рефераты скачать

МЕНЮ


шпоры

Для Николая это прошло без последствий из-за его сана.

В 1453 году заканчивает книгу «О согласии веры» - где проводит мысль о

единстве веры для разумных существ. В 1464г. «Опровержение Корана» -

Николай указывает связь между исламом и христианством.

Постепенно он приходит к идее о развитии от низшего к высшему. Гармония по

его мнению состоит из взаимно пропорциональных высокого и низшего.

Он очень высоко ставил человека:

Человек - есть второй бог. Он способен творить

Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему

применение

Человек - микрокосм, или малый мир.

«Никто не тождественен другому ни в чем - ни ощущениями , ни воображением,

ни разумом, ни исполнением, будь то в писАнии, живописи или другом

искусстве» (Об уч.незн.) Мир, пишет он, достигает полного совершенства в

человеке, высшем звене природы.

Познание вещей человек осуществляет посредством ума, с помощью чувств.

Кузанский уподобляет тело городу с пятью воротами, которые сообщаются с

миром. Через них, к человеку приходят послы и сообщают об окружающем мире.

Более истинно описание тогда, когда открыты все ворота. Все полученное

человек располагает на карте, затем отсылает послов, закрывает двери,

обращается к себе и при помощи рассудка исправляет неточности сообщенного

послами. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому,

как многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к

кругу. Но многоугольник никогда не станет кругом, подобно этому, разум

никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет

приближаться к ней.

Он не отрицал судьбы. Но человек, считал он, обладает свободой выбора. В

большей степени человек предопределяет свое будущее.

Некоторые мысли Кузанского до сих пор живы в разговорной речи. Так

например, высказывание: «Мы живем в придуманном мире», есть не что иное,

как мысль Николая, высказанная в работе «Берилл».

«Наш интеллект не способен очистить свои понятия от воображения», т.е.

считал, что мы живем в мире, придуманном нами самими.

Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о

противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть

вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для

него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

5(2). Эмпедокл

Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев. Мысль элейцев -

истинно сущее бытие не может не погибать, не возникать. Они развили это

положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в

неизменности истины сущих элементов бытия. Мысль эта после элейцев

становится предпосылкой крупнейших материалистических учений 5 и первой

половины 4 в. до н. э. Если мы даже наблюдаем в мире то, что называется

генезисом, рождением, изменением или смертью, уничтожением, гибелью, то это

лишь обманчивая видимость. Все эти явления должны быть объяснены так,

чтобы при любом объяснении не был покалебим основной и исходный тезис о

вечности и неизменности, о не возникаемости и о не гибнущей природе истинно

сущего бытия. У элейцев истинное бытие едино, в нем не может быть не только

возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого множества.

Эмпедокл не пытается объяснить все разнообразие форм и явлений из одного -

единственного материального начала. Таких начал - основных и несводимых

друг на друга материальных элементов - он признает четыре. Это огонь,

воздух, вода, земля. Эмпедокл называет эти материальные начала “корнями

всех вещей”. Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь

существование этих четырех “корней”, невозможно. Чтобы объяснить то, что

людям представляется, как возникновение или как генезис всех вещей

природного мира, необходимо, согласно Эмпедоклу, кроме существование

четырех “корней” (материальных элементов, начал), допустить так же

существование двух противоположных друг другу движущих сил. Элементы, или

“корни”, приводятся этими силами в движение: или соединяются, сближаются,

сочетаются, или, напротив, разъединяются, удаляются друг от друга,

расходятся. Согласно Эмпедоклу, жизнь природы состоит в соединении и

разделении, в качественном и количественном смешении и соответственно в

качественном и количественном разделении вещественных элементов, которые

сами по себе, как элементы остаются неизменными. Здесь еще очень много от

древней мифологии. Вещественные начала, или элементы, характеризуются у

Эмпедокла не в качестве костной, неодушевленной и мертвой материи, а как

божественные существа - живые и способные ощущать. Материальные элементы

не оторваны от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила. От этой

движущей силы всех элементов Эмпедокл отличает две специфические движущие

силы. Деятельная движущая сила выступает в виде двух противоположных сил.

