Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
|обозначают все |близостью языка, |материальную и |первую очередь |
|сущее, весь мир во |психологич. склада |духовную. |экологич-е, |
|всем многообразии |и традиций. В |Под матер-й |демографич-е |
|его форм. Он |доиндустр-х общ-вах|культурой поним-т |проблемы, проблемы |
|распростр-ся на всю|важными элементами |технику, |кризиса культуры, |
|объектив-ю |соц. стр-ры были |производств-й опыт,|войны и мира. |
|реальность и |сословия, различ-ся|а также те матер-е |Причины |
|охватывает весь |права и обяз-ми, |ценности, кот. в |возникновения глоб.|
|материально-энергет|закрепл-ми |своей совокуп-ти |проблем – усиленный|
|ический и |юридически или |составляют |рост потребностей |
|информац-й мир |переда-ми по |искусств. среду |чел-ка, возросшие |
|Вселенной, куда |наследству. |обитания чел-ка. |масштабы технич. |
|составной частью |Также выд-сь |Подвидами |средств воздействия|
|входит и человеч-во|большие соц. группы|матер.-культ. |общ-ва на природу, |
|как нечто целое, |– классы, |феноменов явл.: |истощение природных|
|являющее собой |различающ-ся |1) природ. объекты,|ресурсов. Характ-я |
|единство |отношением к |кот. подверглись |особенность глоб. |
|материального и |средствам |некот. возд-ю со |проблем – наличие |
|духовного начал. |произв-ва. |стороны чел-ка и |тесной взаимосвязи |
|Природа в узком |В соврем. иерархии |изменили свою |между ними, при |
|смысле - часть |элементов соц. |первоздан. форму |кот. обострение |
|объективной |стр-ры следует |(рубило первобыт. |одной проблемы |
|реальности, |выд-ть: - элиты |чел-ка); |приводит к |
|окружающая человека|(политич. и |2) искус.-прир. |обострению всей |
|среда или биосфера,|экономич.); - |объекты, кот. |цепочки проблем. |
|"область жизни". |средний класс |сохраняют свою |Можно сказать, что |
|Термин "общество" |(верхний, сред-й и |прир. форму, но |глоб. проблемы – |
|может употребляться|базовый уровень); -|сущ-ют так, как не |это сложный клубок |
|в 2-х значениях. В |«соц-е дно». |встреч-ся в |след. проблем: |
|широком смысле - |Элитам всегда |естеств. условиях |медико-биологич-е |
|это обособившаяся |принадл-ли самый |(японский сад |проблемы здоровья; |
|от природы часть |высокий соц-й |камней); |минерально-сырьевой|
|материального мира,|статус, различ. |3) синтетич.-прир. |кризис; прекращение|
|представляющая |рода привилегии. |объекты, т.е. такие|гонки вооружения; |
|собой исторически |Интеллигенция |объекты, кот. |сокращение ареалов |
|развивающуюся форму|занимет нишу сред. |синтезир-ны из |нищеты и бедности; |
|жизнедеятельности |и базового уровней |встреч-ся в прир. |энергетич-й кризис;|
|людей, в узком |сред. класса; сред.|матер-ов |предотвращение |
|смысле - это |уровень состав. |(плстмассы); |использования |
|определенный этап |высшая, а базовый –|4) соц.-культ. |средств массового |
|'"развития |массовая |объекты, сооруж-е |уничтожения. |
|человеческой |интеллигенция. |кот. предполагает |Особенную остроту |
|истории. |П. Сорокин писал, |использ-е природ. и|приобрела проблема |
|На протяж. развития|что для определения|искус. матер-ов |самоопределения |
|человеч. |положения соц. |(шоссейн. дороги). |наций и борьба за |
|цивилизации |группы в соц. |5) соц.-матер. |собств-ю |
|отношение к природе|простр-ве нужно |объекты, обслужив-е|независимость. |
|менялось: в |определить |общ-во в |Крайняя форма |
|Античности природа |отношение: чел-ка к|производств-й сфере|выражения протеста |
|мыслилась как |опред-м группам; |(компьютеры, |– террор. Все эти |
|одушевл. часть |этих групп друг к |машины). |проблемы должны |
|космоса, в Срелние |другу внутри |К дух. культуре |решаться |
|века – как часть |популяций; данной |обычно относят |комплексно, |
|божеств-го |популяции к другим |науку, искусство, |координировано, |
|творения, в Новое |популяциям, вход-м |религию, мораль, |усилиями всего |
|время – как |в человеч-во. В |политику и право. |мирового |
