Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-
математическому мышлению.
Декарт был уверен, что ист-м истины м.б. только разум, а не обычаи,
традиции, авторитет. Критериями истины явл. ясность и отчетливость, кот. ум
ищет в самом себе, опираясь на интуицию. Действие, след-е за интуицией, -
дедукция, в кот. в отл. от интуиции есть движение. Интуиция и дедукция – 2
наиболее верных пути, ведущ. к знанию, сверх кот. ум не должен допускать
ничего. Декарт яркий представитель дуализма.
Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его
учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в
широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды
преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое
развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них
физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе,
субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу.
--------------------------------------------------------------------------
11. Философия франц. Посвещения.
Дидро и Гельвеций
Фил-я Посвещ. высоко оценив. приоритеты разума. Именно распр-е передовых
идей, прогрессив. знаний, критич-й разум мыслились как осн-я для прогресса
всего общ-ва. Разум и рациональность становятся определяющими идеями фил-и
Просвещ. Одной из осн. целей фил-и данной эпохи была критика религиозной
ортодоксии, принятых на веру и не имеющ. рацион-го обоснов-я религ-х
догматов. Разум и мыслящий рассудок стали единств. мерилом всего сущего.
Важным было отстаивание идеи материалистич. понимания психики, просветит-х
представ-й о природе чел-ка, основ. на разумных началах.
Гл.представителем второго направ-я франц. матер-ма был Клод Анри Гельвеций
(1715 – 1771), кот. считал, что чувств. познание – это только первый шаг
познающего мышления. Наблюдать, обобщать и делать закл-я из чувств. впечат-
й предстоит уму. Гл. его произведение «Об уме» направлено против
религиозной идеологии. Ощущение- фундамент познания, но ум основ-ся на
удачном подборе новых идей. Поэтому основопол. способностью ума следует
считать сравнение. Идеи он разд. на полезные, вредные и безразличные.
Дени Дидро (1713 - 1784) осознал недостатки механицизма. Материя – это
непрерывное движение, всеобщее «брожение» во Вселенной. Поскольку он гл.
движ. силой считает внутр. активность, его матер-зм характеризуют как
энергетич-й. По мнению Дидро, вся природа находится в вечном движении и
развитии; сущее погибает в одной форме самодвижения. Послед. обусловлена
внутр. разнород-тью материи, кот. сост. из бесчисл. кол-ва разнокач-х
элементов; их столкновение и взаимодействие объясняет вечное движение,
изменение и развитие.
--------------------------------------------------------------------------
12. Философия Канта и Фихте
Творч-во Иммануила Канта (1724 - 1804) – родонач-ка немец. класс. фил-и,
делится на 2 периода. Докритический период его деят-ти представлен
естественно-науч. воззрениями. Критич-й период характеризуется разделением
им мира на мир явлений (феноменов) и мир непознаваемых «вещей в себе»
(ноуменов).
Этическое учение Канта предст. в книге «Критика прктич. разума». Осн.
проблема – связь свободы и нравственности. В этике Канта важное место
занимает «добрая воля» - она мыслится им как необходимое условие достижения
счастья, где важно делать все по доброй воле.
Этика Канта непосредственно примыкает к его философии религии, т.к. мораль
неизбежно ведет к религии. Чел-к по Канту никогда не свободен от вины.
Боязнь нарушить установленные богами запреты стала основой потребности в
искупительной жертве. Когда жертвоприн-е превращ-ся в самопож-е, происходит
«нравственно-религиозная революция».
Кант различает 3 вида веры: прагматическая – вера чел-ка в свою правоту в
каждом конкр. случае; доктринальная – вера в общие положения; моральная
вера, кот. ничто не может поколебать. Моральная вера выше знания, она
реализ-ся в этичном поведении. Звездное небо над головой и нравств-й закон
– вот значимые для Канта ценности.
Фил-я Фихте – это деятельная фил-я, фил-я свободы, желание освободить чел-
ка от внешних оков. Фил-я Фихте интересна прежде всего тем, что она
показывает возможности фил-и, принципом кот. явл. философски понятый
субъект. В противоположность созерцат-му матер-зму субъектив-й идеализм
Фихте развивает деятельную сторону, мир берется как деят-ть чел-ка. И хотя
эта деят-ть осмыслив-ся в весьма абстрактном виде, тем не менее налицо
значит-й шаг вперед в понимании природы чел-ка и общ-ва, их отличия от
прир. явлений.
--------------------------------------------------------------------------
14. Философия Фейербаха
Великий немец. фил-ф Людвиг Фейербах (1804 - 1872) отважился говорить о
земном происх-и религии и о «религ. происх-и» немец. матер-зма.
