рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Среди ожидаемых результатов реализации этого проекта можно выделить1:

повышение доступности, здоровье сберегающего характера, технологической оснащенности образовательной среды для всех категорий детского населения;

повышение качества общего образования на основе обеспечения сочетания инновационной, фундаментальной, практической, воспитательной, профессионально-ориентирующей направленностей обучения;

обеспечение углубленного взаимодействия общего, профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки в вопросах совершенствования содержания и технологий образования, предпрофессиональной подготовки учащихся;

повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических и других работников системы образования.

В 2006 году Управлением образования совместно со специалистами Центра "Одаренность и технологии" разработана среднесрочная подпрограмма "Одаренные дети" на 2007-2009 годы. Этот проект является составной частью стратегического проекта "Городская школа - Стандарт "Пять звезд". Основная цель Стратегического подпроекта "Одаренные дети" состоит в создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков Екатеринбурга в целях их адаптации к жизни в обществе и обеспечения гарантии их жизненного успеха. Проект "Одаренные дети" представляет несомненный интерес для потенциальных инвесторов.

Разработке городской целевой подпрограммы "Одаренные дети" на 2007-2009гг. предшествовала аналитическая работа Городского Управления образования, Центра "Одаренность и технологии" по изучению и анализу результатов работы с одаренными детьми в образовательном пространстве города Екатеринбурга.

В результате реализации проекта "Одаренные дети":

1) создано специализированное образовательное учреждение для обучения интеллектуально одаренных детей - Центр "Одаренность и технологии", который взял на себя роль и ответственность лидера в инновационной сфере работы с одаренными детьми в следующих направлениях:

координация деятельности по реализации Городской целевой программы "Одаренные дети" на уровне районов города и районных опорных Центров;

организация и проведение олимпиад и НПК в рамках фестиваля "Юные интеллектуалы Екатеринбурга", массовых городских мероприятий;

организация и проведение интеллектуальных игр для детей на уровне УрФО;

психологическая поддержка одаренных детей и подростков;

подготовка школьников для участия в конкурсах и турнирах Всероссийского и регионального уровней;

2) увеличилось число одаренных детей, получающих различную целевую поддержку следующего содержания:

организовано научное консультирование одаренных детей ведущими специалистами вузов и Центра "Одаренность и технологии". В 2007-2008 годах более 500 школьников города получили такую поддержку;

создана система проведения интеллектуальных игр для школьников города: "Что? Где? Когда", "Эрудит-квартет", "Своя игра", "Властелин знаний", "Самый умный"; только за 2008 год в них приняли участие более 2000 человек;

разработаны и реализуются специализированные научные лектории - в Уральском Государственном университете и в Центре "Одаренность и технологии"; ежегодно их посещает порядка 500 старшеклассников;

3) существенно увеличилось и количество тех мероприятий, в которых каждый одаренный ребенок может проявить себя, показать свои знания, результаты своей научной и исследовательской работы. За время реализации Программы ряд мероприятий стали традиционными и получили широкую известность и признание в городе;

4) при поддержке городской программы более 200 учащихся школ города достойно представили свои научно-исследовательские работы на конкурсах и турнирах регионального и федерального уровней. Свыше 2500 педагогов города приняли участие в семинарах, лекциях, круглых столах, мастер-классах, конференциях, посвященных проблемам развития детской одаренности.

За три года реализации программа перешла с локального уровня к общегородскому, сложились системы работы с одаренными детьми в районах, в большинстве общеобразовательных учреждений города: в 3 раза увеличилось количество школ-участников программы, организована деятельность 7 опорных центров и 40 экспериментальных площадок, 30 из которых успешно завершили апробацию и внедрение своих инновационных проектов.

Таким образом, программа "Одаренные дети" получила широкое распространение, сформировав свою нишу в образовательном пространстве города.

Сегодня с уверенностью можно сказать: в нашем городе создана система и инфраструктура для выявления и развития интеллектуально одаренных ребят, созданы условия для перехода педагогического сообщества к деятельности по поддержке одаренных детей города в рамках реализации стратегического проекта "Городская школа: стандарт "Пять звезд".