|враждебная и |основу соц. |Следует различать |сообщества. |
|противостоящая |расслоения им были |форму дух. культ., |Демографич. |
|чел-ку сила, в |положены 3 осн. |и содержание, кот. |проблема |
|Новейшее время – |формы: экономич-я, |идеально. Форма |обусловлена не |
|как сложная |политич-я и |характер-ет то, в |только общим спадом|
|система, кот. |профессион-я, кот.,|чем воплощены |рождаемости, но и |
|усилиями разума |как правило, тесно |феномены данного |необх-тью учета |
|должна быть |переплетены. |вида культуры, а |тенденции развития |
|преобразована. |Для соц. жизни |содерж-е – то, что |семьи и семейных |
|Наедине с природой |харак-ны: свобода |они значат для |отношений |
|чел-к обретает |объед-я и собрания;|личности и общ-ва. |(непрочные, |
|надежду быть в ладу|гарантии допуска к |Подвиды дух. |распадающиеся, |
|с собой, вдали от |принятию решения; |культуры: |неполные семьи, |
|суеты приближается |субсидирование из |1) произв-я |возникновение семей|
|к подлинности |общ-х фондов; |монумент-го |нетрадиц-й |
|смысла собст-й |секторальное |искусства |ориентации, не |
|жизни. Стремление |(профессион-е) |(скульптура, |способ. к продолж. |
|пребывать в |сознание; |объекты |рода). |
|гармонии с |готовность |архитектуры); |Глоб. экологич. |
|природой, |участвовать в |2) театральное |проблемы требуют от|
|любоваться ею и |коллектив-х |иск-во (театральные|ученых и |
|одноврем. |дейст-ях; чувство |образы); |предприним-лей |
|участвовать в |удовлетворения от |3) произв-я |большей |
|моделировании сферы|взаимодействия с |изобр-го иск-ва |ответственности за |
|обитания, |себе подобными – |(живопись, |рез-ты своих |
|культивируя |социабельность; |графика); |исследований и |
|наилучшие ее |чувство личной |4) музыкальное |деят-ти, усиления |
|образцы – вот |дееспособности; |иск-во (музык-е |контроля со стороны|
|видимые |отчужденность по |образы); |государственно-прав|
|современнику грани |отношению к |5) различ. формы |ит-ных структур. |
|наслаждения |государству; |обществ-го сознания|К числу глоб. |
|природой. |овладение |(идеологич. теории,|относ. проблемы |
| |организационным |философ., |обострения гонки |
|-------------------|искусством. |эстетич-е, |вооружения, атомной|
|-------------------| |нравств-е и др. |и ядерной угрозы, |
|-------------------|-------------------|знания); |опасности |
|--------------- |-------------------|6) обществ.-психол.|радиоактивного |
| |-------------------|явления (общ. |загрязнения. Новые |
| |--------------- |мнение, идеалы, |виды вооружения |
| | |ценности, соц-е |предлагают все |
| | |привычки и обычаи и|более изощренные |
| | |др.). |способы поражения |
| | | |человеч-ва, |
| | |-------------------|балансирующего на |
| | |-------------------|грани выживания. |
| | |-------------------| |
| | |--------------- |-------------------|
| | | |-------------------|
| | | |-------------------|
| | | |--------------- |
| | | | |
| |ДИАЛЕКТИКА - учение|48. Личность и |53. Наука как форма|
|ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ -|о наиболее |общество. Понятие |общественного |
|неповторимый |закономерных связях|личности, ее |сознания |
|способ жизни, |и становлении, |свободы и |Наука – это деят-ть|
|индивидуальная |развитии бытия и |ответственности |чел-ка по |
|форма |познания и |Чел-к как обществ-е|выработке, |
|общественного |основанный на этом |животное всегда |систематизации и |
|существования. |учении метод |существовал в |проверке знаний. |
| |мышления. Слово |общ-ве, коллективе.|Разум-ся, чел-к |
|КАТЕГОРИИ (от греч.|"ДИАЛЕКТИКА" |Аристотель |заним-ся науч. |
|kategoria - |впервые применил |подчеркивал, что |деят-тью не |
|высказывание, |Сократ, |чел-к по природе |случайно. Такова уж|
|свидетельство) - |обозначивший им |своей есть существо|его жизнь, что он |
|формы осознания в |искусство вести |политич-е, сущ-во |постоянно вынужден |
|понятиях всеобщих |умелый спор, диалог|обществ-е. В |иметь дело с |
