рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ процессов становления и развития российской государственной службы

Дипломная работа: Анализ процессов становления и развития российской государственной службы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский Государственный гуманитарный университет

Институт экономики, управления и права

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Федерального казначейства Российской Федерации)

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

студента 4 курса

заочной формы обучения

Мальцева Олега Николаевича


Москва 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

1.1 История развития казначейской системы в России

1.2 Начальный этап становления современной казначейской системы (1992 г.). Причины перехода к казначейской системе кассового исполнения бюджета в Российской Федерации

1.3 Место Федерального казначейства в системе государственной службы. Роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами на современном этапе. Функции и задачи Федерального казначейства

1.4 Организационная структура органов федерального казначейства на

современном этапе

2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика деятельности УФК по Магаданской области

2.2 Организационная структура УФК по Магаданской области

2.3 Лицевые счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета и доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до распорядителей и получателей средств федерального бюджета

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Анализ деятельности Федерального казначейства по Магаданской области

3.2 Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы

3.3 Необходимость внедрения электронного документооборота в отделениях УФК по Магаданской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Исследование процессов становления и развития российской государственной службы на примере развития системы Федерального казначейства обусловлено, прежде всего, приоритетами дальнейшего совершенствования бюджетной системы в современных условиях, когда первостепенными задачами государства являются оптимизация финансового управления, усиление контроля над финансовыми потоками, повышение эффективности формирования и исполнения федерального бюджета и, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации. Тенденция происходящих изменений обусловлена необходимостью аккумулирования федеральных бюджетных средств в одном государственном органе, который обладает полномочиями по управлению такими средствами и контролю над ними.

История реформирования системы исполнения бюджетов в Российской Федерации берет свое начало в 90-х годах прошлого века, когда на федеральном уровне оформилось решение о создании казначейской системы исполнения бюджета, позволяющей обеспечить качественный и оперативный контроль использования бюджетных средств, повышение прозрачности бюджета. Указанное решение ознаменовалось созданием при Министерстве финансов Российской Федерации структурного подразделения – Главного управления Федерального казначейства, целью деятельности которого стало осуществление исполнения федерального бюджета по казначейской системе.

Основное предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

Органичное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Правительство Российской Федерации должно располагать точной информацией об объемах таких ресурсов, предполагаемых бюджетных затратах и доходах. Основным источником этой информации для Правительства Российской Федерации является Федеральное казначейство.

Осуществляя контроль над всеми финансовыми потоками Федеральное казначейство, по сути, исполняет роль «кассира» и «главного бухгалтера». Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, и, в конечном итоге – обо всех государственных финансовых ресурсах.

Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает темпы реализации возложенных функций и эффективность работы.

В настоящее время перед органами федерального казначейства стоит главная задача - обеспечение профессионально-грамотного управления финансовыми ресурсами государства, беспрерывного, в полном соответствии с законом, исполнения федерального бюджета и контроля за целевым использованием бюджетных средств организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета[1].

За время функционирования Казначейства сделано главное - создана система, позволяющая все операции со средствами федерального бюджета проводить по счетам федерального казначейства, обеспечивая при этом контроль за соблюдением бюджетного законодательства и своевременный учет этих операций. А в работе, в том числе направленной на реформирование финансовой системы России, следует не только достойно продолжать традиции предшественников, но и использовать лучшие мировые образцы устройства государственных финансов[2].

Состояние научной проработанности проблемы. Изучение опубликованных работ по теме исследования свидетельствует о том, что, несмотря на многовековую историю, институт федерального казначейства продолжает оставаться объектом полемики разного рода взглядов и мнений. Даже при наличии полярных оценок, большинство ученых приходит к заключению о необходимости становления и дальнейшего развития обозначенных структур в финансово-экономической системе страны[3].

Отмечается, что федеральное казначейство, хотя и относительно молодая структура в России, тем не менее, развивается она динамично, с учетом традиций и быстро наращивает новый опыт эффективной работы.

Многие теоретические и практические аспекты проблем функционирования бюджетов различного уровня, их взаимодействия с участниками бюджетного процесса широко освещены отечественными и зарубежными учеными-экономистами. Общетеоретические и методологические вопросы формирования и использования бюджетных ресурсов исследуются в трудах: Л.Г.Барановой, А.М.Бирмана, Т.В.Брайчева, О.В.Врублевской, А.З.Дадашева, А.Г.Игудина, Ю.И.Любимцева, Т.Г.Нестеренко, Л.П.Павловой, В.Г.Панскова, Б.Е.Пенькова, И.В.Подпориной, Е.В.Пономаренко, М.В.Романовского, В.Н.Сумарокова, С.Н.Хурсевича и др. Анализ регионального развития межбюджетных отношений представлен в работах А.Л.Быстрякова, А.Г.Гранберга, В.И.Клисторина, В.Н.Лексина, А.С.Маршаловой, В.Е.Селиверстова. Среди изданий, раскрывающих исполнение бюджетов различного уровня на основе казначейской системы, особое место занимают исследования О.Н.Бетина, П.Десая, Б.Н.Серкова, А.В.Смирнова и др.