Функция планирования Городского управления образования направлена на комплексное поэтапное решение проблем образования и воспитания юных жителей города Екатеринбурга. Разработку конкретного содержания управленческой деятельности принято называть планом. Практика показывает, что наиболее приемлемой формой является годовой план. Такой план дает возможность достигать операционально поставленных целей, согласовывать ближайшую и более отдаленную цели, перспективы деятельности, сочетать перспективное и календарное планирование, дозировать объем выполняемых работ по месяцам, регулировать использование разного рода ресурсов, создавать в опережающем порядке условия для реализации намеченного, координировать усилия всех участников образовательного процесса. Кроме того, учебный год является привычным цикловым отрезком времени в школьной жизни.

Планирование в целях регулирования деятельности общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга осуществляется Городским управлением образования по следующим направлениям:

обеспечение организационно-содержательных условий комплексного управления развитием системы общеобразовательных учреждений города;

создание необходимых психолого-педагогических условий для качественного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их дальнейшего психолого-педагогического сопровождения;

создание целостной системы повышения квалификации педагогических кадров и распространение передового педагогического опыта;

расширение информационно-образовательного пространства города как образовательного ресурса для повышения качества общего образования, с одной стороны, и как возможности информирования широкой общественности, с другой стороны.

Городское управление образования организует свою деятельность в соответствии с планами и задачами образовательной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, что позволяет регулировать деятельность общеобразовательных школ в интересах планирования и оптимальной организации учебного процесса, а также других вопросов касающихся образовательной деятельности.

Организационная функция Городского управления образования позволяет регулировать деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению в образовательный процесс современных технологий.

Так, в 2008-2009 годах активно продолжается внедрение современных информационных образовательных технологий, использование новейших электронных образовательных ресурсов. В результате чего все школы Екатеринбурга оснащены современной компьютерной техникой:

количество персональных компьютеров в образовательных учреждениях - 5073;

обеспеченность компьютерами в среднем по общеобразовательным учреждениям города - 1 компьютер на 20 обучающихся (в среднем по России - 1 компьютер на 40 обучающихся);

84% школ подключены к сети Интернет;

сформирована общегородская система повышения квалификации, переподготовки и аттестации педагогических кадров (11 % педагогов аттестованы на высшую категорию, 73% на первую).

В целях реализации приоритетного национального проекта "Образование" администрацией муниципального образования "город Екатеринбург" разработана Городская целевая программа развития системы общего образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2007-2009 годы.

Основаниями для разработки данной программы явились следующие нормативно-правовые документы:

1.  Решение Екатеринбургской городской Думы от 14 февраля 2006 г. № 13/19 ""Об утверждении перечня городских целевых программ, подлежащих разработке в 2006 году".

2.  Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 "О стратегическом плане Екатеринбурга".

3.  Стратегический проект "Городская школа - стандарт "пять звезд".

4.  Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы.

5.  Приоритетный национальный проект "Образование".

Цель данной программы - обеспечение комплекса мер, направленных на повышение качества общего образования города, его доступности, инновационности, фундаментальности, технологической оснащенности, воспитательной и здоровьесберегающей направленности.

Деятельность управления образования Администрации города Екатеринбурга в 2007 году по реализации приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется на основе перечня мероприятий, выделенных из стратегического проекта "Городская школа - стандарт "Пять звезд" в соответствии с задачами проекта.

Основные пути реализации приоритетного национального проекта "Образование": стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; развитие единого информационного образовательного пространства; государственная поддержка способной и талантливой молодежи; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом, в том числе поощрение лучших учителей и вознаграждение педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя.

