Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"
Министерство общего и среднего образования Свердловской области
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное
управление в сфере образования, ведомственными органами управления образованием,
федеральным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль
и надзор в сфере образования, государственными органами управления образованием
субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти,
осуществляющими контроль и надзор в сфере образования субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования,
расположенными на территории Свердловской области, федеральными образовательными
учреждениями среднего и высшего профессионального образования, негосударственными
образовательными организациями.
Таким образом, федеральный и региональный уровни управления образованием
находятся во взаимодействии. Их регулирующая деятельность касается всех типов и
видов образовательных учреждений России, она носит законотворческий, прогностический,
аналитический, планирующий и контролирующий характер.
1.2 Муниципальные органы управления образования: функции,
задачи, структура
Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с
его территориальным устройством, поскольку функционирование местных органов власти
и управления осуществляется в определенных границах, на которые разделяется вся
территория государства. В отличие от принципа административно-территориального устройства,
который был положен в основу советской системы государственного управления, местное
самоуправление в стране строится на основе так называемого "поселенческого"
принципа территориальной организации. Согласно этому принципу территориальной основой
местного самоуправления прежде всего выступают отдельные населенные пункты - городские
и сельские поселения, а также объединения, в рамках одной территории - нескольких
городских и сельских поселений. Для их обозначения в юридическую практику было введено
новое понятие "муниципальное образование".
В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного
самоуправления" дается следующие определение: "муниципальное образование
- городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное
самоуправление, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет и выбранные
органы местного самоуправления"1.
Для местного самоуправления при осуществлении управленческих
функций характерно доминирование интересов населения данной территории, которые
имеют приоритет по отношению к общегосударственным, или корпоративным интересам.
Местное самоуправление опирается на правовую базу, включающую правовые акты федеральных
органов и органов власти субъектов Российской Федерации, которые дополняются и конкретизируются
в уставах, положениях о местном самоуправлении.
Понятие муниципальной системы образования в специальной литературе
трактуется в узком и широком смысле. В первом случае под ней понимается "система
муниципальных образовательных учреждений"1. Вторая точка зрения (которая полностью
разделяется автором) - это "совокупность всех образовательных учреждений, независимо
от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории
данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальным
органом управления образованием с целью развития образовательного комплекса муниципального
образования в интересах его населения"2.
Необходимой предпосылкой создания высокоэффективных организационных
структур в муниципальной системе образования является рациональное распределение
и сочетание управленческих функций; их анализ и группировка.
Потребность регулирования деятельности образовательных учреждений
на муниципальном уровне приводит к необходимости смены целевых ориентиров муниципального
управления образованием, которые связаны с обеспечением социальной функции образования.
Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие
высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям
всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации
и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей
национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую
и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных
общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными
институтами. Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности
означает, что сама система муниципального управления образованием предполагает особую
структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления
целостной системой развивающегося образования России.
В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс
формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и
методы управления образованием, соответствующие муниципальной системе.
Согласно статье 32 Закона "Об образовании" Российской
Федерации к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления
относятся1:
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности
местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений
в целях осуществления государственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование
и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов
финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях,
возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных
учреждений;
5) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений,
если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих
типов и видов или решением органа местного самоуправления;
6) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных
учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
7) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов
собственности образовательными учреждениями;
8) использование государственных и муниципальных образовательных
учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
9) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих
развитие образования.
В компетентность органов управления муниципального образования
"Город Екатеринбург" входят "организация предоставления общедоступного
и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому
обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной
власти Свердловской области; организация предоставления дополнительного образования
и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального
образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время"1.
Таким образом, в компетенции муниципальных органов образования
находятся дошкольные учреждения (детские сады), средние и общие учебные заведения
и учреждения дополнительного образования, независимо от ведомственной принадлежности
и формы собственности. Кроме того, на основании решения Екатеринбургской городской
думы Главой Екатеринбурга утвержден перечень муниципальных образовательных учреждений,
которые находятся в непосредственном подчинении Городского управления образования
(приложение 1).
Для управления деятельностью образовательных учреждений на муниципальном
уровне в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
руководствуясь статьями 26, 38 Устава муниципального образования "город Екатеринбург",
Екатеринбургская городская Дума решением № 50/44 от 26 июня 2007 г. утвердила Положение "Об управлении образования Администрации города Екатеринбурга".
