рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

всех духовных функций чел, исходное начало кот - религия.

Материалисты Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-

1861), Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по

отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только

высокоорганиз материи - мозга. Развитие идет через противоречия, борьбу

нового со старым.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т делал упор на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел

и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В

ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты.

Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая

власть - насилие - отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение

гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос

обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Исповедывал идеи почвеничества, для

кот хар-но религиозная ориентированность фил осмысления судеб рус истории.

Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за

торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). его взгляды:

Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо

подготовить чел к восприятию христ ценностей. Челов является центром

всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир.

Человечество - посредник между прир и божетвом.

Ьилет№15

Марксиская Философия.

В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании

социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его

последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-

экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его

составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный

социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве

основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием

существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые

человеку блага. Прежде чем заниматься культурой, философией, религией,

человек должен иметь пищу, кров, одежду… Эти материальные условия

существования человека создаются вследствие совместной трудовой

деятельности.

Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в

понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу

трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что

приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Сущность по Марксу заключена в признании ведущим, определяющим в жизни

общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для

обозначения объективного реального существования социальной формы материи.

Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений

людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа,

становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения

– это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

Т.о в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в

предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство

разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на

развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его

развития:

Билет №16

Гуманизм как философское течение.

Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это

свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах

университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает

определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями

Философии Возрождения основное внимание обращается на гармонию души и тела,

на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки

человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные,

как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание

достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной

личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует

свою свободу, реализует свою индивидуальность.

главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее

свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

3 составляющих человека: дух, душа, тело.

Дух – высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты,

благости.

Противоположность его – тело, которому присущи страсти, плотские влечения,

желания, что толкает человека на безнравственные поступки. Душа – звено,

связывающее душу и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу

или к телу, человек от этого либо нравственен или безнравственен. Душа

поэтому занимает особое место в человеке.

Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который

определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу.

Человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что

человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним

из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен

в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность

человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой,

которая направляется его волей и реализуется в процессе активной

деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной

необходимостью.

Поскольку свобода человека опирается на разум и знания, постольку

существенное значение для него приобретает с/познание, которое позволяет

человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу

человека. Результатом такое свободной деятельности человека является не

просто достижение внешних целей, а творение человеком самого себя.

Билет №17

Наука в системе культуры

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация

Билет№18

Инфор-ная революция и становления инф. об-ва

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует

важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс

перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.

Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии

науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные

конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного

обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это

реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и

своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки

специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой

деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.

Информация образования - процесс, в котором политические, социально-

экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе

широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной

деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и

автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко

всем видам, формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование

профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение

свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным

средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения

большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают

новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,

включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития

индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного

обучения.

Компьютеры выступают средством общения людей.

INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает

связь различных информационных сетей.

Билет№19

Категория «Материя» и истор. формы представлений о ней, Формы существования

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает

сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо

от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,

что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было

названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –

из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;

Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное

начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из

чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический

характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они

имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход

к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

философский подход к пониманию материи: материя – это философская

категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими

ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

логический – материя как философская категория;

онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной

и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать

через копирование, фотографирование, отображение;

заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших

ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

Билет№20

Диалектика

Диaлеkтиka и ее альтернативы.

Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.

Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев (красивая

девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их определениям. Его

ученик- Платон: диалектика как метод анализа и синтеза понятий, как

движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям -

идеям. Диалектика как искусство спорить развилась в средние века.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Ажным

предметом диалектики являются универсальные связи типа связь единичного и

общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные

формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина -

следствие", "единое - общее", "явление и сущность".

Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, которые

осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы

категорий и

законов.

В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих

законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в

системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение

количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они

доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)

развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития.

Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим

пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе

подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно

существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-

рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой

системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно

устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ.

его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)

в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-

ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок -

переход количественных измерений в качественные или переход из

одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).

Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во

взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т-

неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;

структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или

иного сложного целого.

Билет№21

Категория бытия и историч. Формы. Единство и многообразие …

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от

сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть

всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о

сущем вообще.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по

признаку существования самые различные явления, предметы и процессы:

природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы

и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и

т.д.

Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять

философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал

его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все,

что существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,

ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.

Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в

различных формах деятельности субъекта.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

а) бытие человека в мире вещей

б) специфическое человеческое бытие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.