В соответствии с задачами, Постановлением Главы Екатеринбурга от 20 марта 2006 года № 171, утвержден сетевой график реализации приоритетного национального проекта "Образование" в муниципальном образовании "город Екатеринбург". "Общий объем финансирования перечня мероприятий сетевого графика из средств муниципального бюджета составляет 4530 тыс. рублей. Сетевой график выполнен в полном объеме, реализовано 4526,5 тыс. рублей. Все планируемые мероприятия выполнены. Управление образования Администрации города Екатеринбурга представляло промежуточные результаты деятельности на заседании Совета по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в августе и ноябре 2007 года, а также в декабре 2008 года - на заседании комиссии по развитию образования, науки, физической культуры, спорта и молодежной политике Екатеринбургской городской Думы"1.

По одному из направлений национального проекта "Образование" - "Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы" Городским управлением образования была сформулирована основная задача мероприятий" "вовлечь образовательные учреждения города Екатеринбурга в системную деятельность по модернизации образования через освоение современных образовательных технологий, инновационную деятельность, профессиональные конкурсы"2. Из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на решение поставленной задачи направлено 2573,5 тыс. рублей (из них 1100,0 тыс. рублей - на мероприятия сетевого графика).

Основной результат - муниципальная инновационная образовательная сеть включает 92 площадки, которые расположены в 66 общеобразовательных учреждениях, в 4 учреждениях дополнительного образования детей и 1 межшкольном учебном комбинате.

Проведено 7 городских конкурсов:

на лучшее образовательное учреждение года;

"Муниципальное образовательное учреждение - лидер в образовании";

"Инновации в образовании";

на лучшую научную разработку;

на лучшее образовательное учреждение по организации работы по первичной профилактике вредных зависимостей;

конкурс программно-методического обеспечения воспитательных систем образовательного учреждения;

конкурс образовательных и педагогических технологий работы с одаренными детьми.

Всего в них приняли участие 296 муниципальных образовательных учреждений. Из них 32 общеобразовательных учреждения участвовали в федеральном конкурсе, 43 учреждения стали победителями и призерами городских этапов конкурсов, 16 учреждений - победителями федерального конкурса1.

В каникулярное время Городское управление образования организует деятельность детских оздоровительных лагерей, основная задача которых - создание условий для отдыха и оздоровления детей, удовлетворение их потребностей в интеллектуальном, культурном, духовном и нравственном развитии, формирование общей культуры личности.

Городское управление образования ежегодно организует различные городские мероприятия в рамках всероссийских и областных смотров, конкурсов, предметных олимпиад, праздников (например, областной Фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала", "День города", "Серебряное перышко", "Русский медвежонок", "Эхо прошедшей войны", "Классный классный", конкурсы творческих работ учащихся, конкурсы чтецов и т.д.).

Немаловажное значение в регулировании деятельности общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга играет организуемое Городским управлением образования сотрудничество с предприятиями, учреждениями и организациями города.

Так, например, с 2001 года между Городским управлением образования и Екатеринбургской Епархией существует договор о сотрудничестве с целью возрождения традиций российской культуры, духовности и нравственности, утверждения подлинного патриотизма и гражданственности, укоренения основ отечественного воспитания и педагогики, развития совместной культурно-просветительской деятельности.

Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях1:

содействие реализации программ, направленных на развитие духовности и образования;

оказание поддержки развитию православного образования;

проведение Круглых столов, семинаров, конференций по научным, педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся;

помощь образовательным учреждениям в организации противодействия распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия;

содействие совершенствованию подготовки, переподготовки и аттестации педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры;

содействие в организации поездок преподавателей и учащихся в историко-религиозные и культурные центры области и России.

В городе Екатеринбурге по инициативе Городского управления образования действуют учреждения дополнительного образования для детей разного возраста: дома творчества, спортивные школы, экологические и оздоровительные центры, центры досуга и т.д.

Совместными усилиями Городского управления образования, органов местного самоуправления, педагогических коллективов удается добиваться такого взаимодействия с субъектами внешней среды, которое обеспечивает максимальный учет их запросов и поступление в муниципальную систему образования дополнительных ресурсов, использование имеющихся возможностей и преодоления различных внешних угроз.