Основная цель деятельности Городского управления образования
Администрации города Екатеринбурга - проведение на территории муниципального образования
"Город Екатеринбург" образовательной политики, направленной на обеспечение
прав граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение
эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города. В соответствии
с этой целью Управление образования решает следующие задачи2:
обеспечение необходимых условий для осуществления уставной деятельности
образовательными учреждениями города;
разработка комплексных программ, проектов развития системы общего
образования города и их реализация;
обеспечение на территории города права граждан на получение общедоступного
и качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам,
в муниципальных образовательных учреждениях;
защита прав и свобод несовершеннолетних граждан, проживающих
на территории города, - в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и детей с физическими и психическими недостатками;
реализация кадровой политики в сфере образования, обеспечение
предусмотренных законом социальных прав работников образования;
взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями
города независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной
системы города;
координация деятельности районных органов управления образования
по всем вопросам управления образовательным комплексом города.
В своей регулирующей деятельности Городское управление образования
руководствуется: Закон Российской Федерации "Об образовании", Конституция
Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской
Федерации, Постановлениями и приказами Главы Администрации города Екатеринбурга,
Уставом муниципального образования "Город Екатеринбург", Положением об
управлении образования Администрации города Екатеринбурга и т.д.
Структура Городского управления образования Администрации города
Екатеринбурга представлена в приложении 2.
В структуре Городского управления образования существуют следующие
отделы.
Отдел по вопросам функционирования образовательного комплекса
города, задача которого - обеспечение стабильного функционирования образовательного
комплекса; инспектирование, контроль деятельности образовательных учреждений. В
составе этого отдела работают специалисты по дошкольному образованию, по дополнительному
образованию и воспитанию, по вопросам охраны труда и безопасности образовательного
процесса, по охране труда и технике безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям, вопросам организации питания обучающихся, юрист.
Отдел по вопросам содержания образования и экспертизе качества
образования, основная задача которого - организация, контроль и сопровождение
лицензирования, аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических
и руководящих работников, аттестации обучающихся; сопровождение инновационной деятельности
системы общего образования города. В составе этого отдела работают специалисты по
вопросам развития содержания образования, экспертизе качества образования, по аттестации
и повышению квалификации педагогических и руководящих работников.
Для регулирования деятельности школ и детских садов в каждом
районе города созданы районные отделы образования администраций районов города Екатеринбурга
(всего 7). Их функции:
контроль обеспечения прав граждан на получение качественного,
отвечающего государственным стандартам образования;
контроль исполнения нормативных документов местного уровня по
вопросам финансирования, отношений собственности образовательных учреждений;
информирование населения о соответствии условий осуществления
образования федеральным и местным требованиям;
научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
сбор, обработка и анализ информации об образовательном процессе
и предоставления этой информации в муниципальные органы управления;
кадровое обеспечение и защита социальных прав работников образования
и т.д.
Таким образом, в компетенции муниципальных органов управления
образования находятся общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения,
учреждения образования, оказывающие дополнительные образовательные услуги. Их деятельность
регулирует Городское управление образования Администрации города Екатеринбурга и
находящиеся в его подчинении районные отделы образования.
Глава 2. Управление образовательным комплексом муниципального
образования "Город Екатеринбург" на основе регулирования деятельности
образовательных учреждений федерального и регионального уровней
2.1 Регулирование деятельности образовательных учреждений
высшего профессионального образования города Екатеринбурга
Высшее образование, в отличие от общего, играет важную градообразующую
роль. В России сам город, его функции, потенциал, роль в системе расселения
"притягивали" высшие учебные заведения. Несмотря на исключительно высокий
уровень концентрации высшего образования в крупнейших городах происходит дальнейшее
наращивание вузовского потенциала именно этих городов.
Екатеринбург - один из крупнейших в Российской Федерации городов
вузовской науки: в городе 27 вузов, в том числе 16 государственных, в которых обучается
каждый 10 житель Свердловской области. Вузы обеспечивают подготовку высококвалифицированных
кадров практически по всему существующему в настоящее время перечню специальностей.
Некоторые из университетов города Екатеринбурга имеют в своем
составе по несколько филиалов: институтов, колледжей и филиалов. Например, Уральская
академия государственной службы - крупнейший в Уральском регионе учебно-методический
и научный центр по подготовке кадров в области государственного и муниципального
управления, координирующий деятельность организаций, вузов Уральского региона, занимающихся
подготовкой и переподготовкой кадров для государственной службы, имеет в своем составе
восемь филиалов в крупных промышленных административных центрах - в Челябинске,
Перми, Оренбурге, Кургане, Ижевске, Магнитогорске, Лангепасе и Нижнем Тагиле.
Российский государственный профессионально-педагогический университет
(РГППУ) в своей структуре имеет: 9 институтов (Инженерно-педагогический институт,
Институт социологии и экономики, Институт педагогической юриспруденции, Социальный
институт, Институт лингвистики, Художественно-педагогический институт, Институт
информатики, Институт психологии, Институт довузовской подготовки; 5 филиалов (в
городах Белоярском, Березовском, Кемерово, Советском, Ереван) и 16 представительств,
размещающихся в различных областях Российской Федерации (в городах Березняки, Верхотурье,
Верхняя Пышма, Заречный, Ирбит, Карпинск, Качканар, Краснотурьинск, Красноуфимск,
Магнитогорск, Нижний Тагил, Пермь, Ревда, Реж, Талица, Тольятти).
