика организации и проведения конкурсов по областям знания (по гуманитарным, естественно-точным и техническим наукам), конкурса для молодых ученых, проводящих научные исследования совместно с зарубежными партнерами.

На гранты Министерства образования и науки Российской Федерации могут претендовать учебные заведения, которые активно внедряют инновационные программы. Два уральских вуза в 2007 году получили президентские гранты (Уральский государственный университет им.М. Горького, Уральский государственный технический университет - Уральский политехнический институт и др.).

Таким образом, регулирование деятельности высших учебных заведений, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" в первую очередь осуществляется федеральными органами управления образования: Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет стратегию образовательной политики государства и занимается законотворчеством, Федеральное агентство по образованию занимается исполнением этой политики, Федеральная служба по надзору осуществляет контроль в сфере образования и науки. Основная цель регулирования деятельности вузов - создание условий для совершенствования российской высшей школы в качестве ведущего звена развития интеллектуального, культурно-образовательного, профессионально-трудового потенциала общества, центра фундаментальной и прикладной науки; дальнейшего формирования в этих целях университетских комплексов, последовательная интеграция вузовской академической и отраслевой науки.

Региональная политика в сфере высшего образования предполагает упорядочение образовательного пространства, т.е. в качестве ядер (узлов) первого порядка опорного каркаса системы высшего образования выступают крупнейшие региональные центры высшей школы, созданные на базе технических и классических университетов - в Екатеринбурге - это Уральский государственный университет им.А.М. Горького и Уральский государственный технический университет - УПИ. Для России, регионализация, как политика в сфере образования, приобретает важное значение в силу исключительных размеров территории страны, не имеющей аналогов в мире проблемы территориальной доступности, наличия значительных территориальных неравенств в природной, социальной и экономических сферах.

2.2 Особенности функционирования образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга

Нормативно-правовое и экономическое регулирование деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", осуществляется органами управления образования федерального уровня (Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по образованию) и органами управления образования регионального уровня (Министерством общего и профессионального образования).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.