Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
|но как результат |стали рассмат-ть в |исчезает, форму |идет по циклу (вряд|
|сложной |узком смысле как |начали считать |ли соврем-е общ-во |
|исторической |механич-е, т.е. |продуктом материи. |вернется, в т.ч. и |
|общественно-трудово|простое |Идея сотвор-я |на так называемой |
|й деятельности, |пространств. |материи отрицалась,|более высокой |
|т.е. практики. |перемещение. В |материя |основе, к |
|Мир материален по |соврем. фил-и пон-е|провозглаш-сь |первобыт-му |
|природе, а сознание|«движ-е» истолк-ся |вечной, а движение |общ-ву). А если |
|– свойство мозга, |в «широком смысле |– результатом |развитие имеет |
|продукт его |как представл-е о |действия природных |циклич-й характер, |
|деятельности. |любом изм-и |сил. |то его разумно |
|Сознание (познание)|вообще». |Филос-е понятие |описывать в точных |
|– это отражение |Классиф-я форм |материи охватывает |терминах |
|материи. По |движения материи, |собой всю |соответст-х наук, |
|содержанию наше |данная Ф. Энгельсом|предметную |кот. прекрасно |
|познание носит |в 80-е гг. XIX в.: |действит-ть, всю |обходятся без таких|
|объективный | |объектив-ю |довольно |
|характер. Маркс |- механич. форма |реальность, |непроясненных |
|считает, что нельзя|движ-я материи как |обладает признаком |понятий, как |
|сводить чел-ка |простейшая, включ. |всеобщности и, в |«превращение в свою|
|только к природному|в любую другую; |принципе, не может |противопол-ть» и |
|существу. Чел-к – |- изучаемые физикой|устареть, поскольку|«отрицание |
|это не абстрактное |теплота, свет, |выражает неизменную|отрицания». |
|существо, а |электр-во; |способ-ть чел-ка | |
|совокуп-ть обществ.|- химич. процессы; |отражать внеш. мир.|-------------------|
|отношений в своей |- органич. жизнь – |По определ. В.И. |-------------------|
|действит-й |это осн-е формы в |Ленина: «Материя |-------------------|
|сущности. |обл-ти при-роды. |есть философ. |--------------- |
|Соц. фил-я Маркса –|Над ними нах-ся |категория для |34. Чувственное |
|это учение об |более высокая |обозначения |познание и его |
|общественно-экономи|область – общ. – |объектив-й |особенности |
|ческих формациях. |историч. процесс, |реальности, кот. |Чувственным наз. |
|Самая высокая |соц-я форма движ-я |дана чел-ку в |познание, при кот. |
|ступень развития |материи, а также |ощущениях его, кот |доминирующую роль |
|общества – |процессы мышления. |копируется, |играют органы |
|коммунизм. |В каждой форме |фотограф-ся, |чувств. Расслоение |
|Экономический базис|движ-я материи |отображ-ся нашими |двух видов знания |
|и надстройка |целесообр-но |ощущениями, |(чувств-го и |
|(общественное, |выделять макро- и |существуя |рацион-го) |
|политич., правовое |микроуровень, а |независимо от них».|характерно для всей|
|сознание, |также прослеживать |Материя |истории фил-ии. |
|нравственность, |общие и частные |представлена |Чувств-е познание |
|наука, искусство и |закономерности. |различ. уровнями |пытается выявить |
|т.д.). Маркс |Развитие – |своей организ-й и |содержание из |
|выделяет ступени |изменение качества.|формами матер-х |показаний органов |
|общ-ва – оно |В наши дни известно|систем: мегамир – |чувств, |
|дифференцировано |много наук, кот. |мир космоса |свидетельств-х о |
|(развитие – |изучают не только |(планеты, Зв. |самих объектах. К |
|движение по |изменение, но и |комплексы, |формам чувств-го |
|ступеням). |разв-е явлений. |галактики и др.); |позн-я относятся |
| |Так, в физике |макромир – мир |ощущения – наиболее|
|-------------------|элемент-х частиц |устойч-х форм и |элементар-е, далее |
|-------------------|изучают их |соразмерных чел-ку |неразложимое и не |
|-------------------|взаимопревращ-я; |величин; микромир –|имеющее структуры |
|--------------- |химия описывает |мир атомов и |познавательное |
|16. Философия |взаимопревращ-я |элемен-х частиц. |явл-е, тот |
|жизни. Шопенгауэр и|вещ-в, происх-х в |Струк. уровнями |«мостик», кот. |
