Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
|способно ли оно |изменение |как необход-е |мобильность, |
|верно отражать мир.|материальных |условие свободы, |устойчивость в |
| |объектов и систем, |предполагает |настоящем и |
| |имеющих опред-ю |зависимость и |направленность в |
|АГНОСТИЦИЗМ - |направленность. |необходимость |будущее. |
|философское | |«держать ответ» за |Предмет иск-ва – |
|учение, согласно |РАЦИОНАЛИЗМ (от |содеянное перед |чел-к, его отнош-я |
|которому не может|лат. ratio - разум)|другими людьми, |с окруж. миром и |
|быть окончательно |- философское |будущими |другими индивидами,|
|решен вопрос об |воззрение, |поколениями, |а также жизнь людей|
|истинности |признающее разум |общ-вом и природой.|в опред. историч. |
|познания |(мышление) |Категория ответ-ти |условиях. |
|окружающей |источником познания|тесно связана с |Ученые выд. след-е |
|человека |и критерием его |понятиями |виды иск-ва: |
|действительности. |истинности. |«совесть», |1. Архитектура |
| | |«кач-во», |(зодчество) – вид |
|БЫТИЕ - |СЕНСУАЛИЗМ (от лат.|«профессионализм», |иск-ва, представ. |
|философское |sensus - |«обязан-ть», |собой систему |
|понятие, |чувство,ощющение) -|«долг», |зданий и |
|обозначающее |философское |«справед-ть». А |сооружений, |
|существующий |воззрение, |также вкл. в себя |формир-х |
|независимо от |выводящее все |такие понятия, как |пространств-ю среду|
|сознания |содержание знаний |«вина», |для жизни чел-ка. |
|объективный мир, |из деятельности |«наказание», |2. Живопись – вид |
|материю. |органов чувств и |«санкция». |иск-ва, произв-я |
| |сводящее его к |Сущ-ет некая |кот. предст. собой |
|ГИЛОЗОИЗМ (от греч.|сумме элементов |универс-я ответ-ть |отображение жизни |
|hule - материя, |чувственного |всех за все и |на опред-й |
|вещество и zoe - |познания. |конкретное |поверхности при |
|жизнь) - |СЕНСУАЛИСТЫ |проявление ответ-ти|помощи цвета. |
|философское |полагают, что |на уровне |Жанры: портрет, |
|воззрение, согласно|мышление |единичного. В связи|натюрморт, пейзаж, |
|которому всей |принципиально не |с этим выд-т |бытовой, |
|материи присуще |способно дать |проблему личной |анималистич-й, |
|свойство живого, |ничего нового по |ответ-ти. Чувство |историч-й. |
|и прежде всего |сравнению с |ответ-ти опирается |3. Скульптура – вид|
|чувствительность, |чувственностью. |на историч. память,|изобразит. иск-ва, |
|способность к | |требует от индивида|произв-я кот. имеют|
|ощущению, |СОЗНАНИЕ - высшая, |самоконтроля, |физич. |
|восприятию. |свойственная лишь |ориентирует его |материальный, |
| |человеку форма |соотносить мир |предмет. объем и |
|ГНОСЕОЛОГИЯ - |отражения |реальный и мир |трехмерную форму, |
|раздел философии, |объективной |должный. |размещ-ю в реальном|
|в котором |действительности. |Самоотражение в |пространстве. |
|изучаются проблемы|Единство |другом приобретает |4. |
|природы познания |психических |форму ответ-ти. |Декоративно-приклад|
|и его |процессов, активно| |ное иск-во – вид |
|возможностей, |участвующих в |-------------------|изобр. иск-ва, |
|отношения знания |осмыслении |-------------------|непосредств. связ-й|
|и реальности, |человеком |-------------------|с бытовыми нуждами |
|исследуются |объективного мира и|---------------- |людей (изделия из |
