рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ процессов становления и развития российской государственной службы

Введение ЕКС по сути явилось следующим этапом развития казначейской системы.

Функционирование системы органов Федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

- централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытому центральному аппарату Федерального казначейства;

- централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

- ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне УФК[41].

Порядок функционирования ЕКС заключается в следующем. Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет по учету налогов и сборов УФК, открытый в учреждении Банка России. Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет их на лицевые счета по учету средств бюджета субъекта РФ, местных бюджетов, на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета — на ЕКС, открытый центральному аппарату Федерального казначейства в учреждении Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете. УФК ежедневно передают ОФК информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших доходах и сборах[42].

Учет налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов, осуществляется органом Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативно общую информацию о поступивших на территории субъектов РФ налогах и сборах. Перечисление средств на проведение расходов федерального бюджета осуществляется центральным аппаратом Федерального казначейства в пределах остатка средств на ЕКС на основе заявок УФК о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. Центральный аппарат Федерального казначейства производит перевод средств федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, а их зачисление на счет УФК производится в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России[43].

Финансирование бюджетных учреждений производится распорядителями бюджетных средств через органы Федерального казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства. При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем, это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им в соответствии с бюджетными назначениями ассигнований. УФК осуществляет оплату расходов федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете, весь неиспользованный остаток в конце операционного дня учреждения Банка России перечисляет на ЕКС. Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы, ОФК открывает счет в учреждении Банка России или кредитной организации[44].

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С ЕКС ежедневно центральным аппаратом Федерального казначейства осуществляется перечисление средств УФК. Функционирование ЕКС представлено в Приложении Б.

Технология управления ежедневными кассовыми активами и пассивами, образующимися в процессе исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета заключается в следующем.

Кассовые активы федерального бюджета в системе ЕКС - объемы поступлений денежных средств на счета федерального бюджета, полученные из определенного набора источников и предназначенные для обеспечения обязательств бюджета.

Объемы поступлений денежных средств текущего периода на счетах федерального бюджета образуются за счет:

1) неиспользованных остатков средств бюджета прошлого периода;

2) налоговых и неналоговых поступлений в бюджет;

3) привлеченных денежных средств на возвратной основе;

4) процентных доходов за пользование средствами бюджета.

Кассовые пассивы федерального бюджета в системе ЕКС - объемы выплат денежных средств, направленных для исполнения обязательств бюджета.[45]

Объемы выплат денежных средств текущего периода на счетах федерального бюджета образуются за счет оплаты:

1) обязательств по оплате кассовых расходов федерального бюджета;

2) обязательств по возврату заимствованных средств;

3) обязательств по оплате процентных расходов за пользование заемными средствами.

Главная задача управления кассовыми активами и пассивами федерального бюджета в системе единого казначейского счета заключается в обеспечении безусловной способности государства осуществлять платежи по принятым обязательствам с минимальными сопутствующими издержками.

Реализация Концепции предполагает, что централизация финансовых ресурсов бюджета на едином счете будет осуществляться с использованием трех уровней счетов федерального бюджета.

Первый уровень - счета территориальных отделений федерального казначейства (ОФК), открытые в коммерческих банках, выбранных на конкурсной основе, на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям». Назначение этих счетов - совершение операций с наличными средствами.

Второй уровень — счета территориальных управлений федерального казначейства (УФК), открытые в учреждениях Банка России на двух балансовых счетах:

40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства». Назначение счетов - распределение поступивших от налогоплательщиков регулирующих налогов между бюджетами различных уровней.

40105 «Средства федерального бюджета». Назначение счетов - осуществление платежей из бюджета по принятым обязательствам.

Третий уровень - ЕКС, открытый в Банке России на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета». Назначение счета - централизация денежных средств бюджета и обеспечение расходов федерального бюджета[46].

Ежедневно все поступившие за текущий операционный день на счете 40101 средства, после обработки третьего рейса Банка России (около 16 часов местного времени), распределяются УФК по соответствующим уровням бюджетов. В части поступлений в федеральный бюджет, средства направляются со счета 40101: во-первых, на обеспечение (покрытие) расходов федерального бюджета, произведенных на территории субъекта РФ, со счета 40105; во-вторых, в случае превышения доходов федерального бюджета, собранных на территории субъекта Российской Федерации, над расходами - на ЕКС.

Со счета 40105 платежи федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации осуществляются независимо от наличия остатка средств на нем. Отрицательное сальдо по счету 40105, сложившееся по результатам обработки третьего рейса, покрывается за счет средств, перечисляемых со счета 40101, в четвертом (предпоследнем) рейсе Банка России (с 16 до 18 часов местного времени). В случае нехватки средств федерального бюджета, собранных на территории субъекта по оперативной заявке УФК, производится подкрепление с ЕКС. По итогам обработки четвертого рейса счета федерального бюджета, открытые УФК на балансовых счетах 40101 и 40105, должны быть «обнулены»[47].

Таким образом, создаются условия для рационального использования всего объема текущих денежных ресурсов при обеспечении кассового исполнения федерального бюджета: сокращаются объемы и сроки привлечения денежных средств при их временном недостатке, появляются дополнительные процентные доходы при их временном условном «избытке».

Значимость функционирования ЕКС для России определяется следующим:

1. Информация об объемах поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации становится актуальная, поскольку резко увеличивается скорость ее получения.

2. Становится доступной информация об общем объеме налоговых сборов, поступающих на территории субъектов Российской Федерации, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней по нормативам их распределения, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации обладает ежедневной информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию главными распорядителями средств федерального бюджета, а также по территориям.

