рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака

|обозначают все |близостью языка, |материальную и |первую очередь |

|сущее, весь мир во |психологич. склада |духовную. |экологич-е, |

|всем многообразии |и традиций. В |Под матер-й |демографич-е |

|его форм. Он |доиндустр-х общ-вах|культурой поним-т |проблемы, проблемы |

|распростр-ся на всю|важными элементами |технику, |кризиса культуры, |

|объектив-ю |соц. стр-ры были |производств-й опыт,|войны и мира. |

|реальность и |сословия, различ-ся|а также те матер-е |Причины |

|охватывает весь |права и обяз-ми, |ценности, кот. в |возникновения глоб.|

|материально-энергет|закрепл-ми |своей совокуп-ти |проблем – усиленный|

|ический и |юридически или |составляют |рост потребностей |

|информац-й мир |переда-ми по |искусств. среду |чел-ка, возросшие |

|Вселенной, куда |наследству. |обитания чел-ка. |масштабы технич. |

|составной частью |Также выд-сь |Подвидами |средств воздействия|

|входит и человеч-во|большие соц. группы|матер.-культ. |общ-ва на природу, |

|как нечто целое, |– классы, |феноменов явл.: |истощение природных|

|являющее собой |различающ-ся |1) природ. объекты,|ресурсов. Характ-я |

|единство |отношением к |кот. подверглись |особенность глоб. |

|материального и |средствам |некот. возд-ю со |проблем – наличие |

|духовного начал. |произв-ва. |стороны чел-ка и |тесной взаимосвязи |

|Природа в узком |В соврем. иерархии |изменили свою |между ними, при |

|смысле - часть |элементов соц. |первоздан. форму |кот. обострение |

|объективной |стр-ры следует |(рубило первобыт. |одной проблемы |

|реальности, |выд-ть: - элиты |чел-ка); |приводит к |

|окружающая человека|(политич. и |2) искус.-прир. |обострению всей |

|среда или биосфера,|экономич.); - |объекты, кот. |цепочки проблем. |

|"область жизни". |средний класс |сохраняют свою |Можно сказать, что |

|Термин "общество" |(верхний, сред-й и |прир. форму, но |глоб. проблемы – |

|может употребляться|базовый уровень); -|сущ-ют так, как не |это сложный клубок |

|в 2-х значениях. В |«соц-е дно». |встреч-ся в |след. проблем: |

|широком смысле - |Элитам всегда |естеств. условиях |медико-биологич-е |

|это обособившаяся |принадл-ли самый |(японский сад |проблемы здоровья; |

|от природы часть |высокий соц-й |камней); |минерально-сырьевой|

|материального мира,|статус, различ. |3) синтетич.-прир. |кризис; прекращение|

|представляющая |рода привилегии. |объекты, т.е. такие|гонки вооружения; |

|собой исторически |Интеллигенция |объекты, кот. |сокращение ареалов |

|развивающуюся форму|занимет нишу сред. |синтезир-ны из |нищеты и бедности; |

|жизнедеятельности |и базового уровней |встреч-ся в прир. |энергетич-й кризис;|

|людей, в узком |сред. класса; сред.|матер-ов |предотвращение |

|смысле - это |уровень состав. |(плстмассы); |использования |

|определенный этап |высшая, а базовый –|4) соц.-культ. |средств массового |

|'"развития |массовая |объекты, сооруж-е |уничтожения. |

|человеческой |интеллигенция. |кот. предполагает |Особенную остроту |

|истории. |П. Сорокин писал, |использ-е природ. и|приобрела проблема |

|На протяж. развития|что для определения|искус. матер-ов |самоопределения |

|человеч. |положения соц. |(шоссейн. дороги). |наций и борьба за |

|цивилизации |группы в соц. |5) соц.-матер. |собств-ю |

|отношение к природе|простр-ве нужно |объекты, обслужив-е|независимость. |

|менялось: в |определить |общ-во в |Крайняя форма |

|Античности природа |отношение: чел-ка к|производств-й сфере|выражения протеста |

