рефераты скачать

МЕНЮ


шпоры

основание существования. Отвергает представления о непознаваемости

сущности. Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,

которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и

метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина

есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть

безусловное единство понятия и предмета.

Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени развития

природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а лишь

проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную

сущность. Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух -

душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права.

Он является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы.

Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и

государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три

степени развития: искусство (непосредственная форма знания абсолютной

истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень

развития, полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается до

чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом.

Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего

мира и мышления (против агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля

проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не

уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие

происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим.

В этом процессе совершается переход от количественных изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. Основные законы диалектики. Закон перехода

количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству.

Количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он

или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения

противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе

противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только

абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического

отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного.

Общие понятия бытия

В системе основных ф-ких категорий таких как движение, материя,

пространство и время, отражение, система, информация и др. категории бытие,

занимает центральное положение, т.е. из этой категории или клеточки

вытекает вся теоретическая ф-фия. Так же как из категории «товар» вытекает

экономическая наука., из понятия организма – биологическая наука. В то же

время существует противоположное понятие бытию – это не небытие, а понятие

ничто, из этого противоречия вытекает понятие качество. Качество есть 1-е ф-

кое понятие, в котором отражается определенность конкретность, дискретность

и бесконечное разнообразие действительности. Понятие бытие не является

безликим понятием. За этим понятием стоит самая общая теория

действительности, в которой заключены следующие вопросы:1) что такое мир в

целом. 2) Какова его структура. 3) Каковы основные формы его. 4) Существует

ли первопричина мира. 5) Существует ли основа мира. 1. Что касается вопроса

об основе мира, здесь имеется в виду определение того, что связывает

воедино различные вещи. В рамках ф-фии и науки существуют постоянные

попытки решения этого вопроса, но окончательного ответа как считается быть

не может в рамках ф-фии, только в рамках религии данный вопрос разрешается

. Его решение связано с идеей бога. ВС одной стороны некоторые считают, что

основой мира являются материальные обстоятельства, с др. стороны идеалисты

считают, что первооснова – идея, духовное начало, а в 3-х считается что

основа мира троично. Троичность определяется следующим. Это некая

субстанция, которая находится на стыке вещественности, полувещественности и

идеальности.

Структура и универсальные свойства бытия.

Структура мира объясняется с различных основания. Например, сточки зрения

движения структура действительности (мира) представлена троичностью

времени, и в то же время его единства в прошлом. Н, настоящем и будущем.

Структура мира также объясняется противоречием бытия и небытия, т.е

существует как бытие так и небытие. Небытие является частью бытия. Небытие

это: 1) это процесс утраты объектами или предметами своих основных свойств.

2) Утрата объектом соей сущности. 3) Превращение объекта в др. объект. С

т.з. реальности бытия, (с т.з. статики и динамики одновременно) бытие

выражается: 1) В бесконечном многообразии различных объектов. 2) В

бесконечности связи между объектами. 3) В бесконечности свойств объектов.

Т.о. в целом бытие – это не то что окружает человека. Бытие есть

центральная ф-кая категория для отображения целостности мира, но

представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми

их связями и свойствами. Универсальные свойства бытия: Универсальное

свойство – это такое свойства, которое присущи всем объектам и которое

является постоянным. Универсальное свойство – это всеобщее свойство. В ф-

фии выделяются следующие универсальные свойства действительности: 1)

свойство качественности (определенности и конкретности, относительной

разграниченности. 2) Свойство оформленности, внешней выраженности, т.е.

каждый объект внешне оформлен. Внешнее оформление играет первостепенное

значение во взаимодействии между объектами. Форма и содержание имеют как бы

равнозначное значение. 3) Объективности . Это свойство, способность

взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это свойство

выражается в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (

системность и организованность). В то же время свойство

самоорганизованности не является универсальным ( это свойство характерно

для живой природы и части неживой природы). 5) Активность (энергетичность),

свойство движения. 6) Свойство времени. 7) Свойство пространства. 8)

Свойство отражения и информации. Вывод: Все эти свойства находятся в тесной

взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих свойств

представляют фундаментальную проблему любой науки. В рамках ф-фии на основе

объяснений этих свойств вырабатываются наиболее общие ф-кие теории ( теория

систем, теория информации, теория пространства и времени и т.д.)

Основные формы бытия

1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая

действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма

бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма

находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует

материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия.

3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные

только в сознании человека). К реальным формам относят: природу,

человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также

это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия

составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в

гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух,

неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка,

порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия

в совокупности представляют для человека мировой закон расширения

вселенной

Закон отрицания отрицания.

Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует

заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в

данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие

и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на

направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и

антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь

взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход

основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.

(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два

основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов

(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением

процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)

существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или

выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы

неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом

развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом

(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или

упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.

Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух

основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в

определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии

качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью

действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в

его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны

взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.

24(1). Проблема смысла жизни человека.

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру,

всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое

человек,? зачем он живет и в чем смысл его жизни?.. Имеет ли жизнь человека

какой-нибудь смысл? Если да, то что такое смысл жизни и в чем он состоит,

имеет ли он абстрактно-всеобщее содержание или представляет собой

уникальную характеристику жизни каждого человека? Многие философы отрицают

существование смысла жизни. Один из аргументов — утверждение, что человек —

лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь — обычный для всякой

органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем потоке

вечного хаотического движения. Для объективистов говорить о смысле жизни

человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня:

«Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о

первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах

существования индивида в его целостности, а тем самым о смысле жизни,

предназначении человека». Другой распространенный аргумент опирается на

убеждение, что жизнь человека есть зло и страдание. Зло не может быть

смыслом человеческого бытия. Для многих мыслителей прошлого и современности

смысл жизни представляет собой предмет бесконечных и мучительных поисков.