|способов отношений |(греч. dialegomai -|Средневековье |проблемами и |
|человека к миру, |беседую). |индивид был |сложными задачами. |
|отражающие |Противоборство |полностью поставлен|Для того, чтобы с |
|наиболее общие и |мыслей, |в зависим-ть от |ними справиться, |
|существенные |отбрасывание ложных|Бога, кот. вела к |чел-ку необходимы |
|свойства, законы |путей, постепенное|смирению и |исчерпывающие |
|природы, общества и|приближение к |послушанию, |знания, выработка |
|мышления. |правильному знанию |заставляла |кот. и явл. |
| |- это и есть |отказаться от себя,|ближайшей целью |
|ЛИЧНОСТЬ - |диалектика. Она |растворяла |всякой науч. |
|1.человеческий |там, где |индивид-ть человеч.|деят-ти. Получ-е |
|индивид в аспекте|столкновение |личности в служении|знания позволяют |
|его социальных |противоположностей |Богу. Статус |объяснить и понять |
|качеств, |, борьба идей; |полноценной |изуч-е процессы, |
|формировавшихся в |перенесенная в |личности был |осуществить |
|процессе |последствии в |осознан лишь в |предсказания на |
|конкретных видов |объективный мир, |эпоху Возрожд-я. |будещее в |
|деятельности и |она стала означать |Ренессанс воспевал |соответств-е |
|общественных |наличие в нем |гармонию души и |практич-е действия.|
|отношений. |противоречий, их |тела, возвеличивал | |
|2.динамическая и|выявление и |неиссякаемые |В основе науч. |
|целостная |разрешение, |возможности |познания лежит |
|система |борение, развитие, |личности. |слож. творч. |
|интеллектуальных |движение вперед. |Хрестоматийно |процесс мыслит-й и |
|социально-культурны| |опред. личности |предметно-практич. |
|х и |ДУАЛИЗМ - |вкл. в себя 2 осн. |деят-ти ученого. |
|морально-волевых |философское учение,|момента: 1) |Общие правила |
|качеств человека, |исходящее из |социальную |данного процесса, |
|выраженных в его |признания |самореализацию |кот. иногда назыв. |
|сознании и |равноправными, не |индивида, |методом Декарта, |
|деятельности. |свободимыми друг |претендующего быть |можно |
| |к другу двух |личностью, его соц.|сформулировать |
|МАТЕРИАЛИЗМ - одно |начал - духа и |значимость, |след. образом: |
|из двух главных |материи, |активность, |1) нельзя ничего |
|философских |идеального и |целеориентированнос|принимать за |
|направлений, |материального. |ть; 2) необходимые |истинное, пока оно |
|которое решает | |характеристики |не представляется |
|основной вопрос |ИДЕАЛИЗМ - |соц.-псих-го облика|ясным и отчетливым;|
|философии в |1.метод, |чел-ка, совокуп-ть | |
|пользу первичности|считающий, что |социально значимых |2) трудные вопросы |
|материи, природы, |существует |черт. Личность есть|необходимо делить |
|бытия, |какая-то |своеобразный |на столько частей, |
|физического, |объективная |носитель системы |сколько нужно для |
|объективного и |реальность, " |ценностей. Она |разрешения; |
|рассматривает |мировая душа ", " |нуждается в |3) начинать |
|сознание, дух, |мировой разум ", |самовыражении и |исслед-е надо с |
|мышление, |являющаяся |может подчинить |самых простых и |
|психическое, |первоначалом всего.|себе обстоят-ва. |удобных для |
|субъективное как |2.общее обозначение|В традиц-м и |познания вещей и |
|свойство материи в |философских учений,|техногенном общ-вах|постепенно |
|противоположность |утверждающих, что |отношение к |переходить к |
|идеализму, |сознание, |проблеме автономии |познанию вещей |
|принимающему за |мышление, |личности различно. |трудных и сложных; |
|исходное, первич. |психическое, |Традиц-му общ-ву |4) ученый должен |
|сознание, дух, |духовное первично, |автономия лич-ти не|останавливаться на |
|идею, мышление и |основоположно, а |свойственна, |всех подробностях, |
|т.п. |материя, природа, |реализовать лич-ть |на все обращать |
| |физическое |можно, лишь |вним-е: он должен |
|МАТЕРИЯ - |вторично, |принадлежа к к.-л. |быть уверен, что |
|объективная |производно, |корпорации как |ничего не |
|реальность, |зависимо, |элемент |пропустил. |
|существ-ая по |обусловлено. |корпоратив-х |2 уровня науч |