|мыслилась как |опред-м группам; |(компьютеры, |– террор. Все эти |

|одушевл. часть |этих групп друг к |машины). |проблемы должны |

|космоса, в Срелние |другу внутри |К дух. культуре |решаться |

|века – как часть |популяций; данной |обычно относят |комплексно, |

|божеств-го |популяции к другим |науку, искусство, |координировано, |

|творения, в Новое |популяциям, вход-м |религию, мораль, |усилиями всего |

|время – как |в человеч-во. В |политику и право. |мирового |

|враждебная и |основу соц. |Следует различать |сообщества. |

|противостоящая |расслоения им были |форму дух. культ., |Демографич. |

|чел-ку сила, в |положены 3 осн. |и содержание, кот. |проблема |

|Новейшее время – |формы: экономич-я, |идеально. Форма |обусловлена не |

|как сложная |политич-я и |характер-ет то, в |только общим спадом|

|система, кот. |профессион-я, кот.,|чем воплощены |рождаемости, но и |

|усилиями разума |как правило, тесно |феномены данного |необх-тью учета |

|должна быть |переплетены. |вида культуры, а |тенденции развития |

|преобразована. |Для соц. жизни |содерж-е – то, что |семьи и семейных |

|Наедине с природой |харак-ны: свобода |они значат для |отношений |

|чел-к обретает |объед-я и собрания;|личности и общ-ва. |(непрочные, |

|надежду быть в ладу|гарантии допуска к |Подвиды дух. |распадающиеся, |

|с собой, вдали от |принятию решения; |культуры: |неполные семьи, |

|суеты приближается |субсидирование из |1) произв-я |возникновение семей|

|к подлинности |общ-х фондов; |монумент-го |нетрадиц-й |

|смысла собст-й |секторальное |искусства |ориентации, не |

|жизни. Стремление |(профессион-е) |(скульптура, |способ. к продолж. |

|пребывать в |сознание; |объекты |рода). |

|гармонии с |готовность |архитектуры); |Глоб. экологич. |

|природой, |участвовать в |2) театральное |проблемы требуют от|

|любоваться ею и |коллектив-х |иск-во (театральные|ученых и |

|одноврем. |дейст-ях; чувство |образы); |предприним-лей |

|участвовать в |удовлетворения от |3) произв-я |большей |

|моделировании сферы|взаимодействия с |изобр-го иск-ва |ответственности за |

|обитания, |себе подобными – |(живопись, |рез-ты своих |

|культивируя |социабельность; |графика); |исследований и |

|наилучшие ее |чувство личной |4) музыкальное |деят-ти, усиления |

|образцы – вот |дееспособности; |иск-во (музык-е |контроля со стороны|

|видимые |отчужденность по |образы); |государственно-прав|

|современнику грани |отношению к |5) различ. формы |ит-ных структур. |

|наслаждения |государству; |обществ-го сознания|К числу глоб. |

|природой. |овладение |(идеологич. теории,|относ. проблемы |

| |организационным |философ., |обострения гонки |

|-------------------|искусством. |эстетич-е, |вооружения, атомной|

|-------------------| |нравств-е и др. |и ядерной угрозы, |

|-------------------|-------------------|знания); |опасности |

|--------------- |-------------------|6) обществ.-психол.|радиоактивного |

| |-------------------|явления (общ. |загрязнения. Новые |

| |--------------- |мнение, идеалы, |виды вооружения |

| | |ценности, соц-е |предлагают все |

| | |привычки и обычаи и|более изощренные |

| | |др.). |способы поражения |

| | | |человеч-ва, |

| | |-------------------|балансирующего на |

| | |-------------------|грани выживания. |

| | |-------------------| |

| | |--------------- |-------------------|

| | | |-------------------|

| | | |-------------------|

| | | |--------------- |

| | | | |

| |ДИАЛЕКТИКА - учение|48. Личность и |53. Наука как форма|

|ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ -|о наиболее |общество. Понятие |общественного |