|Ницше |рез-те химич-х |мат-и явл. также |связывает чел-ка и |
|Во многих отнош-ях |реакций; |субэлементарный, |окруж-ю его |
|начало новому типу |эмбриология |микроэлем-й, |действит-ть. По |
|философ-я положил |рассматр-ет |ядерный, атомный, |выраж-ю В.И. |
|немец Артур |качеств-е |молекул-й, |Ленина, «иначе чем |
|Шопенгауэр. Все, |матемарфозы, |макроскопич-й и |через ощущение, мы |
|что существует, он |происх-е с |космический. |ни о каких формах |
|понимает как волю, |зародышами |Сознание - высшая, |вещ-ва, ни о каких |
|волю к жизни. Воля |организмов; |свойственная лишь |формах движения |
|поним-ся как |обществ-е науки |человеку форма |ничего узнать не |
|универсально-космич|объясняют процессы |отражения |можем». Ощущ-е есть|
|. феномен, а каждая|перерожд-я, напр. |обьективной |отраж-е отдельных |
|сила в природе – |феодального общ-ва |действит-ти. |св-в предметов |
|как воля. Всякая |в капиталистич-е. |Сознание |объектив-го мира во|
|телесность есть |Следует, однако, |представляет собой |время их |
|«объективность |отметить, что |единство психич-х |непосредств-го |
|воли», инстинкты и |всегда нах-ся такие|процессов, активно|воздействия на |
|порывы животных – |качеств-е |участвующих в |органы чувств. |
|это тоже действие |преобраз-я, кот-е |осмыслении |Информац.-пропуск-я|
|воли, наконец, и |выводят за пределы |человеком |способ-ть органов |
|чел-к есть |данной науки. В |объективного мира |чувств чел-ка |
|проявление воли, |силу этого факта |и своего |такова: самый |
|его природа, |людям прих-ся иметь|собственного бытия.|большой объем |
|поэтому не |дело с |С самого рождения|информации чел-к |
|рациональна, а |многообразием наук,|человек попадает |получает с помощью |
|иррациональна. |а не с одной |в мир предметов, |зрения, затем (по |
|Разум вторичен по |наукой, кот. |созданных |убывающей) – с |
|отношению к воле, |описывала бы все |предыдущими |пом-ю осязания, |
|она безосновна, |возм-е качеств. |поколениями и |слуха, вкуса, |
|истоки всего |превращения. Т.к. с|формир-ся как |обоняния. |
|остального наход-ся|явлениями происх-т |таковой лишь в |Целостный образ, |
|именно в ней. Мир |самые различ-е |процессе обучения |отраж-й |
|есть воля и ее |преобраз-я, то |целенапр-му их |непосредств-е |
|манифестация. Все, |ставится вопрос об |использованию, |воздействие на |
|в т.ч. и чел-к, |их истоках или |кот. происходит |органы чувств |
|навеки приковано к |причинах. Согласно |лишь в процессе |единичных предметов|
|вертящ-ся колесу |принципу |общения. Именно |и состоящий из |
|воли. |детерминизма, все |потому, что человек|комплекса ощущений,|
|Для немца Фридриха |явления причинно |относится к |наз-ся восприятием.|
|Ницше в основе |обусловлены. |объектам с |В понимании природы|
|всего находится не |Отрицание же этого |пониманием, со |восприятия большое |
|воля к жизни, а |принципа называют |знанием, способ его|место отводится |
|воля к власти. Он |индетерминизмом. |отнош-я к миру |двигат-м процессам:|
|сторонник сильных |Индетерм-зм |наз-ся сознанием. |движ-ю руки, |
|личностей, таких |отказывается от |Любое ощущение |ощупывающей |
|как герой его книги|идеала науч-го |или чувство явл. |предмет; движ-ю |
|«Так говорил |описания и видит во|частью сознания, |глаз, прослеж-х |
|Заратустра», |всех метаморфозах |т.к. обладает |видимый контур. |
|живущий высоко в |слепую игру случая.|значением и |Другая характ-ка |
|горах, т.е. выше |Достиж-я науки |смыслом. Однако |восприятия – |
|обычных людей, со |свид-ют в пользу |сознание не есть |интенция, т.е. |
|своими ближ. |детерм-зма. |только знание или |направленность на |
|друзьями – мудрой |-------------------|языковое мышление.|к.-л. ситуацию, что|
|змеей и гордым |-------------------|С др. ст. нельзя |обеспеч-т возмож-ть|
|орлом. Чем дальше |-------------------|отождествлять |субъектив-х |
|от природы до |--------------- |сознание и |трансформаций |
|чел-ка, тем больше |23. Пространство и |психику, т.к. не |образа с целью |
