рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ процессов становления и развития российской государственной службы

- регулирование финансовых отношений между Республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фонов, контроль за использованием внебюджетных средств;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Совета Министров - Правительства Российской Федерации по республиканскому бюджету Российской Федерации, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации[21].

1.4 Организационная структура органов федерального казначейства на современном этапе

Согласно Положению о Федеральном казначействе, Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система федерального казначейства России имеет трехзвенную организационную структуру:

- 1-й уровень – федеральное казначейство (центральный аппарат в г.Москве);

- 2-й уровень – управления Федерального казначейства по субъектам российской Федерации, т.е. республикам, краям, областям;

- 3-й уровень – отделения Федерального казначейства по городам и районам[22].

Структура органов федерального казначейства представлена в Приложении А.

Федеральное казначейство в Российской Федерации является подразделением Министерства финансов.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий[23].

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства. Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства распределяет обязанности между своими заместителями; представляет Министру финансов Российской Федерации: проект положения о Федеральном казначействе; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства; предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства; проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении; предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства; проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства; назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства; решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе; утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства[24].

Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) являются территориальными органами Федерального казначейства. Управления находятся в непосредственном подчинении Федерального казначейства. Управления осуществляют свою деятельность непосредственно и через подчиненные ему Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и иными организациями.

Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации возглавляются руководителями Управлений. Руководитель Управления назначается на должность и освобождается от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства. Руководитель Управления имеет заместителей и определяет их полномочия. Заместители руководителя Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Федерального казначейства[25].

На территории Российской Федерации создано 89 Управлений Федерального казначейства.

Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации находятся в непосредственном подчинении Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. Руководство деятельностью Отделений осуществляется руководителями. Руководитель Отделения назначается на должность и освобождается от должности руководителем Управления. Руководитель Отделения имеет заместителей и определяет их полномочия. Заместители руководителя Отделения назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Управления по представлению руководителя Отделения. В Российской Федерации создано 2254 Отделений Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации[26].

Все органы федерального казначейства являются федеральными органами исполнительной власти.

Исполнение бюджета – этап бюджетного процесса, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Эффективное и экономичное использование бюджетных ассигнований определяет возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Для оперативного управления этим процессом ежегодно принимается Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете», в котором устанавливаются конкретные мероприятия, их исполнители, сроки и другие вопросы, позволяющие реализовать намеченные планы[27].

В настоящее время основные процедуры исполнения бюджетов регламентирует Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принципиально новым стало положение Бюджетного кодекса[28] об установлении в Российской Федерации казначейской системы исполнения бюджетов. В соответствии с этой статьей на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и собственно исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Сами же эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Для эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения сроков их прохождения до получателей бюджетных средств, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения его средств и сосредоточения их на едином казначейском счете (ЕКС). Методологической основой единого казначейского счета является принцип единства кассы, установленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации[29], на основе которого исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с его единого счета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЕКС по учету доходов и средств федерального бюджета представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации в валюте Российской Федерации по исполнению федерального бюджета[30].

Новая технология позволяет иметь ежедневную информацию о фактическом наличии средств федерального бюджета и произведенных его расходах, необходимую для принятия решений о финансировании приоритетных расходов.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

- возврат излишне уплаченных сумм доходов;

- учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Казначейская система исполнения бюджета по доходам обеспечивает оперативность аккумуляции бюджетных доходов, поскольку значительно сокращается время прохождения и зачисления денежных средств в бюджет, а также позволяет своевременно получать информацию об объеме и источниках поступивших доходов.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете. Нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Финансирование расходов федерального бюджета заключается в двух последовательно совершаемых действиях - разрешении (распоряжении) на осуществление платежа и осуществлении платежа[31].

Санкционирование расходов федерального бюджета включает:

- утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;

- утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

- принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета;

- подтверждение денежных обязательств федерального бюджета[32].

На первом и втором этапах санкционирования расходов федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов. Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета осуществляется путем доведения до распорядителей и получателей средств федерального бюджета расходных расписаний. Эти этапы подробнее рассмотрены ниже.

Третий этап санкционирования принятие денежных обязательств. Бюджетное обязательство - это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Принятие денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации[33]. При этом объемы принятых денежных обязательств в текущем финансовом году не должны превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации. Заключение и оплата федеральными учреждениями и федеральными государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны производится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета и с учетом принятых и неисполненных обязательств[34].

