рефераты скачать

МЕНЮ


шпоры

Эмпирика «Против ученых» и «Три книги Пирроновых основоположений», а также

спец посвященные ск-ам разделы книги ант историка ф-ии Диогена Лаэртского

(1-я половина III века н.э.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых фил-

ов». Весь древний ск-зм представл всего какими-то 2 десятками мыслителей,

творивших на протяжении почти 700 лет, причем с почти 200-летним перерывом

внутри этого периода. После Секста Эмпирика ск-зм как самост движ

прекратился. Важно четко уяснить, что, хотя ск-зм явл одним из фундамент

направлений ф-ии, он никогда не замыкался в чистой теории, но всегда

выступал как жизненно-практическое учение, решающее проблемы стратегии

человеч поведения. Древние скептики отрицали возможность объективного

критерия истины, поскольку для выбора критерия необходим критерий выбора и

так далее в бесконечность. Но необходимость действовать, принимая

определенные решения, заставляет скептиков признать, что хотя, возможно, и

нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот

критерий должен основываться на «разумной вероятности» (Аркесилай).

Скептики разрабатывают условия, соблюдение которых повышает вероятность

знания, доставляемого наблюдением и экспериментом («три степени вероятия» в

Академии, «напоминающий знак» у Секста Эмпирика, три вида опыта у

Менодота). Но гл принципы поведения выводились древними скептиками из их

осн идеи: если мы ничего не можем сказать о нашей жизни, значит, мы ни к

чему не можем стремиться и ничего не будем избегать: Поэтому мудрец должен

быть абсолютно невозмутим и бесстрастен, и такого рода внутреннее состояние

Пиррон называет блаженством.

1(2). Милетская школа

Милетская школа известна как первая фил-кая школа. В ней впервые

сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом

месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители

милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий

знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет

к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и

духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже.

Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный.

Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и

«наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся

постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос

предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех

мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и

наивный. Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил

приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса

(в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на

развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время

была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной

абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на

постижение сущности мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль

появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью

от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию

мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При

этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле

«стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса,

употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода

как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения

которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем

«сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее

разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного

начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь

превращаются в воду. Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр

(611-546 гг. до нашей эры). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к

материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он

утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и

не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил,

что части изменяются, целое же остается неизменным». Фалес относил все

материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой

материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто

безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так

называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью,

из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон»

Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в

пространственном, но и по временном отношении.

Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в

вечном движении выявляются противоположности. Т.е. у этого философа мы,

видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по

отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно

обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность

жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме

того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и

человека. Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-

524 гг. до нашей эры).

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного

древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей.

Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он

считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух.

По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение

вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и

разряжение понимаются здесь как осн, взаимно противоположные процессы,

участвующие в образовании различных состояний материи. Ест-ое объяснение

возникновения и развития мира Анаксимен распростр и на объяснение происхожд

богов. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отн-ия праматерии и

движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «пост колеблется,

ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он

изменяется».

4(2) Элейская школа.

Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нэ.) можно считать идейным

предшественником эл. школы. К. признает материальность мира, кот в отличие

от них считает постоянно одним и тем же, неизменным. К. стремился также к

натуралистическому объяснению прир. явлений. Богом К. считал мир по всей

его целостности. Он понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него,

таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и

бесконечность (как в простр-ом, так и во временном отн-ии) материального

мира. При этом унив-ое бытие понимается им как вечное и неименное, что

сообщает его фил-ии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством

допускаются и проявления многообразия мира. Сохранились также фрагменты

атеистической ориентации, в которых К. хар-ет миф. богов как продукты челов-

ой фантазии и формулир мысль о том, что не боги сотворили людей, но люди

создали богов по своему образу и подобию. Хотя осн онтологии К. было

«единое» - соверш единое бытие, он доп еще изменение и движ-е как

возникновение и упадок, кот. Парменид и др элеаты полностью отвергали. К.

признает изменение и движение только как возникновение и гибель мира,

понимая его как внутр неизменную целостность. Если в этом случае вообще

можно допустить развитие, то оно, согласно его концепции, не приносит

ничего нового. Онтологические взгляды К. тесно связаны с его пониманием

познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь

к мнениям. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и

изменчив. Именно такой скептический подход к чувственному познанию стал хар-

ым для всей эл школы. Собственно основателем эл школы был Парменид из Элеи

(ок. 540-470 гг. до нашей эры). Основным для П., как и для всей эл школы,

явл наука о бытии, о сущем. У П. имеется также отрицание «сотворения»

сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем сущ-ии, оно

также и неизменно. Из дейст-го мира, из области бытия П. полностью искл

движение. По П, не-сущее не сущ-ет. Все, что сущ-ет, есть сущее (бытие),

кот есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть

нечто переместить, согласно П, означ бы либо поместить его на место др

сущего, а это невозм, т.к. одно сущее уже там нах, либо поместить его на

место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-

сущее не сущ-ет, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее явл

наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный хар-р, но из него иск

изменение, движение и развитие. Здесь следует заместить, что в гносеологии

П проводит весьма резкое различие м/у подлинной истиной (Алетейа), явл-ся

продуктом рацион освоения действит-ти, и мнением (Докса), опирающ на

чувственное познание. Чувственное познание, по П, дает нам лишь образ

кажущегося сост-ия вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную

сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматр чувственный мир лишь

как мнение. Так вот в области мнения П допускает сущ-ие не-сущего на основе

«чувственного восприятия». Это дает ему возм-ть затем - в виде мнения -

признать сущ-ие движения и изменения. Одним из наиболее ярких учеников

Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до н.э.). В своих онтологических

взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и

неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный хар-р. Согласно

взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и

влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их

есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется

преобладанием. Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между

разумом и чувствами. В соответствии с принципами эл школы Зенон также

разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно

признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к

неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного

познания. К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с

острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры). Мелисс полагал, что мир «не

был сотворен» и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям,

является не только единым и неограниченным во времени и пространстве, но и

метафизически неизменным. Таким образом, философия элеатов выявила ряд

проблем, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие философии.

Так, в их учении мы встречаемся со сравнительно четким учением о бытии и

определенными принципиальными подходами к вопросу о познаваемости мира. Их

различие чувственного и рационального познания тесно связано с различием

«сущности» и «явления».В области способа философствования большим вкладом

элеатов является стремление к осмыслению действительности при помощи

понятийного аппарата.

3(2).Пифагор.

Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до

нашей эры. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О

воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и ряд других

трудов, которые создавались пифагорейской школой.

Пифагор занимался решением геометрических задач, но пошел также дальше. Он

исследует и взаимоотношения чисел. Изучение зависимости между числами

требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт

отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он изучал

характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолютизации

чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности

всех вещей. Так, например, единица означала начало всего, непрерывность,

положительность, всеобщую сущность. Двоица означала противоположность,

различие, особенное. Пифагор полагал основными первые четыре числа

арифметического ряда - единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической

интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая,

квадрат (плоская фигура) и куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел

дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и

сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому

учению, - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с

его противоположностями.

Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный

спекулятивный характер и является исторически первой попыткой постижения

количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в

объяснении определенных количественных отношений между реально

существующими вещами. Возможность мысленной манипуляции с числами (как

абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы

как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к

тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. Именно

это и делается в философии Пифагора. При этом существующие

противоположности подчиняются всеобщей универсальной гармонии космоса, они

не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества.

Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) стоится на принципах

полной подчиненности человека богам:

«Бессмертных сначала богов, как велит нам закон, почитай,

Их почитая, также отдай уважение богоравным умершим»

Мораль у Пифагора была обоснованием определенной «социальной гармонии»,

опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии. Поэтому ее

важнейшей частью было безусловное подчинение.

Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим философским

направлением в античной Греции. Математическая проблематика выливается у

них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно

истинно сущим.

ИДЕАЛИЗМ — фил направление, противоположное мат-му в решении осн вопроса

фил-ии. Ид-м исходит из первичности духовного, нематериального и

вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности

мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм

рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно

мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и

агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм

противопоставляет телеологическую точки зрения (Телеология). Марксизм-

ленинизм все разновидности идеализма подразделяет на две группы:

объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или

безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный

идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.

Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно,

Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного

идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от

солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма. В истории

философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на

Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного

идеализма. была философия Платона. Особенность объективного идеализма

Платона, свойственная древн. идеализму, вообще — тесная связь с религиозно-

мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в

эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся

не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность

объективного идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда

философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский).

Перестройка объективного идеализма, произведенная прежде всего Фомой

Аквннским, основывалась на фальсифицированном аристотелизме. Основным

понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы

Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое

начало, выполняющее волю вне-природного бога, который мудро распланировал

конечный во времени и пространстве мир, Начиная с Декарта в буржуазной

философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все

больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением

субъективного идеализм стала гносеологическая часть системы Беркли и

философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о

независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной

стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого

сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.— объективно-идеалистическое

признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-

идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а

объективно-идеалистическая—в философии Шеллинга и, особенно, Гегеля,

который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.

МАТЕРИАЛИЗМ философское направление, противоположное идеализму. Различают

материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном

существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее

собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность

духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира,

бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом

материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира,

утверждая, таким образом, познаваемость природы. Обобщая достижения наук,

материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных

методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи

человеческой практики. В процессе взаимодействия материализма и специальных

наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма

появляются вместе с возникновением философии, в рабовладельческих обществах

древней Индии, Китая и Греции — за несколько вв. до н. э. в связи с

прогрессом научных знаний в области астрономии, математики и др. наук.

Общая черта древнего, во многом еще наивного материализма. (Лао-цзы, Ян

Чжу. Ван Чун, школа локаята. Гераклит, Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит,

Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования

независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в

многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего

(Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об

атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит) . Многие древние

материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них еще

не проводили четкого различения между физическим я психическим, наделяя

свойствами последнего всю природу (Гилозаизм). Развитие материалистических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.