Силу, которая производит соединение, Силу, которая производит соединение,

он называет любовью (или дружбой, приязнью, гармонией, даже - Афродитой -

по имени богини любви, соединяющей мужчину и женщину). Силу, производящую

разделение, он называет ненавистью (враждой, Аресом). Воззрение Эмпедокла

на движущую силу уходит своими корнями в очень древние представления

греков. Оригинальность Эмпедокла в отличие от его предшественников

состояла в том, что, заимствовав свою теорию 4-х первоначальных веществ из

весьма древней греческой традиции, Эмпедокл связал ее с тем понятием об

элементе, которое он нашел во второй части поэмы Парменида, где автор

излагал свои физические гипотезы и где уже наметилось более четкое

физическое понятие об элементе. Отделив, таким образом, движущую или

деятельную причину от материальных элементов природы, Эмпедокл затем в

каждую из этих двух основ - и деятельную движущую силу и в материальные

“корни всех вещей” - вводит элемент раздвоения. Материальные элементы он

разделяет на два класса. Кроме движущих сил любви и вражды, которые,

собственно говоря, не являются элементами вещей, движущим началом у

Эмпедокла оказывается еще и материальный элемент огня. В этом смысле,

Эмпедокл противопоставляет огонь и воздух в качестве мужских божеств земле

и воде, как божеством женским. Иногда он рассматривает все четыре элемента,

как живые вещества. По вопросу об отношении единства к множеству

предшествующая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противоположные точки

зрения элейцев и Гераклита. Для элейцев мыслимо только единство, множества

нет, оно только иллюзия чувств. Для Гераклита единое и многое существуют

одновременно: все из одного и из всего одно. У Эмпедокла намечается

компромиссная, более “нежная” точка зрения. Согласно его взгляду,

противоположности единства и множества, любви и вражды существуют не

одновременно, а последовательно. Эмпедокл представляет жизнь природы как

циклический или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то

любовь, соединяющая физические элементы, то вражда, разделяющая их. Над

миром властвуют поочередно любовь и вражда. Во время господства любви все

становится единым, природа представляет собой бесконечный “шар”, в ней уже

не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. Во время

господства вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов,

они выделяются и обосабливаются. Между периодами полного господства любви

и такого же господства вражды есть переходные периоды. При всех

происходящих при этом изменениях сами материальные элементы не возникают и

не погибают.

7(2). Демокрит.

Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего

развития философской мысли. Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая

из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как

и бытие. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь,

образуют все вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут. Теория

атомарного строения мира Демокрита была самой убедительной по своим

принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во

Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако она явилась

лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во

Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров.

Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на

различных стадиях развития. Всё во Вселенной, по мнению Демокрита,

происходит по закону необходимости. Под этим понятием он понимал

бесконечную цепь причинно-следственных связей. А найти причины различных

явлений, по мнению Демокрита, является основной задачей мудреца.

Демокрит считал, что человек-продукт природы. Демокрит не разделяет

внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и человека, и

животных состоят из одной и той же материи . О движущихся в лучах солнца

пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу

человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то

есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является

источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в

тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно

выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с

вдохом. Отрицание отдельной от тела души подтверждает атеистический

характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие

явления как смерть и старость.

Человек для Демокрита - это не только душа и тело, это целый

микрокосмос. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного

познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как

оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет

“светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути

познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня

познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга.

Трудность познания состоит в том, разум не может найти истину без чувств, а

чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также

индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений

субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового

времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные

качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и

постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей,

воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.).