Еще одной чрезвычайно актуальной задачей Городского управления образования на 2008-2009 годы является перевод всех общеобразовательных школ города на нормативное подушевое финансирование. Этот финансовый механизм, с одной стороны, стимулирует создание конкурентной среды, объективно воздействует на повышение качества образования и эффективность использования ресурсов, дает возможность учащимся реализовать право выбора образовательного учреждения. С другой стороны, переход на нормативное подушевое финансирование является единственным механизмом мотивации для директоров при создании крупных многопрофильных школ, поскольку он предполагает зависимость их бюджета от количества учащихся и программ, реализуемых педагогическими коллективами. Ведь именно на них ложится большой дополнительный груз: выпускать из школы большое количество ребят, сдавать ЕГЭ, отвечать за конечный результат. Но, если в школе много учеников и они обучаются по профильным программам, то в бюджете образовательного учреждения всегда будет достаточно средств, чтобы платить достойные зарплаты учителям и оснащать учебный процесс. Другой действенной мотивации придумать невозможно. Перевод общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование заставляет администрацию школ т педагогические коллективы по-другому выстраивать свою деятельность, считать выделенные средства, рачительно и бережно их расходовать.

В целях создания фонда оплаты труда для стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений Городское управление образования централизует объем средств от фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в размере до 5%. Порядок использования этих централизованных средств фонда оплаты труда, а также критерии оценки результативности работы руководителей общеобразовательных учреждений определяются специальным Положением, утвержденным Главой Администрации города Екатеринбурга.

Введение новой системы оплаты труда в сфере образования, основанной с одной стороны на принципах учета "человеческого капитала", а с другой - результатов его труда, увеличения стимулирующей составляющей фонда оплаты труда, привлечения государственно-общественных организаций к распределению стимулирующей части фонда оплаты труда позволяет решить вопросы регулирования деятельности общеобразовательных учреждений города по повышению качества образования, увеличению доходов учителей, привлечь и закрепить квалифицированные кадры для работы в отрасли, повысить ответственность работников за результаты труда.

Контролирующая функция Городского управления образования осуществляется с целью независимой экспертной оценки уровня качества образования, здоровья обучающихся и воспитанников всех общеобразовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

При оценке качества образования Городское управление образования прежде всего руководствуются пунктом 10 "Типового положения об общеобразовательном учреждении Российской Федерации", где записано: "…образовательное учреждение несет ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья"1.

В соответствии с Городской целевой программой развития системы общего образования в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" и планом работы Управления образования Администрации города Екатеринбурга в целях контроля и оценки качества образования Городское управление образования с 2006 года ежегодно проводит среди выпускников средних школ (учащихся 11-х классов) репетиционные экзамены (контрольные работы в форме тестирования) по русскому языку и алгебре, условия проведения которых максимально приближены к требованиям единого государственного экзамена.

Городские контрольные работы (ГКР) для выпускников общеобразовательных школ проводятся с целью развития муниципальной системы управления качеством образования, определения уровня сформированности предметно-информационной составляющей качества подготовленности обучающихся 11 классов по русскому языку и алгебре, развития информационной компетентности школьников, подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. В тестировании принимают участие обучающиеся образовательных учреждений города разных видов (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, центры образования) всех административных районов города и общеобразовательные учреждения, подведомственные Городскому управлению образования.

В подготовительный период перед проведением ГКР Управлением образования и разработчиками программного продукта "КР - тестер" организуются консультации и техническое сопровождение для специалистов районных отделов образований, для учителей информатики, математики, русского языка, разрабатываются инструкции для учащихся и педагогов, проводятся инструктивные совещания для специалистов районных отделов образования по организации и проведению городской контрольной работы.

Для информирования всех субъектов образовательного процесса на сайте Управления образования города своевременно размещается информация о проведении ГКР (нормативные документы, информационные письма). Также педагоги, родители, учащиеся имеют возможность провести тренировочные занятия с помощью "демо-версии" программного продукта, которая выставляется на сайте Управления образования города заранее, до написания контрольной работы. Районные отделы образования проводят совещания, инструктажи с заместителями руководителей школ, ответственными за организацию и проведение ГКР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.