|всеобщие |своего собственного|49. Общественное и |глины, дерева, |
|предпосылки |бытия. |индивидуальное |камня, стекла, |
|познания, | |сознание |металла). |
|выявляются условия|СУБСТАНЦИЯ - единое|Обществ. сознание –|5. Литература – вид|
|его достоверности|неделимое вещество,|это комплексное и |иск-ва, отраж-й |
|и истинности. |из которого |интегративное |действит-ть в |
| |состоят все вещи,|образование, |словесно-письм. |
|ДВИЖЕНИЕ - |внутренняя сущность|своеобразный |обрахах. |
|изменение вообще, |вещей активно |коллектив. ум, кот.|6. Музыка – вид |
|способ |самопорoждающее и |не следует |иск-ва, отражающий |
|существования |саморазвивающееся |связывать с кач-вом|действит-ть в |
|материи, всякое |начало. |абсолют-й |звуковых худ. |
|взаимодействие и | |управляемости, |образах. |
|смена их состояний.|СУБСТРАТ (от лат. |контролируемости и |7. Театр – вид |
| |sub - под и stratum|манипулятивности. |иск-ва, специфич-м |
| |- кладка, |Общ. созн-е |средством выражения|
|ДЕИЗМ (от лат. deus|постройка, |вплетено в реальную|кот. явл. сценич-е |
|- бог) - |сооружение) основа |жизнедеят-ть людей,|действие, |
|философское |единства, |предполагая |возникающее в |
|воззрение, |однородности |осуществление |процессе игры |
|согласно которому |различных |деят-ти в соотв-и с|актера перед |
|бог является |предметов и |принятой |публикой. |
|источником |различных св-в |соц.-нравств-й |8. Цирк – иск-во |
|начальной энергии |отдельного, единич.|нормой. Отличит-я |акробатики, |
|мира (первотолчок),|предмета, вещи и их|особен-ть этого |гимнастики, |
|но впоследствии |совок-ти. |созн-я – его |пантомимы, дрес. |
|уже не вмешивается | |подчиненность |животных и др. |
|в течение земных |СУБЪЕКТ - носитель |господствующей |9. Балет – вид |
|событий. |предметно-практичес|коллектив. |иск-ва, содерж. |
| |кой деятельности и |установке. Общ. |кот. раскрыв-ся в |
|МЕТОДОЛОГИЯ - |познания (индивид |созн-е зачастую |танцевально- |
|система принципов |или социальная |подавляет |музыкальных |
|и способов |группа), источник |индивид-е, исключая|образах. |
|организации и |активности, |работу самосозн-я и|10. Кино – вид |
|построения |направленной на |рефлексии. В свою |иск-ва, произв-я |
|теоретической и |объект. |очередь, индивиды, |кот. создаются с |
|практической | |стремясь уйти |помощью киносъемки |
|деятельности, а |СУБЪЕКТИВНЫЙ |из-под пресса |реальных, спец. |
|также учение об |ИДЕАЛИЗМ - одна из |нормативности общ. |инсценир-х или |
|этой системе. |основных |созн-я, ведут |воссозданных |
| |разновидностей |двойную жизнь, |средствами |
|МИРОВОЗЗРЕНИЕ - |идеализма ; в |ориентируясь на |мультипликации |
|1.совокупность |отличии от |двойные стандарты. |событий. |
|принципов, |объективного |Идентификация |11. Фотоиск-во – |
|взглядов и |идеализма, отрицает|индвид. и оществ. |иск-во создания |
|убеждений, |наличие какой-либо |созн-я связана либо|химико-технич-ми |
|определяющих |реальности вне |с полным |средствами зрит-го |
|направление |сознания субъекта |подчинением |образа документ-го |
|деятельности и |либо рассматривает |последнему, либо с |значения, |
|отношение к |ее как нечто |революц-м |художественно |
|действительности |полностью |опровержением и |выразительного и с |
|определенного |определяемое его |отрицанием |достоверностью |