В то же время в условиях формирования бюджетной системы как одного из ведущих звеньев государственного управления экономикой многие аспекты методологического и практического характера, связанные с казначейской системой исполнения бюджетов, пока еще не решены. Существует серьезное отставание в изучении проблем функционирования казначейской системы вообще и на региональном уровне в особенности. Нуждаются в дальнейшем теоретическом и практическом осмыслении построение и развитие федерального казначейства как целостной системы, способной изменить и усовершенствовать исполнение бюджетов, особенно в части контроля данного процесса.

Принимая во внимание вышеизложенное, становится ясным, что комплексное рассмотрение становления, функционирования и важных направлений совершенствования практики управления финансами государства при казначейской системе исполнения бюджета, включая вопросы казначейского контроля бюджетного процесса в регионе, имеет большое теоретическое и практическое значение. Это обусловило выбор темы, цели, задач, объекта и предмета настоящей работы.

Цель исследования состоит в исследовании и проведении анализа процессов становления и развития государственной службы Федерального казначейства, разработке теоретических и практических аспектов становления, функционирования казначейской системы и совершенствования казначейского контроля исполнения бюджета в регионе.

Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:

1) охарактеризовать систему государственной службы в РФ (в частности органов Федерального казначейства) в динамике:

- изучить историю развития казначейской системы в России, перечислить и проанализировать основные этапы становления Федерального казначейства в РФ;

- определить место Федерального казначейства в системе государственной службы на современном этапе;

- определить роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами на современном этапе;

- определить функции и задачи Федерального казначейства на современном этапе;

- охарактеризовать организационную структуру органов Федерального казначейства на современном этапе;

2) провести анализ текущего состояния Федерального казначейства РФ на примере Управления Федерального казначейства по Магаданской области:

- привести общую характеристику деятельности Управления Федерального казначейства по Магаданской области;

- привести организационную структуру Управления Федерального казначейства по Магаданской области;

- изучить учетные операции по исполнению расходов федерального бюджета, доведению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

3) проанализировать проведенные мероприятия деятельности Управления Федерального казначейства по Магаданской области и определить перспективы развития службы Федерального казначейства в РФ на примере УФК по Магаданской области, в частности рассмотреть внедрение электронного документооборота в отделениях УФК по Магаданской области.

Объектом исследования является развитие системы органов Федерального казначейства Российской Федерации вообще и в частности Федерального казначейства по Магаданской области.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Первая глава посвящена Федеральному казначейству – как единой централизованной системе исполнения федерального бюджета. В этой главе кратко изложена история развития казначейской системы в дореволюционной России, затем рассмотрено развитие системы Федерального казначейства с 1992 года до настоящего времени: определено место Федерального казначейства в системе государственной службы, его роль в управлении государственными финансами, рассмотрены задачи и функции Федерального казначейства Российской Федерации на современном этапе.

Во второй главе рассматривается функционирование Федерального казначейства на современном этапе. В качестве примера приведено функционирование Федерального казначейства по Магаданской области: рассматривается его общая характеристика и организационно штатная структура.

В третьей главе проведено исследование результатов работы Управления федерального казначейства по Магаданской области, выполнен анализ его деятельности, сделаны выводы об эффективности работы Федерального казначейства. Кроме этого также рассматривается дальнейшее развитие казначейской системы, в частности рассмотрено внедрение электронного документооборота по федеральному казначейству в Магаданской области.

При написании дипломной работы были использованы: нормативно-правовые акты Российской Федерации, (в частности, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации), публикации в периодической печати, методические и инструктивные документы Министерства Финансов, Федерального казначейства; отчеты по исполнению мероприятий деятельности Управления Федерального казначейства на территории Магаданской области; другие материалы УФК по Магаданской области; учебные пособия для учащихся высших учебных заведений; материалы селекторных совещаний Федерального казначейства с руководителями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования ее материалов при осуществлении органами казначейства, управления финансовыми ресурсами государства, исполнение федерального бюджета и контроля за целевым использованием бюджетных средств организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета, а также при составлении бюджетных курсов в высших и средних учебных заведениях.

государственная служба федеральное казначейство


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

1.1 История развития казначейской системы в России

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов. В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну[4].

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».

Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:

- движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;

- главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;

- заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;

- дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;

- дела по составлению росписи доходов и расходов;

- дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента Государственного казначейства - до местных - губернских и уездных казначейств[5].

Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были:

1) прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов;

2) производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;

3) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;

4) выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;

5) счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;

6) открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег[6].

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем - Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России[7].

В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

- закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;

- обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

- определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

- установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.