рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие

для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;

предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть

тело его природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В

человеческом бытие первична предпосылка существования тела из чего следует

его подвластность законам наследственности и природы.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в

способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,

удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в

пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и

сознанием. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека

регулируются духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные

поступки).

Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых

побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует?

Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Мир был, есть и

будет, он непреходящ. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве

непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний

природы, человеческих существ. 2) природа, человек, мысли, идеи, общество

равно существуют; различные по формам своего существования, они прежде

всего благодаря своему существованию образуют целостное единство

бесконечного, непреходящего мира.

Билет№22 Сознания, его природа и сущность, формы

Билет №23 Проблемы сознания в

философии

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и

только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи

мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с

речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл

относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол

противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая

самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что

между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и

мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др

стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими

их матер объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что

составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов,

ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

В труде развивалось сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду форма

отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств

предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование

окружающей реальности.

Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия

приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния

среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более

сложный характер - начиная от удачно подобранных осколков камней с острыми

краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудиями. За

такими орудиями- закрепляются постоянные операции: колоть, резать, рубить.

Именно в связи с этим возникает качественное отличие среды человека от

среды животного. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных

вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми

орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности

предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт

другому в виде операций, действий, деятельности.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный

характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей.

Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень

отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность

изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может

выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше

отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность

может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по

уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации

труда, является важнейшим условием в формировании сознательной

деятельности.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою

собственную природу.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества,

формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не

только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции

человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой.

Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым

действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними

создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить

эту потребность. Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы

общения - посредством человеческого языка. Вместе с развитием сознания и

присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как

личность.

С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.

С.–свойство живых организмов.

С.–атрибут человека.

С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых

космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить

божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев:

неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.

С.–свойство живых организмов

Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы

чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к

элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.

С.–атрибут человека.

Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая

концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.

Билет№25

Познания как деятельность. Сущ-ть Ф.мышления

П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют

разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду

с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,

неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,

направленное на получение объективированного знания, существующего вне

отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных

человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл).

Объективированное П осуществляется коллективным субъектом по законам,

несводимым к индивидуальному процессу П, и выступает как часть духовного

производства. Различают также такие типы П, как обыденное, художественное и

научное, а внутри науки – естественно – научное и общественно – научное П.

Различные стороны процесса П исследуются рядом специальных наук

(когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки,

др.). Функционирование и историческое развитие эталонов и норм П изучает

теория познания как философская дисциплина.

В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно

чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать

себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,

воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от разуминого света,

“от того, что никогда не заходит”

Билет№26

Специфика соц. Познания. Субъект, объект …

.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть

занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,

является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -

существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают

воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но

в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для

того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку

социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания

природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее

определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих

себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"

Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и

выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.

Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить

многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и

развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы

можно было предвидеть будущее.

Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который

сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных

наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и

стремления к самоорганизации.

И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,

подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших

глазах.

Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или

биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать

сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства;

невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако

литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души

или мир растений и животных... Очевидно, что человек для своего познания

избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего

необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы

(явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом

изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы

не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе

обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом,

объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её

фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений

этого объекта.

Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.

Билет№ 27

Мышление как творчество

Мышление. Функции языка. Язык науки, его специфика.

Логическая правильность мышления – эффективный инструмент деят-ти => знание

правил, законов необходимо, чтобы не совершать ошибок. Цель научной деят-ти

– поиск знаний. Отражение – рядовой признак мышления.

Отражение – способность вещей воспроизводить в своей структуре особенности

св-ва других вещей. Мышление – высшая форма психического отражения (св-ва

отражения: адекватность и неадекватность). Отражение адекватно; мысль

адекватно отражающая свой предмет - истина. На адекватность влияют 3

фактора: св-ва оригинала, способ воздействия оригинала на объект, св-во

объекта воздействия.

В нашей психике отражение действительности осуществляется в единстве

чувственного (восприятие) и рационального (мышление).

1) М. связано с языком (система знаков)

2) М. способно обобщать (мыслью можно охватить совокупности предметов)

3) Способность к абстрагированию (идеализированные объекты)

М. осуществляется в определенных формах: понятие, суждение, умозаключение.

Существуют законы, нормы, правила мышления, которые складывались естеств.

образом (осмысленны Аристотелем, Бэконом, Шопенгауэром и др.)

Непреднамеренное отступление от этих правил (ошибки) - паралогизмы.

Намеренное отступление – софизм.

Билет№ 28

Методология научного познания

Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих

методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов

действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые

позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать

методологией познания.

Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного

и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и

объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление

взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-

выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает

соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к

изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных

науках.

Формы и методы познания.

П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют

разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду

с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,

неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,

направленное на получение объективированного знания, существующего вне

отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных

человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это

система принципов преобразующей практической или познавательной,

теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й

сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4)

Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й

сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4)

Умозаключения Виды познания: 1. Научное —

основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления,

стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное —

неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3.

Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое,

претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое =

познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления;

б) Теоретическое = познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств.

опыта.

Билет№29

Логика научного познания и виды научного познания

Зависит от объекта и субъекта познования. Виды познания: Житейское,

научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на

наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным

опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не сл-ет

приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на

здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для орентации в

повседневного поведения людей, их взаимоотношением между собой и природой.

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе

понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное

событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т.

образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения

становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного

знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и

будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит

необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе

осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по

своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в

форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые

превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в

житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного.

Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое

знание. Если главной фигурой научного является ученый, то для практического

– инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия

закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора,

устройства, комп. программы) на основе уже полностью известных ,

зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной

спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное

произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только

познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира

душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот

опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и

выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др.

способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.