Главенств. и конституирующим религию признаком, по мнению Ф., явл. чувство
зависимости или от природы, или от соц. сил. Бог, есть объективированная
абстракция, существ-я в голове чел-ка.
Все религии он разделил на естественные, кот. существ-ли на заре разв.
человеч. цивилиз и предст. собой обожествл. прир. явлений, и духовные, кот.
обожествляли духов. св-ва чел-ка. Ф. обращал особое внимание на чувственно-
эмоц-ю природу религии, основой возник-я религии считал воображ-е и
фантазию. Он уверен, что религия и мораль – две потивореч. друг другу
сферы.
Ф. ратует за религию без Бога и за божеств-ть любви. Новую фил-ю религии
Ф. называет антропологией – учением о чел-ке. Антропология превращает чел-
ка и природу как его базис в единств. и универсальный предмет фил-и; она
занята раскрытием подлинно человеч. сущности.
К чел-ку следует подходить как к сущ-ву целостному, его физич., эмоц-я,
психич. жизнь важна так же, как и разумная. Истина состоит в полноте
человеч. жизни и существа. Именно человеч-е есть истинное и действительное.
| |
| | | | |
|13. Философия |18. Позитивизм и |20. Экзистенциализм|28. Качество и |
|Гегеля |неопозитивизм | |количество, мера |
|Георг Вильгельм |Позитивизм пытается|Экзистенциализм - |В кн. «Наука |
|Фридрих Гегель |пересмотреть |это |логики» Гегеля |
|(1770 - 1831), |природу философии. |иррационалистическо|рассматр-ся учение |
|предст-ль немец. |Фил-я всегда |е направление в |о бытии, о сущности|
|классич. |связана с опытом |современной |и его понятии. В |
|идеалистич. фил-и, |(научным). Эта |философии, |первом разделе кн. |
|явл. автором |фил-я имеет дело с |возникшее в начале |мыслитель выделяет |
|знаменит. афоризма:|фактами. |XX века и |3 формы бытия, |
|«Что действительно,|Основоположник |стремившееся |оговаривая при |
|то разумно, что |позитивизма Огюст |постигнуть бытие |этом, что они суть |
|разумно, то |Конт (фр. ученый) –|как |первые и вместе с |
|действительно». По |все, что не |непосредственную |тем самые бедные, |
|Гегелю, мировой |соотв-ет научным |нерасчлененную |т.е. самые |
|процесс есть |фактам не имеет |целостность |абстрактные: |
|процесс становления|права на |субъекта и объекта.|кач-во, колич-во, |
|Мирового духа, или |существование. |Известно два |мера. Кач-во – это |
|Абсолютной идеи. |Спенсер полагал, |направления |в первую очередь |
|Принцип |что все философские|экзистенциализма - |тождественная с |
|субстанциональ-ност|проблемы д.б. |религиозное, |бытием |
|и Мирового духа – |сведены к проблемам|представленное |определенность, так|
|один из осн. принц.|биологии (напр., |такими мыслителями,|что нечто перестает|
|объектив. идеализма|законы эволюции и |как К. Ясперс |быть тем, что оно |
|Гегеля. |т.д.). |(1883-1969) и Г. |есть, когда оно |
|Гегель постулирует |Мах (махизм) и |Марсель (1889-1973)|теряет свое кач-во;|
|тождество мышления |Авенариус |и атеистическое, |колич-во – |
|и бытия. Мышление |рассматривали |выразителями |напротив, внеш-я |
|представлено 3-мя |научный опыт как |которого стали М. |бытию, безразличная|
|уровнями: |некую систему. |Хайдеггер |для него |
|рассудочным, |Чел-к и мир, кот. |(1889-1976), Ж.П. |определенность |
|диалектико-разумным|он воспринимает |Сартр (1905-1980), |(напр., дом |
|и |создают опыт. |А. Камю |остается тем, что |
|спекулятивно-разумн|Позитивизм |(1913-1960). |он есть, будь он |
|ым. Рассудок ищет |претендует на |Центром новой |больше или меньше, |
|конечные опред-я, |звание положит. |онтологии |и красное остается |
|но наталкивается на|учения, т.е. науки.|становится не |красным, будь оно |
|противоречия. | |изолированное |светлее или |
|Диалектич. разум |Концепция Маха |сознание человека, |темнее); мера есть |
|начинает искать |сводит философию к |а сознание, точнее,|единство первых |
|тождество в этих |некой психологии, а|духовное, взятое в |двух – колич-ное |
|противополож-ях, |неопозитивизм |неразрывном |качество. Все вещи |
|взаимопереход |основывается на |единстве с |имеют свою меру, |
|конечных |логике. Наука – это|человеческим |т.е. колич-ую |
|противополож. |научные суждения. |бытием. В концепции|определенность, и |