4. Получаемая информация о движении средств на лицевых счетах органов федерального казначейства по финансированию и кассовому расходу средств федерального бюджета позволяет Правительству Российской Федерации сделать объективную оценку объемов средств, несвязанных обязательствами в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнении федерального бюджета.

5. У Правительства Российской Федерации появляется возможность эффективного управления средствами федерального бюджета при этом сокращается необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках, что, в конечном счете, приведет к сокращению расходов федерального бюджета направляемых на обслуживание государственного долга[48].

Все вышеперечисленные преимущества Единого казначейского счета в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств, создают реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.


2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика деятельности УФК по Магаданской области

Создавалось казначейство как структура, позволяющая оперативно управлять государственными финансами и направлять денежные потоки на финансирование федерального бюджета. Сейчас государство имеет развитую казначейскую систему, обеспечивающую решение государственных задач. Становление и развитие территориальных органов Федерального казначейства в Магаданской области начиналось в марте 1995 года. Приказом Министра финансов Российской Федерации был назначен первый руководитель Управления Федерального казначейства в Магаданской области. Структуру Федерального казначейства по Магаданской области составляет аппарат Управления и восемь районных отделений федерального казначейства (Приложение В).

В 2005 году Управление Федерального казначейства по Магаданской области провело большую подготовительную работу по переходу на кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований. Для начала бесперебойной работы необходимо было собрать ряд нормативных документов и другой информации, поступающей от финансовых органов, муниципальных образований и администраторов поступлений в местный бюджет.

2006 год для Управления Федерального казначейства по Магаданской области стал началом реализации поставленной задачи по переходу на новые принципы организации местного самоуправления[49].

В структуре бюджетной системы Магаданской области появились бюджеты поселений. Всего на территории Магаданской области предполагалось создать 53 муниципальных образования, имеющих самостоятельный бюджет, однако с 2006 года впервые были приняты и исполнены бюджеты 36 муниципальных образований.

С 1 января 2008 года начнут функционировать как самостоятельные бюджеты оставшиеся 17 муниципальных образований Магаданской области, это поселок Омсукчан и село Верхний Балыгычан Омсукчанского района, поселки Эвенск, Верхний Парень и села Гарманда, Гижига, Тополовка, Чайбуха Северо-Эвенкского района, город Сусуман и поселки Холодный, Широкий, Мяунжда Сусуманского района, поселки Усть-Омчуг, Омчак, им.Гастело, Мадаун и село Кулу Тенькинского района[50].

В целях оказания методологической помощи по подготовке к исполнению бюджетов муниципальных образований Магаданской области с 1 января 2008 года управление в мае 2007 года сформировало и направило главам муниципальных образований пакеты соответствующих документов для взаимодействия с управлением как органом, исполняющим бюджет, и пакет документов – по администратору поступлений в местный бюджет.

Итогом совместных усилий по реализации реформы муниципальных образований должно стать правильное формирование бюджетов, так как именно доходы бюджетов будут определять доходную базу бюджетов районов и поселений.

Управление Федерального казначейства по Магаданской области является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организационно-правовая форма – учреждение. Финансирование расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Управление Федерального казначейства по Магаданской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и иными организациями.

Управление Федерального казначейства по Магаданской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства, приказами Управления и Положением об Управлениях федерального казначейства.

Основными задачами деятельности Федерального казначейства по Магаданской области являются:

- кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на соответствующей территории в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с соответствующими соглашениями, заключенными Управлением с органами местного самоуправления;

-  иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет следующие функции в установленной сфере деятельности:

- открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- открывает и ведет лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета, со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обслуживаемым Управлением распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

- доводит до обслуживаемых Управлением распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределение главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями средств федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования и их изменения;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета на соответствующей территории;

- осуществляет учет операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, проводимых получателями средств федерального бюджета, обслуживаемыми отделением;

- осуществляет учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета находящихся на соответствующей территории получателей средств федерального бюджета;

- составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство (Центральный аппарат в г.Москва) отчетность о кассовых операциях федерального бюджета на соответствующей территории и исполнении принятых Управлением на учет бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также иную бухгалтерскую и бюджетную отчетность;

- осуществляет на территории административно-территориального образования в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

- осуществляет кассовое планирование и прогнозирование расходов федерального бюджета. Ежемесячно составляет и представляет в центральный аппарат (Федеральное казначейство в г.Москве) кассовый план по расходам федерального бюджета;

- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых открыты в установленном порядке в Управлении;

- обеспечивает предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета, осуществляемых распорядителями и получателями средств федерального бюджета, обслуживаемыми Управлением;

- осуществляет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов;

- осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления;

- принимает участие в проверках деятельности Отделений Управления по выполнению ими возложенных на них задач и функций;

- осуществляет мероприятия по обеспечению режима секретности и защите государственной тайны в Управлении, а также обеспечивает соблюдение работниками установленных норм и требований при проведении секретных работ;

- обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие решений, не носящих нормативного характера, и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- организует и осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления;

- осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Управление реализует в пределах своей компетенции полномочия и права территориального органа Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Магаданской области о бюджете Магаданской области, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования Положением и другими нормативными правовыми актами.

Управление вправе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации:

- получать от распорядителей и получателей средств федерального бюджета в установленном порядке отчетность об использовании средств федерального бюджета и иные документы и сведения, связанные с получением, перечислением, распределением и использованием средств федерального бюджета;

- приостанавливать в установленном порядке операции по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в случаях нарушений законодательства Российской Федерации;

- предъявлять в судебные органы иски по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- на основании доверенности, выданной в порядке передоверия, представлять в судебных органах интересы Министерства финансов Российской Федерации и интересы Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации;

- осуществлять иные полномочия, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации[51].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.