Нормативно-правовое и экономическое регулирование деятельности
высших учебных заведений, находящихся на территории муниципального образования
"Город Екатеринбург", осуществляется органами управления образования федерального
уровня - Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой
по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по образованию
- прежде всего на основе Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и "Типового положения о высшем учебном заведении".
Правовыми средствами обеспечения деятельности всех типов (государственных
и негосударственных) и видов (университет, академия, институт) вузов муниципального
образования "Город Екатеринбург" являются следующие составляющие механизма
правового регулирования высшего образования:
1. Конституция Российской Федерации. Это не только ст.43, которую
традиционно упоминают в этом контексте, но и ст.8 о многообразии форм собственности
и свободе экономической деятельности, ст.34, гарантирующая свободу предпринимательства,
ст.44 о свободе научного и других видов творчества, преподавания, обеспечивающая
академические свободы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников,
а также право студентов на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям
и др.
2. Федеральные законы "Об образовании" и "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании".
3. Указы Президента Российской Федерации, оперативно разрешающие
актуальные проблемы системы: "О первоочередных мерах по развитию образования
в РСФСР"; "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов
образовательных учреждений высшего профессионального образования"; "О
некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений";
"О некоторых мерах по усилению государственной поддержки молодых ученых - кандидатов
наук и их научных руководителей".
4. Постановления Правительства Российской Федерации, которыми
утверждены такие важнейшие акты, как Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования, Положение о лицензировании образовательной деятельности,
Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, Типовое положение
об образовательном учреждении ВПО (вузе) Российской Федерации, Типовое положение
о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных
и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального
образования, аспирантов и докторантов, Правила оказания платных образовательных
услуг, Положение о порядке присуждения ученых степеней, Положение о порядке присвоения
ученых званий. В ряду значимых для развития высшего образования - постановление
Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. № 606 "О конкурсном порядке
размещения государственного задания на подготовку специалистов с ВПО", от 17.09.2001
г. № 676 "Об университетских комплексах"; от 14.01.2002 г. № 6 "О
проведении в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу на финансирование отдельных
учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных
именных финансовых обязательств (ГИФО)" и др.
В тоже время, к примеру, такой значимый акт, затрагивающий конституционное
право граждан на высшее профессиональное образование, как "Порядок приема в
вузы" - утвержден не Правительством, а Министерством образования и науки Российской
Федерации, и только в привязке к федеральным вузам, учрежденным федеральными органами
исполнительной власти. Вузы, управление которыми находится в компетенции муниципального
образования, вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать "Правила приема
студентов" на муниципальном уровне (например, Екатеринбургская академия искусств
(институт).
5. Документы концептуального характера, такие, как Национальная
доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 г., Концепция государственной молодежной политики
и др.
6. Ведомственные акты, издаваемые Министерством образования и
науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и
науки (Рособрнадзор) и Федеральным агентством по образованию (ФАО).
Кроме выше перечисленных важную роль в нормативно-правовом регулировании
деятельности вузов, находящихся на территории муниципального образования "Город
Екатеринбург", принадлежит:
1. Административным договорам, которые заключаются между федерацией
и ее субъектами по вопросам образования, между федеральным органом исполнительной
власти и органами управления образованием субъекта федерации, между учредителем
и вузом, а также между вузами и потребителями кадров, студентами и вузом, студентом
и работодателем.
2. Актам государственно-общественных органов управления высшим
образованием (Всероссийский союз ректоров, региональные Советы ректоров вузов, ассоциации
вузов и др.), которые оказывают косвенное влияние на содержание нормативно-правового
регулирования деятельности вузов. Так, например, именно позиция большинства членов
Союза и советов ректоров вузов обусловливает неоднозначное отношение к Единому государственному
экзамену (ЕГЭ) в регионах, не позволяя создать универсальную процедуру итоговой
аттестации в школе и приема в вузы.
3. Локальным актам, принимаемым вузами в пределах их компетенции
(уставу, положениям, приказам и распоряжениям ректора, решениям Ученого совета и
т.п., вплоть до расписания учебных занятий). Локальные акты играют важную роль в
регулировании жизнедеятельности вузов, поскольку позволяют оперативно отражать происходящие
изменения в отношениях в сфере высшего образования.
Одним из основополагающих в деятельности высших учебных заведений
муниципального образования "Город Екатеринбург", как и всех остальных
вузов страны, является "Типовое положение об образовательном учреждении высшего
профессионального образования". Это нормативный правовой документ, который
"регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений
высшего профессионального образования"1 Российской Федерации (далее именуются
- высшие учебные заведения).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|