|опред-й. |Логический анализ |нем. |для них |
|Спекулятивный разум|языка науки |экзистенциалиста |безразлично, будут |
|ответственен за |заключается в |Хайдеггера |ли они велики, но |
|мировоззрение, кот.|соотнесении того |критикуется традиц.|вместе с тем это |
|отлично от |или иного научного |подход к бытию, |безразличие имеет |
|мировоззрения, |суждения с тем или |основанный на |свой предел, при |
|создаваемого |иным научным |рассмотрении бытия |нарушении которого |
|системой наук. |фактом. Иногда |как сущего, |(при дальнейшем |
|В системе объект. |многие суждения не |субстанции. Для |увелич-и или |
|идеализма Гегеля |сводятся к фактам. |него проблема бытия|уменьш-и) вещи |
|важное место |Человеческое знание|имеет смысл лишь |перестают быть тем,|
|отведено сформулир.|развивается за счет|как проблема |чем они были. |
|им диалектич. |этого логического |человеч. бытия, | |
|методу, универс. |анализа. |проблема предельных|-------------------|
|законам развития, |Осн. идеи |оснований человеч. |-------------------|
|принципам и |позитивизма: 1. |существ-я. Самым |-------------------|
|категориям |Отрицание |важным выражением |--------------- |
|диалектики. |метафизики как |общечеловеч. |29. Единство и |
|Диалектика мыслится|учения о первых |способа бытия явл. |борьба |
|как теория развития|принципах фил-ии |страх перед ничто. |противоположностей |
|посредством |(Карнап, |Основу человеч. |Согласно з-ну |
|противоречия. Закон|Витгенштейн). 2. |существования |единства и борьбы |
|единства и борьбы |Аналитич. и |составляет его |противопол-й, во |
|противоположностей |синтетич. |конечность, |всех видах |
|указывает на ист-к |предложения |временность. |реальности друг |
|развития, закон |(Аналитич. предл. –|Поэтому время |другу противостоят |
|взаимоперехода |это предл., |должно быть |противопол-ти, кот.|
|качеств-х и колич-х|истинность кот. |рассмотрено как |находятся в |
|изменений – на |опред-ся его |самая существенная |противореч-х |
|механизм развития, |собств-м содерж-ем,|хар-ка бытия. |отнош-ях. На наш |
|закон отрицания – |чего нет в случае |Франц. |взгляд, |
|на направленность |синтетич. |экзистенциалист |рассматрив-мый з-н |
|развития. |предложения). 3. |Ж.П. Сартр, |явл. весьма |
|Разрабатываемые |Верифицируемость |противопоставляя |неуклюжей попыткой |
|Гегелем принципы |(проверяемость) |бытие в себе, |свести многообразие|
|диалектического |(науч. |разграничивает |отнош-й, кот. |
|мышления вкл. в |достоверность |материальное бытие |описыв-ся той или |
|себя принцип |синтетич. предл. |и человеческое |иной наукой, к |
|восхождения от |подтверждается в |бытие. |одному |
|абстрактного к |эксперименте). 4. |Бытие - |универсальному |
|конкретному и |Физикализм (это |категория, |з-ну. Рассм., |
|принцип совпадения |убеждение в том, |занимающая |напр., данные |
|историч. и |что в эмпирич-х |центральное место в|физики. Физика |
|логического. |науках все |категориальном |имеет дело с |
|У Гегеля построена |предлож-я должны в |аппарате |большим |
|концепция философии|конеч. счете |большинства |многообразием |
|истории. 1 ступень |сводиться к |философских систем.|частиц. Это частицы|
|историч. процесса –|предлож-м физики). |"Бытие" традиционно|разные, но их |
|«восточный мир» |5. Эмотивизм в |мыслится, по |невозм-но втичнуть |
|(гл. критерий – |этике. |крайней мере, в |в узкое ложе |
|чел-к не осознает |Постпозитивизмом |двух значениях: 1) |постулируемых |
|своей свободы); 2 |назыв. множество |это все |противопол-тей. |
|ступень – «античный|концепций, кот. |когда-либо |Часто утвержд-ся, |
|мир» (часть людей |пришли на смену |существовавшее, |что частицы с |
|осознает свою |неопозитивизму |ныне существующее |отрич-м |
|свободу – есть рабы|(Карл Поппер). |(определяемое как |электрозарядом |
|и свободные); 3 |Задача |"наличное бытие") и|явл-ся |
|ступень – |эпистемологии, т.е.|все имеющее |противопол-тями по |
|«германский мир» |фил-и научного |внутренний |отн-ю к част-м с |
|(все люди осознают |познания, состоит |потенциал к |положит-м зарядом. |
|свою свободу, |не в поиске теории,|реализации в |Допустим, но как в |