Они воплощены в разнообразных выводах от неопределенно-пессимистических

типа: «мы в мире — как собаки и кошки в наших библиотеках, смысл неясен» до

однозначно-оптимистических: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре...».

Что же такое смысл жизни? В отличие от других живых существ человек

осознает собственную жизнь. Отношение человека как сознательного существа к

своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни. СМЫСЛ ЖИЗНИ

— это осознаваемая ценность (ценности), которой человек подчиняет свою

жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Он носит

функционально-ценностный характер, возникает только для того, кто не

«просто живет», а рефлектирует, ощущает, что нужно жить для чего-то. Смысл

— элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека. В чем

состоит смысл жизни? К пониманию этого вопроса и, соответственно, его

решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно

взятого человека и человека как родового существа, человечества. В первом

понимании смысл жизни — элемент уникальной внутренней духовной жизни

индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих

систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для

всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях

и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла

жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека.

Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлениям навязать

«окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.

Осознание индивидом цели и смысла жизни — сложный и длительный процесс.

Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их,

не все живут осмысленной жизнью, «как не может младенец обратить умственный

взор на самого себя и, плача и радуясь знать, что с ним происходит...».

Мера осознанности — один из показателей развития духовного мира личности.

Осознание смысла — это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению

тех ценностей, ради которых живет человек. Процесс поиска идет параллельно

с его реализацией, в результате которой и происходит переоценка ценностей,

переформирование исходных целей и смыслов. Человек стремится привести свою

деятельность в соответствие с ними или изменяет сами цели и смыслы. Вместе

с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его

поиски представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл

жизни. Они подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием

рефлексивной способности его мышления, формированием самосознания.

Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни стали религиозные

представления. В дальнейшем их спутницей и оппонентом стала ф-фия.

Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека

сохранила религиозная ф-фия. Она связывает смысл человеческой жизни с

созерцанием и воплощением божественного начала человека в вере, в

стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высшему

благу.

21(2).Томас Гоббс

Гоббс Томас (1588-1679). Человеческая природа первоначально пробуждается

только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным

состоянием человека была война всех против всех, убыточная для всех.

Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились

государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То,

что государь санкционирует, является хорошим, противоположное дурным.

Общественный закон есть советь гражданина. Страх перед теми невидимыми

силами, которые признает государство, есть религия; страх перед силами,

которые оно не признает, есть предрассудок.

Важнейшая заслуга Гоббса «Теория общественного договора». «Левиафан» -

государство это некоторый сверхорганизм, который пожирает граждан.

Конвенциональное происхождение государства. Власть проистекает из инстинкта

самосохранения. Первобытное состояние - абсолютная свобода каждого

человека. Основа – стремление к самосохранению. Люди с самого начала не

слишком сильно отличаются друг от друга. Природа человека эгоистична и

направлена на максимальное удовлетворение своих потребностей. Ресурсы

ограничены. Хочется многого; как следствие война всех против всех. Если это

продлится долго, то все обречены на уничтожение. Так быть не может. Власть

становится результатом конвенции, разумного решения. Возникает общественный

договор. Необходимость центральной власти. Защита жизни и собственности

человека, но за счет части своих свобод. Появляется общественная власть.

Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже

не могут его расторгнуть. Появление верховной власти ведет к ее

редупликации. Договор может быть расторгнут если власть не может больше

защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти.

Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации

монархическая власть лучше. Обязанности государства: 1. Защита от внешних

врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение.

Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не

хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство

выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с

государством. 1. Принцип неделимости власти (чтобы общество было стабильным

и не расшатывалось изнутри). 2. Монархическая форма – наиболее оптимальная

форма правления. 3. Идея отчуждения. В ходе развития государства целью его

развития может стать само государство. Отчуждение государства от народа. 4.

Приоритет государственной власти над церковной. 5. Естественное состояние –

все имеют равные права. Война всех против всех.

19(2). Николай Кузанский

Николай родился в селении Куза в Южной Германии в 1401г. В 39 лет он пишет

свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные

идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение

противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.

В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о

пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и

одновременно везде. («О возможности бытия»). Использование Кузанским

математики при анализе философских проблем неслучайно: он серьезно

занимался этой наукой. Известно несколько его математических сочинений: «О

квадратуре круга», «О геометрических преобразованиях», «Математические

дополнения».

Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай

пришел к выводу, что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь

до бесконечности они отождествляются с бесконечной прямой. В одной из своих

работ, за 100 лет до Коперника, Кузанский пишет: «Вселенная есть сфера,

центр которой всюду, а окружность нигде». Поскольку Кузанский подверг

сомнению идею неподвижного центра Вселенной, Земля неизбежно должна была

лишиться своего центрального положения. В трактате «Об ученом незнании»

Николай без всяких оговорок пишет «...наша Земля в действительности

движется, хотя мы этого не замечаем». Так же по его мнению движется и

Солнце. Все движется во Вселенной. Он пишет это в то время, когда идея

плоской Земли как центре Вселенной не вызывает сомнений. Движение во

Вселенной, согласно Николаю, универсально, вся она, буквально пронизана

переходами из одного состояния в другое. Здесь же была заложена еще одна

интересная идея. Движение есть развертывание покоя: «...единство есть

покой, поскольку в нем свернуто движение, которое, если пристально

рассмотреть, есть расположенный в ряд покой». «Вечно движущаяся Вселенная

не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в

разных частях ее господствуют одинаковые законы». Он пошел дальше и

предположил обитаемость других миров: ни одна из звездных областей, по его

мнению, не лишена обитателей. Через полтора века за провозглашение этой

идеи поплатился жизнью Джордано Бруно, поскольку она подрывала христианское

учение об искуплении, совершившемся единственный раз на Земле.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.