Если бюджетные учреждения принимают обязательства сверх утвержденных им на финансовый год лимитов бюджетных обязательств, то такие обязательства не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета. Однако, если обязательства были приняты в прошлые годы и не были оплачены, в текущем финансовом году они могут быть оплачены. Таким образом, контроль за оплатой получателей средств федерального бюджета задолженности, образовавшейся в результате принятых и не исполненных им в прошлые годы обязательств, на органы Федерального казначейства не возложен, так как получатель средств федерального бюджета самостоятельно обеспечивает исполнение принятых и неисполненных денежных обязательств.

Обязательному учету подлежат в органах Федерального казначейства договоры об аренде имущества и коммунальных услугах. Учет договоров на поставку продукции (работ, услуг) осуществляется органом Федерального казначейства, в котором федеральному учреждению открыт лицевой счет. Федеральное учреждение представляет в орган Федерального казначейства следующие документы: оригинал договора на поставку продукции и его копию; расшифровку, указывающую сумму договора в структуре кодов бюджетной классификации Российской Федерации. После завершения процедуры проверки представленных документов, на договоре ставится учетный номер бюджетного обязательства и дата учета договора. Оригинал договора возвращается учреждению, а его копия с расшифровкой остаются в органе Федерального казначейства. Оплата обязательств по учтенному договору на поставку продукции осуществляется в установленном порядке при наличии на лицевом счете учреждения, открытом в органе Федерального казначейства, достаточной суммы финансирования по коду бюджетной классификации Российской Федерации[35].

Четвертым этапом санкционирования расходов является подтверждение обязательств федерального бюджета. Подтверждение обязательств представляет собой предоставление в органы Федерального казначейства платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов. Данный этап санкционирования расходов федерального бюджета включающий в себя процедуру проверки платежных поручений, - это один из сложных и ответственных участков работы органов Федерального казначейства. Основной функцией Казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. Расходование бюджетных средств может осуществляться безналичным и наличным путем (платежные поручения и чеки).

Орган Федерального казначейства (ОФК) проверяет каждое платежное поручение на правильность заполнения и целевой характер платежа. Платежные поручения не принимаются в следующих случаях:

- образцы подписей на платежном документе не соответствуют образцам подписей в карточке образцов подписей клиента;

- сумма платежа превышает остаток средств по указанной в платежном поручении статье экономической классификации;

- показатели бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;

- расходы осуществляются без предъявления документов, подтверждающих правомерность оплаты;

- сумма платежа превышает установленные нормы авансирования;

- платежное поручение оформлено с нарушением Положения Центрального Банка Российской Федерации и Минфина России[36].

Также орган федерального казначейства отказывает в приеме платежных документов в случае приостановления операций на лицевых счетах по учету средств федерального бюджета.

При оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма, и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная, акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств[37].

Таким образом, только при прохождении всех указанных этапов контроля возможно списание средств со счета получателя бюджетных средств.

Подтверждение денежных обязательств является завершающей стадией санкционирования расходов бюджета, вслед за которой осуществляется расходование бюджетных средств.

Имманентной характеристикой казначейской системы является то, что весь процесс исполнения бюджета - от регистрации поступлений доходов до осуществления платежей от имени получателей бюджетных средств - осуществляется одним учреждением - казначейством. Это позволяет достигать таких значимых показателей организации бюджетного процесса, как высокая скорость прохождения денежных средств, наличие и доступность необходимой для управления бюджетными ресурсами информации, полная «прозрачность» расходов. Казначейство осуществляет управление счетами бюджета, является кассиром всех распорядителей и получателей[38].

При этом органы Федерального казначейства осуществляют только кассовое обслуживание исполнения бюджетов, никоим образом не вмешиваясь в бюджетные полномочия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Процесс исполнения бюджета также осуществляется исходя из принципа текущего контроля за целевым использованием средств. Контрольные полномочия территориальных органов Федерального казначейства ограничены рамками выполняемой функции кассового обслуживания исполнения бюджетов. Они связаны исключительно с осуществлением Федеральным казначейством операций со средствами бюджетов и учету кассовых доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и контролем за целевым использованием средств, поступающих из федерального бюджета, если эта обязанность установлена законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год[39].

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения сроков их прохождения до получателей бюджетных средств, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете (ЕКС). Концепция функционирования ЕКС по учету доходов и средств федерального бюджета была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 года № 107-р. ЕКС представляет собой счет Федерального казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации в валюте Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Банка России.[40]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.