Книга Демокрита “О том, что в Аиде” была направлена против веры в загробную

жизнь и содержала два аспекта, “физический” и моральный. О воскресших людях

Демокрит говорил, что на самом деле они не умирали, так как сердце

задержало искорку жизни, и они лишь казались умершими. Таким образом, эти

мнимые воскрешения Демокрит объяснял естественными причинами. Веру в

загробную жизнь Демокрит называл нелепой и обманчивой, приносящей вред

людям. Демокрит считал, что смерть – это естественное и неизбежное явление.

Однако подобные взгляды были чужды простому народу.

Спокойным состоянием духа Демокрит считал спокойное настроение, при

котором атомы души движутся равномерно. А спокойствие души и есть

счастливая жизнь. Источник морали Демокрит видел в земной жизни. Цель жизни

Демокрит видел в счастье, но оно не должно сводиться к телесным

наслаждениям. Важнейшее условие счастья, меру, помогает соблюсти разум.

Мера в образе жизни человека является основным условием его счастья, а

также здоровья. Человек должен соблюдать меру и в личных, и в общественных

делах. Людей, не знающих меры в наслаждении, Демокрит называет глупцами.

Впервые в этике Демокрита моральные нормы определялись не внешним

поведением, а внутренним содержанием, самоконтролем. Новым было и то, что

этика Демокрита нерелигиозна. Разумный человек свободен от страха и

суеверий. А знание является огромной моральной ценностью. Источник морали

находится в самом человеке, в его чувствах и разуме. Основой социальной

философии Демокрита была античная теория естественного права. Демокрит

считал, что по природе все люди равны. А идеальным правителем философ

считал того, кто, прежде всего, властвует над самим собой. Таким правителем

был, по мнению Демокрита, был Перикл, а Афинский полис его времени был для

Демокрита идеалом государственного устройства. Учение Демокрита открывало

новые возможности для общественных перемен, так как закон, по его словам,

“не должен людям мешать жить”.

6(2). Анаксагор.

Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым высказал мысль,

что первопричиной физических изменений является ум.

Анаксагор родился в Ионии в около 500 года до н.э., но около 30 лет прожил

в Афинах (приблизительно с 462 по 432 год до н.э.).

Анаксагор утверждал, что все является бесконечно делимым и что даже

малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи

представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Так, например,

все содержит немного огня, но мы называем огнем лишь то, в чем преобладает

этот элемент. Как и Эмпедокл, Анаксагор выступал против допущения пустоты;

он говорил, что клепсидра, или надутая шкура, свидетельствует, что там,

где, по-видимому, ничего нет, находится воздух.

Он отличается от своих предшественников тем, что рассматривает ум ( "нус")

как субстанцию, которая входит в состав живых существ и отличает их от

мертвой материи. Во всем, говорил он, есть часть всего, кроме ума, а

некоторые вещи содержат также и ум. Ум имеет власть над всеми вещами,

обладающими жизнью; он бесконечен и управляет сам собой, он смешан с

небытием. За исключением ума, все как бы оно ни было мало, содержит части

всех противоположностей, таких, как горячее и холодное, белое и черное. Он

утверждал, что снег черен (частично).

Ум - источник всякого движения. Он вызывает вращение, которое постепенно

распространяется по всему миру и приводит к тому, что легчайшее идет к

периферии, а тяжелейшее падает в центр. Ум единообразен: в животном он так

же хорош, как и в человеке. Видимое превосходство человека обусловлено

наличием у него рук; все кажущиеся различия интеллекта в действительности

связаны с телесными различиями.

И Аристотель и платоновский Сократ выражают сожаление, что Анаксагор, введя

ум, мало его использует. Аристотель указывает, что Анаксагор вводит ум как

причину только тогда, когда он не знает другой причины. Везде, где

возможно, Анаксагор дает механическое объяснение. Он отверг необходимость и

случайность как причину происхождения вещей. Тем не менее в его космологии

нет провидения". По-видимому, он не уделял большого внимания этике или

религии; вероятно, он был атеистом, как утверждали его преследователи.

Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания.

Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание.

Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно получить

знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам, восприятие

совершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое. И, хотя

он признает за чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует

его. Он также подчеркивал необходимость коррекции чувственного познания.