|своим законам, | |связей. В |познания: гл. |
|независимо от |ИНДИВИД - |техногенном общ-ве |задачей |
|сознания. |1.единичный |отстаивается |эмпирического |
| |представитель |автономия лич-ти, |уровня явл. |
|МЕТАФИЗИКА - от |человеческого |позволяющая |описание предметов |
|греч. meta ta |рода, родовая |погружаться в самые|и явлений, а |
|physika - 1.то, |биологическая |разные соц-е |основной формой |
|что идет после |характеристика |общности и культ-е |получ-го знания – |
|физики, |человека. |традиции. Чел-к – |эмпирич-й (научный)|
|трактовавшейся в |2.обозначение |активно |факт. На теоретич-м|
|древности как |единичного в |деятельностное |уровне происходит |
|учение о природе. |отличии от |существо. Его |объяснение изуч-х |
|В истории |совокупности, |деят-ть |явлений, а получ-е |
|философии термин |массы. |экстенсивна, т.е. |знание фиксируется |
|"МЕТАФИЗИКА" | |направлена на |в форме з-ов, |
|нередко |ПОКОЙ - состояние |преобраз-е и |принципов и науч. |
|употребляется как |движения, которое |переделку внеш. |теорий, в кот. |
|синоним философии.|обеспечивает |мира и природы, |раскрыв. сущность |
|В философии |стабильность |кот. необходимо |познаваемых |
|марксизма этот |предмета, |подчинить. |объектов. |
|термин |сохранение его |Цивилизов-е гражд. | |
|употребляется в |качеств. |общ-во, предполагая|-------------------|
|значении | |автономию лич-ти и |-------------------|
|антидиалектики. |В отличии от |ликвидацию личной |-------------------|
|2.метод, который |КАТОЛИЦИЗМА, |зависимости, |---------------- |
|рассматривает как |признававшего роль |призвано обеспечить|54. Искусство как |
|неизменные и |человеческого |полноценное |форма |
|независимые друг от|разума в деле |существование |общественного |
|друга, отрицает |толкования |лич-ти, ее |сознания |
|внутренние |священного писания,|дееспособность и |Искусством принято |
|противоречия как |ПРАВОСЛАВНАЯ |самореализацию. |наз. специфич-ю |
|источник развития, |ВИЗАНТИЙСКАЯ |Совр. запад. |форму общ-го |
|базируется на |ЦЕРКОВЬ отказалась |эконом. Ф. Хайек |сознания и человеч.|
|абсолютизации |от использования |уверен, что свобода|деят-ти, кот. |
|определенных |рациональной логики|лич-ти вкл. в себя |представ. собой |
|сторон, моментов в |и не согласилась |возмож-ть |отражение окруж. |
|процессе познания. |расширить догматы |отличаться от |действит-ти в |
|3.наука о |веры за счет |других, иметь |худож. образах. |
|сверхчувственных |выведенных из |собств-е цели; Дж. |Посредством |
|принципах и |священных текстов |Сорос понимает |создания произв-й |
|началах бытия. |логических |свободу как |иск-ва происходит |
| |умозаключений. |челове-ю способ-ть |реализ-я такого |
|ОСНОВНОЙ ВОПРОС | |менять свое |вида познават. |
|ФИЛОСОФИИ - вопрос|ПРАКТИКА - |положение. Свобода |деят-ти людей как |
|об отношении |философская |становится |художественное |
|сознания к бытию, |категория, |максимальной и |познание. |
|мышления к |обознач-я |фактической в |Иск-во зародилось |
|материи, природе, |материальную |ситуации выбора |еще в антич. эпоху,|
|рассматриваемый с |сторону |альтернатив. Идея |однако в этот |
|двух сторон: |общественно-историч|жесткого |период иск-во еще |
|во-первых, что |еской предметной |централизов-го |не считалось |
|является первичным|деятельности людей:|контроля |каким-то особым |
|- дух или природа, |преобразования |противоречит |видом деят-ти. |
|материя или |природы и |идеалам свободы. |Иск-во представ. |
|сознание - и, |общества. |Являясь осн-й |собой высшую форму |
|во-вторых, как | |ценностью соврем. |эстетич. сознания. |
|относится знание о|РАЗВИТИЕ - |цивилиз-го общ-ва, |Оно явл. необход-м |
|мире к самому миру,|закономерное, |свобода тесно связ.|элементом общ. |
|или, иначе, |целостное, |и соизмерима с |созн-я, |
|соответствует ли |необратимое, |ответственностью. |обеспечивающим его |
|сознание бытию, |структурное |Ответ-ть понимается|целостность, |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|