рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема

добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в

окружающем мире и т. д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной

проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от

преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и

человека – космоцентризм, суть ее заключается в том, что понимание космоса

находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и

природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира,

разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась

мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и

космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии

человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. Добро –

результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной

философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об

окружающем мире.

И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека

выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в

соответствии с пониманием Бога, его сущности Аналогично осуществляется

понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов

отношения человека и Бога.

Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как

богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении.

Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек

работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость

саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал– Иисус

Христос - обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая

степень совершенства.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении

человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец

творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на

основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу.

Философия Возрождения. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни

с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая

выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации .

Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему

познания, но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и

единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на

философию, а именно – с развитием науки. Проблема человека, его

познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью

рационалистической установки.

Французская философия 18 в. усматривала силу разума в наличии врожденных

идей и интуиции, исходя из того, что человеческий разум потому обладает

мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как

источник знаний.

Английская же философия 18 в. главным образом решает проблему познания.

Билет№39

Предпр-во как соц. Культурный феномен

Предпринимательская дея-ть – это основной вид самостоятельной хозяйственной

деят-ти осущ. Предприн-ми от своего имени и на свой риск на постоянной

основе. Эта деят-ть направлена на получение прибыли путем наилучшего

использования капитала и ресурсов и неся полную отвественность.

Предпринимательская деят-ть –это: инициативность , направлена на прибыль,

на свой риск, под имущественную ответственость. Предприниматель включ-ет в

свою деят-ть: Организатор производственного процесса ; потребитель;

Наёмного работника ; партнеров(кто постовляет, удовлетворяет); Гос-во.

Деловые качества предприн-ля: 1. Способность создавать улучшенные

организационные структуры. 2. Способность правильно оценитьситуацию на

рынке, выявить потребителей.3 Способность осущ. руководство процесса

реализации проекта. 4. Способность принятия решения. Для прелпринимателя

харак-но: Профессиональные знания сферы деят-ти; Умениние правильно

оценивать привлекающиеся ресурсы; Экономическое мышление; Деловая культура;

Наличия опыта; Личные качества предрин-ля: Одержимость идеи;

Увереность в себе; Способность подобрать нужную команду;

Предпринимательская среда – это общественная экономическая орг-ция включ-

щая в себя степень экономической свободы, наличие пред-ких кадров, рыночные

связи, использования ресурсов.

Билет№41

Смысл «Об-ва» и системы …

В обыденной жизни понятие "общество" используется чрезвычайно широко.

Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них

интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и

ценности (имеющая общий "стиль жизни", как выражаются западные социологи),

В научной литературе существует немало определений «общества». Простейшее

из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений.

Возможно и еще одно определение: "Общество - это, прежде всего, такие

особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность

возвыситься всем вместе над своейчисто животной, биологической природой и

творить собственно человеческую надбиологическую реальность"

Cовременная философия рассматривает общество как совокупность различных

частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно

взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный

организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного

развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где

общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей.

Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из

самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы

которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие "система" - более

позднего происхождения и сложнее для понимания.

Под "элементом" или "частью" обычно понимают мельчайшую частицу системы.

Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют

иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет

под- системы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали Г.Спенсер, К.Маркс,

М.Вебер, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии

общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и

изменение общества.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики

общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие,

самодостаточность. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе

взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика,

политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином

отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного

уровеня стабильности.

Билет№42

О природе соц.формы движения

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий

существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и

человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми

узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества,

происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену

первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между

человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в

том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей

степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в

развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек

подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся

зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических

проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое

появилось в человеческом обществе не так давно), то не известно сколько

человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития

отношений между природой и обществом относился к природе главным образом

как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о

регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана

покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология. Эта

наука появилась не так давно. Она появилась как следствие появления

глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических

проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей

численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий

труда и технологий.

Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать

такие технологические способы производства которые как бы сливались с

природой. Другими словами должен произойти переход человечества из биосферы

в ноосферу, т. е . в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку

выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную

колыбель жизни в нашей части Вселенной.

Билет№43

Соц. Деятельность как способ воспроизводства соц.процессов… ?

Предметом социальной философии является общество, наиболее общие з-ны его

развития. Чтобы вскрыть эти з-ны , нужно было прежде всего выявить роль

материального производства в жизни об-ва. Понятно, что О не может

существовать без пр-ва материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит

в том , что они открыли закономерную зависимость системы всех об-венных

отношений от способа производства материальных благ. В процессе пр-ва люди

создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому

исследование О пр-ва позволяет проникнуть в суть истор процесса, раскрыть

механизмы, действующие в обществе.

