рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

самодоказательность. Худ. Произведение проверку несет само в себе. В

искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того,

чего именно в таком виде нет не было и возможног не будет в

действительности

Билет№30

Формы и методы научного познания.

Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с

человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах,

явлениях, законах действительности для познания которых необходимы

специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества

более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом

ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2

основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б)

Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема -

противоречивое единство знания и незнания.

2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств

гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление

целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные

предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее

развернутый характер.

3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; -

система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область

действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к

действительности.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№31

Способы доказательства и аргументации. Верификация и фальсификация.

Истиннось или ложность того или иного положения науки не обладает

очевидностью. Только простейшее суждение нуждается для подверждения своей

истинности лишь в использовании чувственного восприятия: нет необходимости

доказывать то, что можно показать. Подавляющее число положений в науки

принимается не на уровне чувственного познания, а на уровне логического

мышления, в связи с др. истинами, т.е путем доказательства. В любом

доказательстве имеется тезис, основания доко-ва (аргументы) и способв

докозательства. Тезис- положение доказательства. Доказательство

подсредством которого является выясняется ложность тезиса, назв.

Опровержением. Все положения, на которые опирается доказтельтсво и из

которых сл-ет истинность доказы-го тезиса назв.основаниями или аргументами.

Аргументы состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом и

ранее доказанных положений. В число оснований доказательств входят еще

доказанные ранее положения науки, необходимые для обоснования тезиса. Чем

дальше наука развивается, тем больше становится число предшествующих

оснований доказательства каж. Нового положения. Связь оснований и выводов

имеющая результатом необходимое признания истинности доказываемого тезиса,

назв. способом доказ-ва. Доказательства одного и того же положения науки м.

быть различной, основанным, например на дедукции, индукции, использования

аналогий, моделирования и т.п. Доказательство- теоретическая задача. Иногда

задача доказательства бывает на столько сложной, что разрешения её требует

от ученых огромных усилий на протяжения даже столетий. Например: в течение

2500 лет осталось недоказаным существования атома-пока успехи

эксперементальной и теоритической физики не доказали этого. Гениальная

догадка осуществовании планет, и обращающихся вокруг – только стало

известно в последнее столетия. От современной науки зависит способ

доказательства.

К Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются

аналитическими суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. А это

означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К Поппера,

нужен другой принцип – не принцип верификации, а принцип фальсификации,

т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности.

Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость

(фальсифицируемость) любого учреждения, относящегося к науке. Принцип

фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении

научного знания от ненаучного. Этот принцип в каком то смысле

непосредственно направлен против принципа верификации. Поппер утверждал,

что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто

опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные

теории, гипотезы ложны, то данная теория, гипотеза опровержима. Когда же

опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной,

или, по крайней мере, оправданной. Но истолкование принципа фальсификации

как антиверификации является не точным. Принцип фальсификации – это не

способ проверки, а определенная установка науки на критический анализ

содержания научного знания, на постоянную необходимость критического

пересмотра всех его достижений. Научные теории независимы друг от друга.

Они в своем развитии не дополняют а развивают друг друга. В науке постоянно

происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер

выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы

общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Билет№32

Общенаучные методы познания.

Метод – это система принципов преобразующей, практической или

познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№33

История науки и техники. Особенности современной науки

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а

также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового

процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт,

приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения

челов. культуры.

В формах и функциях тех. Средств своеобразно отразились формы и способы

воздействия человека на природу. Т.О. техника как «производственные органы

общественного человека» есть результат челов. труда и развития знания.

Цель и функции техники-преобразовать природу и мир человекав соответствии с

целями, сформулированными людьмина основе их нужд и желаний. Люди не могут

выжить без своей преобразующей деят-ти. Сл-но, техника-это необходимая

часть человеческого существования на протяжении всей истории.

Преобразования экю отношений в промышденности и с/х, разработка и внедрения

новых технологий, обоснованых наукой – это две стороны единого процесса соц-

экономич. развития общества. Техника составляет основу цивилизации, она

находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогресирует.

Техника яв-тся важнейшим средством обнаружения глубинных свойств сущего,

например в медицине, в астрономии, в биологии.

Связь науки и техники. НТП

Научно-технический прогресс (единственный в своем роде процесс,

объединяющий наук, технику, экономику, предпринимательство и управление),

признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического

развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с

понятием инновационного процесса.

Научно-технический прогресс – процесс совершенствования средств труда,

являющийся исходной основой развития производительных сил общества. НТП

выступает в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма

предполагает постепенное развитие, а революционная – качественный скачок,

переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях

науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР),

которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития

производительных сил крупного машинного производства.

Билет№34

Методология познания общественных процессов.

Метод – это система принципов преобразующей, практической или

познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№35

Философия науки как направление иследования и научная дисциплина

Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека,

а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших

достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой

проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых

проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае

проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они

остаются на рассмотрении ф-ии.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и

анализировать полученные противоречия.

3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение

в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для

понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается

культурная функция ф-ии.

6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

? Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и

средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое

время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные

науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в

филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали

(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др.

стороны чувствовалось давления наук на философию.

Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с

научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и

постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается

аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна

современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и

постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных

наук.

Билет№36

Проблема междисциплинарных исследований, их роль в социальном познании

Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов

жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией

однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил.

анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью,

но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности

людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.

Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как

результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве

и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и

закономерных.

Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об

условиях и факторах его развитие.

Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова

его природа, закономерностью существования и развития.

В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой

познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет

заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает

материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни

людей, выявить свойства различных общественных процессов.

Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является

общество, но все эти науки различаются по своему предмету.

Предметом экономики является знание развития производственных отношений,

правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.

знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются

знания об обществе в целом.

Билет№37

Глобальные проблемы современности

Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый

природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания

(атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты

связаны между собой обменом вещества и энергии. Эти компоненты образуют

экосистемы, выполняющие ряд функций, необходимых для сохранения целостности

систем поддержания жизни и продуктивных возможностей окружающей среды.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними

условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы

"общество-природа".

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с

проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения

динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая

все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей

свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство

ответственности за преобразующее воздействие на нее.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от

человечества иного способа мышления, новой формы самосознания -

экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать

себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех

людей, всего человечества в решениях этих проблем. Другие проблемы:

невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое

равновесие между природой и человеком. Уничтожение природных ископаемых,

пресной воды, лесов, видов животных. Озоновый слой, парниковый эффект,

проблема шума.

Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а

еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых

странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке. Вопрос о

коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и

загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема

искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии

сейчас вышли на первый план. Нравственные проблемы. В связи с развитием

науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать

смерть и когда можно вернуть человека к жизни? При анализе глобальных

проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное.

Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение

деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой

цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной

со стратегией природы.

Билет№38

Проблема чел-ка в философии

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное. С другой стороны,

человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность

ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Именно эта двойственность

всегда заставляла философов искать сущность человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.