|неповторимый |закономерных связях|личности, ее |сознания |

|способ жизни, |и становлении, |свободы и |Наука – это деят-ть|

|индивидуальная |развитии бытия и |ответственности |чел-ка по |

|форма |познания и |Чел-к как обществ-е|выработке, |

|общественного |основанный на этом |животное всегда |систематизации и |

|существования. |учении метод |существовал в |проверке знаний. |

| |мышления. Слово |общ-ве, коллективе.|Разум-ся, чел-к |

|КАТЕГОРИИ (от греч.|"ДИАЛЕКТИКА" |Аристотель |заним-ся науч. |

|kategoria - |впервые применил |подчеркивал, что |деят-тью не |

|высказывание, |Сократ, |чел-к по природе |случайно. Такова уж|

|свидетельство) - |обозначивший им |своей есть существо|его жизнь, что он |

|формы осознания в |искусство вести |политич-е, сущ-во |постоянно вынужден |

|понятиях всеобщих |умелый спор, диалог|обществ-е. В |иметь дело с |

|способов отношений |(греч. dialegomai -|Средневековье |проблемами и |

|человека к миру, |беседую). |индивид был |сложными задачами. |

|отражающие |Противоборство |полностью поставлен|Для того, чтобы с |

|наиболее общие и |мыслей, |в зависим-ть от |ними справиться, |

|существенные |отбрасывание ложных|Бога, кот. вела к |чел-ку необходимы |

|свойства, законы |путей, постепенное|смирению и |исчерпывающие |

|природы, общества и|приближение к |послушанию, |знания, выработка |

|мышления. |правильному знанию |заставляла |кот. и явл. |

| |- это и есть |отказаться от себя,|ближайшей целью |

|ЛИЧНОСТЬ - |диалектика. Она |растворяла |всякой науч. |

|1.человеческий |там, где |индивид-ть человеч.|деят-ти. Получ-е |

|индивид в аспекте|столкновение |личности в служении|знания позволяют |

|его социальных |противоположностей |Богу. Статус |объяснить и понять |

|качеств, |, борьба идей; |полноценной |изуч-е процессы, |

|формировавшихся в |перенесенная в |личности был |осуществить |

|процессе |последствии в |осознан лишь в |предсказания на |

|конкретных видов |объективный мир, |эпоху Возрожд-я. |будещее в |

|деятельности и |она стала означать |Ренессанс воспевал |соответств-е |

|общественных |наличие в нем |гармонию души и |практич-е действия.|

|отношений. |противоречий, их |тела, возвеличивал | |

|2.динамическая и|выявление и |неиссякаемые |В основе науч. |

|целостная |разрешение, |возможности |познания лежит |

|система |борение, развитие, |личности. |слож. творч. |

|интеллектуальных |движение вперед. |Хрестоматийно |процесс мыслит-й и |

|социально-культурны| |опред. личности |предметно-практич. |

|х и |ДУАЛИЗМ - |вкл. в себя 2 осн. |деят-ти ученого. |

|морально-волевых |философское учение,|момента: 1) |Общие правила |

|качеств человека, |исходящее из |социальную |данного процесса, |

|выраженных в его |признания |самореализацию |кот. иногда назыв. |

|сознании и |равноправными, не |индивида, |методом Декарта, |

|деятельности. |свободимыми друг |претендующего быть |можно |

| |к другу двух |личностью, его соц.|сформулировать |

|МАТЕРИАЛИЗМ - одно |начал - духа и |значимость, |след. образом: |

|из двух главных |материи, |активность, |1) нельзя ничего |

|философских |идеального и |целеориентированнос|принимать за |

|направлений, |материального. |ть; 2) необходимые |истинное, пока оно |

|которое решает | |характеристики |не представляется |

|основной вопрос |ИДЕАЛИЗМ - |соц.-псих-го облика|ясным и отчетливым;|

|философии в |1.метод, |чел-ка, совокуп-ть | |

|пользу первичности|считающий, что |социально значимых |2) трудные вопросы |

|материи, природы, |существует |черт. Личность есть|необходимо делить |

|бытия, |какая-то |своеобразный |на столько частей, |

|физического, |объективная |носитель системы |сколько нужно для |

|объективного и |реальность, " |ценностей. Она |разрешения; |

|рассматривает |мировая душа ", " |нуждается в |3) начинать |

|сознание, дух, |мировой разум ", |самовыражении и |исслед-е надо с |

|мышление, |являющаяся |может подчинить |самых простых и |

|психическое, |первоначалом всего.|себе обстоят-ва. |удобных для |

|субъективное как |2.общее обозначение|В традиц-м и |познания вещей и |

|свойство материи в |философских учений,|техногенном общ-вах|постепенно |

|противоположность |утверждающих, что |отношение к |переходить к |

|идеализму, |сознание, |проблеме автономии |познанию вещей |

|принимающему за |мышление, |личности различно. |трудных и сложных; |

|исходное, первич. |психическое, |Традиц-му общ-ву |4) ученый должен |

|сознание, дух, |духовное первично, |автономия лич-ти не|останавливаться на |