|затухает импульс к |время |все психич-е |приведения его к |
|жизни, а сам чел-к |Важнейшими формами |процессы |виду, годному для |
|– это уже прямое |бытия являются |включаются в данный|принятия решений. |
|проявление болезни.|время и |момент в сознание. |После прекращ-я |
|Выход один – |пространство. Сущ. |Оно возникло в |непосредств-го |
|воспитывать сильных|2 основные точки |процессе |воздействия на |
|лич-ей, способ-х |зрения на время и |общественно-произво|органы чувств образ|
|вести за собой |пространство: 1) |дственной деят-ти |предмета не |
|слабовольные массы |субстанциональная |чел-ка и |исчезает бесследно,|
|людей. Лозунг Ницше|концепция. Время и |неразрывно связанно|а хранится в памяти|
|– «Живи опасно». |пространство есть |с языком. Сознание |– структурном |
|Ницше решит-но |самостоятельные |существует в 2 |компоненте |
|выступает против |сущности, |формах - |сознания, связанном|
|«малокровных» |существующие наряду|общественном и |с механизмами |
|идеалов христ-ва, |с материей и |индивидуальном. |запечатления, |
|морали, науки. Но |независимо от ее. |Основными подходами|сохр-ния, |
|он поддерживал |Отношение между |к происхождению |воспроизв-я и |
|мораль и религию |ними как между |сознания были |переработки |
|инстинкта (воли к |самостоятельными |следующие: Платон:|поступающей в мозг |
|власти). По Ницше, |субстанциями. |тело человека - |инф-ии. Виды |
|все умирает и |Независимость |вместилище |памяти: моторная, |
|расцветает вновь, |свойств |бессмертной души и |эмоцион-я, |
|только в этом |пространства и |ее раб, |образная, |
|смысле можно |времени от |бестелесная душа |словесно-логич., |
|говорить о чем-то |протекающих в них |управляет всем во |долговрем-я и |
|вечном. |мат процессов. |вселенной. |кратковрем-я. |
| |2) реляционная. |Христианство: разум|В рез-те созранения|
|-------------------|Пространство и |чел-ка, его |памятью внеш-х |
|-------------------|время не сами |мышление - искорка|воздействий |
|-------------------|сущности, а суть |божеств-го разума. |возникают |
|--------------- |системы отношений, |Именно он мыслит, |представления, т.е.|
|17. Русская |которые образуют |желает, чувствует в|образы предметов, |
|философия XIX в. В.|между собой |человеч.сознании. |кот. отсутствуют, |
|Соловьев |материальные |Декарт: сознание - |но кот. когда-то |
|Начало последоват. |объекты. Вне |внепространст-венна|воздействовали на |
|разв-я фил-и относ.|системы |я субстанция, |органы чувств |
|ко втор. четв. XIX |взаимодействий |впервые рассматр-ет|чел-ка, а также |
|в. Владимир |пространство и |проблему |образы, созданные |
|Сергеевич Соловьев |время не |самосознания. |усилиями |
|– автор |существуют. |Гегель: С. - одно|продуктивного |
|оригинальнейшей |окрит (античн): |из воплощений |воображения. |
|филос. системы, в |пространство |всемирного |Чувств-е познание |
|кот. осн. черты |отождествляется с |разума. Впервые |основано на |
|рус. фил-и |пустотой, считается|рассматривает |воспринимающей |
|представ. особенно |абсолютным и |социально - |способ-ти, при |
|рельефно. Его фил-ю|вечным, его св-во |историческую |отсутствии кот. |
|называют философией|изотопно, |природу сознания, |чувств. позн-е |
|положит-го |однородно. Галилей |говорит о |любого предмета |
|всеединства. |: время однородно и|принципе |невозможно. Являясь|
|Всякое многообразие|необратимо. Гегель |историзма. В ХХ |источником |
|скреплено божеств. |пространство |веке возникает |познания, чувств- |
|единством. Соловьев|рассматривал как |теория отражения. |позн-е довольно |
|видит во всех вещах|форму |Согласно этой |ограниченно. По |
|именно род |индивидуального |теории сознание |Гегелю, чувств-я |
|божеств-го смысла. |сознания, как |это высшая форма |достоверность – |
|В сущем и |априорные формы |отражения. |самая бедная форма |
|причастных к нему |чувственного |Т.о., сознание |познания; Гегель |
|вещах заключены в |созерцания. |формируется |подчерк-т также |
|единство благо (как|Осн. св-ми |деят-тью чтобы |противореч-ть |