15(2). Скептики.

Скептицизм – это ед. идеология, кот. не отрицает правоты других идеологий.

Никакое др. учение не явл. столь же терпимым к др. идеям, как скепт-м.

Сомнение как сущ-ть скепт-ма означ, что нельзя однозначно соглашаться с

каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во

что верят люди, вполне может оказ. истиной, хотя и нельзя искл, что они

ошибаются. Следует спец оговорить, что скепт-м не утв. невозможности найти

оконч. истину: она лишь пока не найдена, и надо искать ее. Ск-ие мотивы в

истории общ-ой мысли народов мира обнаружили себя уже в глубокой древности

– от Др. Китая до Др. Рима. Основателем ск-ма стал древнегреч мыслитель

Пиррон (приблизительно 365–275 гг. до н.э.) из Элиды на Пелопоннесе. Он

принимал участие в вост походах А. Македонского, а после них путешествовал

по Индии, где общался со святыми, аскетами и магами. Вернувшись, Пиррон

учредил свою фил-ую школу в Элиде. Скепсис у Пиррона не является самоцелью,

но есть ср-во обретения душевного покоя. Абсолютная автономия личности и

полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол», подавление всех эмоций

(особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения:

смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Гл. целью философствования

Пиррон считал достиж счастья (эвдимонии), для чего необходимо задаться

тремя вопросами: 1. каковы вещи по природе? 2. как мы должны к ним

относиться? 3. что для нас от этого проистекает? Пирроновские ответы

таковы: 1 вещи неразличимы и безразличны, неустойчивы и не допускают о себе

опред суждения; наши ощущения и представления о них не могут считаться ни

истинными, ни ложными; поэтому надо освободиться от всех субъективных

представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию,

воздерживаться от каких-либо определенных суждений, оставаться

"непоколебимым» и обо всем рассуждать:; 2 из такого отношения возникают

сначала афасия (состояние, при котором о вещах больше нечего сказать),

затем атараксия (безмятежность, невозмутимость), а затем апатия («тишина»,

бесстрастие).

Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта (320–230 гг. до нашей

эры), Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Поскольку Пиррон не

писал фил трактатов, Тимон стал первым писателем ск-ой школы – он едко

высмеял в своеобразных пародийных стихах (так называемых «силлах»)

мыслителей, не разделявших идей скептицизма. Подобно Пиррону, и для Тимона

наиболее животрепещущим вопросом фил-ии был вопрос о поведении члка и о

высшем доступном для него блаженстве. Признавая равноценность всех

возможных суждений относит природы вещей, Тимон также обосновывал необход-

ть воздержания от суждений и идеал совершенной невозмутимости. После смерти

Тимона и прекращения деят-ти его учеников развитие школы ск-ма прерывается

примерно на 200 лет. Идеи ск-ма были восприняты платоновской Средней

Академией в лице Аркесилая (315–241 гг. до н.э.) и Новой Академией в лице

Карнеада Киренского (214–129 гг. до н.э.). Академич скепсис был существенно

более радикален, чем скепсис классический – он, вообще, отрицал возм-ть

адекватного познания. Такую позицию никак нельзя отнести к ск-му в

собственном смысле слова. Лишь в первом веке до н.э. Энесидем из Кносса

возродил ск-зм как самост напр-ие. В начале н.э. его последователями были

Агриппа, Менодот и Феод. Посл ск-ми стали Сатурнин и Секст Эмпирик (II-III

века нашей эры). Секст Эмпирик является ед ск-ом, от кот дошли до нас

довольно обширные пр-ия. А так как Секст Эмпирик и вообще был одним из посл

ск-ов в античном мире, т.е. пр-ия явл наиболее зрелым и наиболее систематич

продуктом всей деят-ти древних ск-ов за много веков. В качестве первичных и

наиболее авторитетных источников ск-ма выделяются именно пр-ия Секста

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.