|человека, |активностью. |существ-х норм и |запечатляющего в |
|социальной группы,| |ценностей. Однако |застывшем |
|класса или |ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - |не каждый чел-к |изображении |
|общества в целом.|философское |способен осознать |существенный момент|
|2.система |направление, |глав. для своего |действительности. |
|представлений о |стремящееся через |времени приоритеты |12. Эстрада – вид |
|мире и о месте в |рефлексию |и бросить вызов |иск-ва, вкл. в себя|
|нем человека, об |(размышление) |рутинному сущ-ю. |малые формы |
|отношении человека |сознания о своих | |драматургии, музыки|
|к окружающей его |актах и о данном |-------------------|и хореографии, |
|действительности и |в них содержании |-------------------|основные произв-я |
|к самому себе, а |выявить предельные|-------------------|кот. предст. собой |
|также |характер-ки |---------------- |отд. законченные |
|обусловленные |человеческого |50. Структура |номера. |
|этими |бытия. |общественного |Иск-во включено в |
|представлениями | |сознания: уровни и |целостную систему |
|основные жизненные |ФИЛОСОФИЯ (от греч.|формы |форм обществ. |
|позиции и |phileo - люблю и |Стр-ра общ. созн-я,|созн-я, куда наряду|
|установки людей, |sophia - |кот. составляют |с ним входят |
|их убеждения, |мудрость) - наука|достижения |философия, |
|идеалы, принципы |о всеобщих |гармонически |политика, право, |
|познания и |закономерностях, |ориентир-го |наука, мораль, |
|деятельности, |которым подчинены |мировидения, |религия. Все они |
|ценностные |как бытие (т. е.|блестящие |реализуют свои |
|ориентации. |природа и |спонтанные и |функции в едином |
| |общество), так и |интуитив-е |культурном |
|МОНИЗМ (от греч. |мышление человека, |подсказки и сама |контексте, |
|monos - |процесс познания. |регуляция на основе|возникшем благодаря|
|один-единственный) | |убеждений, |их взаимосвязям. |
|- философское |ЭСТЕТИКА (от греч. |уверенности, веры, | |
|воззрение, |aisthetikos - |вкл. в себя след |-------------------|
|согласно которому |чувствующий, |элементы: обыденный|-------------------|
|все многообразие |чувственный) - |и теоретич-й уровни|-------------------|
|мира объясняется с |раздел философии, |общ. созн-я, |---------------- |
|помощью единой |изучающий "теорию |обществ-ю | |
|субстанции - |чувственного |психологию и | |
|материи либо духа. |познания". |идеологию. | |
| | |Обыд. уровень | |
|ОБЩЕСТВО - | |формир-ся стихийно.| |
|1.целостный | |Это низкий, но не | |
|механизм, открытая| |лишенный | |
|динамическая | |здравомыслия | |
|развивающаяся | |прогнозир. уровень.| |
|система. | |В нем роль картины | |
|2.совокупность | |мира играет | |
|исторически | |обобщение наиболее | |
|сложившихся форм | |типичных, свойств-х| |
|совместной | |данной среде | |
|деятельности. | |представлений о | |
| | |жизни, склад-ся | |
|ОБъЕКТ - то, что | |навыков, форм | |
|противостоит | |отношений и | |
|субъекту в его | |привычек. Огромное | |
|предметно-практичес| |влияние на него | |
|кой и | |оказывает | |
|познавательной | |профессиональная | |
|деят-ти. | |ориентация носителя| |
| | |мировоззрения. | |
|ОБъЕКТИВНЫЙ | |Ткоретич. уровень | |
|ИДЕАЛИЗМ - одна из| |должен постоянно | |