|идею, мышление и |основоположно, а |свойственна, |всех подробностях, |

|т.п. |материя, природа, |реализовать лич-ть |на все обращать |

| |физическое |можно, лишь |вним-е: он должен |

|МАТЕРИЯ - |вторично, |принадлежа к к.-л. |быть уверен, что |

|объективная |производно, |корпорации как |ничего не |

|реальность, |зависимо, |элемент |пропустил. |

|существ-ая по |обусловлено. |корпоратив-х |2 уровня науч |

|своим законам, | |связей. В |познания: гл. |

|независимо от |ИНДИВИД - |техногенном общ-ве |задачей |

|сознания. |1.единичный |отстаивается |эмпирического |

| |представитель |автономия лич-ти, |уровня явл. |

|МЕТАФИЗИКА - от |человеческого |позволяющая |описание предметов |

|греч. meta ta |рода, родовая |погружаться в самые|и явлений, а |

|physika - 1.то, |биологическая |разные соц-е |основной формой |

|что идет после |характеристика |общности и культ-е |получ-го знания – |

|физики, |человека. |традиции. Чел-к – |эмпирич-й (научный)|

|трактовавшейся в |2.обозначение |активно |факт. На теоретич-м|

|древности как |единичного в |деятельностное |уровне происходит |

|учение о природе. |отличии от |существо. Его |объяснение изуч-х |

|В истории |совокупности, |деят-ть |явлений, а получ-е |

|философии термин |массы. |экстенсивна, т.е. |знание фиксируется |

|"МЕТАФИЗИКА" | |направлена на |в форме з-ов, |

|нередко |ПОКОЙ - состояние |преобраз-е и |принципов и науч. |

|употребляется как |движения, которое |переделку внеш. |теорий, в кот. |

|синоним философии.|обеспечивает |мира и природы, |раскрыв. сущность |

|В философии |стабильность |кот. необходимо |познаваемых |

|марксизма этот |предмета, |подчинить. |объектов. |

|термин |сохранение его |Цивилизов-е гражд. | |

|употребляется в |качеств. |общ-во, предполагая|-------------------|

|значении | |автономию лич-ти и |-------------------|

|антидиалектики. |В отличии от |ликвидацию личной |-------------------|

|2.метод, который |КАТОЛИЦИЗМА, |зависимости, |---------------- |

|рассматривает как |признававшего роль |призвано обеспечить|54. Искусство как |

|неизменные и |человеческого |полноценное |форма |

|независимые друг от|разума в деле |существование |общественного |

|друга, отрицает |толкования |лич-ти, ее |сознания |

|внутренние |священного писания,|дееспособность и |Искусством принято |

|противоречия как |ПРАВОСЛАВНАЯ |самореализацию. |наз. специфич-ю |

|источник развития, |ВИЗАНТИЙСКАЯ |Совр. запад. |форму общ-го |

|базируется на |ЦЕРКОВЬ отказалась |эконом. Ф. Хайек |сознания и человеч.|

|абсолютизации |от использования |уверен, что свобода|деят-ти, кот. |

|определенных |рациональной логики|лич-ти вкл. в себя |представ. собой |

|сторон, моментов в |и не согласилась |возмож-ть |отражение окруж. |

|процессе познания. |расширить догматы |отличаться от |действит-ти в |

|3.наука о |веры за счет |других, иметь |худож. образах. |

|сверхчувственных |выведенных из |собств-е цели; Дж. |Посредством |

|принципах и |священных текстов |Сорос понимает |создания произв-й |

|началах бытия. |логических |свободу как |иск-ва происходит |

| |умозаключений. |челове-ю способ-ть |реализ-я такого |

|ОСНОВНОЙ ВОПРОС | |менять свое |вида познават. |

|ФИЛОСОФИИ - вопрос|ПРАКТИКА - |положение. Свобода |деят-ти людей как |

|об отношении |философская |становится |художественное |

|сознания к бытию, |категория, |максимальной и |познание. |

|мышления к |обознач-я |фактической в |Иск-во зародилось |

|материи, природе, |материальную |ситуации выбора |еще в антич. эпоху,|

|рассматриваемый с |сторону |альтернатив. Идея |однако в этот |

|двух сторон: |общественно-историч|жесткого |период иск-во еще |

|во-первых, что |еской предметной |централизов-го |не считалось |

|является первичным|деятельности людей:|контроля |каким-то особым |

|- дух или природа, |преобразования |противоречит |видом деят-ти. |

|материя или |природы и |идеалам свободы. |Иск-во представ. |

|сознание - и, |общества. |Являясь осн-й |собой высшую форму |

|во-вторых, как | |ценностью соврем. |эстетич. сознания. |

|относится знание о|РАЗВИТИЕ - |цивилиз-го общ-ва, |Оно явл. необход-м |

|мире к самому миру,|закономерное, |свобода тесно связ.|элементом общ. |

|или, иначе, |целостное, |и соизмерима с |созн-я, |

|соответствует ли |необратимое, |ответственностью. |обеспечивающим его |

|сознание бытию, |структурное |Ответ-ть понимается|целостность, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.