|реализующаяся воля)|простр-ва и времени|затем влиять на эту|образов в позн-и. |
|и красота (как |явл. бесконечность |деят-ть, определяя | |
|реализующееся |и неисчерпаемость |и регулируя ее. |-------------------|
|чувство). Отсюда |простр-ва и | |-------------------|
|формула С.: |времени, |-------------------|-------------------|
|«Абсолютное |трехмерность |-------------------|--------------- |
|осуществляет благо |простр-ва, |-------------------|19. Неотомизм |
|через истину в |однонаправленность |--------------- | |
|красоте». 3 |и необратимость |24. Явление и |25. Причина и |
|абсолют. ценности –|времени. |сущность |следствие |
|благо, истина и |Всеобщность |В учении о сущности| |
|красота – всегда |простр-ва и времени|Гегель выделяет в |26. Необходимость и|
|образуют единство, |означает, что они |ничто решающее, |случайность |
|смыслом кот. явл. |существуют, |главное: это | |
|любовь. Любовь – |пронизывая все |сущность и |27. Форма и |
|это та сила, кот. |струк-ры |определяемое |содержание |
|подрывает корни |универсума. |сущность явление. | |
|всякого эгоизма, |Объективность |Сущность в силу |31. Возможность и |
|всякой отдельности.|простр-ва и времени|своей внутр-й |действительность |
| |означает, что |противоречивости | |
|Для С. гарантом |сущ-ют, пронизывая |сама себя |32. Часть, целое, |
|спасения человеч-ва|все струк-ры |отталкивает и |система |
|явл. любовь, |универсума, |переходит в | |
|единение добра, |независимо от |явление, в |33. Единичное, |
|истины и красоты. |возможности |существование. Т.о,|особенное и |
|Истину добывает |восприятия или |источником движения|всеобщее |
|высоконравств. |отсутствия таковой.|является | |
|чел-к. Безнравств-я| |противоречие |41. |
|наука служит силам |Характеризуя |сущности, наличие в|Политико-правовая |
|разрушения (войны).|простр-во и время, |ней |сфера |
|Жизнь всякого |ученые выд-ют их |противоположностей.|жизни общества |
|чел-ка есть |метрические | | |
|творчество, |(количеств-е | |51. Политическое и |
|свободное движение |характер-ки – |-------------------|правовое сознание |
|к добру. |длительность(совок-|-------------------| |
|Фил-я, согласно С.,|ть мгновений, |-------------------|52. Нравственность |
|по своему |закл-я в некот-е |--------------- |как форма |
|содержанию |границы, каковыми | |общественного |
|антропоцентрична. |явл. начальн. и | |сознания |
|Это соотв-ет тому, |конеч. мгновения | | |
|что чел-к – вершина|существ-я данного | | |
|творения Бога. |объекта) и | | |
|Общ-во – это |мгновение) и | | |
|расширенная лич-ть,|топологические | | |
|лич-ть же есть |(качественные и во | | |
|сосредоточенное |многом проблемные | | |
|общ-во. Что |характ-ки – | | |
|касается права, то |непрерывность и | | |
|оно необходимо, ибо|связан-ть | | |
|не допускает |простр-ва, порядок | | |
|крайних проявлений |и направление | | |
|зла. Но право |времени, | | |
|обеспеч. достижение|размерность, | | |
|лишь миним. добра, |однородность | | |
|идеалы же |простр-ва, | | |
|совершен-го добра |однонаправленность,| | |
|открывает |необратимость, | | |
|христианская |одномерность | | |
|религия. |времени) свойства. | | |
| | | | |
| |38. Общество как |42. Духовная сфера |45. Сущность |
|35. Рациональное |целостная |жизни общества |человека. |
|познание. Мышление |развивающаяся |Под дух. жизнью |Биологическое и |
|Рацион-е позн-е |система |общ-ва обычно |социальное в |
|осущ-ся в форме |Человеческое |понимают ту область|человеке |
|понятия, суждения и|общество - это |бытия, в кот. |Индивид (от лат. |
|умозаключения. |высшая ступень |объективная |individuum - |
|Понятие – это |развития живых |реальность дается |неделимое), |
|элементар-я форма |систем, главные |людям не в форме |первоначально - |
|мысли, рез-т |элементы которой - |противостоящей |лат. Перевод греч.|
|обобщения, |люди, формы их |предметной |понятия 'атом' |
|провед-го по |совместной деят-ти,|действит-ти, а как |(впервые у |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|