|основных | |способствовать | |
|разновидностей | |непрерывному | |
|идеализма; в | |обогащению | |
|отличии от | |человеч-ва знаниями| |
|субъективного | |и ценностями, | |
|идеализма, считает | |помог-ми | |
|первоосновой мира | |ориентироваться в | |
|некое всеобщее | |любой конкрет. | |
|сверхиндивидуальное| |ситуации. Стр-ра | |
|духовное начало. | |данного уровня вкл.| |
| | |в себя идеалы, | |
|ОНТОЛОГИЯ - учение | |ценности и | |
|о бытии как | |концептуальные | |
|таковом; раздел | |модели. | |
|философии, | |Обществ-я | |
|изучающий | |психология содержит| |
|фундаментальные | |в себе не простое | |
|принципы бытия, | |знание, но и | |
|наиболее общие | |отношение и оценку | |
|сущности и | |происходящего, | |
|категории сущего. | |чувства и | |
| | |настроения людей, | |
|ПАНТЕИЗМ (от греч. | |пропитана эмоц-м | |
|pan - все, theos - | |видением мира. Ее | |
|бог) - | |особ-ти использ-ся | |
|отождествление мира| |для побужд. к | |
|и бога: все есть | |действию соц. | |
|бог, единосущее. | |групп, слоев и | |
|Вне бога нет | |партий. | |
|ничего, но бога нет| |Идеология занята | |
|вне мира. Это | |рацион-м | |
|учение зародилось | |обоснованием, науч.| |
|еще в древности, | |систематиз-ей и | |
|прошло через | |лоббированием | |
|средние века и | |интересов и целей | |
|получило развитие | |тех или иных соц. | |
|в новое время. | |слоев и общ-ва в | |
| | |целом. Различ. | |
| | |прогрессив-ю, | |
| | |консерват-ю, науч. | |
| | |и ненауч-ю | |
| | |идеологию. | |
| | |Формы общественного| |
| | |сознания: | |
| | |1) Политическое – | |
| | |совокуп-ть полит. | |
| | |доктрин, | |
| | |концепций, | |
| | |программ, взглядов| |
| | |и представлений. | |
| | |Возникает вместе с | |
| | |появлением классов,| |
| | |но оказывает | |
| | |сильнейшее влияние| |
| | |на др. формы | |
| | |обществ-го созн-я, | |
| | |в т.ч. и на | |
| | |экономику. | |
| | |Особенность: она | |
| | |выражает коренные | |
| | |интересы различных | |
| | |больших соц.групп; | |
| | |2) Право – совок-ть| |
| | |норм и правил | |
| | |поведения людей, | |
| | |утвержденных | |
| | |гос-вом; | |
| | |3) Мораль – | |
| | |совокуп-ть норм | |
| | |поведения, не | |
| | |установленных | |
| | |гос-вом | |
| | |(обеспечиваются | |
| | |традициями, | |
| | |обществ-м мнением, | |
| | |авторитетом всего | |
| | |общ-ва); | |
| | |4) Художественное –| |
| | |духов. деят-ть | |
| | |людей в сфере | |
| | |культ-й жизни, кот.| |
| | |затрагивает | |
| | |какие-то струны | |
| | |души, волнует, | |
| | |выз-ет раздумья, | |
| | |достав-ет | |
| | |удовольствие или | |
| | |неудовлетв-е | |
| | |(книги, фильмы, | |
| | |картины, музыка и | |
| | |др.) | |
| | |5) Религиозное - | |
| | |религиозные | |
| | |верования в | |
| | |духовной жизни | |
| | |общества. | |
| | |6) Наука - научные | |
| | |представления. | |
| | |Все формы | |
| | |взаимосвяз. и | |
| | |взаимовлияют друг | |
| | |на друга. Каждая | |
| | |вып-ет собств. | |
| | |функцию: наука | |
| | |ответ-на за | |
| | |познание; иск-во – | |
| | |за эстетич. воспр. | |
| | |мира; мораль – за | |
| | |нравств. | |
| | |восприятие; религия| |
| | |напр. на дух. | |
| | |регул-ю человеч. | |
| | |поведения и т.д. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|