Поизводство- это процесс взаимодействия общества и природы в рез-те к-рого

люди добывают все необходимые ср-ва существования. Совершенствуя пр-во,

человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию

истории, СП материальной жизни обусловливает социальный, политический и

духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и

объяснены только из конкретно-исторически существующего способа

производства, т.е каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует

основу из к-рой развиваются гос-венные учреждения, правовые воззрения

(искусство, религия и т.д) из к-рых они поэтому и должны быть объяснены.

Способ производства состоит из ПС (предмет труда, средство труда, люди) и

ПО (отношения по поводу форм собственности, отношения по поводу обмена рез-

тами деят-сти, отношения по поводу распределения продукции)

Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть

ПС)

Главный структурный элемент ПС - люди. Определяющим ПС являются средства

труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.

Способ пр-ва - 1. соединение техники человеком. 2. Способ добывания мат

благ для к-рого характерны историч определенные отношения между людьми.

Таким образом СП это не просто способ воздействия на природу, а вид

жизнедеятельности людей их опред образ жизни. Показателем развития

производительных сил является производительность О труда.

Билет№44

Общество, общественно–экономическая формация. Соц.организм.

Понятие общественно-экономической формации отражает подчиненность всех

общественных явлений материальным отношениям производства.

Материалистическая философия из всей совокупности общественных отношений

выделил производственные отношения как главные и определяющие, как

объективный критерий для различения определенных ступеней развития в

общественной жизни. Действительно, совокупность производственных отношений

является тем базисом, от характера которого зависит и образ жизни людей, и

все другие общественные явления.

Общество проходит в своем развитии определенные ступени (экономические

общественные формации), обусловленные, например, ручным, машинным

(индустриальным) и автоматизированным производством. Теория общественно-

экономической формации помогает понять общество как цельную социальную

систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим и

объективным законам на основании объективно сформировавшегося способа

производства. Социализм - идеал, весьма и весьма привлекательный для людей.

Однако практическое создание коммунистической общественно-экономической

формации в современных условиях невозможно.

Понятие общества. Общество как система.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между

собой и образующих определенную целостность, единство. Чел. о-во - это

высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их

совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы

собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность

разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни

- труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их

воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь.

Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся

связи явлений общ. жизни, хар-щие основную направленность соц. развития от

низшего к высшему.

Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2)

целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3)

самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка

системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем

развития культуры.

Структура общества. Социальные образования и исторические формы их

эволюции.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой

специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.

групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом

социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин:

классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению к средствам производства, по их роли общественной организации

труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,

которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или

иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Соц.

структура современного общества также помимо основных классов включает и

определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие.

Билет№45

СФ как наука и как форма обществ. сознания. …

Формы общественного сознания.

Политическое – совок. полит. доктрин, концепций, программ и взглядов.

Правовое – совок. норм и правил повед. людей, утвержд. государством.

Нравственное - совок. норм и правил повед. людей, не утвержд. государством.

Эстетическое – дух. деят. людей в сфере культурной жизни.

Религиозное – религ. верования в дух. жизни общества

Философское

Научное – научные представления

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС

интересует природа и О, то ПОС интересуется взаимоотношениями между

классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают

реальность. Например наука отражает ее в категориях, з-нах, понятиях.

Каждая форма ОС обладает своими специфич признаками. Все же формы, вместе

взятые, раскрывают многообразие мира. Итак духовная жизнь О связана с

удовлетворением дух потреб, с процессом сознания, с отношениями между

людьми в процессе духовного пр-ва. Основными эл-тами духовного пр-ва О явл:

1. Духовные потребности 2. Деят-ть 3. Потребление 4. Дух отношения.

Билет№47

Социальная структура общества и состояние общественного разделения труда.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой

специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.

групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом

социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:

классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению к

средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом

обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему

отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют

социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной

организации является феодальное общество с характерным для него различием

людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец

как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин -

представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились

по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц.

структура совр. общества также помимо основных классов включает и

определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда

относительны и подвижны. Общественная психология - частичный аналог

обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные

взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и

интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология -

частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций

определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц.

действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от

общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная

психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать

по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии

приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к

дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений

большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его

можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).

Билет№49

Предмет СФ … Соотношения с науками ..

Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов

жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией

однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил.

анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью,

но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности

людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.