|получают право |а в разрешении |будущем. Здесь |таком случае быть с|
|част. собств-ти). |проблемы роста |"бытие" однозначно |чат-ми нейтрального|
| |нания. Рост знания |таким понятиям, как|заряда? Не ясно. Не|
|-------------------|достигается в |"Мир в целом" или |удалось физикам |
|-------------------|процессе рацион. |"Универсум"; 2) под|обнаружить и к.-л. |
|-------------------|дискуссии, кот. |"бытием" понимается|противоречия. |
|--------------- |неизменно выст-ет |исходное начало и |Частицы взаимод-ют |
|15. Марксистская |критикой существ-го|основание нашего |между собой, только|
|философия |знания. Поэтому |мира, его сущность,|и всего. Нет |
|Карл Маркс (1818 - |свою фил-ю Поппер |его метафизическая |никаких оснований |
|1883) и Фридрих |называет |определенность. |для того, чтобы |
|Энгельс (1820 - |критическим |Философы "бытие" в |классифиц-ть |
|1895) критически |рационализмом. |таком понимании |взаимодействие |
|использовали немец.| |обычно называют |частиц как |
|классич-ю |-------------------|"абсолютным бытием"|диалектические |
|философию, |-------------------|- или просто |противоречия. |
|материализм |-------------------|абсолютом; Единым и|Осн. формы разреш-я|
|Фейербаха и |--------------- |прочим. В развитых |противоречия: |
|диалектику Гегеля. |22. Движение и |религиях это Бытие |переход |
|В Ф. марксизма было|развитие |определяется как |противопол-тей друг|
|показано, что |Движение - это |бог. |в друга; примирение|
|общественная жизнь |способ | |крайностей; победа |
|связана с |существования |-------------------|одной из |
|деятельностью |материи, оно |-------------------|противопол-тей; |
|человека. Общество |абсолютно и |-------------------|исчезновение, |
|- это обработка |противоречиво, |--------------- |гибель обеих |
|людей людьми. |существует в |21. Материя и |против-тей и |
|Общество |различных формах, |сознание |коренное преобраз-е|
|развивается по |взаимодействующих |В древнегреч. фил-и|системы. |
|законам, носителем |друг с другом. |с материей |-------------------|
|которых был |Мыслители |связывали |-------------------|
|человек. Бытие |античности |представл-е о |-------------------|
|определяет |(Гераклит) пришли к|первовеществе, |--------------- |
|сознание. Особое |знаменат-му |субстрате, из кот. |30. Отрицание, |
|внимание уделялось |утвержд-ю: «Все |состояли все прочие|отрицание отрицания|
|практике, практика |течет». В знаменит.|вещи. Для | |
|- критерий истины, |апориях Зенона были|Аристотеля материя |Согласно з-ну |
|истина - основа |показаны и |– это только |отрицания |
|познания. |трудности |всеобщая возмож-ть |отрицания, |
|Центральное место |постижения процесса|и пассивный |изменения |
|занимает проблема |движения в логике |строит-й материал |происходят в 2 |
|познания и |понятий. Аристотель|предмет-го |этапа: сначала |
|преобразование |считал, что видов |многообразия, форму|исходное явл-е |
|мира. Важной |движений и |и действит-е |превращ-ся в свою |
|заслугой является |изменений столько |существование |противопол-ть (так,|
|развитие |же, сколько и видов|кот-му придает |посеянное зернышко |
|диалектики, |сущего. 6 видов |актив-е духов-е |«вытягив-ся» в |
|соединение ее с |движения: |начало – форма. |стебель), затем |
|материализмом. В |возникновение, |Средневек-е теологи|происходит возврат |
|основу |уничтожение, |использ-ли идею |к исходному явл-ю, |
|мировоззрения |изменение, |Арист-ля о примате |но на более высоком|
|кладутся не |увеличение, |формы над материей,|уровне (на стебле |
|религиозно-мистичес|уменьшение, |хотя еретики |появляется не одно,|
|кие, а выводы |перемещение. |утв-ли, что материя|а несколько зерен).|
|современного |Мысл-ли эпохи |сущ-ла всегда, до |Рассматр-мый з-н, |
|естествознания. |Возр-я признавали |сотвор-я мира. В |видимо, характерен |
|Мышление стало |атрибутивность |фил-и эпохи Возр-я |для процессов с |
|рассматриваться не |движения. В |идея формы как |циклич-м характером|
|как продукт |механике Нового |самостоят-го |развития. Однако |
|развития природы, |времени движ-е |актив-го начала |развитие не всегда |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|