рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

мир создан Богом. Антиномии чистого разума дали основание Канту утверждать,

что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более

расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название

агностицизма.

Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал

теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики

этого субъекта.

Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором

стремится обосновать диалектику, проявлением которой

однако ему это не удалось.

Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это

философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой

“застывший интеллект” , который стремится осознать самого себя и использует

для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и

осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во

Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до

логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства

абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в

природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-

во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития.

Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является

марионеткой в руках мирового духа.

Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению

философия Гегеля -рациональная идеология. Гегель неправомерно

абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел,

что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха

вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.

Билет№6

Билет№7

Проблемы ценностей в философии

Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для

удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их

значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью яв-тся для

человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или

общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном,

святом, предпочтительном, дорогом.

В XX в. философы сумели развить учение о ценностях. 1)В античности

отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к

тому, что, например, платоновская идея понималась ещё и как идеал. Сов.

Философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина,

как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал.» В античности

философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от

друга достаточно строго.

2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога,

а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.

3) В Новое время философы выделили разум (точнее мышление) как главную

черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к

истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он

«развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью,

так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XXв.

Сложились все условия для развития учения о ценности.

Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план.

Феноменологи, герменевты, аналитики, постмодернисты спорят между собой о

ценностях. Ценность-это интерпретация, в котором субъект выражает свои

предпочтения. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по

наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения.

Сознания позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпритация

всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-это

интерпритация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

Билет№8

Специфика соц.познания. История становления.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть

занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,

является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -

существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают

воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но

в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для

того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку

социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания

природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее

определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих

себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"

Считается что отцом истории является Геродот (5 век до н.э.) он стремился

описать не просто деяния людей, но и выявить их причины. Он ставил своей

задачей отыскать истину в истории, выдвинул идеи повторяемости истор.

явлений из неизменной человеческой природы – которой свойственно жажда

власти и жажда свободы. Возникнув как простое описание жизни общество, соц.

Фил. Мысль постепенно выделяет в качестве предмета познание общественных

процессов. (Демокрит, Аристотель). Древние философы пытались разгадать

природу общественных связей, сущность истор. Развития. По Платону общество

возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения

своих потребностей. Средневековые мыслители считали, что история

предопределенна богом, общество основано на неравенстве с которым люди

должны смериться. Мыслители же 17-18 вв подвергли критике богословские

концепции средневековья, они считали: история общества – продолжение

истории природы. Физиократы в 19 в стали рассматривать общество как некое

социальное бытие. Маркс разрабатывал в основном проблемы экономики –

свержение капитализма и построение с социалистического и коммун. общество.

Главной идеей Макса Вебера- идея экономической рациональности воплощенная в

современном обществе (иерархизация власти, система формальных правил эмоц.

Нейтральность отношений между индивидами).

Билет№9

Предмет философии

Термин “философия” - греческого происхождения, означающий любовь к

мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в

котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или

многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов,

сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную

систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему

миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.

В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное

абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.

Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное

содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы,

к другим людям, к самому себе.

Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с

ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения

личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с

фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко

лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой

развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая

предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также

веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм,

конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже

существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому

религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.

Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных

форм духовности: философия, мифология, религия.

Билет№10

Проблема метода в философии

Метод – это система принципов преобразующей, практической или

познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№11

Эпистимологическая проблематика в философии

Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании.

Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может

существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является

практической основой общ-ва. Особенности чел-ого бытия – это то, что для

своего бытия, чел-к вынужден целенаправленно изменять окр мир. Чтобы

изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Г –

выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение

целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы

познавательной деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные

свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х

факторов познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается

дать образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с

психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории

познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и

объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно

менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное

бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая

деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных

конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное

образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт

деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии

С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой

состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть

рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала

объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер,

была практической. С – носитель материального целе направленного действия,

связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.

Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие

двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся

в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической фил-ии

свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом

уровне развития материи она обладает своими специфическими

характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном

процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный

мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом

этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками,

копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно

воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение

особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в

соответствии с особенностями , отражающей системы, т е сознания. А это

значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны

по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.

Билет№12

Философия и наука.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем

не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

-Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не

различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в.

до н.э. – 17 в. н.э.).

-Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том,

что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы

предоставить науке (17-19 в.)

-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших

достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой

проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых

проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае

проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они

остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили

название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и

анализировать полученные противоречия.

3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение

в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для

понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается

культурная функция ф-ии.

6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и

средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое

время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные

науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в

филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали

(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др.

стороны чувствовалось давления наук на философию.

Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с

научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и

постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается

аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна

современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и

постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных

наук.

Билет№13

Антропологическое направления в Ф.

Происхождение человека.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в

наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.

в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное

существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка

“дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке

выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки.

Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей,

сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления

мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во

выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез.

Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется

человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал

производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.

появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя.

Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся

символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это

средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к

формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир

формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.

Билет №14

Русская филосовская мысль 19 - 20 в.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако Р

фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,

считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по

себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-

1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.

А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их

внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор

прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по

их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к

упадку. Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение

о чел и обществе. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с

отысканием “духовного смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.